2018 год № 1
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
В последнее время значительно возросло количество судебно-медицинских экспертиз, назначаемых по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников.
Судебно-медицинские экспертизы по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников (по так называемым "врачебным делам") являются наиболее актуальными, сложными и трудоемкими видами практической деятельности судебно-медицинских экспертов. Одной из основных организационно-процессуальных проблем их проведения, в том числе обусловливающих их длительность, является необходимость привлечения в состав экспертной комиссии не находящихся в штате государственных судебно-медицинских экспертных учреждений высококвалифицированных постоянно практикующих специалистов клинического профиля, работающих в медицинских организациях системы здравоохранения и в учреждениях высшего профессионального медицинского образования.
Обсуждение
|
![]() |
![]() |
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации [1], каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право также закреплено в статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", а статьи 4 и 11 данного федерального закона регламентируют недопустимость отказа гражданину в оказании медицинской помощи. В соответствии со статьей 71 Ф3-323, лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву, в которой, в том числе, обязуются быть всегда готовыми оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины [2].
В соответствии со статьей 37 ФЗ-323, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Юридический факт неоказания помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, либо вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, устанавливается органом предварительного следствия или судом.
В соответствии с действующим законодательством, за неоказание или ненадлежащие оказание помощи больному медицинский работник может нести уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность.
При оценке действий медицинского работника применяются следующие понятия: "бездействие" медицинского работника, "неоказание" и "ненадлежащее" оказание медицинской помощи пациенту. "Неоказание" медицинским работником медицинской помощи пациенту и "бездействие" медицинского работника при оказании медицинской помощи пациенту являются не равнозначными понятиями.
Бездействие - более широкое понятие и включает в себя: "полное" неоказание медицинской помощи пациенту, то есть собственно "неоказание помощи больному"; "частичное" неоказание (неполное оказание) медицинской помощи пациенту, то есть действие не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Ненадлежащее оказание медицинской помощи пациенту - оказание медицинской помощи пациенту не в соответствии с общепринятыми порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными и утвержденными медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, в том числе технические и лечебно-диагностические ошибки при оказании медицинской помощи пациенту.
Объектами исследования при проведении судебно-медицинских экспертиз по так называемым "врачебным делам" являются: материалы дела; медицинские документы; живое лицо; труп; вещественные доказательства.
Проводя судебно-медицинскую экспертизу по так называемому "врачебному делу" экспертная комиссия в первую очередь должна анализировать соблюдение при оказании медицинской помощи пациенту порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 76 ФЗ-323.
Экспертная комиссия при проведении экспертизы также должна применять Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.07.2015 № 422н и Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203н [3; 4].
Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целости и физиологической функции организма человека в результате воздействия одного или нескольких внешних повреждающих факторов (физических, химических, биологических, психических) либо в результате неоказания помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, либо вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
В Медицинских критериях определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 24 апреля 2008 года 194 н), в статье 25, указано, что ухудшение состояния здоровья человека, обусловленное дефектом оказания медицинской помощи, рассматривается как причинение вреда здоровью [5].
Понятие "дефект оказания медицинской помощи" тождественно понятию "недостаток оказания медицинской помощи" и понятию "ненадлежащее оказание медицинской помощи".
При оценке степени тяжести вреда здоровью, причиненного человеку при "неоказании" или ненадлежащем оказании ему медицинской помощи, экспертная комиссия в обязательном порядке решает следующие основные вопросы: сущность наступившего исхода (устанавливает "окончательный диагноз"); сущность недостатка (комплекса недостатков) оказания медицинской помощи; наличие или отсутствие прямой причинной связи недостатка оказания медицинской помощи с наступившим неблагоприятным исходом (по отношению к каждому выявленному недостатку оказания медицинской помощи); степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека действием (бездействием) медицинского работника, в случаях наступления неблагоприятного исхода.
К видам неблагоприятного исхода при оказании медицинской помощи пациенту относятся: 1. наступление смерти; 2. вред здоровью, опасный для жизни человека; 3. потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; 4. прерывание беременности; 5. психическое расстройство; 6. заболевание наркоманией либо токсикоманией; 7. неизгладимое обезображивание лица; 8. значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, менее чем на одну треть, незначительная стойкая утрата общей трудоспособности; 9. полная утрата профессиональной трудоспособности; 10. длительное расстройство здоровья, кратковременное расстройство здоровья [6].
При проведении судебно-медицинской экспертизы установление наличия или отсутствия причинной прямой связи между действием (бездействием) медицинского работника и наступлением у пациента неблагоприятного исхода является обязательным для экспертной комиссии.
Причинная связь между бездействием либо действием медицинского работника и наступлением неблагоприятного исхода всегда должна быть прямой. Наличие непрямой (косвенной, опосредованной) причинной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями исключает ответственность за данный вид правонарушения. Поэтому при проведении судебно-медицинской экспертизы установление наличия или отсутствия прямой причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и наступлением у пациента неблагоприятного исхода является обязательным.
Наличие или отсутствие причинной (прямой) связи, а также непрямой (косвенной, опосредованной) причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и наступлением у пациента неблагоприятного исхода устанавливается экспертной комиссией в соответствии с общепринятыми в медицине представлениями об этиологии, патогенезе, клинической картине и лечении в отношении конкретной нозологической единицы заболевания, травмы, состояния у данного конкретного пациента.
При отсутствии прямой причинной связи недостатка оказания медицинской помощи с наступившим неблагоприятным исходом степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека действием (бездействием) медицинского работника, не устанавливается. В случаях, когда причинная связь не может быть установлена по имеющимся объективным медицинским данным, в заключении эксперта указываются причины, по которым она не может быть установлена.
В случаях наступления благоприятного исхода при лечении, даже при наличии недостатков оказания медицинской помощи, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека действием (бездействием) медицинского работника, не устанавливается.
Заключение
|
![]() |
![]() |
Правильная юридическая оценка действий (бездействий) конкретного медицинского работника в конкретно рассматриваемой медицинской ситуации может быть дана органами предварительного следствия и судом только при условии методически правильно выполненной экспертизы в соответствии с приведенным выше алгоритмом экспертных действий.
Список литературы |
![]() |
1. Конституция Российской Федерации // СПС "Консультант Плюс".
2. Об основах охраны здоровья граждан РФ: федеральный закон № ФЗ-323 от 21.11.2011 г. // СПС "Консультант Плюс".
3. Критерии оценки качества медицинской помощи: приказ Министерства здравоохранения РФ №422н от 07.07.2015 г. // СПС "Консультант Плюс".
4. Критерии оценки качества медицинской помощи: приказ Министерства здравоохранения РФ №203н от 10.05.2017 г. // СПС "Консультант Плюс".
5. Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: приказ Минздравсоцразвития России №194н от 24 апреля 2008 г. // СПС "Консультант Плюс".
6. Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях: Приказ Минздравсоцразвития РФ №346н от 12 мая 2010 г. // СПС "Консультант Плюс".
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Обсуждение |
![]() |
Заключение |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»