2014 год № 4
Общие вопросы охраны здоровья населения
2Детская городская больница, г. Якутск
Резюме:
Ключевые слова:
2State Budget Institution of Sakha (Yakutia) City Children's Hospital
Summary:
Key words:
Введение |
![]() |
![]() |
В последнее время отмечается увеличение числа детей с нарушениями когнитивных функций. Возрастает удельный вес детей с функциональными нарушениями со стороны нервной системы, как минимальная мозговая дисфункция, невротические реакции, снижение успеваемости в школе, аномалии поведения. Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30-56 % здоровых школьников [3, 9, 10, 11]. По этой причине к педиатрам предъявляется все больше требований по ориентированности в вопросах когнитивного статуса у детей, к которому в первую очередь обращаются родители не только по вопросам о состоянии здоровья, но и развития ребенка [3].
Известно, что когнитивное развитие ребенка определяется многими позициями: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, здоровьем и социальным положением семьи, личностными особенностями родителей, соматическими и психоневрологическим состоянием здоровья ребенка от младенческого до подросткового возраста [1].
Осознавая актуальность и масштаб проблемы, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова выбрал одним из приоритетных направлений деятельности - системную работу по поддержке семьи, оказанию ей комплексной помощи в планировании семейных отношений, рождении здоровых детей, в физическом развитии ребенка, раскрытии интеллектуального, творческого потенциала и одаренности растущего человека. Была разработана Концепция и "дорожная карта" программы "С самого начала…", целью и задачами которой, являются разработка и продвижение образовательных и медицинских технологий по медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка, по сохранению и укреплению здоровья.
На настоящем этапе развития технологии группа исследователей качественных и количественных параметров когнитивных функций детей под руководством члена-корреспондента РАМН, профессора Л.С. Намазовой-Барановой предложили к применению отечественный компьютерный психофизиологический комплекс (КПФК) "Психомат" [1, 2, 4, 5, 6], разработанный в ЗАО "ВНИИМП-ВИТА" НИИ медицинского приборостроения РАМН.
КПФК-99 "Психомат" предназначен для комплексного полифункционального контроля высших психических функций центральной нервной системы (ЦНС) человека в норме и патологии по показателям выполнения набора психофизиологических и психологических тестов. Все эти процессы обеспечивают максимально возможную стандартизацию и объективизацию процедура обследования с максимальным ограничением влияния человеческого фактора в лице исследователя на результаты обследования [1, 2, 4, 5, 6].
Основные преимущества данного метода:
- Способность регистрировать параметры когнитивных функций в цифровом выражении - в миллисекундах и процентах ошибок;
- Предлагать методы тестирования, реализуемые только с учетом компьютерных технологий: например, простые и сложные сенсомоторные реакции, мнемотест, теппинг-тест и т.п;
- Интерес ребенка к самой процедуре исследования, обусловленный игровой компьютерной формой, в отличие от стандартного тестирования;
- Нивелирование фактора возможного влияния специалиста посредника на результаты исследования и их оценку;
- Скорость обработки данных и удобство хранения информации.
Целью настоящего исследования явилось установление количественных параметров когнитивной деятельности и определение их связи с соматическими и социальными факторами у детей-якутов 7-9 лет.
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
Проведены психофизиологические исследования 172 учащихся (98 мальчиков, 74 девочки) в возрасте 7-9 лет средних общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия).
Критерии включения: возраст от 7 до 9 лет 12 месяцев на момент обследования, удовлетворительное и выше удовлетворительного усвоение учебной программы, I и II группы здоровья по Громбаху, информированное согласие родителей.
Критерии исключения: отсутствие мотивации к выполнению заданий во время исследования, нарушенное физическое самочувствие на момент исследования, наличие хронических, в том числе неврологических заболеваний.
Применялись следующие методы исследования:
- Опрос матерей по анкете, разработанной сотрудниками Института питания РАМН совместно с американской благотворительной организацией "Кейр". Анкета позволила собрать информацию о социально-демографическом и экономическом положении семьи респондента, о характере питания детей. Нами в протокол исследования были внесены данные из истории развития детей, данные о заболеваемости, результаты измерений массы тела и роста, результаты анализов крови, а также сведения об успеваемости по записям в школьных журналах.
