ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2014 год № 3

Передовая статья


УДК 614 : 332.1 : 316.43 ]. 001.12/.18 (571.64)
В.В. Кузнецов1, А.В.Калинин1, Е.В.Каращук1, О.В.Подкаура2, О.А. Данильченко3
Особенности и проблемы социально-экономического развития Приморского края
1Тихоокеанский государственный медицинский университет г. Владивосток
2Департамент здравоохранения Приморского края, г. Владивосток
3Приморская краевая клиническая больница, г. Владивосток
Контактная информация: В.В. Кузнецов, e-mail: mail@vgmu.ru
Резюме:
Дальневосточный федеральный округ занимает третью часть территории России, а доля его населения составляет всего 4,55%. Обширная и богатая территория ДФО характеризуется невысоким уровнем социально-экономического развития. ДФО занимает последнее место среди всех федеральных округов по стоимости основных фондов и объемам отгруженных товаров, наличия обрабатывающих производств. Наиболее экономически активными являются южные территории округа, в том числе Приморский край. Обладая уникальным географическим положением, Приморский край имеет все возможности для динамического поступательного развития своего экономического и социального потенциала. Особую значимость это приобретает в период напряженных политических и экономических отношений Российской Федерации со странами Евросоюза.
Ключевые слова:
Дальневосточный федеральный округ, социально-экономическое развитие, медико-демографические процессы

V.V. Kuznetsov, A.V.Kalinin, E.V.Karashchuk, O.V.Podkaura, O.A.Danilchenko
Features and problems of socio-economic development of Primorsky region


Summary:
The Far Eastern Federal district is the third part of the territory of Russia, and the share of its population is only 4,55%. The vast and rich territory is characterized by a low level of socio-economic development. The district occupies the last place among all Federal districts in the value of fixed assets and the volume of shipped goods, the availability of manufacturing. Most of the economically active are the southern district, including Primorsky region. With its unique geographical position, Primorsky region has all the possibilities for dynamic and progressive development of their economic and social potential. Of particular importance is acquired in a period of intense political and economic relations of Russia with the countries of the European Union.
Key words:
Far Eastern Federal District, socio-economic development, health and demographic processes
Введение

Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации (ДФО), имея огромную территорию (36,08% России), огромный природно-ресурсный (80% запасов алмазов, 92% олова, 33% золота, 35% серебра, более 55% запасов марганцевых, апатитовых руд и урана, запасы нефти, газа, леса, морепродуктов и т.д.), промышленный (авиа и судостроение и др.), экспортный и рекреационный потенциал, наличие больших неосвоенных площадей, пригодных для проживания населения и размещения крупных производственных комплексов и развития сельского хозяйства, выгодное географическое положение, занимает одно из последних мест по уровню экономического развития и уровню жизни населения в стране. Причиной этого является, прежде всего, диспропорция между огромным ресурсным потенциалом и малонаселенностью (всего 4,55% населения РФ), слабо развитыми инфраструктурой, прежде всего транспортной, социальной, и обрабатывающей промышленностью [7, 3, 21, 22]. Проблемы региональной экономики всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследования региональных аспектов развития экономики России и в частности Дальневосточного федерального округа, в выявление закономерностей межрегиональных экономических связей, в разработку механизма регулирования территориального развития в нашей стране внесли А.Г.Аганбегян, М.К.Бандман, П.Я.Бакланов, Н.Н. Баранский, А.Г.Гранберг, В.И. Ишаев и другие.

Из числа зарубежных учёных, внесших вклад в разработку теоретических основ пространственной экономики, в определение закономерностей формирования и развития территориальных хозяйственных систем, следует назвать общепринятых классиков в этой области - У.Айзарда, А.Вебера, В.Лаунхардта, А.Леша, Г.Мюрдаля, И. Тюнена.

Цель исследования: Провести сравнительный анализ литературных источников по проблеме социально-экономического развития Приморского края.

Предмет исследования: Экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе социально-экономического развития в Приморском крае, обеспечивающие устойчивое развитие его экономики.

Материалы и методы: Для реализации цели использованы следующие методы: контент-анализа, аналитический, системного анализа.

 
Обсуждение результатов

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 45 % валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой [3]. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика в значительной степени защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость [1, 2].

Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода. Проводятся реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализуются меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, затрат в сфере электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций [6, 14].

Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: наметился экономический рост, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века, претендующей на передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия планирует войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу текущего десятилетия [14].

