2014 год № 3
Передовая статья
2Департамент здравоохранения Приморского края, г. Владивосток
3Приморская краевая клиническая больница, г. Владивосток
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации (ДФО), имея огромную территорию (36,08% России), огромный природно-ресурсный (80% запасов алмазов, 92% олова, 33% золота, 35% серебра, более 55% запасов марганцевых, апатитовых руд и урана, запасы нефти, газа, леса, морепродуктов и т.д.), промышленный (авиа и судостроение и др.), экспортный и рекреационный потенциал, наличие больших неосвоенных площадей, пригодных для проживания населения и размещения крупных производственных комплексов и развития сельского хозяйства, выгодное географическое положение, занимает одно из последних мест по уровню экономического развития и уровню жизни населения в стране. Причиной этого является, прежде всего, диспропорция между огромным ресурсным потенциалом и малонаселенностью (всего 4,55% населения РФ), слабо развитыми инфраструктурой, прежде всего транспортной, социальной, и обрабатывающей промышленностью [7, 3, 21, 22]. Проблемы региональной экономики всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследования региональных аспектов развития экономики России и в частности Дальневосточного федерального округа, в выявление закономерностей межрегиональных экономических связей, в разработку механизма регулирования территориального развития в нашей стране внесли А.Г.Аганбегян, М.К.Бандман, П.Я.Бакланов, Н.Н. Баранский, А.Г.Гранберг, В.И. Ишаев и другие.
Из числа зарубежных учёных, внесших вклад в разработку теоретических основ пространственной экономики, в определение закономерностей формирования и развития территориальных хозяйственных систем, следует назвать общепринятых классиков в этой области - У.Айзарда, А.Вебера, В.Лаунхардта, А.Леша, Г.Мюрдаля, И. Тюнена.
Цель исследования: Провести сравнительный анализ литературных источников по проблеме социально-экономического развития Приморского края.
Предмет исследования: Экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе социально-экономического развития в Приморском крае, обеспечивающие устойчивое развитие его экономики.
Материалы и методы: Для реализации цели использованы следующие методы: контент-анализа, аналитический, системного анализа.
Обсуждение результатов
|
|
В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.
Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 45 % валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой [3]. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика в значительной степени защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.
Сформировался слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость [1, 2].
Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода. Проводятся реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализуются меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, затрат в сфере электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций [6, 14].
Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: наметился экономический рост, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века, претендующей на передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия планирует войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу текущего десятилетия [14].
Дальневосточный федеральный округ занимает 36,08 % территории России, а доля его населения составляет 4,55%. На 1 кв. км приходится всего 1,1 человека. Обширная и богатая территория ДФО характеризуется невысоким уровнем социально-экономического развития. В округе производится не более 5% общероссийской суммы валовых региональных продуктов, стоимость жизни на 40% выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, доля бедного населения выше среднероссийского показателя [9].
ДФО занимает последнее место среди всех федеральных округов по стоимости основных фондов, и объемам отгруженных товаров, обрабатывающих производств (а также - производства и распределения электроэнергии, газа и воды), по показателям ввода жилья на 1000 человек населения и доли автодорог с твердым покрытием. Наиболее экономически активными являются южные территории округа - одним из которых является Приморский край, в нем сконцентрирован 31% предприятий Дальнего Востока [18].
Экономика "южных" приграничных регионов на 70 % ориентирована на страны Северо-Восточной Азии (в меньшей степени - Азиатско-Тихоокеанского региона), что является результатом географической близости, но не интеграционных процессов. Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами [15, 20].
Коэффициент рождаемости в ДФО - 11,5%, мал даже для простого воспроизводства населения. Сокращение численности населения в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально-экономического развития. Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов. Сокращение населения, его старение, создают определенные ограничения для экономического развития региона. В период 1991 - 2008 гг. округ потерял более 1,3 млн. человек или более 16% своего населения, из них более 89% - потери из-за миграции.