- Клинические: анализ данных диспансерного наблюдения по медицинским картам школьников (ф.026/у), амбулаторной карте ребенка (ф.112), осмотр педиатра, невролога, психолога в день исследования.
- Специализированные: исследование состояния когнитивных функций с помощью компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 "Психомат.
Для настоящего исследования были использованы параметры исследования когнитивного статуса с учетом возрастных особенностей, разработанные НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН (директор, член-корреспондент РАМН, профессор Л.С. Намазова-Баранова) [6, 8]. Ниже представлены основные характеристики использованных методик и параметры использованных методик.
Сложная сенсомоторная реакция. Испытуемому дается инструкция: как можно быстрее отреагировать на подачу светового сигнала нажатием на правильную кнопку и вернуться на первоначальную позицию.
- Статическая координация. Испытуемый должен опустить металлический наконечник в подсвеченное тестовое отверстие примерно до половины его длины, не касаясь дна, и запустить таймер, однократно коснувшись стенки отверстия. Далее до сигнала окончания обследования держать щуп в отверстии, старясь не касаться его стенок и дна отверстия.
- Динамическая координация. Испытуемый должен опустить металлический наконечник в тестовый паз примерно до половины его длины, не касаясь дна, запустить таймер, прикоснувшись к началу паза. Далее испытуемый должен как можно более быстро провести щупом вдоль паза, не касаясь его стенок и дна паза, и дотронуться до конца паза.
- Корректурная проба. Задание заключается в отыскании среди ряда колец с различными метками того, которое совпадает с предъявленным стимулом.
- Расширенная корректурная проба. Испытуемый, просматривая ряды символов слева на право, должен отмечать при помощи кнопок, заданные в параметрах обследования символы.
- Мнемотест. Испытуемому предъявляются световые образы - таблицы с пустыми полями, некоторые из которых раскрашены. Задача - воспроизвести в точности световой образ (СО). Световой образ - квадратная матрица из определенного количества ячеек (3*3), часть из которых закрашена в зеленый цвет.
- Теппинг-тест. Испытуемому дается инструкция: как можно быстрее стучать токопроводящим стержнем по контактной площадке.
Заданные параметры исследования представлены в таблице 1.
№ | Наименование параметра | Размерность | Значение |
---|---|---|---|
Сложная сенсомоторная реакция на свет | |||
1 | Модальность стимула | -- | свет |
2 | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 3 |
3 | Кол-во основных реакций | Шт | 10 |
4 | Тип последовательности | -- | случайный |
5 | Вариант теста | -- | 1 |
6 | Нижний предел времени | Мс | 450 |
7 | Верхний предел времени | Мс | 1350 |
8 | Самооценка успешности | -- | нет |
Сложная сенсомоторная реакция на символ | |||
1 | Модальность стимула | -- | символ |
2 | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 3 |
3 | Кол-во основных реакций | Шт | 10 |
4 | Тип последовательности | -- | случайный |
5 | Вариант теста | -- | 1 |
6 | Нижний предел времени | Мс | 450 |
7 | Верхний предел времени | Мс | 1350 |
8 | Самооценка успешности | -- | нет |
Статическая координация | |||
1 | Вариант отверстия | -- | 3 (4,8мм) |
2 | Обратная связь | -- | есть |
3 | Время начальное | С | 2 |
4 | Время основное | С | 8 |
5 | Самооценка успешности | -- | нет |
Динамическая координация | |||
