2019 год № 1
Международный опыт
2Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
3Администрация префектуры Ниигата, г. Ниигата, Япония
Резюме:
Ключевые слова:
2Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
3Niigata Prefectural Government, Niigata Japan
Summary:
Key words:
Введение
|
|
По состоянию на 2015 год численность населения Японии составляла 127,1 млн. человек, около 87% от численности населения России (146,3 млн. человек) [1, 2]. Однако, в Японии проживает в 1,7 раза больше людей в возрасте от 65 лет и старше (33,5 млн.), чем в России (19,8 млн.), и отношение их численности к общей численности населения, соответственно, весьма различается (26,6% по сравнению с 13,5%). Численность населения Японии достигла пика в 2008 году, и несмотря на то, что население сокращается, количество пожилых людей растет.
В этих условиях, в апреле 2000 года в дополнение к основной программе медицинского страхования была введена система страхования по уходу в качестве меры общественной поддержки пожилых людей, нуждающихся в уходе.
Цель - представить актуальную информацию о пожилом населении Японии и состоянии программы страхования по уходу, а также обсуждить стоящие перед Японией задачи на будущее.
Материалы и методы
|
|
Мы проанализировали изменения в общей численности населения, численности населения пожилого возраста и соотношении численности пожилого населения к общей численности населения с использованием данных национальной переписи населения Японии [2]. Также, на основе материалов Бюро здравоохранения и благосостояния пожилых Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии был проведён анализ целей страхования по уходу, актуального состояния входящих в него услуг, динамики числа застрахованных и финансирования программы [3].
Обсуждение результатов
|
|
Динамика населения Японии и темпы старения.
Численность населения в 1990 году составляла 123,6 млн человек; к 2000 году она увеличилась до 126,9 млн чел. (рост на 102,7% по сравнению с 1990 г.), к 2010 году выросла до 128 млн чел. (103,6%), после чего динамика сменилась на тенденцию к сокращению и в 2015 году население составило 127,1 млн человек (102,8%). Население возрастной группы от 65 лет и старше в 1990 году составляло 14,9 миллионов человек, в 2000 году 22 млн человек (147,7%), в 2010 году 29,2 млн (196,4%), а в 2015 году превысило уровень 1990 г. более чем в 2 раза, составив 33,5 млн человек (224,7%). Доля возрастной группы от 65 лет и старше к общей численности населения в 1990 г. составляла 12,0%, в 2000 г. 17,3%, в 2010 г. 22,8%, а в 2015 г. 26,6% (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика населения Японии по трем возрастным категориям.
Цели системы страхования по уходу и структура услуг.
Внедрению системы способствовали следующие обстоятельства:
1. Темпы старения населения указывают на перспективу увеличения потребностей в уходе за пожилыми, в частности - роста числа пожилых, нуждающихся в уходе, и увеличения длительности ухода.
2. Структура семьи как основного опекуна, осуществляющего уход за пожилыми людьми, меняется по мере увеличения распространенности нуклеарных семей, а сами опекуны, как правило, становятся старше.
3. Ограничения в услугах традиционной системы социального здравоохранения и медицинского обеспечения для пожилых не позволяют удовлетворить потребности пожилых.
В основе системы страхования по уходу лежат три основные идеи:
1. Самостоятельность: помогать пожилым людям жить самостоятельно, а не просто заботиться обо всех аспектах их жизни.
2. Ориентированность на пользователя: предоставлять пользователям возможность по выбору получать комплексные медицинские и социальные услуги, предоставляемые различными поставщиками.
3. Подход социального страхования: использовать систему социального страхования, которая четко определяет взаимосвязь между затратами и выгодами.
По этой системе получатели могут выбирать услуги и поставщиков на своё усмотрение в рамках плана страхового обслуживания, оплачивая всего от 10% до 30% от общей стоимости.
Порядок получения услуг:
Лица от 65 лет и старше имеют право на получение услуг в случаях, когда требуется поддержка или долгосрочный уход независимо от причины. Лица в возрасте от 40 до 64 лет имеют право на получение поддержки либо долгосрочного ухода в связи с определенными заболеваниями, такими как рак последней стадии, ревматоидный артрит и другими симптомами, вызванными старением.
Услуги подразделяются на основные виды: выездные (уход и медицинское обслуживание на дому и пр.); амбулаторные (регулярная реабилитация и пр.); краткосрочное пребывание; проживание в диспансере (для больных деменцией и пр); пребывание в доме престарелых либо медицинском учреждении для престарелых (Рис. 2).
Рис. 2. Услуги медицинского страхования по уходу.
Для получения услуг по страховке в муниципалитет по месту жительства подаётся заявление на подтверждение необходимости ухода (поддержки). Результаты обследования и заключения семейных врачей вносятся в электронную форму для первичной оценки на основе общенациональных стандартов. Второй этап оценки проводит экспертная комиссия по вопросам ухода, которая как правило выдаёт заключение о необходимых услугах в течение 30 дней. Система страхования по уходу индивидуально определяет перечень необходимых услуг, и исходя из пожеланий заявителя и его семьи, а также его физического и психического состояния, специалистом составляется план мероприятий по уходу. На основании составленного плана заявитель заключает договор со службой по уходу и пользуется услугами (Рис. 3).
Рис. 3. Процесс получения услуг.
Финансирование системы страхования по уходу обеспечивается в равной степени (50:50) страховыми взносами и государственными средствами. Национальное правительство обеспечивает 25% бюджета, в то время как префектуры и мунициалитеты выделяют по 12,5% соответственно. Бюджет на 2018 финансовый год составлял 10,3 триллиона иен, из них поступления в виде страховых взносов составили 2,4 триллиона иен для Категории 1 (в возрасте 65 лет и старше) и 2,8 триллиона иен для Категории 2 (от 40 до 64 лет) (Рис. 4).
