2017 год № 3
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Особое место в структуре современного высшего профессионального образования занимает подготовка специалистов здравоохранения. В связи с тем, что здоровье человека выступает главным объектом профессиональной деятельности медицинского работника, то требования общества к выбору профессии врача молодыми людьми, устойчивости их мотиваций и обладанию профессионально-важным качествами, становятся всё выше и выше [6, 9]. Подготовка молодёжи к осознанному выбору профессии должна стать обязательной частью гармоничного развития каждой личности, что требует сопоставления с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым и эстетическим потенциалом абитуриента высшей медицинской школы. В противном случае возможно развитие противоречий между профессиональным выбором и характеристиками личности претендента на получение высшего медицинского образования. Данные противоречия, как правило, сопровождаются тесной корреляционной связью характера поведения личности с мотивами профессионального выбора и последующего обучения в вузе [3]. В условиях рыночной экономики, выполнение запросов общества к осознанному выбору медицинской профессии возможно только при развертывании целенаправленной системной профориентационной работы со школьниками старших классов и учащимися медицинских колледжей.
Именно профессиональная ориентация в виде оказания молодым людям помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и его возможностям соответствовать запросам рынка труда [11, 2]. В условиях либеральной трансформации российского общества в профессиональной ориентации должна быть задействована информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций. Именно такой комплексный подход позволит оказать действенную помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда [1].
В течение последних лет достаточно четко сформировались методы профориентационной работы вузов в виде двух моделей [10] .
I. Пассивная модель лекции, беседы о направлениях подготовки, проводимые преподавателями, распространение полиграфической продукции, оформление информационных стендов о направлениях и профилях специальностей
II. Активная модель использование интерактивных форм работы в виде косвенного вовлечения предполагаемых абитуриентов в мир современной медицины, привлечение школьников, учащихся профессиональных учебных заведений к работе вузовских научных кружков, научно-практических конференций, организации олимпиад для школьников, проведение тренингов, дискуссий, ролевых и деловых игр.
В связи с тем, что специалисты системы здравоохранения всегда занимали особое место в системе отечественного высшего профессионального образования, то это коррелировало с высокими требованиями, предъявляемыми к их профессиональным и личностным качествами. Абитуриенты, поступающие в медицинский вуз, должны опираться не только на сложные и неоднозначные мотивы овладения профессией врача, но и исходить из представлений об "идеальном образе", воплощающем в себе необходимые и наиболее значимые профессионально-личностные качества медицинского работника. Данные представления в совокупности со специальными знаниями, умениями и навыками должны интегрироваться на личностном уровне индивидуальной смысловой системы мотивов, которые обеспечат в будущем высокий уровень профессиональной и личностной подготовки будущего врача [14].
Овладение профессиональными компетенциями в процессе обучения невозможно без сформированных у студентов мотивов приобретения глубоких и прочных медицинских знаний, умений и навыков в сочетании с направленностью на саморазвитие и самореализацию [5]. Изучение мотивов выбора профессии врача позволяет проникнуть во внутренний мир личности претендента на получение медицинского образования. Грамотно организованная и проводимая работа по профессиональной ориентации является ключевым условием планирования профессионального будущего и закрепления приверженности избранной профессии. В связи с этим, целью настоящего исследования стало изучение мотивов выбора профессии врача абитуриентами высшей медицинской школы.
Материал и методы
|
|
Объектом исследования стали абитуриенты лечебного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный медицинский университет" (ФГБОУ ВО ДВГМУ). Предмет исследования -анализ мотиваций поступления в ДВГМУ, оценка профориентационной работы в школе, удовлетворенностью абитуриентов качеством среднего общего образования. Метод исследования - социологический опрос.