В структуре миграционного прироста населения ДФО доминируют мигранты из государств Средней Азии и Закавказья - они составляют более половины (53%). В структуре прибывших из стран дальнего зарубежья доминирующее место занимает Китай (его доля в численности прибывших из этих стран составляет почти 60%). В целом за счет мигрантов из Китая в ДФО формируется положительный миграционный прирост, так в 2007 г. из общего числа (1085 человек) прибывших мигрантов из Китая почти все (1038 человек) прибыли в Амурскую область и в Хабаровский край (31 человек), а из них выбыл только 21 человек [8, 14, 17].
Миграция продолжает играть существенную роль в формировании как численности, так и этнической структуре населения: продолжается снижение абсолютной численности и удельного веса русского населения (как и славянского в целом), так в 2007 г. отрицательное сальдо миграции было сформировано главным образом за счет русских и в дальнейшем, если тенденция сокращения населения за счет миграции продолжится, то ДФО будет терять, прежде всего, русское население; увеличивается доля мигрантов из среднеазиатского и закавказского регионов; продолжает увеличиваться численность китайцев [17]. По росту старения населения ДФО - "лидер" в стране. Деформируется возрастно-половая структура населения в сторону "старения", сокращается численность экономически активного населения, увеличивается демографическая нагрузка на занятое население [4].
В Дальневосточном Федеральном округе можно выделить три зоны, которые делятся по степени благоприятности:
- Неблагоприятная для жизни человека - Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Корякский автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7% населения.
- Благоприятная - Приморский край. В этой зоне проживает 30,9% населения.
- Средне благоприятная - вся остальная территория. В данной зоне проживает 51,4% населения.
Приморский край занимает территорию в 164,7 тыс. кв. км с численностью населения около 2 млн. человек и является самой заселенной и освоенной частью Дальнего Востока. Ведущими секторами экономики являются транспорт, связь (свыше 20%) и торговля (свыше 20%), что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран - экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительное место занимают отрасли, связанные с природно-ресурсным потенциалом края - горнодобывающая промышленность, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, а также пищевая промышленность (прежде всего рыбная), машиностроение (прежде всего авиастроение, судостроение и судоремонт) и лесная промышленность.
Основная часть населения и, следовательно, социально-экономического потенциала сосредоточена в границах Владивостокской агломерации, в состав которой помимо г. Владивостока - системообразующего центра агломерации - входят гг. Находка, Артем, Большой Камень и Уссурийск, поселки и сельские населенные пункты Надеждинского и Шкотовского районов. К зоне влияния агломерации относятся г. Партизанск, Партизанский и Хасанский районы. Суммарная численность населения агломерации составляет более 850 тыс. человек, а с учетом зоны влияния агломерации - более 1,3 млн. человек, то есть свыше двух третей населения края. Владивостокская агломерация характеризуется относительно комфортным климатом, максимально приближена одновременно к нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, обладает незамерзающей акваторией, богатой биологическими ресурсами, самой высокой плотностью инфраструктуры, относительно диверсифицированной структурой экономики и наличием признанных научно-исследовательских учреждений. Приоритетными направлениями развития Владивостокской агломерации являются представительские, транспортно-логистические, образовательные и туристические функции. В силу своего геополитического положения эта территория развивается как зона тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, деловой центр и площадка для международной коммуникации. Кроме того, Владивостокская агломерация является узлом международных транспортных коридоров с развитой сетью опорных коммуникаций, что дает конкурентные преимущества по организации интермодальных перевозок. В ее составе формируется транспортно-логистический комплекс национального значения, интегрирующий железнодорожную и автодорожную сеть, морскую портовую и аэропортовую, а также складскую инфраструктуру для обеспечения российского внешнеторгового грузооборота и международного транзита грузов и пассажиров с ориентацией в первую очередь на северо-восточные провинции Китая, Северную и Южную Корею, Японию. Это является основой развития транспортно-логистического кластера Приморского края.
