2015 год № 1
Общие вопросы охраны здоровья населения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Основными проблемами медицинского обеспечения безопасности перевозочного процесса, требующим пристальное внимание, являются случаи внезапной смерти на рабочем месте и уровень профессиональной непригодности работников, обеспечивающих движение поездов [1, 2]. Профилактика сердечно-сосудистых пароксизмальных состояний высокого риска для производственного процесса достигается, прежде всего, путем профессионального первичного и периодического медицинского отбора [2].
Причиной внезапной смерти в 85,7% являются заболевания сердечно-сосудистой системы. К основным предикторам смерти от сердечно-сосудистых причин относится не только ишемическая болезнь сердца, но и нарушения сердечного ритма и проводимости, а также увеличение числа сердечных сокращений в покое.
В структуре профессиональной непригодности работников 1 категории железнодорожного транспорта более половины случаев приходится на сердечно-сосудистую патологию.
Таким образом, для сохранения профессионального долголетия работников и медицинского обеспечения безопасности движения поездов необходимо своевременно выявить риск сердечно-сосудистой катастрофы, назначить оздоровительные и лечебные мероприятия с целью коррекции модифицированных факторов риска, лечения ассоциированных клинических состояний и снижения уровня артериальной гипертонии [3].
Цель: определить значимость своевременного углубленного обследования работников, обеспечивающих движение поездов для выявления предикторов болезней сердечно-сосудистой системы.
Методы и материалы
|
![]() |
![]() |
В отделении функциональной диагностики НУЗ "Узловая больница на ст. Уссурийск ОАО "РЖД" в рамках прохождения врачебно-экспертной комиссии проводится углубленное обследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у работников 1-й категории старше 40 лет, а также у лиц с выявленными на ЭКГ изменениями (СРРЖ, нарушения ритма и проводимости) вне зависимости от возраста. В исследование не включали работников, имеющих сопутствующую соматическую патологию.
Используемое оборудование: Эхо-камера Toshiba (Япония); велоэргометр Cardiovit АТ-104 РС (Швейцария); система ХМ ЭКГ Rozinn (Швейцария). Липидный спектр крови исследуется в клинико-диагностической лаборатории.
Методом случайного отбора сформирована выборка из 102 амбулаторных карт работников 1 категории. По профессиональной принадлежности каждый третий относился к работникам локомотивных бригад (31чел или 30,4%), 3 чел. или 2,9%- работники операторской группы, 8 чел. - работники станционно-маневровой группы (7,8%), половина - работники группы пути (56 чел или 55%) и 4 - работники группы электроснабжения (3,9%). По возрасту: до 40 лет - 50 человек (49%) и старше 40 лет - 52 человека (51%).
Проведен статистический анализ полученных результатов. Относительные величины представлены как показатель ± ошибка. При сравнении относительных показателей использовали t - критерий Стьюдента. Величину уровня значимости p принимали равной 0,05, что соответствует критериям, принятым в медико-биологических исследованиях. Если значение p было меньше 0,001, то p указывали в формате p<0,001. Показатели, значение которых не превышало ошибку в 2 раза, в разработку не принимались, т.к. они статистически не значимы.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
Полученные результаты углубленного лабораторно-инструментального обследования представлены в Табл.1.