Дальневосточный федеральный округ занимает 36,08 % территории России, а доля его населения составляет 4,55%. На 1 кв. км приходится всего 1,1 человека. Обширная и богатая территория ДФО характеризуется невысоким уровнем социально-экономического развития. В округе производится не более 5% общероссийской суммы валовых региональных продуктов, стоимость жизни на 40% выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, доля бедного населения выше среднероссийского показателя [9].

ДФО занимает последнее место среди всех федеральных округов по стоимости основных фондов, и объемам отгруженных товаров, обрабатывающих производств (а также - производства и распределения электроэнергии, газа и воды), по показателям ввода жилья на 1000 человек населения и доли автодорог с твердым покрытием. Наиболее экономически активными являются южные территории округа - одним из которых является Приморский край, в нем сконцентрирован 31% предприятий Дальнего Востока [18].

Экономика "южных" приграничных регионов на 70 % ориентирована на страны Северо-Восточной Азии (в меньшей степени - Азиатско-Тихоокеанского региона), что является результатом географической близости, но не интеграционных процессов. Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами [15, 20].

Коэффициент рождаемости в ДФО - 11,5%, мал даже для простого воспроизводства населения. Сокращение численности населения в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально-экономического развития. Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов. Сокращение населения, его старение, создают определенные ограничения для экономического развития региона. В период 1991 - 2008 гг. округ потерял более 1,3 млн. человек или более 16% своего населения, из них более 89% - потери из-за миграции.

В структуре миграционного прироста населения ДФО доминируют мигранты из государств Средней Азии и Закавказья - они составляют более половины (53%). В структуре прибывших из стран дальнего зарубежья доминирующее место занимает Китай (его доля в численности прибывших из этих стран составляет почти 60%). В целом за счет мигрантов из Китая в ДФО формируется положительный миграционный прирост, так в 2007 г. из общего числа (1085 человек) прибывших мигрантов из Китая почти все (1038 человек) прибыли в Амурскую область и в Хабаровский край (31 человек), а из них выбыл только 21 человек [8, 14, 17].

Миграция продолжает играть существенную роль в формировании как численности, так и этнической структуре населения: продолжается снижение абсолютной численности и удельного веса русского населения (как и славянского в целом), так в 2007 г. отрицательное сальдо миграции было сформировано главным образом за счет русских и в дальнейшем, если тенденция сокращения населения за счет миграции продолжится, то ДФО будет терять, прежде всего, русское население; увеличивается доля мигрантов из среднеазиатского и закавказского регионов; продолжает увеличиваться численность китайцев [17]. По росту старения населения ДФО - "лидер" в стране. Деформируется возрастно-половая структура населения в сторону "старения", сокращается численность экономически активного населения, увеличивается демографическая нагрузка на занятое население [4].

В Дальневосточном Федеральном округе можно выделить три зоны, которые делятся по степени благоприятности:

  1. Неблагоприятная для жизни человека - Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Корякский автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7% населения.
  2. Благоприятная - Приморский край. В этой зоне проживает 30,9% населения.
  3. Средне благоприятная - вся остальная территория. В данной зоне проживает 51,4% населения.

Приморский край занимает территорию в 164,7 тыс. кв. км с численностью населения около 2 млн. человек и является самой заселенной и освоенной частью Дальнего Востока. Ведущими секторами экономики являются транспорт, связь (свыше 20%) и торговля (свыше 20%), что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран - экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительное место занимают отрасли, связанные с природно-ресурсным потенциалом края - горнодобывающая промышленность, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, а также пищевая промышленность (прежде всего рыбная), машиностроение (прежде всего авиастроение, судостроение и судоремонт) и лесная промышленность.