Владивостокская агломерация - крупный научный и образовательный центр с выраженной морской и естественнонаучной специализацией. Приоритетными направлениями развития научно-образовательной сферы являются расширение экспорта образовательных услуг, организация схем взаимодействия с бизнесом, модернизация материально-технической базы и расширение внешних связей. В перспективе на территории агломерации предполагается развивать экспериментально-производственную деятель-ность, в том числе на базе инновационных технологий - максимально широко использовать биологические ресурсы моря, разводить аквакультуру, строить рыбопромысловые суда, разрабатывать новые технологии воспроизводства биологических ресурсов [9].
На базе нескольких регионообразующих предприятий развиваются судостроительный и судоремонтный комплексы, транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья. Строится спецморнефтепорт Козьмино. Реализация указанных проектов позволит обеспечить экономический рост в смежных отраслях экономики и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных центров, специализированного машиностроения - процессинговых центров поставщиков технологических решений для обеспечения проектов нефтегазодобычи на острове Сахалин и шельфе дальневосточных морей.
Социально-экономическое развитие края, участие в проектах интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала определяют потребность в развитии опорной транспортной инфраструктуры. Импульс совершенствованию системы воздушного транспортного сообщения придает создание современного международного аэропорта в г. Владивостоке с организацией скоростного пассажирского сообщения на линиях Владивосток - Артем - Уссурийск и Владивосток - Артем - Находка. Планируется развитие аэродромной сети местного значения, в том числе реконструкция аэропортов в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка, Усть-Соболевка, Самарга и Агзу.
Приоритетным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры Приморского края является устранение дефицита генерирующих мощностей. Усиливаются межсистемные связи между Хабаровской энергосистемой и энергосистемой Приморского края.
Приморский край является важным узлом телекоммуникационной инфраструктуры. На территории региона осуществлено строительство объектов и сетей телекоммуникаций, созданы сеть подвижной радиосвязи, волоконно-оптическая линия связи на острове Русский, сеть подвижной радиотелефонной (сотовой) связи федеральных и региональных операторов связи [19, 23].
Основными направлениями образовательной региональной политики в Приморском крае являются обеспечение доступности и повышение качества образования, расширение общественного участия в развитии образования, предоставление полноценного дошкольного, начального и основного общего образования, развития учебно-производственной инфраструктуры. Дошкольное образование представлено 528 дошкольными образовательными учреждениями, что составляет лишь 58% общего уровня потребности. Повышение доступности дошкольного образования планируется достигнуть путем строительства новых детских садов в рамках муниципальных программ развития дошкольного образования, создания групп кратковременного пребывания и групп семейного типа. В крае действует 673 школы, 325 из них расположены в сельских населенных пунктах. Доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, составляет 11%. В ближайшее время планируется строительство 2 сельских школ.
При достаточной кадровой обеспеченности в крае существует проблема воспроизводства педагогических кадров. Для ее решения на базе Уссурийского государственного педагогического института и Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуются программ переобучения увольняющихся в запас военнослужащих.
В развитии интеграционных процессов, возрастает роль Приморского края как экспортера образовательных услуг. На базе созданных в вузах Приморского края центров обучения иностранных студентов из Японии и Китая реализуются образовательные программы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляется экспорт образовательных услуг в сфере обучения русскому языку и культуре.
Охрана здоровья населения - это социальная проблема. Система здравоохранения пока не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой и не требовала бы безотлагательного решения.
В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы [10, 11].
Отдельной задачей является активное развитие в Приморском крае медицинской и фармацевтической промышленности, создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения как по количественным, так и по качественным показателям [13, 16, 18].
Состояние здоровья населения Приморского края в последние 10 лет характеризуется высоким уровнем общей заболеваемости. Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности населения Приморского края (до 40 % всех случаев смерти). За последние годы уровень онкологической заболеваемости увеличился в среднем в 3,4 раза при увеличении продолжительности жизни.
На фоне общего снижения показателей смертности отмечается положительная динамика значений повозрастной (детской) смертности в возрастных группах от 1 года до 4 лет с 56,7 в 2009 году до 47,1 в 2010 году; от 5 лет до 9 лет с 29,3 до 26,9; 15-19 лет - с 122,2 до 112,3 на 100 тыс. населения. Незначительно, но снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте с 716,4 в 2009 году до 715,6 случая в 2010 году на 100 тысяч населения.
