2015 год № 2
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Последние десятилетия предпринимаются активные попытки поиска механизмов повышения качества медицинской помощи. Одним из направлений в этой части стала концепция управления качеством, согласно которой только системное и эффективное управление обеспечивает качество результата деятельности. Дискуссии относительно возможности управления качеством в здравоохранении длились достаточно долго и в настоящее время сформировалось однозначное понимание необходимости системного менеджмента деятельности медицинских организаций, главной целью которого является повышение качества. В здравоохранении эти процессы находятся в стадии становления и подкрепляются продолжающимися научными исследованиями, изучающими отраслевую специфику управления качеством [1].
Исходя из этого была сформирована рабочая гипотеза настоящего исследования, согласно которой на качество медицинской помощи оказывает влияние качество реализации управленческих функций.
Цель исследования: изучение возможного влияния управленческих функций на качество медицинской помощи по уровням управления в медицинских организациях
Материалы и методы
|
|
С помощью специально разработанной анкеты проведено социологическое исследование среди специалистов медицинских организаций, осуществляющих управленческие функции. Оригинальная анкета была оценена с позиции конструктивной валидности, а также было проведено ее пилотное тестированием. Опрос проведен среди 218 респондентов, из которых 36 - руководители учреждений здравоохранения (1 группа), 73 - заместители руководителей (2 группа) и 109 -заведующие клиническими отделениями (3 группа).
Респондентам было предложено по специальным шкалам (от 0 до 100 баллов), включенным в анкету, оценить, насколько на их взгляд оказывает влияние та или иная функция управления на качество медицинской помощи. При этом было проведен инструктаж и дано детальное объяснение тому, что включает в себя каждая функция при реализации ее в идеальных условиях. Были приведены примеры и иллюстрации.
Исследование проводилось среди медицинских организаций Иркутской области (государственные учреждения здравоохранения). Обработка полученного материала была произведена с помощью классических методов статистического анализа.
Обсуждение результатов
|
|
Собственно подходы к управлению качеством достаточно детально разработаны и широко применяются во многих отраслях экономики, как за рубежом, так и в нашей стране. Следует признать, что система здравоохранения в этом вопросе значительно отстает, хотя имеются отдельные сведения успешного внедрения систем менеджмента качества в медицинских учреждениях.
Один из основоположников теории управления качеством Д.Джуран утверждал, что невозможно улучшить деятельность и гарантировать потребителям высокое качество без изменения в системе управления. При этом качество является результатом работы системы, то есть измерителем эффективности управления [3]. Исходя из этого изучение возможного влияния управленческих факторов на качество медицинской помощи и эффективность деятельности медицинских организаций является чрезвычайно важным, так как позволяет обосновать предложения по повышению качества управления [2]. При этом на начальном этапе необходимо определиться с тем, как фактически реализуются функции управления, среди специалистов, работающих в медицинских организациях. Правильное распределение данных функций по уровням управления создает благоприятные условия для эффективной работы.
В табл. 1 приведены результаты проведенного нами исследования среди трех групп респондентов.
Функция управления | 1 группа (руководители) | 2 группа (заместители) | 3 группа (зав.отдел.) |
---|---|---|---|
Планирование | 8,3±0,68 | 6,4±1,10 | 7,5±0,87 |
Организация | 29,6±1,17 | 22,1±1,93 | 33,0±2,38 |
Координация и мотивация | 9,4±0,83 | 11,2±1,56 | 35,2±1,67 |
Контроль | 53,2±2,46 | 61,1±3,44 | 24,1±2,56 |
Специалисты каждой из групп осуществляют управленческие функции. Главные врачи - это профессиональные управленцы, их заместители - эти специалисты со специализированным управленческим трудом, а заведующие отделениями - это лица, в работе которых преобладает управленческий труд. Традиционно более высокие иерархические уровни управления в большей степени реализуют стратегические функции, а в более низких преобладают оперативные функции. Соответственно, приоритет тех или иных функций управления в деятельности специалиста будет сказываться на реализации задач в области обеспечения качества медицинской помощи.
Анализ полученных фактических данных показывает, что руководители медицинских организаций рассматривают преимущественно две основные функции, которые, по их мнению, оказывают влияние на качество медицинской помощи: контроль - 53,2±2,46 и организация - 29,6±1,17 баллов соответственно. Примерно такая же картина наблюдается и во второй группе респондентов, где заместители руководителей медицинских организаций также отдают предпочтение двум обозначенным функциям (61,1±3,44 и 22,1±1,93 соответственно). Различия в оценках первой и второй групп не достоверны (р>0,05).
Такие важнейшие системные функции, как планирование, координация и мотивация в первой и второй группах были отмечены респондентами на незначительном уровне
Совершенно очевидно, что адекватное формирование систем управления должно предполагать доминирование функции планирования среди указанных категорий, так как их основная задача сводится к решению стратегических задач в области качества. Однако наши данные показывают, что фактическая деятельность руководителей и их заместителей осуществляется на оперативном уровне управления, что вряд ли может способствовать полноценному решению задач в области качества медицинской помощи. Преобладание контрольной функции свидетельствует о реактивности подходов к управлению качеством, когда все системные меры сводятся к тому, чтобы устранять негативные последствия уже случившихся фактов. В то же время один из основных принципов управления качеством предполагает работу на опережение, то есть создание условий в системе, когда возможностей для реализации факторов, снижающих качество медицинской помощи, минимизируются. А это возможно при грамотном планировании с последующим созданием оптимальной внутренней среды медицинской организации.
Прямо противоположные тенденции выявлены в третьей группе респондентов (заведующие отделениями), где приоритет отдан функциям координации и мотивации - 35,2±1,67 баллов и организации - 33,0±2,38 баллов соответственно. Очевидно, что данные специалисты видят проблемы "изнутри" и именно поэтому понимают необходимость системных мер для улучшения качества медицинской помощи и не считают, что контроль в данном случае является решающей функций. Последний по данным их оценок в ходе исследования набрал 24,1±2,56 баллов и различия по данному критерию в сравнении с первой и второй группой респондентов статистически достоверны (р<0,01). Заведующие клиническими отделениями, осуществляющие свои управленческие функции в подразделении в большей степени придают значимость системным вопросам, по сравнению с руководителями. На этом фоне контрольная функция ими оценивается существенно ниже, по сравнению с руководителями и их заместителями.
Заключение
|
|
Таким образом, установлено, что руководители медицинских организаций и их заместители пока в своей деятельности не сориентированы на адекватное управление качеством, поскольку основной мерой в этой части признают контрольную функцию, которая сама по себе без системного управления не оказывает влияния на результаты деятельности и не способно приводить к повышению качества медицинской помощи. При этом заведующие отделениями осознают значимость именно системных мер в целях улучшения качества медицинской помощи и контроль при этом не является основной функцией. Все это свидетельствует о том, что решение вопросов обеспечения качества в здравоохранении в настоящее время требует изменения парадигмы управленческого мышления. Последняя должна определяться адекватным распределением функций управления по уровням и пониманием того, что преобладание в системе контрольной функций не способно приводить к адекватным конечным результатам деятельности медицинских организаций в части качества оказания медицинской помощи.
Список литературы |
|
- 1. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций: монография. М.: Издательский дом "Менеджер здравоохранения". 2013 . 312 с.
- 2. Линденбратен А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы // Здравоохранение. 2011. №6. С.50-55.
- 3. Juran J.M. Strategies for world class quality// Quality Progress / 1991/ - Vol.24. № 3 -P.81.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»