2015 год № 4
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
В сфере здравоохранения осуществляются различные виды контроля и надзора. К которым относятся:
- государственный контроль в сфере охраны здоровья
- финансово-бюджетный контроль
- государственный контроль в области регулируемых государством цен (тарифов)
- налоговый контроль
- надзор за соблюдением трудового законодательства
- контроль в области пожарной безопасности
- транспортный надзор
- контроль и надзор за обработкой персональных данных
- контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг
- прокурорский надзор
- государственный надзор в сфере рекламы и т.д.
Особенности проведения указанных видов контроля (надзора) устанавливается соответствующими законодательными актами, содержащие комплексы норм, направленные на регулирование отношений между проверяющим (надзорным) органом и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по каждому виду контроля (надзора).
Настоящая статья посвящена отдельным видам контроля и надзора в сфере здравоохранения.
Обсуждение результатов
|
|
В соответствии со ст. 85 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в РФ" государственный контроль в сфере охраны здоровья включает в себя [1]:
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
- Надзор за обращением медицинских изделий
- Санитарно-эпидемиологический надзор
В свою очередь контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в форме: государственного, ведомственного и внутреннего контроля (ч. 1. ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно толкованию экономического словаря термин форма - это способ проявления чего-либо, действия [6]. В Табл.1 представлены сведения о формах контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основании федерльного закона "Об охране здоровья граждан в РФ"
№ п/п | Форма контроля | Направления контроля | Полномочные органы, осуществляющие контроль |
---|---|---|---|
1. | Государственный контроль | осуществления лицензирования медицинской деятельности Проведение проверок соблюдения медицинскими организациями: прав граждан в сфере охраны здоровья порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) соблюдения ограничений при выполнении профессиональной деятельности руководителями, медицинскими и фармацевтическими работниками организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности государственными, муниципальными и частными медицинскими организациями | Росздравнадзор Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ Минздрав РФ и органы управления здравоохранением в субъектах |
2. | Ведомственный контроль | Проведение проверок соблюдения медицинскими организациями: порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) соблюдения ограничений при выполнении профессиональной деятельности руководителями, медицинскими и фармацевтическими работниками | Минздрав РФ и органы управления здравоохранением в субъектах |
3. | Внутренний контроль | внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями | Организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения |
Регулирование отношений организации ведомственного и внутреннего контроля в публикации не исследуются. В настоящей статье рассматриваются общие положения порядка проведения проверок в отношении медицинских организаций в соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите) [2].
Нормы закона о Защите не распространяются на следующие виды контроля и надзора в медицинских организациях: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; страховой надзор; контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль и надзор за обработкой персональных данных; оперативно-розыскные мероприятия; прокурорский надзор; расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; (ст. 3; ст. 3.1.).
Особенности организации и проведение проверок в медицинских организациях, установленными кроме закона о Защите и иными федеральными законами следующие виды контроля и надзора: лицензионный контроль, контроль за соблюдением трудового законодательства; контроль в области пожарной безопасности; контроль в сфере обращения лекарственных средств; государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций; государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; транспортный надзор (ст. 4).
Таким образом, с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность конкретного контрольного (надзорного) в сфере здравоохранения закон о Защите распространяется на следующие - органы Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Роструд, Роспожарнадзор, Роскомнадзор и иные.
Согласно толкованию экономического словаря термин проверка - это установление подлинности истинности чего-либо требуемому образцу, стандарту, правилу [1].
Закон о защите предусматривает два вида проверок:
1) Плановые
2) Внеплановые
В соответствии с законом о Защите проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п.6. ст. 2).
В Табл. 2 представлена сравнительная характеристика плановых и внеплановых проверок в соответствии с законом о Защите.
Наименование характеристики | Вид проверки | |
---|---|---|
Плановая проверка | Внеплановая проверка | |
Предмет проверки | - соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами - соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. | - соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами - выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля - проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан |
Основания проверки | истечение 3 лет (1 года или 2 лет) со дня: - государственной регистрации медицинской организации - окончания проведения последней плановой проверки медицинской организации, инд. предпринимателя - начала осуществления деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности | - истечение срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения - поступление в контролирующие органы информации о фактах: - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан - причинение вреда жизни, здоровью граждан - нарушение прав потребителей - приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям |
Условия проверки | Проводятся на основании разрабатываемых контролируемыми органами ежегодных планов. Ежегодный план проверок утверждает Генеральная прокуратура. С информацией о проведении проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. | Проведение проверки согласуется с органами прокуратуры. В связи с необходимостью принятия неотложных мер при обращениях о фактическом причинении вреда жизни и здоровью, контролируемые органы вправе приступить к проведению выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов. |
Общие сроки и периодичность проверки | Сроки проведения выездной проверки не более 20 рабочих дней для юридических лиц, для субъектов малого предпринимательства не более 50 часов, для микро предприятия не более 15 часов в год | |
Выездные проверки могут быть продлены на срок не более 20 рабочих дней для юридических лиц, для субъектов малого предпринимательства не более 50 часов, для микро предприятия не более 15 часов в год. | Срок проверки не может быть продлен |
В законе о Защите установлены общие сроки проведения плановых проверок. Что касается отдельных проверок в сфере здравоохранения, то их виды и периодичность утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 "Об утверждения перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью". Перечень данных плановых проверок приставлен в Табл.3.