Рис. 4. Структура финансирования системы страхования по уходу (%).
Динамика числа получателей услуг и общих расходов на систему страхования по уходу
Число лиц, подходящих под условия получения услуг по страховке, постоянно растёт: с 2,18 млн в 2000 году до 4,87 млн в 2010 г. (рост на 223,4% по сравнению с 2000 г.), 5,86 млн в 2014 г. (268,8%), 6,22 млн в 2016 г. (285.3%), и 6,44 млн в 2018 г. (295,4%) (Рис. 5).
Рис. 5. Динамика числа получателей услуг долгосрочного ухода по страховке.
С ростом числа получателей услуг по страховке, общие расходы на систему страхования по уходу увеличились с 3,6 трлн иен в 2000 г. до 7,8 трлн иен в 2010 г. (рост на 216,7% по сравнению с 2000г.), 10,0 трлн иен в 2014 г. (277,8%) и 10,3 трлн иен в 2016 г. (286,1%) (Рис. 6).
Рис. 6. Общая стоимость расходов на систему страхования по уходу (бюджет с 2014 г.).
Прогноз динамики населения и старение общества
Общая численность населения Японии сокращается с момента своего пика в 2008 году, однако число пожилых людей продолжает расти. В 2015 году общая численность населения составила 127,1 млн человек. Ожидается, что спустя 10 лет, т.е. к 2025 году она сократится до 122,5 млн (96,4%), а к 2035 году до 115,2 млн (90,7%). Напротив, население в возрасте от 65 лет и старше увеличится до 36,8 млн. (108,6%) в 2025 году и 37,8 млн. (111,7%) в 2035 году. Ожидается, что доля пожилых людей от 65 лет увеличится с 26,6% в 2015 г. до 30,0% в 2025 г. и 32,8% в 2035 г. [4]. В Японии также будет наблюдаться сокращение численности трудоспособного населения (в возрасте от 15 до 64 лет), и число пожилых людей, получающих поддержку этой группы, увеличится с 0,44 чел. в 2015 году до 0,51 чел. в 2025 году и 0,58 чел. в 2035 году. Удовлетворение растущих потребностей пожилых людей за счёт трудоспособного населения станет серьезной социальной проблемой (Рис. 7).
Рис. 7. Динамика населения Японии по возрастным категориям (прогноз).
Прогноз расходов на систему страхования по уходу
Ожидается, что расходы на социальное обеспечение в Японии вырастут в 1,36 раза с 109,5 трлн иен в 2012 году до 148,9 трлн иен в 2025 году [5]. Расходы на страхование по уходу покажут наиболее высокие темпы роста, увеличившись в 2,36 раза с 8,4 трлн иен в 2012 г. до 19,8 трлн иен в 2025 г., а в процентном соотношении к общей сумме расходов на социальное обеспечение - с 7,7% до 13,3% (Рисунок 8). Если среди причин такого роста расходов выделить факторы, связанные со старением общества, и не имеющие отношения к старению общества (например, изменение стоимости услуг по уходу), первые составят большинство [6]. Кроме того, поскольку ожидается увеличение числа пожилых людей с деменцией и семей из одного и двух человек, перед обществом стоит задача создания новых подходов, при которых требующие ухода люди смогут вести самостоятельный образ жизни по своему усмотрению, сохраняя при этом контакт со местным сообществом, например, с помощью услуг службы мониторинга, либо жилья для пожилых людей с пакетом услуг бытовой поддержки.
Рис. 8. Прогноз расходов на социальное обеспечение.
Заключение
|
|
Настоящий доклад был составлен на основе презентации, подготовленной профессором Университета здравоохранения и социального обеспечения Ниигаты Кадзуо Исигами для выступления на конференции "Актуальные проблемы гериатрической практики: междисциплинарный подход" в Дальневосточном государственном медицинском университете 8 июня 2018 года, и дополнен наиболее актуальными из доступных данных. Авторы выражают признательность преподавателям Дальневосточного государственного медицинского университета за содействие в подготовке данного доклада.
Список литературы |
|
- 1. Федеральная служба государственной статистики. Распределение населения по возрастным группам, 2015. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/figures/population/.
- 2. Министерство внутренних дел и коммуникаций. Национальная перепись населения (Япония), оценка численности населения по возрасту (группы по 5 лет) и полу: 2015. https://www.e-stat.go.jp/stat-search/files?page=1&layout=datalist&toukei=00200521&tstat=000001011777&cycle=0&tclass1=000001011778&stat_infid=000001085926&second=1&second2=1.
- 3. Министерство здравоохранения, труда и благосостояния, Бюро здравоохранения и благосостояния пожилых. Актуальное состояние и будущая роль государственной системы страхования по уходу: 2018.
- 4. Национальный институт исследований в области народонаселения и социального обеспечения. Прогноз численности населения в Японии (оценка на момент 2017 года): 2017.
- 5. Министерство здравоохранения, труда и благосостояния. О пересмотре оценки будущих затрат на социальное обеспечение: 2012.
- 6. Министерство здравоохранения, труда и благосостояния, Бюро здравоохранения и благосостояния пожилых. Динамика затрат на долгосрочный уход: 2016.
- 7. Такако ЦУЦУИ: Текущее состояние и будущее развитие системы страхования по уходу в Японии, Журнал Национального института здравоохранения, 59 (4): 372-379, 2010.
- 8. Кокити МИЯТАКЕ: Обзор системы страхования по уходу в Японии: текущее состояние и тенденции, Стоматология в Японии, 36: 183-188, 2000.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»