Основная часть населения и, следовательно, социально-экономического потенциала сосредоточена в границах Владивостокской агломерации, в состав которой помимо г. Владивостока - системообразующего центра агломерации - входят гг. Находка, Артем, Большой Камень и Уссурийск, поселки и сельские населенные пункты Надеждинского и Шкотовского районов. К зоне влияния агломерации относятся г. Партизанск, Партизанский и Хасанский районы. Суммарная численность населения агломерации составляет более 850 тыс. человек, а с учетом зоны влияния агломерации - более 1,3 млн. человек, то есть свыше двух третей населения края. Владивостокская агломерация характеризуется относительно комфортным климатом, максимально приближена одновременно к нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, обладает незамерзающей акваторией, богатой биологическими ресурсами, самой высокой плотностью инфраструктуры, относительно диверсифицированной структурой экономики и наличием признанных научно-исследовательских учреждений. Приоритетными направлениями развития Владивостокской агломерации являются представительские, транспортно-логистические, образовательные и туристические функции. В силу своего геополитического положения эта территория развивается как зона тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, деловой центр и площадка для международной коммуникации. Кроме того, Владивостокская агломерация является узлом международных транспортных коридоров с развитой сетью опорных коммуникаций, что дает конкурентные преимущества по организации интермодальных перевозок. В ее составе формируется транспортно-логистический комплекс национального значения, интегрирующий железнодорожную и автодорожную сеть, морскую портовую и аэропортовую, а также складскую инфраструктуру для обеспечения российского внешнеторгового грузооборота и международного транзита грузов и пассажиров с ориентацией в первую очередь на северо-восточные провинции Китая, Северную и Южную Корею, Японию. Это является основой развития транспортно-логистического кластера Приморского края.

Владивостокская агломерация - крупный научный и образовательный центр с выраженной морской и естественнонаучной специализацией. Приоритетными направлениями развития научно-образовательной сферы являются расширение экспорта образовательных услуг, организация схем взаимодействия с бизнесом, модернизация материально-технической базы и расширение внешних связей. В перспективе на территории агломерации предполагается развивать экспериментально-производственную деятель-ность, в том числе на базе инновационных технологий - максимально широко использовать биологические ресурсы моря, разводить аквакультуру, строить рыбопромысловые суда, разрабатывать новые технологии воспроизводства биологических ресурсов [9].

На базе нескольких регионообразующих предприятий развиваются судостроительный и судоремонтный комплексы, транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья. Строится спецморнефтепорт Козьмино. Реализация указанных проектов позволит обеспечить экономический рост в смежных отраслях экономики и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных центров, специализированного машиностроения - процессинговых центров поставщиков технологических решений для обеспечения проектов нефтегазодобычи на острове Сахалин и шельфе дальневосточных морей.

Социально-экономическое развитие края, участие в проектах интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала определяют потребность в развитии опорной транспортной инфраструктуры. Импульс совершенствованию системы воздушного транспортного сообщения придает создание современного международного аэропорта в г. Владивостоке с организацией скоростного пассажирского сообщения на линиях Владивосток - Артем - Уссурийск и Владивосток - Артем - Находка. Планируется развитие аэродромной сети местного значения, в том числе реконструкция аэропортов в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка, Усть-Соболевка, Самарга и Агзу.

Приоритетным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры Приморского края является устранение дефицита генерирующих мощностей. Усиливаются межсистемные связи между Хабаровской энергосистемой и энергосистемой Приморского края.

Приморский край является важным узлом телекоммуникационной инфраструктуры. На территории региона осуществлено строительство объектов и сетей телекоммуникаций, созданы сеть подвижной радиосвязи, волоконно-оптическая линия связи на острове Русский, сеть подвижной радиотелефонной (сотовой) связи федеральных и региональных операторов связи [19, 23].

Основными направлениями образовательной региональной политики в Приморском крае являются обеспечение доступности и повышение качества образования, расширение общественного участия в развитии образования, предоставление полноценного дошкольного, начального и основного общего образования, развития учебно-производственной инфраструктуры. Дошкольное образование представлено 528 дошкольными образовательными учреждениями, что составляет лишь 58% общего уровня потребности. Повышение доступности дошкольного образования планируется достигнуть путем строительства новых детских садов в рамках муниципальных программ развития дошкольного образования, создания групп кратковременного пребывания и групп семейного типа. В крае действует 673 школы, 325 из них расположены в сельских населенных пунктах. Доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, составляет 11%. В ближайшее время планируется строительство 2 сельских школ.

При достаточной кадровой обеспеченности в крае существует проблема воспроизводства педагогических кадров. Для ее решения на базе Уссурийского государственного педагогического института и Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуются программ переобучения увольняющихся в запас военнослужащих.

В развитии интеграционных процессов, возрастает роль Приморского края как экспортера образовательных услуг. На базе созданных в вузах Приморского края центров обучения иностранных студентов из Японии и Китая реализуются образовательные программы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляется экспорт образовательных услуг в сфере обучения русскому языку и культуре.

Охрана здоровья населения - это социальная проблема. Система здравоохранения пока не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой и не требовала бы безотлагательного решения.

В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы [10, 11].

Отдельной задачей является активное развитие в Приморском крае медицинской и фармацевтической промышленности, создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения как по количественным, так и по качественным показателям [13, 16, 18].

