ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2019 год № 1

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 348.6 : 614.252.1 ] (571.621-25)
Л.С. Остапенко1, Н.Ю. Жукова1, И.В. Власюк3, В.А. Жуков2
Вопросы организации работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз ОГБУЗ "бюро судебно-медицинской экспертизы" Eврейской автономной области, в городе Биробиджан
1Бюро судебно-медицинской экспертизы ЕАО, г. Биробиджан
2Управление здравоохранения правительства ЕАО, г. Биробиджан
3Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Н.Ю. Жукова, e-mail: zhukova_nina88@mail.ru
Резюме:
В статье изложены проблемы организации контроля качества экспертной деятельности в экспертных учреждениях, обозначена роль экспертных учреждений в системе оценки качества оказания медицинской помощи населению. Выделены особенности организации работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз, на примере ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Еврейской автономной области. Выделены проблемы, предложен вариант проведения контроля качества, обсуждаются полученные результаты.
Ключевые слова:
судебно-медицинская экспертиза; качество экспертной деятельности, проблемы организации

L.S. Ostapenko1, N.Yu. Zhukova1, I. V. Vlasyuk3, V.A. Zhukov2
Organization of work of the Department of сomplex and сommission examinations of the "Bureau of forensic medical examination" Jewish autonomous region, Birobidzhan
1Bureau of forensic medical examination, Jewish autonomous region, Birobidzhan
2Department of health, the government of the Jewish autonomous region, Birobidzhan
3Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The article describes the problems of organizing control over the quality of medical care to the population. Features of the organization of work of the Department of especially difficult and commission examinations, on the example of the "Bureau of forensic medical examination" of the Jewish autonomous region are indicated. The problems are identified, the option of quality control is proposed, and the results are discussed.
Key words:
forensic medical examination; quality of expert activity; problems of organization
Введение

Отдел комиссионных и особо сложных экспертиз в Бюро судебно-медицинской экспертизы - это подразделение, которое осуществляет производство комиссионных и комплексных экспертизы по постановлению следственных органов или определению суда. Особенностью таких экспертиз является участие в их производстве нескольких, в среднем, 3 - 5 экспертов. В состав экспертной комиссии, как правило, входят сотрудники других структурных подразделений Бюро - эксперты танатологического, медико-криминалистического, судебно-биологического, судебно-химического, судебно-гистологического отделов и отдела экспертизы живых лиц. Эксперты разных подразделений производят исследование в рамках комиссионной/комплексной экспертизы. Особенностью работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз является то, что кроме штатных сотрудников Бюро, к производству экспертизы привлекаются и внештатные эксперты. Которыми являются, в подавляющем большинстве случаев, врачи различных клинических специальностей, что обусловлено спецификой вопросов, которые ставятся на разрешение комиссионной экспертизы.

Организация работы комиссии требует большой ответственности и времени. С учетом того, что привлекаемые эксперты являются практическими врачами и производят исследование в свободное от работы время, срок производства комиссионных и комплексных экспертиз растягивается на несколько месяцев.

Одной из актуальнейших проблем в системе здравоохранения на сегодняшний день является повышение качества оказания медицинской помощи населению. Оценкой качества оказания медицинской помощи занимаются органы здравоохранения. Это различные государственные и негосударственные организации, в том числе правоохранительные и судебные органы, в случаях возбуждения уголовных или гражданских дел, касающихся неблагоприятных исходов в профессиональной деятельности медицинских работников. При этом значительная роль отводится территориальным бюро судебно-медицинской экспертизы, где проводится данный вид экспертиз [3].

Целью настоящей работы явился анализ проблем производства сложных и комиссионных экспертиз в ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ЕАО с целью улучшение качества работы отдела.

Задачами являются: выявление проблем деятельности судебно-медицинской службы на территории Еврейской автономной области, оценка влияния имеющихся проблем на качество экспертной работы, в особенности, в отделе комиссионных и особо сложных экспертиз, поиск путей их решения.

 
Материалы и методы

Проанализирован результат работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ЕАО за 2017 год.

