2018 год № 1
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Функционирование медицинских подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на современном этапе происходит в неотрывной связи с существующими положениями Федерального законодательства, касающегося охраны здоровья граждан в Российской Федерации и обусловлено изменением нормативной базы (ведомственных приказов, наставлений, руководств), приведённых за последнее время в соответствие с действующим законодательством. Значительная часть медицинских структур силовых подразделений осуществляет свою деятельность на основании имеющихся лицензий на медицинскую и фармацевтическую деятельность, оформленных установленным порядком.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
Принятие к руководству основополагающего приказа Министерства Обороны Российской Федерации от "25" ноября 2016 года № 999дсп [3], введенного в действие с 1 января 2017 года приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации, ознаменовало собой новый этап развития медицинских учреждений силовых структур.
В приказе установлено, что медицинская служба Вооруженных Сил обеспечивает реализацию прав военнослужащих на охрану их здоровья, медицинскую помощь и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны и Министерства здравоохранения [3]. Таким образом, в системе медицинского обеспечения силовых структур в мирное время приоритет в реализации прав военнослужащих на охрану здоровья стал реализовываться путём обязательного и повсеместного исполнения в первую очередь законодательных актов, не имеющих прямой связи со специфическими особенностям функционирования подразделений медицинского обеспечения силовых структур на уровне войскового звена, осуществляющего организацию и оказание первичной медико-санитарной помощи.
В целях реализации положения ст. 87, 90 323- ФЗ, Глава 24 приказа Министерства Обороны Российской Федерации от "25" ноября 2016 года № 999дсп подразумевает организацию и проведение контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Вооруженных Силах [3]. При проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности оцениваются: соблюдение установленных порядков оказания и стандартов медицинской помощи, своевременность, эффективность и безопасность оказания медицинской помощи (оптимальность выбора медицинских технологий с учетом минимизации риска их применения, принятие адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, соблюдение правил хранения и применения лекарственных препаратов, расходных материалов, обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами).
Обязательной экспертной оценке при проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности подлежат случаи:
1) летальных исходов;
2) сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;
3) повторной госпитализации пациента по поводу одного и того же заболевания в течение трех месяцев, если госпитализация не была ранее запланирована;
4) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;
5) расхождений заключительного клинического диагноза и патолого- анатомического диагноза;
6) расхождений клинического диагноза до и после проведения оперативного вмешательства;
7) сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;
8) выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.
В ходе внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности оцениваются:
1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) соблюдение государственных нормативных требований охраны труда: состояние рабочих мест; предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда компенсаций, установленных по результатам специальной оценки рабочих мест (условий труда); обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, молоком или продуктами, его заменяющими; организация обучения работников безопасным методам (приемам) выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, прохождения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;
3) соблюдение требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), в том числе обучение работников безопасным методам (приемам) применения и эксплуатации медицинских изделий;
4) соблюдение требований к состоянию помещений, в которых располагаются медицинские изделия или проводится их уничтожение (утилизация);
5) соблюдение: требований безопасности при использовании медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя; требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя; правил в сфере обращения медицинских изделий, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации; обязанностей по сообщению сведений, указанных в части 3 статьи 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2].
По итогам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности начальником военно-медицинского подразделения, части или организации разрабатываются и реализуются мероприятия по управлению качеством медицинской помощи: принятие начальником (командиром) военно-медицинского подразделения, части или организации решений, направленных на устранение причин возникновения дефектов в оказании медицинской помощи, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи; планирование мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов в оказании медицинской помощи, повышения качества и эффективности оказываемой медицинской помощи; осуществление контроля за реализацией принятых решений и выполнением плана мероприятий.
В целях реализации положений законодательства о здравоохранении возникла необходимость применения в медицинских структурах силовых ведомств приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 05 мая 2012 г. № 502н "Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", которым утверждается порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению. Помимо прочего, врачебная комиссия должна осуществлять функции оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществлять иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [4]. При этом врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) должна состоять из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря, членов комиссии и решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии) [4].
Таким образом, не учитываются специфически факторы функционирования медицинских подразделений первичного войскового звена силовых структур, связанные с их штатным и кадровым составом, утверждаемых руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба и во многом отличающихся от существующих штатных нормативов Министерства здравоохранения.
Примером этого является деятельности медицинского подразделения N-ской части ВВО где штатная численность врачей, а также специфика их служебной деятельности не позволяет в полной мере реализовать положения действующего законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации в части внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также положений приказа Министерства Обороны Российской Федерации от "25" ноября 2016 года № 999дсп [3], выразившиеся в невозможности организации многоуровневого контроля качества и безопасности медицинской деятельности в предписываемом нормативными актами объёме, что, в случае проведения мероприятия по реализации функций государственного контроля, повлечёт соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Заключение
|
![]() |
![]() |
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать привлечение к работе врачебной комиссии специалистов вышестоящих ведомственных учреждений, но с учётом отсутствия таковых в системе функционирования N-ской части, реализация такого решения не представляется возможным, оставляя, тем самым, существующую проблему не решённой
Список литературы |
![]() |
1. Конституция Российской Федерации // СПС "Консультант Плюс".
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. // СПС "Консультант Плюс".
3. Об утверждении и введении в действие с 1 января 2017 года "Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время: приказ Министра Обороны Российской Федерации № 999дсп от 25.11.2016 // СПС "Консультант Плюс".
4. Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации: приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г // СПС "Консультант Плюс".
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Обсуждение результатов |
![]() |
Заключение |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»