Состояние здоровья населения Приморского края в последние 10 лет характеризуется высоким уровнем общей заболеваемости. Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности населения Приморского края (до 40 % всех случаев смерти). За последние годы уровень онкологической заболеваемости увеличился в среднем в 3,4 раза при увеличении продолжительности жизни.

На фоне общего снижения показателей смертности отмечается положительная динамика значений повозрастной (детской) смертности в возрастных группах от 1 года до 4 лет с 56,7 в 2009 году до 47,1 в 2010 году; от 5 лет до 9 лет с 29,3 до 26,9; 15-19 лет - с 122,2 до 112,3 на 100 тыс. населения. Незначительно, но снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте с 716,4 в 2009 году до 715,6 случая в 2010 году на 100 тысяч населения.

Сейчас в здравоохранении Приморского края идут преобразования, связанные с программой модернизации, действующей с 2011 года. В рамках программы идет работа по реконструкции и вводу в строй новых объектов здравоохранения. Завершено строительство перинатального центра во Владивостоке строится новый танатологический корпус. В рамках программы модернизации здравоохранения во многие больницы и поликлиники поступило новейшее современное оборудование. Событием для региона стало открытие в 2013 году медицинского центра ДВФУ с современной консультативной поликлиникой, многофункциональным диагностическим центром и центром ядерной медицины.

Для сельских жителей самыми доступными остаются фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), развитию которых уделено большое внимание [5]. В 2013-2014 гг. в крае построено 130 новых ФАПов.

Одним из условий обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению является отсутствие дефицита медицинских кадров. На сегодняшний день - это одна из самых сложных задач. Необходимо обеспечить не просто достаточное количество медицинских работников, но и соответствие их профилей и квалификации реальным потребностям трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Реализация соответствующих программ осуществляется в Тихоокеанском государственном медицинском университете.

Туристская индустрия в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, создающая около 10% мирового валового национального продукта [12]. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. До последнего времени в России наблюдалась недооценка роли туризма в социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Приморский край характеризуется значительным потенциалом развития всех видов туризма и невысоким уровнем его использования [14]. Специализацией туристско-рекреационного комплекса в Приморье является экологический, спортивный, морской круизный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов Приморский край занимает первое место в ДФО.

В крае располагаются 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры, (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.

В городе Владивостоке официально зарегистрировано 42 гостиницы с общим номерным фондом более 4000 единиц. Через Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.

В Приморском крае зарегистрировано более 1100 предприятий общественного питания. Из них рестораны составляют 7% от общего числа, кафе - 23,5%, бары - 11%, столовые - 3%, закусочные - 55,5%. В Приморском крае 111 транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Крупнейшими автоперевозчиками туристов в рамках реализации соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г. являются ООО АТП "Приморье" и ОАО "Приморавтотранс". В Приморском крае работают 18 консульств зарубежных стран.

Прямое авиасообщение связывает Владивосток с городами Японии (Токио), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин, Гонконг, Далянь), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой, Сайгон).

В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что, несомненно, увеличивает его туристскую привлекательность. В крае расположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания; более 160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры), из которых порядка 40 - это объекты спелеотуризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря с суммарной "сплавной" длиной порядка 500 км и 7 рек бассейна реки Уссури с суммарной "сплавной" длиной 400 км.

С целью сохранения природного наследия Приморья в крае создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В нее входят:

- государственные природные заповедники. В крае действует шесть заповедников суммарной площадью 679423 га (4,1% территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га;

- государственные природные заказники. В крае действует 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8% территории края);

- национальные парки федерального значения. В крае функционируют три национальных парка: "Удэгейская легенда", "Зов тигра", "Земля леопарда";

- природный парк краевого значения - Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;

- на территории края расположены 214 утвержденных памятников природы. Самый большой памятник природы включает акватории бухт Экспедиции, Новгородской и часть бухты Рейд Паллады;

- ботанический сад-институт ДВО РАН площадью 178 га, из них 98% - естественные лесные насаждения - эталон природы южного Приморья;

- дендрарий горно-таёжной станции им. акад. В.Л.Комарова ДВО РАН (площадь 50 га).

Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами ДФО природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий возможность для развития в крае системы природно-экологического туризма международного уровня.

Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма. Объектами охотничьего туризма являются копытные - 7 видов животных; пушные звери - 13 видов; полевая дичь - 1 вид; водоплавающие - 3 вида (18 подвидов).