В июне-июле 2017 года с помощью специально подготовленных анкет методом случайной выборки опрошено 406 абитуриентов, поступавших на лечебный факультет ФГБОУ ВО ДВГМУ. В ходе исследования изучены причины и мотивы повлиявшие на выбор профессии врача, дана оценка объему реализуемых профороиентационных мероприятий. Обработка информации проводилась с помощью MS EXEL.
Обсуждение результатов
|
|
Главными "стартерами" мотивов в человеке выступают потребности, желания, интересы, намерения и склонности. Именно в них берут свое начало мотивы, обладающие разной силой влияния от слабой до очень сильной. В последующем мотивы находят выражение в действиях от пассивных до активных, которые в свою очередь приводят к соответствующим результатам от нулевых до значительных [7]. Следовательно, основными движущими мотивами абитуриентов ФГБОУ ВО ДВГМУ являются мотивы, в которых отражаются основные цели их потребности на овладение будущей профессией. Именно эти мотивы обладают значительной энергетикой и стимулируют активную деятельность, которая в большинстве случаев и приведет к запланированным результатам. Благодаря выраженности этих мотивов, большинство абитуриентов делает свой профессиональный выбор. Безусловно, понимание уровня выраженности мотиваций помогает осознать значимость устремлений абитуриента и, как следствие, спрогнозировать его действия по формированию профессиональных компетенций.
Анализ результатов работы приемной комиссии ФГБОУ ВО ДВГМУ показал, что всего было подано 2250 заявлений от потенциальных абитуриентов. Традиционным лидером по числу поданных заявлений стала специальность "Лечебное дело" 795 заявлений; второе место занимала "Педиатрия" 500 заявлений, последующие места "Стоматология" (306) и "Фармация" (134). По мнению ответственного секретаря приемной комиссии доц. Н.В. Чернышёвой отличительными чертами этой компании по приему на большинство факультетов вуза стали: увеличение числа бюджетных мест, значительный рост числа абитуриентов, принятых по целевым направлениям от медицинских учреждений Дальнего Востока [13].
Анализ выраженности мотивов выбора профессии врача среди абитуриентов лечебного факультета ДВГМУ, подвергнутых социологическому опросу показал, что для большинства респондентов, приоритетным мотивом является "Желание помогать/лечить людей" (87,84±2,69%), второе место занимает "Интерес к специальности" (56,08±4,08%), третье место занимают "Склонность(призвание) к профессии" (47,30±4,10%) и "Востребованность профессии обществом" (47,30±4,10%). Что же относительно мотива "Высокооплачиваемая работа", то он не являлся приоритетом выбора профессии врача (12,16± 2,69%). Наименьшее число респондентов (10,14±2,48%) воспользовались советом родителей по выбору профессии врача (Табл. 1).
№ п/п | Мотивы выбора профессии врача | Р m |
---|---|---|
1 | Желание помогать/лечить людей | 87,84±2,69 |
2 | По стопам родителей | 20,95 ±3,34 |
3 | Склонность(призвание) к профессии | 47,30±4,10 |
4 | Высокооплачиваемая работа | 12,16± 2,69 |
5 | Интересовала специальность | 56,08±4,08 |
6 | Востребованность профессии обществом | 47,30±4,10 |
7 | Престижная профессия | 36,49±3,96 |
8 | Посоветовали родители | 10,14± 2,48 |
9 | Было все равно куда поступать | 0,68± 0,68 |
10 | Получение высшего образования | 30,41±3,78 |
Однако детерминация в своем сознании уровня профессионального овладения выбранной профессией с мотивом желания лечить людей, зачастую происходит с позиции оценки своих потребностей, но без учёта своих способностей и возможностей, что приводит к трансформации мотиваций на этапе оптации [5]. Между тем, выработанные и принятые обществом основания для оценки труда медицинского работника, его сложности в сочетании с системой духовных ценностей, профессионального менталитета и правил профессиональной этики требуют длительных и значительных усилий со стороны молодых людей, выбравших эту благородную, но сложную и тяжёлую профессию [8].