1 | Обратная связь | Есть | 1. |
2 | Самооценка успешности | Нет | 2. |
Корректурная проба | |||
1 | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 2 |
2 | Кол-во основных реакций | Шт | 8 |
3 | Тип последовательности | -- | случайный |
4 | Вариант теста | -- | 1 |
5 | Обратная связь | -- | есть |
6 | Самооценка успешности | -- | нет |
Мнемотест | |||
1 | Время экспозиции | Мс | 1000 |
2 | Время преэкспозиции | Мс | 1000 |
3 | Время постэкспозиции | Мс | 1000 |
4 | Набор светового образа (СО) | доля закрашенных ячеек | 1/16 |
5 | Последовательность СО | -- | Случайная |
6 | Режим воспроизведения СО | -- | прямой позитив |
7 | Угол поворота | Град | 0 |
8 | Размер СО | -- | 4*4 |
9 | Количество СО в тесте | Шт | 5 |
10 | Количество повторений теста | Шт | 1 |
11. | Возможность исправления ответа | -- | нет |
12 | Самооценка успешности | -- | нет |
Расширенная корректурная проба | |||
1 | Тип таблицы | Буквы 1 | |
2 | Режим | Один символ | |
3 | Размер строки | 10 | |
4 | Количество строк | шт | 10 |
5 | Первый символ | -- | С |
6 | Время выполнения | с. | 180 |
7 | Обратная связь | --- | есть |
Теппинг-тест | |||
1 | Модальность | Свет | |
2 | Длительность всего обследования | С. | 16 |
3 | Длительность тренировки | С. | 4 |
4 | Самооценка успешности | -- | есть |
Статистический анализ данных проводили с помощью статистического пакета SPSS 16. Для описания количественных показателей использовались среднее значение ± доверительный интервал при нормальном распределении признака. Проверка нормальности распределения количественных признаков проведена с использованием критерия Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка.
Результаты и обсуждение
|
![]() |
![]() |
На первом этапе исследования нами были получены параметры когнитивной деятельности (КД) психически и физически здоровых детей (Табл. 2).
Методика | Параметры методики | 7 лет (n=57) | 8 лет (n=55) | 9 лет (n=60) |
---|---|---|---|---|
Сложная сенсомоторная реакция на свет | Среднее моторное время (мс) | 284,02±102,5 | 241,9±75,7 | 224,8±55,9 |
276,38-339,14 | 227,9-285,8 | 229,6-276,9 | ||
Среднее латентное время (мс) | 500,3 ±127,4 | 477,9±143,4 | 426,7±121 | |
486,35-579,5 | 470,38-584 | 427,9-518,2 | ||
Сложная сенсомоторная реакция на символ | Среднее моторное время (мс) | 349,2±132,9** | 324,2±86,0 | 268,2±79,9 |
302,68-308,10 | 237,38-289,67 | 226,65-254,9 | ||
Среднее латентное время (мс) | 645,4±179,1*** | 548,8±154,4 | 561,9±153,8 | |
572,70-662,86 | 551,8-644,0 | 468,8-539,9 | ||
Статическая координация | Частота касаний, Гц | 0,16 ±0,3* | 0,15±0,3 | 0,1±0,16 |
0,07-0,19 | 0,04-0,2 | 0,05-0,14 | ||
Среднее время касаний (мс) | 83,7±147 | 44,5±68,1 | 29,8±59,6 | |
41,6-123,26 | 13,79-55,2 | 12,2-43,9 | ||
Интегральное значение
(%) | 2,5±5,5* | 1,8±4,4 | 0,8±1,7 | |
0,99±3,01 | 0,12-2,95 | 0,32-1,18 | ||
Динамическая координация | Время выполнения (мс) | 33401±15633* | 28679±11502 | 28535±11647 |
29066-37646 | 24601,7-31750,7 | 25766,1-31995,5 | ||
Частота касаний, Гц | 1,8±1,1 | 1,7±0,8 | 1,7±0,83 | |
1,48-2,00 | 1,48-2,08 | 1,27-1,71 | ||
Среднее время касаний (мс) | 150,2±61,6 | 125±38,4 | 125,5±54 | |
132,95-167,27 | 112,18-134,4 | 111,9-41,4 | ||
Интегральное значение (%) | 29,9±11,7 | 20,5±10,4 | 18,2±10,2 | |
21,19-27,25* | 17,56-23,7 | 15,21-20,75 | ||
Корректурная проба | Количество ошибок, % | 0,61±1,00 | 0,43±0,66 | 0,33±0,58 |