Перспективное направление для Приморского края - деловой туризм. Создание интегрированной развлекательной зоны "Приморье", особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский позволят Владивостокской агломерации претендовать на ведущее положение в туристском кластере Дальнего Востока и АТР. Развитию образовательного и медицинского туризма в полной мере может способствовать ДВФУ.

Большое значение в развитии медицинского туризма отведено и санаторно-курортному лечению. Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорты "Шмаковка", на которых в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов. Это курорты: "Садгород", "Амурский залив", "Приморье", "Океанский", "Лазурный", санатории "Сокол", "Экспресс", детский центр отдыха "Океан".

В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и др., что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма. Большой потенциал в крае имеет развитие этнографического (пять компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (15 объектов), событийного и делового видов туризма.

Туризм в Приморском крае имеет объективные возможности для развития, обусловленные благоприятным геополитическим положением, относительно развитой туристской инфраструктурой, значительным природно-рекреационным потенциалом, туристской привлекательностью региона, сформировавшейся системой подготовки кадров и др., и, при условии преодоления существующих негативных факторов, может стать одной из точек экономического роста региона.

 
Заключение

Приморский край - активно развивающаяся территория в ДФО по многим социально-экономическим показателям. Крупные инфраструктурные проекты и соответствующие инвестиции в настоящее время сформировали основу для дальнейшего развития Приморского края как полноправного участника экономической зоны АТР.

 
Список литературы
 
  1. 1. Аносов А.В. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа Российской Федерации: проблемы региональной дифференциации и стратегия сбалансированного роста : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Аносов Андрей Владимирович; Санкт-Петербург, 2010.- 490 с.: ил.
  2. 2. Биржаков М.Б. Введение в туризм.- СПб.: Изд. Дом "Герда", 2006. 512 с.
  3. 3. Горчаков В.В. Итоги социально-экономического развития Приморского края за 2012 год - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/files/reports/inf_year_work/doc2012/doc.html.
  4. 4. Государственная программа Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы: постановление Администрации Приморского края № 396-па от 07.12.2012 // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. О стратегическом планировании социально-экономического развития Приморского края : закон Приморского края № 721-КЗ от 22.12.2010 // СПС "Консультант Плюс".
  6. 6. Здоров А.Б. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
  7. 7. Итоги социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа в 2012 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvreclama.ru/dfo/dalnevostochny_federalny_okrug/27335/itogi_sotsialno_ekonomicheskogo_razvitiya_dalnevostochnogo_federalnogo_okruga_v_2012_godu_podvel_vik/.
  8. 8. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2011. 320 с.
  9. 9. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662 от 17.11.2008 // СПС "Консультант Плюс".
  10. 10. Косолапов А.Б., Лозовская С.А., Плоткина Н.П., Назаренко Н.М. Туристский бизнес Приморского края в условиях мирового экономического кризиса // Фундаментальные исследования. 2012. №11. Ч.4. С. 995-998.
  11. 11. Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А. Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае // Российское предпринимательство. 2011. № 8. Вып. 2 (190). С. 176-180.
  12. 12. Медцентр ДВФУ был задуман, построен и работает для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/health/.
  13. 13. О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края: закон Приморского края № 355-КЗ от 10.02.2014 . // СПС "Консультант Плюс".
  14. 14. Определена модель развития ДФО - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dalgazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2096:2013-11-12-12-04-54&catid=70:2011-12-07-23-27-58&Itemid=120.
  15. 15. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2011. 208 с.
  16. 16. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке: Решение участников форума //Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке.- Хабаровск, 2004. С. 180184.
  17. 17. Развитие здравоохранения Приморского края на 2013 - 2017 годы: Об утверждении государственной программы Приморского края: Постановление № 397- ПА от 07.12. 2012 // СПС "Консультант Плюс".
  18. 18. Романов М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2004. 232 с.
  19. 19. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5. С 25-27.
  20. 20. Социально-экономическое положение России, январь-май 2012 г. М.: Росстат, 2012. 268 с.
  21. 21. Социально-экономическое развитие Приморского края - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/658698.
  22. 22. Трутнев Ю. Новое видение модели развития Дальнего Востока - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skatr.ru/yurii-trutnev-novoe-videnie-modeli-razvitiya-dalnego-vostoka.
  23. 23. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Стат. сб. - Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2012. 140 с.
  24. 24. Об основах туристской деятельности: федеральный закон Российской Федерации № 47-ФЗ от 03.05.2012 // СПС "Консультант Плюс".