ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2016 год № 4

Управление качеством медицинской помощи


УДК 378.1 : 615.15 ] : 378.4 (571.6)
Е.В. Слободенюк, Т.Ю. Малыгина, Е.А. Варады
Первые ласточки аккредитации - выпускники фармацевтического факультета ДВГМУ
Дальневосточный государственный медицинский университет
Контактная информация: Е.В. Слободенюк, e-mail: k_farm@fesmu.ru
Резюме:
Данная статья посвящена прошедшей первичной аккредитации специалистов. Изложена процедура прохождения, определены трудности, которые возникли при прохождении аккредитации выпускниками фармацевтического факультета 2016 года.
Ключевые слова:
ДВГМУ, аккредитация; фармацевтический, 2016

E. V. Slobodenyuk, T. Yu. Malygina, E. A. Varady
The first signs of accreditation - graduates of the pharmaceutical faculty FESMU
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
This article is devoted to the primary last accreditation experts. Presented passing procedure identified the difficulties that arose during the passage of accreditation graduates of the pharmaceutical faculty in 2016.
Key words:
FESMU, accreditation, pharmaceutical, 2016
Введение

С 1 января 2016 г. в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в РФ и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [1].

Аккредитация специалиста - это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее фармацевтическое образование, к осуществлению фармацевтической деятельности. Аккредитация проводится после окончания освоения специалистом основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет.

Для единообразия и качественного проведения процедуры аккредитации Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило ряд основополагающих документов: приказ от 25.02.2016 г. № 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов"; приказ от 02.06.2016 г. № 334н "Положение об аккредитации специалистов"; приказ от 22.06.2016 г. № 382 "Об утверждении составов аккредитационных комиссий Минздрава РФ по специальности "Фармация" [2, 3, 4].

Согласно положению об аккредитации, процедура состояла из трех этапов: 1 этап - тестирование - 60 вопросов за 60 минут; 2 этап - демонстрация практических навыков (умений) в симулированных условиях - 5 станций по 10 минут, это сердечно-легочная реанимация, приемка лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, экспертиза рецепта, изготовление лекарственных препаратов по прописи, фармацевтическое консультирование. Для унификации оценки эксперту предлагался чек-лист, по которому и осуществлялась проверка результатов практической деятельности выпускника. Третий этап - решение ситуационных задач - 3 задачи по 5 вопросов, по каждой - 30 минут, собеседование с членами аккредитационной комиссии. Результирующая оценка суммировалась из мнений трех экспертов, принимавших участие в оценивании теоретических знаний будущих провизоров.

Для создания условий, которые не позволяли аккредитуемым использовать не регламентированные источники информации, на всех этапах осуществлялись видеоконтроль и видеозапись экзамена. Существовал определенный перечень нормативно-правовой документации, которую мог использовать выпускник при подготовке ко второму и третьему этапам.

 
Обсуждение результатов

Для успешного прохождения процедуры аккредитации деканатом был разработан и утверждён план подготовительного периода. Специально для проведения первичной аккредитации была создана и оснащена в симуляционном центре "Учебная аптека", где располагались 4 специализированные станции. Все студенты получили логины и пароли для входа в единую базу по аккредитации и имели возможность ознакомиться с тестами, практическими (симуляционными) заданиями - 245, и ситуационными задачами (мини кейсами) - 160. Выпускники активно участвовали в репетиционном тестировании, как в домашних условиях, так и в режиме он-лайн. В соответствии с графиком проходили обучение базовой сердечно-легочной реанимации.

В процедуре аккредитации не могут принимать участие профессорско-преподавательский состав вуза, выпускники которого проходят первичную аккредитацию. Ни на одном из трёх этапов. Эксперты со стороны проводят все испытания от начала и до конца. Состав аккредитационной комиссии формировался в зависимости от количества аккредитуемых специалистов. В 2016 году только успела закончиться итоговая государственная аттестация, как начались первые аккредитационные испытания. На аккредитацию пришли все выпускники дневного отделения в количестве 31 человека.

Несмотря на то, что для некоторых видов работы, в частности, медицинским представителем аккредитация не требуется, её обязан проходить лишь провизор для занятия фармацевтической деятельностью. Согласно нормам, предложенным Минздравом для определения численного состава аккредитационной комиссии АК), при проведении аккредитации в один день и в одну цепочку, было утверждено 6 членов АК (включая председателя и секретаря). Председатель АК - представитель Национальной Фармацевтической палаты НФП) - определялись НФП. Члены АК: представители работодателей - определялись самой образовательной организацией и передавались в Минздрав РФ для включения в приказ. Представители образовательных организаций - определялись Минздравом РФ. Деканатом фармацевтического факультета было разработано и утверждено расписание аккредитации, и, в соответствии с ним, 29 июня 2016 года начался первый этап аккредитации - тестирование.

После каждого из трёх этапов аккредитации результаты испытаний отправляли в Минздрав. И уже министерство давало своё заключение о результатах каждого этапа. Успешными признавались работы, где было не менее 70% верных ответов. Рассмотрение результатов было достаточно оперативно. И аккредитация в ДВГМУ прошла в установленные расписанием сроки.

В соответствии с методическими рекомендациями проведения первичной аккредитации на любом её этапе можно сделать три попытки. Правом повторить испытание воспользовались трое выпускников, но только на этапе тестирования. Минздрав одобрил просьбу, на этих выпускников пришли новые логины и пароли для входа в систему.