0,34-0,88 | 0,23-0,63 | 0,18-0,49 | ||
Средний темп ответов (мс) | 5350±1523,6** | 4608,5±1184,5 | 4164,5±777,3 | |
4952-5791 | 4261,74-4967,8 | 3956,6-4378,9 | ||
Успешность ответов, % | 91,4±14,3 | 93,7±9,7 | 94,9±8,5 | |
87,08-94,99 | 91,74-97,5 | 92,8-97,3 | ||
Мнемотест | Среднее число правильных ответов на один световой образ (СО) (%) | 90±17,5 | 95,3±10,7 | 98,25±4,7 |
91,84-98,53 | 95,0-99,4 | 96,73-99,8 | ||
Среднее время воспроизведения СО (мс) | 3109,6±1850,9** | 3022±1194,1 | 2467,1±827,8 | |
2574,85-3600,4 | 2565,4-3113,9 | 2233,2-2620,8 | ||
Расширенная корректурная проба | Количество ошибок, % | 2,78±3,61 | 2,43±3,06 | 1,47±1,56 |
1,79-3,76 | 1,5-3,36 | 1,06-1,89 | ||
Средний темп ответов (мс) | 773,1±159,2*** | 692,9±179,9 | 612,7±106,8 | |
733,21-821,5 | 639,6-754,8 | 586,15-642,97 | ||
Успешность ответов, % | 96,8±3,8 | 97,4±3,0 | 98,4±1,6 | |
96,1-98,1 | 96,5-98,4 | 98,0-98,9 | ||
Теппинг тест | Средний интервал реакций доминирующей рукой (мс) | 204,6±24** | 196,5±23,1 | 186,6±20,5 |
197,8-211,5 | 193,13-206,6 | 180,43-191,5 | ||
Средний интервал реакций контрлатеральной рукой (мс) | 246,5±34,5** | 229,2±31,9 | 225,2±37,1 | |
237-254,7 | 221,4-242,3 | 215,5-235,5 |
Примечание: *-достоверные различия р<0,05 между указанными группами; **- достоверные различия р<0,01 между указанными группами; ***- достоверные различия р<0,001 между указанными возрастными группами. "-"-значения доверительного интервала (ДИ).
Следует отметить, что данные количественные показатели применимы только к установленным параметрам методик, перечисленным в табл. 1. Полученные параметры предоставляют возможность оценивать когнитивную деятельность в объективном количественном выражении при обследовании детей КПФК-99 "Психомат".
Гендерный анализ не выявил достоверных различий КД между мальчиками и девочками. В дальнейшем показатели КД мальчиков и девочек были объединены и использованы как контрольные нормативы.
Анализ количественных показателей показал, что с увеличением возраста результативность выполнения методик улучшается: сокращается среднее время выполнения тестов и повышается доля правильных ответов в выполненных заданиях. На основании этого можно предположить о том, что у якутских детей в возрастном интервале от 7 до 9 лет происходит плавное развитие когнитивной деятельности.
На втором этапе была изучена возможная взаимосвязь когнитивных функций, измеренных с помощью КПФК-99 "Психомат" с социобиологическими факторами; изучены данные анкетирования матерей. Полученные результаты сравнили с контрольными нормативами.
Известно, что питание является одним из важнейших факторов, определяющих развитие ребенка с раннего возраста. Для оценки влияния фактора питания на изучаемые показатели были сформированы группы из числа обследованных детей со сбалансированным и несбалансированным питанием на основании анализа анкетирования родителей о количестве и кратности потребления продуктов в течение недели и приема витаминно-минеральных комплексов (Табл. 3). Группу со сбалансированным питанием составили дети, в рационе которых ежедневно присутствуют молоко, молочные продукты, овощи и фрукты, регулярно - мясо, рыба, яйца, сливочное масло, а также получающие в зимне-весенний период витаминно-минеральные комплексы.
Тип питания | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
Сбалансированный | 230,94 * |
Несбалансированный | 243,88 * |
Примечание. * - р < 0,05.