 
Результаты и обсуждение

На территории Еврейской автономной области, в областном центре, городе Биробиджан, расположено территориальное бюро судебно-медицинской экспертизы. Областное Бюро обслуживает город Биробиджан и 6 районов области. Численность населения на обслуживаемой территории по состоянию на конец 2017 года - 164,2 тысячи человек. Основное отделение Бюро, расположенное в Биробиджане, является наиболее крупным, в его штате состоят эксперты общего профиля, эксперты-химики, эксперт-медико-криминалист, эксперт-биолог, эксперт-гистолог и эксперт, работающий в отделе живых лиц. В составе Бюро имеется отдел комиссионных и особо сложных экспертиз, оценка работы которого, в последние несколько лет остается на низком уровне. При этом качество любых экспертиз, а особенно комиссионных, дополнительных, повторных можно считать "профессиональным лицом" Бюро, формирующим его имидж на местном и региональном уровнях, особенно учитывая возрастающего количества запросов на проведение экспертиз в отделе комиссионных и особо сложных экспертиз с других регионов РФ [1, 2, 3]. Помимо оценки качества экспертиз внутри Бюро, главную роль в оценке играют основные заказчики экспертиз - органы следствия и суды. Именно их оценки экспертиз и работы конкретных экспертов, в течение последних нескольких лет, позволили сделать вывод об неудовлетворительном качестве исполняемых заключений по материалам уголовных и гражданских дел. На всей территории РФ отмечается рост экспертиз по "врачебным делам", что связано со многими факторами: повышением юридической грамотности населения и требований к качеству оказания медицинской помощи, ростом уровня жизни и внимания к состоянию своего здоровья, а также развитием специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, платными услугами и т.д. [1, 2, 3, 4]. К таким экспертизам предъявляются особо строгие требования, как к доказательности, так и к оформлению заключения, всеми сторонами (судебно-следственные органы, врачи и представители лечебных учреждений, пациенты и/или их представители). В отделе комиссионных и особо сложных экспертиз ОГБУЗ "Бюро СМЭ" ЕАО в 2017 году проведено 81 экспертиза, что составляет незначительную долю - 1,2% от всех проведенных экспертиз в Бюро. В отделе проводятся два вида экспертиз: комиссионные - с привлечением судебно-медицинских экспертов разных структурных подразделений Бюро; экспертизы по вопросам дефектов оказания медицинской помощи, с привлечением врачей клинического профиля из различных лечебных учреждений; комплексные экспертизы с привлечением экспертов иных экспертных специальностей, например автотехников, криминалистов, баллистов, почерковедов, ветеринаров и другие. Причинами неудовлетворительной работы данного подразделения можно назвать следующие:

- отсутствие штатного специалиста, занимающегося организацией и контролем работы отдела особо сложных экспертиз. Вся деятельность по организации и производству комиссионных и особо сложных экспертиз возложена на заместителя начальника по экспертной работе. С учетом малого количества сотрудников в штате Бюро, нет возможности использовать опыт других регионов, где проверку качества экспертиз может осуществлять целый кураторский отдел, который проводит выборочное или тотальное рецензирование экспертиз, в том числе из межрайонных подразделений, как например в Алтайском краевом бюро судебно-медицинской экспертизы [4];

- отсутствие, в течение долго времени, плана по расширению штата отдела комиссионных и особо сложных экспертиз;

- отсутствие рутинной практики привлечения экспертов других структурных подразделений Бюро для проведения комиссионных экспертиз. Большая часть экспертиз проводилась единолично заместителем начальника Бюро по экспертной работе;

- отсутствие коллективного разбора экспертных случаев, как на уровне проведения первичных экспертиз, так и в процессе проведения повторных, дополнительных, комиссионных экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. Рецензирование, при его наличии, проводится по формальным признакам, без разбора конкретных ошибок экспертным составом подразделений. Эти факторы ведут к повторению экспертных ошибок на этапе проведения первичных и дополнительных экспертиз в различных подразделениях;

- отсутствие на территории области медицинского ВУЗа, что затрудняет и ограничивает возможность привлечения узких специалистов, специалистов, имеющих опыт и навык для производства экспертиз по "врачебным делам";

- сложившийся кадровый дефицит врачей и их малая численность, на территории ЕАО в амбулаторном и стационарном звеньях. Это, в ряде случаев, исключает возможность привлечения врачей клинического профиля для производства экспертиз. В такой ситуации следственным органам приходится привлекать специалистов клинического профиля из соседних регионов, что увеличивает сроки производства экспертиз, лишает возможности коллективного обсуждения материалов экспертиз и формирование выводов комиссии экспертов;

- отсутствие двусторонних взаимодействий Бюро с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) области; незаинтересованность врачей клинического профиля в посещении судебно-медицинских исследований трупов, лиц умерших в стационарах; отсутствие разборов летальных случаев и клинико-анатомических конференций. Особенно актуален данный вопрос при возникновении расхождений клинического и судебно-медицинского диагнозов; отсутствие плана работы с ЛПУ в части значимости качественного оформления медицинских документов, в части необходимости полного описания имеющихся повреждений на теле пострадавших и возможных правовых последствий данных нарушений оформления медицинской документации;

- отсутствие в Бюро организационно-методического отдела;

