ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2017 год № 2

Медицинское образование


УДК 37.048.45 : [614.23 : 616.314]
Г.А. Литвинцева
Формирование профессиональных мотиваций у студентов
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Г.А. Литвинцева, e-mail: svetlana-litvinceva@mail.ru
Резюме:
Проведен анализ отдельных аспектов выбора профессии врача-стоматолога. По мнению руководителей стоматологических организаций, механизм набора абитуриентов на стоматологические факультеты в виде Единого государственного экзамена отрицательно влияет на профессиональный выбор мотивированных к достижению высокого уровня профессионального мастерства студентов.
Ключевые слова:
мотивации, выбор профессии, врач-стоматолог

G.A. Litvinceva
The formation of professional motivation in students
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
An analysis of selected aspects of the choice of profession of a dentist. According to leaders of dental organizations, the mechanism of recruitment of applicants for dental faculties in the form of Unified state examination has a negative impact on the professional choice motivated to achieve a high level of professional skills of students.
Key words:
motivation, choice of profession, dentist
Введение

Поскольку профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития [1, 2], то для врача-стоматолога - это социально зафиксированная обществом область его трудовых действий. Для эффективного выполнения этих действий он обязан обладать не только суммой знаний, практических навыков и компетенций, но и определенным уровнем моральных качеств.

Отбор студентов на стоматологические факультеты ограничивается уровнем доходов и результатами Единого государственного экзамена без учета уровня мотиваций абитуриентов, а также их нравственных и моральных качеств, что в значительной мере стимулирует рост числа случайных молодых людей в структуре зачисляемых на первый курс стоматологических факультетов. Одни студенты мотивированы стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности [3, 4]. Другие мотивированы получением диплома о высшем медицинском образовании для удовлетворения собственных амбиций [5, 6].

Цель работы - анализ мотиваций, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога.

 
Материалы и методы

В качестве объекта исследования выступили студенты стоматологического факультета ДВГМУ. Материалами послужили самостоятельно разработанные анкеты. Всего в ходе исследования за период с марта по май 2017 года было опрошено 315 человек. При проведении исследования применялись методы: информационно-аналитический, статистический, сравнительного анализа, социологический.

 
Обсуждение результатов

В качестве ведущих факторов, повлиявших на выбор профессии врача-стоматолога, респонденты указали на престиж профессии врача-стоматолога - 19% опрошенных, желание помогать/лечить людей - 18% и интересную специальность - 15%.

Высокую заработную плату в качестве побудительного фактора указали лишь 13% респондентов, а каждый 7-ой пошел учиться по согласованию с родителями/родственниками (Рис. 1).

Рис. 1. Ведущие факторы, повлиявшие на выбор профессии врача-стоматолога,%.

Успешность учебной деятельности студентов стоматологических факультетов вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача-стоматолога представляется в виде внутреннего побуждение к профессиональной активности (деятельности, общению, поведению), направленной на сохранение и улучшение здоровья пациентов. Отдельные студенты не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам, связанным даже с начальным этапом профессиональной подготовки, что отрицательно сказывается на уровне успеваемости и формирует разочарование профессиональным выбором. По данным проведенного опроса выявлен рост доли студентов разочаровавшихся в выборе профессии врача-стоматолога - с 7% на первом курсе до 19% на пятом курсе, на фоне снижения доли укрепившихся в правильности выбора профессии (Табл. 1).

Таблица 1. Динамика мотивов выбора профессии врача-стоматолога
Отношение к профессии1 курс2 курс3 курс4 курс5 курс
Укрепился в сделанном выборе профессии 76,40±4,571,23±5,385,25±5,363,16±63,162,96±6,5
Разочаровался в выбранной профессии 6,74±2,69,59±3,40,00±6,17,89±4,318,52±5,2
Затрудняюсь ответить 16,85±3,917,81±4,414,75±2,228,95±7,318,52±5,2

Только две трети студентов первого курса (64%) указали на то, что учатся с интересом, а к пятому курсу этот показатель снижается до 56%. Также порядка 10% респондентов высказали мнение о том, что учатся "по необходимости", а остальные затруднились ответить на этот вопрос.

 
Заключение

Профессиональное развитие будущих стоматологов состоит в реализации их ожиданий по отношению к рынку труда и определению своего места в нем. Именно на этом этапе происходит оценка перспектив исполнения своей профессиональной роли и вариантов профессионального пути. Важным аспектом этого является готовность специалиста по мере освоения программы профессионального обучения к профессиональному творчеству, умение осуществлять профессиональное общение и взаимодействие в рамках будущей трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

Именно выбора специальности выпускника вуза после окончания обучения, в связи с особенностями формирования рынка труда интересует потенциальных работодателей.

На завершающем этапе обучения ведущая часть мотивационной структуры будущих врачей-стоматологов концентрируется на формировании компетенций, которые определяют жизненные цели в будущем. Уверенность в том, что уровень достигнутых ими профессиональных компетенций соответствует требованиям работодателей и рынка труда - снижается.

Таким образом, при проведении исследования выявлены проблемы формирования профессиональных мотиваций к овладению будущей специальностью у студентов стоматологов. Трансформация мотиваций в сторону снижения интереса к овладению будущей профессии связанная с трудностью в освоении учебной программы.

Все это делает необходимым создание системы социологического сопровождения для формирования профессиональных компетенций будущих врачей-стоматологов, что потребует поиска методики, которая включала бы комплексное изучение профессионально значимых характеристик будущих специалистов и пути повышения уровня мотиваций, необходимых для овладения профессиональным мастерством.

 
Список литературы
 
  1. 1. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.
  2. 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Изд. Центр "Академия", 2004.
  3. 3. Wardley, Leslie; Belanger, Charles (2013). Rites of Passage: Does adaptation to university mean severing connections? In: Tertiary Education and Management 19 (1), S. 32 51.
  4. 4. Zeer E.F., Khasanova I.I. Socio-professional education of students: nauch.-method. Development. The EC.: Publishing house of the Ural state pedagogical University. 2000. - 263 C.
  5. 5. Skvortsov V N. Training of highly-qualified specialists as one of the important tasks and functions of lifelong vocational education.). Lifelong learning: Continuous education for sustainable development: proceedings of the 11th International Conf.: in 2 pts. /2013. №1. Р.11-17.
  6. 6. Petrova L.E., Kuzmin K.V., Kulikov S.N. E-learning in higher professional medical education: what do students think about it? Modern Research of Social Problems, №8(28), 2013. www.sisp.nkras.ru