Средние значения показателей когнитивной деятельности в группах исследования сравнивали с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Установлены статистически значимые различия по результатам теппинг-теста: по среднему интервалу реакций (р=0,031). Результаты сравнения показали, что наиболее высокий уровень развития когнитивной деятельности наблюдается у детей со сбалансированным типом питания.
Не выявлено достоверных различий у детей с разной продолжительностью грудного вскармливания и разным характером вскармливания до 1 года, которые были разделены на 5 групп: 1-я группа - дети, находившиеся на искусственном вскармливании с рождения; 2-я группа - дети, находившиеся на смешанном вскармливании с рождения; 3 -я - 5 - я группы - дети с длительностью грудного вскармливания соответственно до 3 месяцев, до 6 месяцев, 6 месяцев и более.
В настоящее время имеются достоверные эпидемиологические доказательства снижения интеллекта, в особенности когнитивных функций, нарушения поведения и снижения моторной активности у детей, перенесших анемию в раннем детстве [7, 12]. Для оценки влияния анемии на когнитивную деятельность были сформированы группы детей с разным уровнем гемоглобина (Hb) в крови. Установлены статистически значимые различия в указанных группах сравнения по результатам сложной сенсомоторной реакции на символ: по среднему моторному времени - р = 0,019. Выявлено снижение КД у детей с уровнем гемоглобина менее 105 г/л (Табл.4).
Уровень гемоглобина | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
Hb< 105 г/л | 233,88 * |
Hb> 105 г/л | 232,34* |
Примечание. * - р < 0,05.
Важным фактором, формирующим когнитивное развитие ребёнка является семейное воспитание. Респондентам было предложено согласиться с одним из утверждений: 1) с ребенком необходимо соблюдать партнерские, равноправные взаимоотношения; 2) по отношению к ребенку необходима руководящая, направляющая роль родителей; 3) для максимальной самореализации ребенок должен учиться жизни сам, не испытывая серьезных воздействий со стороны взрослых. Была выявлена зависимость КД от типов выбранных ответов родителями (Табл. 5).
Типы родительско-детских взаимоотношений | Когнитивная деятельность (Успешность ответов, %) |
---|---|
Партнерский | 93,94 * |
Наставнический | 95,88* |
Независимый | 94,38* |
Примечание. * - р < 0,05.
Анализ родительско-детских взаимоотношений показал, что значимое влияние на уровень когнитивного развития ребенка оказывает такая категория взаимоотношения, как наставничество.
Уровни образования матерей регистрировали как среднее общеобразовательное, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее, высшее с научной степенью. Для выявления закономерностей провели укрупнение группировки до двух: 1) средний и ниже среднего уровень образования; 2) выше среднего уровня. Когнитивная деятельность (расширенная корректурная проба по времени выполнения, мс) у детей матерей со средним и ниже среднего образованием составила 717,5 мс, а у детей матерей с образованием выше среднего - 690,33 мс (p< 0,05) (табл. 6). Таким образом, установлено, что в семьях, в которых матери имеют более высокий уровень образования параметры когнитивной деятельности выше, чем в семьях, в которых матери имеют среднее и ниже среднего уровни образования.
Образование матери | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
Средний и ниже среднего уровень образования (среднее общеобразовательное, среднее специальное) | 717,5 * |
Выше среднего уровня (неоконченное высшее, высшее, высшее с научной степенью) | 690,33 * |
Примечание. * - р < 0,05.
Выявлена связь КД с очередностью рождения детей в семье. Средние значения для каждой группы в зависимости от очередности рождения детей показаны в таблице 7. Нами установлено, что наличие у ребенка братьев и сестер обеспечивает преимущество для формирования когнитивного развития. Установлены статистически значимые различия по результатам Мнемотест по среднему времени выполнения, р = 0,007; 0,003; 0,005, соответственно. Возможно, родители с каждым рождением ребенка более решительны, ответственны в отношении воспитания, обучения детей.
Очередность рождения детей в семье | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
Первый | 3036,17 * |
Второй | 2574,63 * |
Третий | 2480,11 * |
Примечание. * - р < 0,05.