Сейчас в здравоохранении Приморского края идут преобразования, связанные с программой модернизации, действующей с 2011 года. В рамках программы идет работа по реконструкции и вводу в строй новых объектов здравоохранения. Завершено строительство перинатального центра во Владивостоке строится новый танатологический корпус. В рамках программы модернизации здравоохранения во многие больницы и поликлиники поступило новейшее современное оборудование. Событием для региона стало открытие в 2013 году медицинского центра ДВФУ с современной консультативной поликлиникой, многофункциональным диагностическим центром и центром ядерной медицины.
Для сельских жителей самыми доступными остаются фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), развитию которых уделено большое внимание [5]. В 2013-2014 гг. в крае построено 130 новых ФАПов.
Одним из условий обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению является отсутствие дефицита медицинских кадров. На сегодняшний день - это одна из самых сложных задач. Необходимо обеспечить не просто достаточное количество медицинских работников, но и соответствие их профилей и квалификации реальным потребностям трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Реализация соответствующих программ осуществляется в Тихоокеанском государственном медицинском университете.
Туристская индустрия в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, создающая около 10% мирового валового национального продукта [12]. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. До последнего времени в России наблюдалась недооценка роли туризма в социально-экономическом развитии страны и ее регионов.
Приморский край характеризуется значительным потенциалом развития всех видов туризма и невысоким уровнем его использования [14]. Специализацией туристско-рекреационного комплекса в Приморье является экологический, спортивный, морской круизный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов Приморский край занимает первое место в ДФО.
В крае располагаются 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры, (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.
В городе Владивостоке официально зарегистрировано 42 гостиницы с общим номерным фондом более 4000 единиц. Через Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.
В Приморском крае зарегистрировано более 1100 предприятий общественного питания. Из них рестораны составляют 7% от общего числа, кафе - 23,5%, бары - 11%, столовые - 3%, закусочные - 55,5%. В Приморском крае 111 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Крупнейшими автоперевозчиками туристов в рамках реализации соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г. являются ООО АТП "Приморье" и ОАО "Приморавтотранс". В Приморском крае работают 18 консульств зарубежных стран.
Прямое авиасообщение связывает Владивосток с городами Японии (Токио), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Гонконг, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой, Сайгон).
В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что, несомненно, увеличивает его туристскую привлекательность. В крае расположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания; более 160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры), из которых порядка 40 - это объекты спелеотуризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной "сплавной" длиной порядка 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной "сплавной" длиной 400 км.
С целью сохранения природного наследия Приморья в крае создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В нее входят:
- государственные природные заповедники. В крае действует шесть заповедников суммарной площадью 679423 га (4,1% территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га;
- государственные природные заказники. В крае действует 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8% территории края);
- национальные парки федерального значения. В крае функционируют три национальных парка: "Удэгейская легенда", "Зов тигра", "Земля леопарда";
- природный парк краевого значения - Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;
- на территории края расположены 214 утвержденных памятников природы. Самый большой памятник природы включает акватории бухт Экспедиции, Новгородской и часть бухты Рейд Паллады;
- ботанический сад-институт ДВО РАН площадью 178 га, из них 98% - естественные лесные насаждения - эталон природы южного Приморья;
- дендрарий горно-таёжной станции им. акад. В.Л.Комарова ДВО РАН (площадь 50 га).
Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами ДФО природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий возможность для развития в крае системы природно-экологического туризма международного уровня.
Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма. Объектами охотничьего туризма являются копытные - 7 видов животных; пушные звери - 13 видов; полевая дичь - 1 вид; водоплавающие - 3 вида (18 подвидов).
Перспективное направление для Приморского края - деловой туризм. Создание интегрированной развлекательной зоны "Приморье", особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский позволят Владивостокской агломерации претендовать на ведущее положение в туристском кластере Дальнего Востока и АТР. Развитию образовательного и медицинского туризма в полной мере может способствовать ДВФУ.