- отсутствие в Бюро судебно-гистологической лаборатории с высокотехнологичным оборудованием. Это снижает качество проведения судебно-гистологических исследований, следовательно, ограничивает возможность эксперта достоверно высказываться о причинах смерти;

- отсутствие надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами; отсутствие ежегодно проводимых совещаний, конференций, семинаров по взаимодействию при проведении экспертиз. Не сформирована межведомственная комиссия по решению совместных вопросов. Редкое присутствие оперативных работников или следователя при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа;

- неукомплектованный штат среднего медицинского персонала, проводящего набор материалов экспертиз и их первичную обработку;

- отсутствие требований к привлекаемым специалистам клинического профиля является проблемой всех регионов страны. Отсутствие сформированного списка врачей на территории области, которых возможно привлечь к проведению экспертиз и документов, регламентирующих взаимодействие с ними. Врачи клинического профиля привлекаются эпизодически, что не позволяет сформировать у них навык и знания в области экспертной деятельности. Наличие высокой квалификации и опыт работы, сами по себе, не являются достаточными для участия в экспертном исследовании.

На данный момент, пути решения имеющихся проблем при организации работы отдела комиссионных и особо сложных и экспертиз мы видим следующим образом [5]:

- расширение штата в отделе комиссионных и особо-сложных экспертиз с выделением должности заведующего отделением;

- привлечение для производства экспертиз судебно-медицинских экспертов других структурных подразделений Бюро;

- внутренний контроль качества экспертиз на 3 уровнях: 1 уровень - заведующий экспертного подразделения, на этапе выполнения экспертизы во всех криминальных случаях; 2 уровень - заместитель начальника Бюро по экспертной работе; 3 уровень - начальник Бюро;

- при проведении повторных и дополнительных экспертиз, и, выявлении экспертных ошибок, проведение врачебно-экспертных и следственно-экспертных комиссий, с выявлением, разбором и предложением решения конкретных экспертных случаев и ошибок.

- обеспечение двустороннего взаимодействия с ЛПУ области, в части заинтересованности посещения судебно-медицинских исследований трупов, лиц умерших в стационаре; проведения совместных клинико-анатомических конференций; разработка методических рекомендаций для врачей клинического профиля, в том числе, с целью правильного описания повреждений на теле пострадавшего; проведение разъяснительных совещаний о правовых последствиях некачественного оформления медицинских документов и в части других вопросов, касающихся "врачебных" дел;

- создание организационно-методического отделения: выборка, систематизация экспертных ошибок и нахождение путей их решения и избегания; подборка методических рекомендаций для проведения конкретных видов экспертиз; мониторинг выхода новых методических рекомендаций и специальной литературы, с обсуждением на совещаниях внутри Бюро;

- оснащение судебно-гистологической лаборатории и повышение качества судебно-гистологических исследований, а также экспертиз и исследований в целом;

- обеспечение двустороннего взаимодействия с правоохранительными органами, проведения семинаров, конференций, совещаний по вопросам организации и проведения экспертиз.

 
Заключение

Описанные проблемы в Бюро на территории ЕАО не являются уникальными. Анализ публикаций об организации экспертной работы в других, особенно небольших по численности регионах, позволяет найти много общего. Решение таких сходных и важных проблем возможно только при едином подходе к организации судебно-медицинской службы на всей территории РФ, основанном на межструктурном, междисциплинарном взаимодействии, подкрепленным единой для Министерства Здравоохранения, правоохранительных органов, судебных органов нормативно-правовой базой. Повышение престижа специальности судебно-медицинского эксперта, значимости работы нашей службы, повышение уровня технического, методического и кадрового обеспечения будет способствовать раскрытию преступлений и улучшению качества оказания медицинской помощи населению.

 
Список литературы
 
  1. 1. Анализ комиссионных судебно-медицинских экспертиз по оценке качества оказания медицинской помощи / Долгова О.Б., Родина Н.В., Соколова С.Л., Кондрашов Д.Л. // Вестник уральской медицинской академической науки. - 2015. - № 4. - С. 7-11
  2. 2. Исламов Ш.Э. Пробелы при производстве комиссионных судебно-медицинских экспертиз по профессиональным правонарушениям медицинских работников / Сибирский медицинский журнал. - 2010. - № 5. - С. 140-143
  3. 3. Новоселов В.П. О некоторых проблемах территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы сибирского федерального округа / Вестник судебной медицины. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 5-10
  4. 4. Шадымов А.Б., Колесников А.О. Организация контроля качества экспертной работы в КГБУЗ "Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" / Вестник судебной медицины. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 6-8
  5. 5. Положение о системе контроля качества судебно-медицинских экспертиз в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы". Тюмень, 2018. - 11 с.