Выявлена взаимосвязь КД с возрастом матери на момент рождения ребенка. Проведен сравнительный анализ изучаемых показателей относительно паспортного возраста матери. Подтверждена зависимость развития когнитивной деятельности от возраста матери. Установлены статистически значимые различия по результатам теппинг-теста (Табл. 8).
Возраст матери на момент рождения ребенка | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
До 19 лет | 244,0 * |
От 20 лет и старше | 230,0 * |
Примечание. * - р < 0,05.
Установлено, что показатели когнитивной деятельности детей зависят от течения беременности. Сравнительную оценку показателей КД в группах с разным течением беременности проводили с помощью парного непараметрического критерия Манна-Уитни. Установлены статистически значимые различия по результатам теппинг-теста: по среднему интервалу реакций - р=0,042 (Табл. 9).
Течение беременности | Когнитивная деятельность (мс) |
---|---|
Беременность, протекавшая без патологии | 225,45 * |
Беременность, протекавшая с патологией | 236,05 * |
Примечание. * - р < 0,05.
По результатам нашего исследования значительного влияния социально-экономического статуса семьи, профессиональной квалификация родителей на когнитивное развитие детей не выявлено.
Заключение
|
![]() |
![]() |
- Положительная возрастная динамика результативности выполнения заданий может свидетельствовать о постепенном совершенствовании когнитивной деятельности у детей в возрастном интервале от 7 до 9 лет.
- Формирование когнитивной деятельности детей 7-9 лет является сложным процессом, зависящим от многочисленных факторов: качества питания детей, уровня гемоглобина в крови, очередности рождения детей, возраста и образования матери, течения беременности и родительско-детских взаимоотношений.
- Факторы социально-экономического статуса семьи, профессиональной квалификации родителей не оказывают значимого влияния на когнитивное развитие детей-якутов.
Список литературы |
![]() |
1. Баранов А.А. Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков // Вестник РАМН. 2012. № 8. С. 26-33.
2. Викторов В.А., Матвеев Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение. М.: ЗАО "ВНИИМП-ВИТА". 2002. С. 228.
3. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей // Педиатрическая фармакология. 2011. №5. С. 37-41.
4. Маслова О. И. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка / О. И. Маслова [и др.] // Педиатрическая фармакология. 2012. № 6. С. 72-78.
5. Маслова О.И., Горюнова А.В., Студеникин В.М. Современные методы изучения психофизиологических функций. Пособие для врачей. Москва. 2006.
6. Мурадова О.И. Количественные нормативы когнитивной деятельности у здоровых российских школьников в возрасте 8-17 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы "Психомат" // О. И. Мурадова [и др.] // Педиатрическая фармакология. 2012. № 2. С. 89-98.
7. Нетребко О. К. Влияние питания на развитие мозга // Педиатрия. 2008. №3. С. 96-103.
8. Пат. 2502475 РФ, МИК А 61 В10/00. Способ оценки когнитивных функций у детей / Л. С. Намазова-Баранова, О. И. Мурадова, Р. М. Торшхоева, Г. А. Каркашадзе, О. И. Маслова: заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научный центр здоровья детей" Российской академии медицинских наук. №2012139054/14; заявл. 19.09.2012; опубл. 27.12.2013, Бюл. № 36. 19 с.
9. Среда обитания и здоровье человека на Севере: Эколого-медицинский аспект // Д.Д. Саввинов [и др.]; под ред. Д. Д. Саввинова, П. Г. Петровой. Новосибирск: Наука, 2005. 291 с.
10. Сухарева Л. М. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / Л. М. Сухарева, Д. С. Надеждин, Л. М. Кузенкова, О. И. Маслова и др. // Российский педиатрический журнал. 2009. № 2. С. 28-34.
11. Физиология роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л.А. Щеплягина, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, С. В. Балканская, О.И. Маслова - Москва, 2006. 403 с.
12. Nokes C., Bosch C., Bundy D. The Effects of iron deficiency and anemia on mental and motor performance, educational achievement, and behavior in children: an annotated bibliography. USA, 1998, - 71 c.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»