ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2017 год № 4

Управление качеством медицинской помощи


УДК 004.9 : 378.661 (571.62)
О.А. Сазонов, Н.А. Капитоненко
Информационные технологии в учебном процессе
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: О.А. Сазонов, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В данной работе оценивается возможности и преимущества системы управления обучением Moodle. Представлены некоторые ее характеристики, сравнительные с традиционным обучением данные. Затрагиваются вопросы внедрения.
Ключевые слова:
система управления обучением, учебный процесс, Дальневосточный государственный медицинский университет

O.A. Sazonov, N.A. Kapitonenko
Information technologies in the educational process
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
This paper assesses the opportunities and advantages of the Moodle training management system. Some of its characteristics are compared with traditional training data. The implementation issues are touched upon. In this article we assess the opportunities and advantages of the learning management system (LMS) Moodle. Some of its characteristics are compared with traditional teaching. The implementation issues are touched upon.
Key words:
management system of training, educational process, Far Eastern State Medical University
Введение

На сегодняшний день преподаватель стоит перед достаточно трудной задачей совместить качественную подачу материала и полный охват аудитории контролем знаний. Очевидно, что эти задачи взаимосвязаны. Все возрастающие требования к учебному процессу в плане как численности обучаемых, так и мобильности методической базы предъявляются к системам управления обучением. Такие системы должны предоставлять возможность организовывать учебный процесс, представлять изучаемый материал в наглядной форме, работать с ним слушателям, оценивать эту работу преподавателю, собирать статистику, вести журнал оценок, собирать данные о компетенциях. С точки зрения и наиболее полного представления материала, и контроля знаний системы управления обучением (LMS - Learning Management System) обеспечивают достаточно хороший набор инструментов.

Авторы задались целью изучить преимущества применения LMS по сравнению с традиционной образовательной средой. Для этого необходимо решить задачи внедрения системы и проверки ее возможностей.

 
Материалы и методы

Для полноценной реализации такой системы необходим профессиональный подход с подключением большой группы специалистов, включающей программистов, обладающих различными навыками (работа с базами данных, распределение ресурсов, взаимодействие с пользователем и др.), специалистов в области образования. Сегодня на рынке существует ряд систем, обладающих различными параметрами.

Для оценки системы LMS Moodle была использована в дистанционном обучении и в очных занятиях со студентами по дисциплине "Информационные технологии в здравоохранении".

 
Обсуждение результатов

Платные LMS достаточно хороши, поскольку поддерживаются группой специалистов и дорабатываются с учетом требований заказчика. Недостаток таких систем - дороговизна как поставки, так и сопровождения. Существуют бесплатные системы управления обучением, созданные и распространяемые "с открытым кодом". К таким относится Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Данная LMS опробована и продолжает использоваться на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета в качестве электронной образовательной среды обучения дисциплине "Информационные технологии в здравоохранении" как для студентов, так и для заочных слушателей, повышающих свою квалификацию.

Система позволяет представить материал в виде курса, включающего логическую последовательность занятий, содержащих различные учебные элементы. Последние включают тексты методических пособий, требуемые системой решения задач в виде отправляемых на сайт файлов, тестирование слушателей по темам. Существует возможность подключения внешних систем, поддерживающих определенный стандарт электронного обучения, видеоконференций, лекций и многих других модулей, называемых в данном контексте "образовательная активность".

При внедрении LMS Moodle обнаружилось достаточная легкость ее применения и встраивания в учебный процесс: процессы импорта списков студентов, зачисляемых на курс, не занимают больше нескольких минут. Создание и наполнения курса материалом - достаточно кропотливый, но легко моделируемый процесс. Система показала себя достаточно динамичной и отвечающей предъявляемым требованиям.

Оценка результатов внедрения показала, что любой рабочий элемент учебного процесса может быть достаточно хорошо представлен в LMS. Система самостоятельно реализует бально-рейтинговую оценку работы студентов. Возможно внедрение новых форм учебных элементов, таких, как оценивание студентами работ их коллег, что, в свою очередь учитывается системой. Возможна привязка выполняемых образовательных активностей к компетенциям, что позволит формировать определенный "компетентностный портфель" обучаемого. Возможно формирование портфолио слушателя, выгружаемого на внешние системы.

Тестирование слушателей представлено формированием банка вопросов, который служит источником создания тестов, поддерживающих: случайный порядок как вопросов, так и его элементов; огромный выбор типа элементов теста, включая графический интерфейс создаваемых вопросов; статистическую обработку материалов тестирования, включающую множество современных методов оценки теста.

LMS Moodle продолжает развиваться, что постоянно увеличивает ее потенциал. Помимо имеющихся возможностей, которые отнюдь не полностью изложены в данных тезисах и изучены автором, система может быть дополнена так называемыми плагинами, которые создаются сторонними программистами, что еще больше расширяет функционал LMS.

 
Заключение
 

Таким образом, изучаемая система показала себя как полноценный помощник в образовательном процессе, как с организационной стороны, так и по его сущности. В соответствии с изложенным материалом LMS Moodle может считаться многообещающей информационной поддержкой учебного процесса на любой кафедре высшего учебного заведения.