Большое значение в развитии медицинского туризма отведено и санаторно-курортному лечению. Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорты "Шмаковка", на которых в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов. Это курорты: "Садгород", "Амурский залив", "Приморье", "Океанский", "Лазурный", санатории "Сокол", "Экспресс", детский центр отдыха "Океан".
В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и др., что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма. Большой потенциал в крае имеет развитие этнографического (пять компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (15 объектов), событийного и делового видов туризма.
Туризм в Приморском крае имеет объективные возможности для развития, обусловленные благоприятным геополитическим положением, относительно развитой туристской инфраструктурой, значительным природно-рекреационным потенциалом, туристской привлекательностью региона, сформировавшейся системой подготовки кадров и др., и, при условии преодоления существующих негативных факторов, может стать одной из точек экономического роста региона.
Заключение
|
|
Приморский край - активно развивающаяся территория в ДФО по многим социально-экономическим показателям. Крупные инфраструктурные проекты и соответствующие инвестиции в настоящее время сформировали основу для дальнейшего развития Приморского края как полноправного участника экономической зоны АТР.
Список литературы |
|
- 1. Аносов А.В. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа Российской Федерации: проблемы региональной дифференциации и стратегия сбалансированного роста : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Аносов Андрей Владимирович; Санкт-Петербург, 2010.- 490 с.: ил.
- 2. Биржаков М.Б. Введение в туризм.- СПб.: Изд. Дом "Герда", 2006. 512 с.
- 3. Горчаков В.В. Итоги социально-экономического развития Приморского края за 2012 год - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/files/reports/inf_year_work/doc2012/doc.html.
- 4. Государственная программа Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы: постановление Администрации Приморского края № 396-па от 07.12.2012 // СПС "Консультант Плюс".
- 5. О стратегическом планировании социально-экономического развития Приморского края : закон Приморского края № 721-КЗ от 22.12.2010 // СПС "Консультант Плюс".
- 6. Здоров А.Б. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
- 7. Итоги социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа в 2012 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvreclama.ru/dfo/dalnevostochny_federalny_okrug/27335/itogi_sotsialno_ekonomicheskogo_razvitiya_dalnevostochnogo_federalnogo_okruga_v_2012_godu_podvel_vik/.
- 8. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2011. 320 с.
- 9. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662 от 17.11.2008 // СПС "Консультант Плюс".
- 10. Косолапов А.Б., Лозовская С.А., Плоткина Н.П., Назаренко Н.М. Туристский бизнес Приморского края в условиях мирового экономического кризиса // Фундаментальные исследования. 2012. №11. Ч.4. С. 995-998.
- 11. Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А. Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае // Российское предпринимательство. 2011. № 8. Вып. 2 (190). С. 176-180.
- 12. Медцентр ДВФУ был задуман, построен и работает для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/health/.
- 13. О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края: закон Приморского края № 355-КЗ от 10.02.2014 . // СПС "Консультант Плюс".
- 14. Определена модель развития ДФО - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dalgazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2096:2013-11-12-12-04-54&catid=70:2011-12-07-23-27-58&Itemid=120.
- 15. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2011. 208 с.
- 16. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке: Решение участников форума //Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке.- Хабаровск, 2004. С. 180184.
- 17. Развитие здравоохранения Приморского края на 2013 - 2017 годы: Об утверждении государственной программы Приморского края: Постановление № 397- ПА от 07.12. 2012 // СПС "Консультант Плюс".
- 18. Романов М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2004. 232 с.
- 19. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5. С 25-27.
- 20. Социально-экономическое положение России, январь-май 2012 г. М.: Росстат, 2012. 268 с.
- 21. Социально-экономическое развитие Приморского края - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/658698.
- 22. Трутнев Ю. Новое видение модели развития Дальнего Востока - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skatr.ru/yurii-trutnev-novoe-videnie-modeli-razvitiya-dalnego-vostoka.
- 23. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Стат. сб. - Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2012. 140 с.
- 24. Об основах туристской деятельности: федеральный закон Российской Федерации № 47-ФЗ от 03.05.2012 // СПС "Консультант Плюс".
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»