2017 год № 2
Медицинское образование
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Поскольку профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития [1, 2], то для врача-стоматолога - это социально зафиксированная обществом область его трудовых действий. Для эффективного выполнения этих действий он обязан обладать не только суммой знаний, практических навыков и компетенций, но и определенным уровнем моральных качеств.
Отбор студентов на стоматологические факультеты ограничивается уровнем доходов и результатами Единого государственного экзамена без учета уровня мотиваций абитуриентов, а также их нравственных и моральных качеств, что в значительной мере стимулирует рост числа случайных молодых людей в структуре зачисляемых на первый курс стоматологических факультетов. Одни студенты мотивированы стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности [3, 4]. Другие мотивированы получением диплома о высшем медицинском образовании для удовлетворения собственных амбиций [5, 6].
Цель работы - анализ мотиваций, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога.
Материалы и методы
|
|
В качестве объекта исследования выступили студенты стоматологического факультета ДВГМУ. Материалами послужили самостоятельно разработанные анкеты. Всего в ходе исследования за период с марта по май 2017 года было опрошено 315 человек. При проведении исследования применялись методы: информационно-аналитический, статистический, сравнительного анализа, социологический.
Обсуждение результатов
|
|
В качестве ведущих факторов, повлиявших на выбор профессии врача-стоматолога, респонденты указали на престиж профессии врача-стоматолога - 19% опрошенных, желание помогать/лечить людей - 18% и интересную специальность - 15%.
Высокую заработную плату в качестве побудительного фактора указали лишь 13% респондентов, а каждый 7-ой пошел учиться по согласованию с родителями/родственниками (Рис. 1).
Рис. 1. Ведущие факторы, повлиявшие на выбор профессии врача-стоматолога,%.
Успешность учебной деятельности студентов стоматологических факультетов вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача-стоматолога представляется в виде внутреннего побуждение к профессиональной активности (деятельности, общению, поведению), направленной на сохранение и улучшение здоровья пациентов. Отдельные студенты не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам, связанным даже с начальным этапом профессиональной подготовки, что отрицательно сказывается на уровне успеваемости и формирует разочарование профессиональным выбором. По данным проведенного опроса выявлен рост доли студентов разочаровавшихся в выборе профессии врача-стоматолога - с 7% на первом курсе до 19% на пятом курсе, на фоне снижения доли укрепившихся в правильности выбора профессии (Табл. 1).
Отношение к профессии | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс |
---|---|---|---|---|---|
Укрепился в сделанном выборе профессии | 76,40±4,5 | 71,23±5,3 | 85,25±5,3 | 63,16±63,1 | 62,96±6,5 |
Разочаровался в выбранной профессии | 6,74±2,6 | 9,59±3,4 | 0,00±6,1 | 7,89±4,3 | 18,52±5,2 |
Затрудняюсь ответить | 16,85±3,9 | 17,81±4,4 | 14,75±2,2 | 28,95±7,3 | 18,52±5,2 |
Только две трети студентов первого курса (64%) указали на то, что учатся с интересом, а к пятому курсу этот показатель снижается до 56%. Также порядка 10% респондентов высказали мнение о том, что учатся "по необходимости", а остальные затруднились ответить на этот вопрос.
Заключение
|
|
Профессиональное развитие будущих стоматологов состоит в реализации их ожиданий по отношению к рынку труда и определению своего места в нем. Именно на этом этапе происходит оценка перспектив исполнения своей профессиональной роли и вариантов профессионального пути. Важным аспектом этого является готовность специалиста по мере освоения программы профессионального обучения к профессиональному творчеству, умение осуществлять профессиональное общение и взаимодействие в рамках будущей трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.
Именно выбора специальности выпускника вуза после окончания обучения, в связи с особенностями формирования рынка труда интересует потенциальных работодателей.
На завершающем этапе обучения ведущая часть мотивационной структуры будущих врачей-стоматологов концентрируется на формировании компетенций, которые определяют жизненные цели в будущем. Уверенность в том, что уровень достигнутых ими профессиональных компетенций соответствует требованиям работодателей и рынка труда - снижается.
Таким образом, при проведении исследования выявлены проблемы формирования профессиональных мотиваций к овладению будущей специальностью у студентов стоматологов. Трансформация мотиваций в сторону снижения интереса к овладению будущей профессии связанная с трудностью в освоении учебной программы.
Все это делает необходимым создание системы социологического сопровождения для формирования профессиональных компетенций будущих врачей-стоматологов, что потребует поиска методики, которая включала бы комплексное изучение профессионально значимых характеристик будущих специалистов и пути повышения уровня мотиваций, необходимых для овладения профессиональным мастерством.
Список литературы |
|
- 1. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.
- 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Изд. Центр "Академия", 2004.
- 3. Wardley, Leslie; Belanger, Charles (2013). Rites of Passage: Does adaptation to university mean severing connections? In: Tertiary Education and Management 19 (1), S. 32 51.
- 4. Zeer E.F., Khasanova I.I. Socio-professional education of students: nauch.-method. Development. The EC.: Publishing house of the Ural state pedagogical University. 2000. - 263 C.
- 5. Skvortsov V N. Training of highly-qualified specialists as one of the important tasks and functions of lifelong vocational education.). Lifelong learning: Continuous education for sustainable development: proceedings of the 11th International Conf.: in 2 pts. /2013. №1. Р.11-17.
- 6. Petrova L.E., Kuzmin K.V., Kulikov S.N. E-learning in higher professional medical education: what do students think about it? Modern Research of Social Problems, №8(28), 2013. www.sisp.nkras.ru
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»