Результаты обследования | Работники до 40 лет n =50 абс. (P±m) | Работники старше 40 лет n =51 абс. (P±m) | |||
---|---|---|---|---|---|
Курение | 44 (88±4,5%) | 37 (72,5±6,2%)* | |||
ИМТ более 25 | 19 (38±5,5%) | 21 (40,4±5,7%) | |||
Повышение АД | 4 (8±3,8%) | 20 (38,5±6,7%%)** | |||
ОХС более 5 ммоль/л | 17 (34±6,6%) | 25 (48±6,9%) | |||
ЭКГ: | |||||
СРРЖ | 6 (12±4,5%) | 11 (21,1±5,7%) | |||
нарушение в/предсердной проводимости | 2 (4±2,7%)*** | 12 (23,1±5,8%) | |||
синусовая тахикардия (брадикардии) | 4 (8±3,8%) | 8 (15,4 ± 5,0%) | |||
ЭхоКГ | |||||
ГМЛЖ | 0 | 7 (13,5±5,0%) | |||
ДД | 4 (8±3,8%) | 15 (28,8±5,0%)** | |||
признаки атеросклеротических изменений | 1 (2±1,9%)*** | 18 (34,6±5,0%) | |||
ХМ ЭКГ | |||||
нарушение ритма и проводимости высоких градаций | 5 (10±4,2%) | 19 (36,5±6,7%)** | |||
а) СА блокада 2 ст, АВ блокада 2 ст. | 4 (8±3,8%) | 12 (23,1±6,7%)** | |||
б) пароксизм наджелудочковой или желудочковой тахикардии | 1 (2±1,9%)*** | 7 (13,5±5,0%) | |||
ВЭМ | 0 | 0 |
*p<0,05, **p<0,001, *** Показатель не достоверен
В результате анализа результатов проведенного обследования прослеживается четкая закономерность зависимости факторов риска от возраста пациентов.
Такой фактор риска как курение встречается чаще статистически значимо у лиц до 40 лет (88±4,5%) и уменьшается с возрастом (72,5±6,2%, p<0,05), что вероятно связано с активной работой цеховых терапевтов по профилактики модифицированных факторов риска и осознанием данной проблемы самим работником.
Такие факторы риска, как избыточная масса тела, гиперхолестеринемия одинаково часто встречаются в сравниваемых группах, в то время как повышенное артериальное давление достоверно чаще встречается у лиц старше 40 лет (p<0,001). Это сопоставимо с результатами инструментального обследования: изменения на ЭхоКГ, ХМ, ЭКГ также достоверно чаще встречаются у работников старшей возрастной группы, изменений при проведении ВЭМ не выявлено (табл.1).
Обращает на себя внимание тот факт, что у лиц до 40 лет с минимальными изменениями на ЭКГ, а у лиц старше 40 лет без первичных изменений на ЭКГ, но имеющих другие факторы риска, выявляются серьезные изменения при ЭхоКГ и ХМ ЭКГ.
По результатам углубленного обследования выявлено, что из 102 человек 10 работников до 40 лет и 38 работников старше 40 лет признаны врачебно-экспертной комиссией узловой больницы на ст. Уссурийск профнепригодными и направлены на РегВЭК (согласно приказу № 796). По решению РегВЭК 45 работников допущены к работе в индивидуальном порядке, а 3 человека (один из них до 40 лет) признаны профнепригодными и трудоустроены в профессиях, не связанных с обеспечением безопасности движения поездов. Для всех работников с факторами риска развития сердечно-сосудистых катастроф разработаны индивидуальные программы профилактических и лечебных мероприятий. Цеховыми терапевтами отслеживается динамика модифицированных факторов риска.
Заключение
|
![]() |
![]() |
- Одним из значимых факторов риска развития сердечно-сосудистых катастроф является возраст работников старше 40 лет.
- Минимальные изменения на ЭКГ являются фактором риска вне зависимости от возраста.
- Необходимо рекомендовать углубленное обследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы в рамках прохождения врачебно- экспертной комиссии работникам, обеспечивающим безопасность движения поездов, при выявлении факторов риска: возраст старше 40 лет, избыточная масса тела, курение, минимальные изменения на ЭКГ.
- Применение современных функциональных методов диагностики позволяет своевременно, правильно и точно выявлять факторы риска, составлять индивидуальную программу не медикаментозного и медикаментозного лечения, что в итоге снижает риск сердечно-сосудистых катастроф, риск внезапной смерти на рабочем месте, продлевает профессиональное долголетие работников отрасли.
Список литературы |
![]() |
1. Цфасман А.З. Профессиональная кардиология. М.: РЕПРОЦЕНТР. 2007. 208 с.
2. Цфасман А.З. Профессия и гипертония. М.: Эксмо. 2012. 368 с.
3. Методика формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям: методические рекомендации / Утверждена Вицепрезидентом ОАО "РЖД" О.Ю. Атьковым 01.12.2011 г. №330.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»