2015 год № 4
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Анализ научных исследований по вопросу становления будущего специалиста показал наличие противоречия между возросшей потребностью общества в специалистах, свободно адаптирующихся в реальной деятельности, и тревожностью, которая является препятствием для реализации умений и навыков, полученных в ходе обучения. Формируется порочный круг, при котором длительный и сложный процесс подготовки специалиста приводит к несостоятельности его как самостоятельной трудовой единицы.
Тревожность в данном случае рассматривается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (т.е. переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности), а также в низком пороге его возникновения; рассматривается как свойство темперамента [1].
Наличие у индивидуума такого качества как тревога не обязательно отрицательно сказывается на результативности работы. Адекватный уровень тревоги способствует сохранению требовательности к себе и результатам своего труда, планированию трудового процесса и предсказанию вариантов исхода того или иного решения с разработкой путей преодоления нештатных ситуаций.
Вопрос оценки уровня личной и ситуативной тревожности у студентов, а также факторов, которые способствуют повышению или понижению данных показателей, имеет некоторое освещение в литературе, неоднократно становился темой для исследовательских работ, поскольку изменить процесс обучения без ущерба для его содержательности затруднительно (именно через преодоление учебных задач может формироваться будущий специалист), и, следовательно, обучающемуся необходимо помочь осуществлять коррекцию своей мотивации и самоконтроля [2, 3, 4].
Несмотря на это, на сегодняшний день материала по данному профилактическому направлению накоплено мало, а в Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ) за последние годы подобных работ по оценке тревожности систематически не проводилось.
В связи с этим, целью настоящей работы стала оценка тревоги как ситуативного явления и свойства личности среди студентов ДВГМУ, определение выраженности данных показателей в группах различных по полу и успеваемости.
Материалы и методы.
|
![]() |
![]() |
Выборочное исследование проводилось на 4 курсе лечебного факультета ДВГМУ с 1 по 31 октября 2015 года. Из номинального состава курса (N = 135 человек) в исследовании участвовали 101 человек (расчётное n = 100 человек, при p= 0,05). Выборка была поделена по половому признаку (мужчины - 31, женщины - 70), по успеваемости (анкетируемым предлагалось указать свою успеваемость самостоятельно). Для проведения исследования был сформирован контрольно-измерительный материал (КИМ), представляющий собой сборник из пяти опросников: "Диагностика состояния стресса" (автор А.О. Прохоров), "Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс" (автор А.Б. Леонов), методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе "Прогноз" (разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова), методика экспресс-диагностики склонности к немотивированной тревожности (автор В.В. Бойко), шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Опросники были подобраны в соответствии с тематикой исследования и простотой интерпретации результатов.
В ходе исследования использовались информационно-аналитический, статистический, социологический методы, а также метод сравнительного анализа. Статистическая обработка полученных от студентов результатов производилась в Microsoft Excel 2010.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
В результате проведенного исследования при диагностике состояния стресса было выявлено, что высокая степень регуляции в стрессовой ситуации наблюдается у 91,1±2,8% респондентов, умеренная - у 8,9±2,8%. Лиц с низкой способностью регуляции в стрессовой ситуации не выявлено. При оценке степени регуляции в зависимости от пола и уровня успеваемости студентов значимых различий выявлено не было (р>0,05), однако отмечено преобладание высокой степени среди лиц мужского пола, по сравнению с женским (96,8±3,2% и 88,6±5,7% соответственно).
Оценка уровня утомления показала, что у 76,2±4,2% студентов имеется выраженное утомление, 90,1±3,0% в процессе обучения испытывают монотонию, а 74,3±4,4% - стресс. При этом наблюдается обратная средняя связь между уровнем успеваемости и выраженностью монотонии (rxy=0,5) и стресса (rxy=0,6). В целом для 90,1±3,0% студентов требуется разнообразить выполняемую ими работу. Фактор психического пресыщения сильной выраженности среди студентов не имеет, у 43,6±4,9% он выражен, у 56,4±4,9% - не выражен. Значимой взаимосвязи между полом респондентов и выраженностью указанных состояний выявлено не было (р>0,05).
Результаты метода определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе "Прогноз" оказались куда более категоричные. 98,0±1,4% респондентов не справились с тестом. Главной причиной послужило невозможность преодолеть "шкалу искренности". Всего 2 респондента смогли сдать данный тест на оценку "Удовлетворительно" (прогноз благоприятный). По данным нашего исследования лишь 2,0±1,4%, р>0,05 учащихся могут быть готовы к работе в экстремальных условиях без ущерба для собственного психоэмоционального состояния.
Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности показала, что среди студентов склонность к тревоге есть у каждого четвертого респондента (26,7±4,4%), причем у лиц женского пола данный показатель выше в 1,6 раза (р<0,05).
При оценке показателя личной тревожности наблюдается выраженный дисбаланс: у женщин "высокий" результат превышает в 2 раза показатель у мужчин (р<0,05), у мужчин "умеренный" результат в 11 раз превосходит аналогичный у женщин (р<0,001), а доля "низкого" результата у женщин почти в 6 раз больше, чем у мужчин (р<0,001).
Интерпретируя эти данные, можно вынести рекомендации, что для 22,6±7,5% мужчин требуется формировать чувство уверенности в собственном успехе и уменьшать немотивированные переживания, а для женщин такие меры необходимы в 40,0±5,9% случаев. Кроме того, 54,3±6,0% женщин либо скрывают истинное положение дел, либо требуют пробуждения трудовой активности, повышения внимания к мотивам деятельности. Среди мужчин доля таковых составляет всего 9,7±5,3%, р>0,05. В зависимости от успеваемости таких различий в показателях не выявлено (р>0,05).
Заключение
|
![]() |
![]() |
Проведенная комплексная оценка тревоги как ситуативного явления и свойства личности среди студентов 4 курса лечебного факультета ДВГМУ показала, что у студентов имеются высокие показатели тревоги, требующие разработки и применения корректирующих мероприятий. В частности, у 76,2±4,2% учащихся имеется потребность в отдыхе или уменьшении интенсивности труда; 90,1±3,0% студентов требуется разнообразить выполняемую ими работу; у каждого третьего респондента (34,7±4,7%) необходимо формировать чувство уверенности в собственном успехе и уменьшать немотивированные переживания; а 40,6±4,9% опрошенных либо скрывают истинное положение дел, либо требуют пробуждения трудовой активности, повышения внимания к мотивам деятельности.
Список литературы |
![]() |
1. Большой психологический словарь" - под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко - М., 2007.
2. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А.А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12 (35). Часть II. Новосибирск: Изд. "СибАК", 2013. - С. 88-92.
3. Иванова А.А., Мамедова Н.Д., Субботин К.С., Пичугина Н.Н. Оценка психоэмоционального состояния студентов первокурстников//БМИК,
4. - № 11. - С. 1175.
5. Милашина Ольга Георгиевна. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов : автореф. дисс. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Милашина Ольга Георгиевна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2010.- 265 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/385.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»