Именно с этой точки зрения выбор профессии врача необходимо рассматривать как взаимодействие двух сторон: абитуриента с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к соискателю этой профессии. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей абитуриента с требованиями профессии врача. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Итак выбор профессии врача является серьезным шагом для абитуриента, который необходимо сделать самостоятельно, поскольку это один из важнейших и непростых жизненных выборов для молодых людей, от правильности принятия которого будет зависеть их дальнейшая судьба.
Профориентационная работа как раз и направлена на оказание помощи оптанту (абитуриенту) в выборе своих профессиональных интересов, выявлении определенных склонностей, сильных и слабых сторон своей личности, а также соотношения их с профессиональными требованиями. Кроме этого профориентация должна помогать в формировании мотивации к овладению будущей профессией. Однако, как показал социологический опрос, общая профориентационная работа проводились лишь с 77,03±3,46% респондентов во время обучения в средней школе, однако только с 27,70±3,68% опрошенных проводилась профориентационная работа, направленная на выбор медицинской профессии.
Что же относительно структуры специалистов участвовавших в мероприятиях по проведению профориентации по выбору профессии медицинского работника, то среди них превалировали психологи (32,43±3,85%), второе место по значимости занимали классные руководители (27,70±3,68%). Что же относительно представителей образовательных организаций высшего и среднего медицинского образования, то только 18,24±3,17% респондентов отметили, что с ними была проведена профориентационная работа преподавателями медицинских ВУЗов и СУЗов.
Анализ источников получения информации, повлиявших на выбор респондентами профессии врача, распределился следующим образом.
Получили информацию о профессии врача из следующих источников:
- От родителей, родственников, друзей 45,95±4,10%;
- От студентов и выпускников ДВГМУ 35,14±3,95%;
- С сайта университета (ДВГМУ) 37,16±3,97%;
- От преподавателей школы (колледжа) 23,65±3,49%
- Нашли информацию в соц. сетях 23,65±3,49%
- От сотрудников университета (ДВГМУ) 7,43±2,16%;
- Из просмотра программ регионального TV 6,76±2,06%;
- Из печатных СМИ 1,35± 0,75%
Между тем уровень "отсева" студентов с первых курсов лечебного факультета ДВГМУ превышает 10% ежегодно, что, по нашему мнению, в определенной мере зависит от качества и технологий профориентационной работы. Именно поэтому в настоящее время существует острая необходимость поиска новых путей сотрудничества ДВГМУ со школами и медицинскими организациями региона.
Современная практика проведения профориентационной работы в различных вузах России показывает, что одним из эффективных активных методов профориентации является профориентационный квест (Слово "Quest" переводится на русский язык как "поиск". Квест - это увлекательная "живая" командная игра. В игре этого жанра всегда предполагается выполнение какого-либо определенного задания (нескольких заданий), применяя смекалку, логическое мышление, эрудицию, а также умение взаимодействовать в команде (прим. авторов)), выбор которого в качестве метода профориентации не случаен [12]. Цель квеста заключается в содействии в профессиональном самоопределении, создании позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии, имеющей первостепенное значение для Хабаровского края в соответствии с приоритетными направлениями развития региона.
В качестве примера сходного варианта профориентационной работы следует привести опыт работы "Школы юного медика", которая организована как постоянно действующая модель при городской клинической больнице №10 г. Хабаровска. "Интересная работа, карьерный рост, успехи и заслуги - с чего же все это начинается? Конечно, с выбора профессии! Выпускникам и старшеклассникам самое время задуматься: а не пойти ли, например, в медицину? Во всяком случае, у них есть возможность посмотреть на работу врачей и медсестер, что называется, изнутри. Кто-то, возможно, поймет, что это и есть его призвание. Попробовать стоит! Именно для этого "Школа юного медика" [4].