№ п/п | Наименование вида деятельности | Органы, осуществляющие плановые проверки | Периодичность проведения плановой проверки |
---|---|---|---|
1. | Оказание амбулаторно-поликлинической помощи | Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности | Не чаще 1 раза в год |
2. | Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской деятельности | Органы, осуществляющие лицензирование, Роспотребнадзор, пожарный надзор | Не чаще 1 раза в 2 года |
3. | Оказание скорой медицинской помощи | Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности | Не чаще 1 раза в 2 года |
4. | Розничная торговля лекарственными средствами | Органы, осуществляющие лицензирование фарм. деятельности | Не чаще 1 раза в год |
5. | Обеспечение социальных услуг с обеспечением проживания | Роспотребнадзор, пожарный надзор | Не чаще 1 раза в год |
Вместе с тем, в законе о Защите установлен мораторий на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 год в отношении субъектов малого предпринимательства [3] в сфере здравоохранения, которые не входят в перечень Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 [4].
К видам контроля (надзора) в сфере здравоохранения субъектов малого предпринимательства, в отношении которых не проводятся плановые проверки в 2016-2018 годах, относятся:
- Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (проверяющий орган - Росздравнадзор, Роструд);
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор);
- Государственный пожарный надзор (Роспожарнадзор);
- Соблюдение трудового законодательства (Роструд);
- Государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных и иные виды (Роскомнадзор).
Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в двух формах: документарная и выездная.
В Табл. 4 представлена сравнительная характеристика документарных и выездных в соответствии с федеральным законодательством.
Наименование характеристики | Вид проверки | |
---|---|---|
Документарная проверка | Выездная проверка | |
Предмет проверки | Сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих - организационно-правовую форму - права и обязанности медицинской; - документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; Документы с исполнением предписаний и постановлений органов контроля. | - содержащиеся в документах организации сведения, а также соответствие их работников - состояние используемых организацией при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств - производимые и реализуемые медицинскими организациями товаров (выполняемая работа, предоставляемые услуги) - принимаемые меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами |
Место проведения | по месту нахождения контролируемого органа | по месту нахождения медицинской организации и по месту фактического осуществления их деятельности. |
Основания проверки | основания проведения плановых и внеплановых проверок | проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: -удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся документах -оценить соответствие деятельности медицинской организации обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю |
Сроки проведения | сроки выполнения плановой и внеплановой проверки | |
Порядок организации проверки | включение медицинской организации в ежегодный план плановых проверок на соответствующий год - уведомление медицинской организации о начале проведения плановой проверки, направление копии приказа (распоряжения) о проведении проверки - осуществление проверки документов медицинской организации - в случае необходимости запрос дополнительных необходимых документов - оформление акта проверки и (или) предписание об устранении выявленных нарушений. | - включение медицинской организации в ежегодный план плановых проверок на соответствующий год - уведомление медицинской организации о начале проведения плановой проверки, направление копии приказа (распоряжения) о проведении проверки - выезд в организацию и проведение проверки - оформление акта проверки и (или) предписание об устранении выявленных нарушений. - запись в журнале проверок медицинской организации, индивидуальных предпринимателей |
Уведомление медицинской организации о начале проведения плановой проверки регулируется Законом о защите, а также Гражданским кодексом РФ (ст. 165.1 ГФ РФ).
Типовая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [5].
В случае выявленных фактов нарушений при проведении проверки контролируемые органы обязаны: выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранений и проведение мероприятий предусмотренные законодательством; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан; принять меры по привлечению лиц допустивших нарушения к административной ответственности (ст. 17 Закона о Защите).
Заключение
|
|
Таким образом, регулирование отношений между контролируемыми (надзорными) органами и медицинскими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, занимающимися медицинской детальностью в случае проведения проверок при различных видах контроля и надзора в настоящее время основывается на большом количестве системы правовых источников. Это вызывает большое количество проблем в отношениях между указанными субъектами данного правового института. В публикации авторы систематизировали часть правовых вопросов, связанных с взаимодействием контролируемых органов и медицинских организации (ИП) при проведении проверок. Авторы данной статьи не ставили перед собой цель - провести анализ законодательства и исследовать административно-правовые проблемы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Список литературы |
|
- 1. Об охране здоровья граждан в Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 - ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 4. Об утверждения перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью: постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 // СПС "Консультант Плюс".
- 5. О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. № 141 // СПС "Консультант Плюс".
- 6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»