Аккредитация - это оценка практических знаний и умений молодого специалиста профессиональным фармацевтическим сообществом. Теоретические знания, полученные в вузе, нельзя поставить под сомнение. А вот практику должны оценить практические работники, что и осуществляется при прохождении второго и третьего этапов аккредитации, которые оценивают представители фармацевтического бизнеса.

Успешно сдав тесты, выпускники-провизоры демонстрировали своё владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий на пяти станциях (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не изменялся в течение аккредитации 2016 года.

Выпускники показывали знания по проведению приемочного контроля товара, определению условий хранения лекарств и размещению их по нужным полкам, умения изготовить лекарственный препарат по рецепту. Входят в перечень и задания на оказание первой медицинской помощи при острой лёгочной и сердечной патологии. Необходимость обучения провизоров азам сердечно-лёгочной реанимации отметили все представители практической фармации.

Всё это выпускникам предлагалось делать не за партой в привычных условиях, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа?-?не более 30 минут.

При подготовке и проведении аккредитации возникали определенные сложности и проблемы. Это не удивительно, так как процедура это новая и вплоть до самого ее начала на местах не было полного понимания, как именно всё будет проходить. Менялись тестовые задания, часть тестов была убрана из списка ввиду не корректности их составления. Очень трудно проходило становление станции по изготовлению лекарственных препаратов. Оснащение этой станции и чек-листы для проверяющих менялись несколько раз, и буквально за несколько дней до начала аккредитации был получен окончательный вариант. Работа была прямо "с колес". Это создавало нервозную ситуацию не только для преподавателей, членов АК, но и для аккредитуемых. Были сложности и с работой сервера аккредитационного центра, с задержкой получения информации о прохождении предшествующего этапа аккредитации. Верится, что эти технические проблемы будут учтены и, при проведении аккредитации 2017 года, они будут полностью ликвидированы. Сложности были и при подготовке к проведению аккредитации. Нам спешно пришлось обустраивать учебную аптеку, которая необходима для выполнения практической части заданий и проводить там практическую подготовку наших выпускников. Времени на это было недостаточно, очень способствовало качественной подготовке аккредитуемых то, что учебная аптека была открыта в составе симуляционного центра, что позволило централизовать процесс подготовки.

Так как эта процедура проходила впервые, возможно некоторые выпускники, по-видимому, не оценили сложность прохождения первичной аккредитации, а не обычные условия прохождения второго и третьего этапов (отсутствие контакта с экспертом, отсутствие своих преподавателей) добавили нервозности в прохождение этапов аккредитации. Важный фактор, формирующий навыки студента, в том числе общения,?- производственная практика, которой сейчас необходимо уделять все больше и больше внимания. Этому способствуют правильно выстроенные отношения с работодателями. Повышать требования к прохождению практики студентами, повышать ответственность работников, контролирующих прохождение практики, как со стороны образовательной, так и со стороны аптечной организаций, консолидировать усилия двух сторон образовательного процесса - учебной и практической с целью подготовки конкурентоспособного выпускника, готового к самостоятельной работе.

После прохождения всех этапов аккредитации специалисты ответили на вопросы анкеты, касающиеся процедуры прохождения аккредитации. Они высоко оценили организацию работы по аккредитации специалистов в образовательной организации, 78,5% опрошенных поставили оценку "хорошо" или "отлично". Работу экспертов аккредитационной комиссии 85,7% оценили как отличную. Из предложений по улучшению работы по аккредитации специалистов были высказаны: оглашение результатов без задержек, уменьшение количества тестовых заданий и доработка технического обслуживания со стороны Центра аккредитации. Однако эта процедуру не далась легко выпускникам: 75% испытывали тревогу, а 35,7% - страх перед прохождением аккредитации. А после её завершения 93% испытали облегчение и радость! Для нас очень отрадно, что все 100% выпускников остаются работать по специальности, часть из которых планируют повышать свой профессиональный уровень, обучаясь в ординатуре или аспирантуре.

Одновременно с аккредитационной системой в России разрабатывалась концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Теперь для успешной работы в отрасли специалистам нужно будет регулярно повышать квалификацию, проходя различные курсы и участвуя в конференциях, набирая кредитные баллы и формируя собственное портфолио. Первыми в систему непрерывного медицинского образования войдут выпускники этого года и работающие фармацевты, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016.

 
Заключение

По результатам прохождения аккредитации выпускники фармацевтического факультета ДВГМУ получили свидетельства об аккредитации. Следует отметить, что однажды полученное свидетельство об аккредитации останется у специалиста на всю жизнь. При очередном прохождении этой процедуры в него добавят соответствующие записи из портфолио и результаты тестов, при отсутствии портфолио специалист не будет допущен к очередному этапу профессиональной аккредитации. Таким образом, у провизоров появится своего рода зачетная книжка, в которой будет отражен весь их профессиональный путь  

Список литературы
 
  1. 1. Об основах охраны здоровья граждан : федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: приказ министерства здравоохранения РФ от 25.02.2016 г. № 127н // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Положение об аккредитации специалистов: приказ министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. № 334н // СПС "Консультант Плюс".
  4. 4. Об утверждении составов аккредитационных комиссий Минздрава РФ по специальности "Фармация" : приказ министерства здравоохранения РФ от 22.06.2016 г. № 382// СПС "Консультант Плюс".