Особый интерес у постоянных участников этой школы вызвало несколько направлений деятельности практикующего врача. В частности, работа с симуляторами, обучение простейшим приемам оказания первой медицинской помощи, хирургическими методами лечения, знакомство с лабораторным, анестезиологическим и эндоскопическим оборудованием и др.
Блеск хирургических инструментов поразил школьников своей строгостью и совершенством. Заведующий отделением хирургии и врач хирург дали уникальную возможность слушателям школы "Юный медик" познакомиться с основами хирургии, продемонстрировав хирургический инструмент, шовный материал и современные хирургические аппараты для наложения анастомозов. Школьники, облачившись в настоящую форму оперирующего хирурга, самостоятельно выполнили наложение швов на симуляторах.
На каждом этапе профориентационной работы вместе с обучающимися школьниками работали модераторы, которые проводили теоретические и практические мастер-классы.
Все слушатели, которые успешно освоили курс шестимесячной программы "Школа юного медика", в торжественной обстановке из рук главного врача городской клинической больницы №10 получили именные дипломы и укрепились в желании выбрать профессию врача.
Заключение
|
|
Трансформация современной системы образования, в том числе и высшего медицинского в контексте нехватки специалистов первичного звена в системе здравоохранения ставит перед высшими учебными заведениями задачу по совершенствованию профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Профориентационная работа в сочетании с высоким уровнем мотиваций к освоению профессиональных компетенций во время всего периода обучения в ВУЗе, являются ведущими движущими факторами к овладению будущей профессией врача. К сожалению, отсталость системы информационного обеспечения интегрированной в социальное жизненное пространство будущих студентов-медиков, формирует факторы, могущие оказать негативное влияние на правильность выбора будущей профессии. Ошибочный выбор профессионального поля абитуриентами медицинского ВУЗа во время обучения может привести к профессиональной деформации личности и прекращению дальнейшего освоения профессии врача.
Список литературы |
|
- 1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 222-223
- 2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2010. - 144 с.
- 3. Болдырева, Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности./ Т.А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 195-198.
- 4. Джус Мария. Их выбор - профессия медика. Тихоокеанская звезда. 29.06.2017 URL:https://toz.su/arkhiv/?ELEMENT_ID=131235.
- 5. Донника, А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. /А.Д. Доника - М.: Изд-во "Академия естествознания", 2009. - 300 с.
- 6. Иванов, Н.А. Профессиональная ориентация молодежи для выбора медицинской специальности : метод, указания для организаторов работы / Н.А.Иванов, Н.А. Капитоненко, И.П. Кольцов, В.В. Захарченко. // Хабаровск: ХГМИ, 1985. - 19 с.
- 7. Комаров, Е.И. Измерение мотивации и стимулирования "человека работающего" : учебное пособие / Е. И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2010. - 136 с.
- 8. Литвинцева, С.А. Динамика формирования профессиональных мотиваций студентов. /С.А. Литвинцева , В.Г. Дьяченко, О.В. Лемещенко // Власть и управление на Дальнем Востоке России.- 2017. - № 2 (79) - С. 63-68
- 9. Пчелина, И.В. Профессиональная ориентация в подготовке врачей. Учебно-методическое пособие / И.В. Пчелина, В.Г. Дьяченко // ДВГМУ. Хабаровск. 2004. - 154 с.
- 10. Титова, С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Мир современной науки. - 2011. - № 6. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-metod-proforientatsionnoy-deyatelnosti-vuza.
- 11. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1989/ Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. - М. : Изд-во МГУ, 1989
- 12. Халина, Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры "Дорога знаний" //Образование. Карьера. Общество. - 2014. - № 2 (41). - С. 46-50.
- 13. Чернышева, Н.В. Мы начинаем "новый год". / Н.В. Чернышева //Вестник ДВГМУ - 2017 - № 7-8 (1190-1191) - С.6-8.
- 14. Чижкова, М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза /М.Б. Чижкова// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21057.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Материал и методы | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»