2019 год № 1
Проблемы управления в здравоохранении
2Управление здравоохранения правительства ЕАО, г. Биробиджан
3Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Резюме:
Ключевые слова:
2Department of health, the government of the Jewish autonomous region, Birobidzhan
3Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Отдел комиссионных и особо сложных экспертиз в Бюро судебно-медицинской экспертизы - это подразделение, которое осуществляет производство комиссионных и комплексных экспертизы по постановлению следственных органов или определению суда. Особенностью таких экспертиз является участие в их производстве нескольких, в среднем, 3 - 5 экспертов. В состав экспертной комиссии, как правило, входят сотрудники других структурных подразделений Бюро - эксперты танатологического, медико-криминалистического, судебно-биологического, судебно-химического, судебно-гистологического отделов и отдела экспертизы живых лиц. Эксперты разных подразделений производят исследование в рамках комиссионной/комплексной экспертизы. Особенностью работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз является то, что кроме штатных сотрудников Бюро, к производству экспертизы привлекаются и внештатные эксперты. Которыми являются, в подавляющем большинстве случаев, врачи различных клинических специальностей, что обусловлено спецификой вопросов, которые ставятся на разрешение комиссионной экспертизы.
Организация работы комиссии требует большой ответственности и времени. С учетом того, что привлекаемые эксперты являются практическими врачами и производят исследование в свободное от работы время, срок производства комиссионных и комплексных экспертиз растягивается на несколько месяцев.
Одной из актуальнейших проблем в системе здравоохранения на сегодняшний день является повышение качества оказания медицинской помощи населению. Оценкой качества оказания медицинской помощи занимаются органы здравоохранения. Это различные государственные и негосударственные организации, в том числе правоохранительные и судебные органы, в случаях возбуждения уголовных или гражданских дел, касающихся неблагоприятных исходов в профессиональной деятельности медицинских работников. При этом значительная роль отводится территориальным бюро судебно-медицинской экспертизы, где проводится данный вид экспертиз [3].
Целью настоящей работы явился анализ проблем производства сложных и комиссионных экспертиз в ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ЕАО с целью улучшение качества работы отдела.
Задачами являются: выявление проблем деятельности судебно-медицинской службы на территории Еврейской автономной области, оценка влияния имеющихся проблем на качество экспертной работы, в особенности, в отделе комиссионных и особо сложных экспертиз, поиск путей их решения.
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
Проанализирован результат работы отдела комиссионных и особо сложных экспертиз ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" ЕАО за 2017 год.
Результаты и обсуждение
|
![]() |
![]() |
На территории Еврейской автономной области, в областном центре, городе Биробиджан, расположено территориальное бюро судебно-медицинской экспертизы. Областное Бюро обслуживает город Биробиджан и 6 районов области. Численность населения на обслуживаемой территории по состоянию на конец 2017 года - 164,2 тысячи человек. Основное отделение Бюро, расположенное в Биробиджане, является наиболее крупным, в его штате состоят эксперты общего профиля, эксперты-химики, эксперт-медико-криминалист, эксперт-биолог, эксперт-гистолог и эксперт, работающий в отделе живых лиц. В составе Бюро имеется отдел комиссионных и особо сложных экспертиз, оценка работы которого, в последние несколько лет остается на низком уровне. При этом качество любых экспертиз, а особенно комиссионных, дополнительных, повторных можно считать "профессиональным лицом" Бюро, формирующим его имидж на местном и региональном уровнях, особенно учитывая возрастающего количества запросов на проведение экспертиз в отделе комиссионных и особо сложных экспертиз с других регионов РФ [1, 2, 3]. Помимо оценки качества экспертиз внутри Бюро, главную роль в оценке играют основные заказчики экспертиз - органы следствия и суды. Именно их оценки экспертиз и работы конкретных экспертов, в течение последних нескольких лет, позволили сделать вывод об неудовлетворительном качестве исполняемых заключений по материалам уголовных и гражданских дел. На всей территории РФ отмечается рост экспертиз по "врачебным делам", что связано со многими факторами: повышением юридической грамотности населения и требований к качеству оказания медицинской помощи, ростом уровня жизни и внимания к состоянию своего здоровья, а также развитием специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, платными услугами и т.д. [1, 2, 3, 4]. К таким экспертизам предъявляются особо строгие требования, как к доказательности, так и к оформлению заключения, всеми сторонами (судебно-следственные органы, врачи и представители лечебных учреждений, пациенты и/или их представители). В отделе комиссионных и особо сложных экспертиз ОГБУЗ "Бюро СМЭ" ЕАО в 2017 году проведено 81 экспертиза, что составляет незначительную долю - 1,2% от всех проведенных экспертиз в Бюро. В отделе проводятся два вида экспертиз: комиссионные - с привлечением судебно-медицинских экспертов разных структурных подразделений Бюро; экспертизы по вопросам дефектов оказания медицинской помощи, с привлечением врачей клинического профиля из различных лечебных учреждений; комплексные экспертизы с привлечением экспертов иных экспертных специальностей, например автотехников, криминалистов, баллистов, почерковедов, ветеринаров и другие. Причинами неудовлетворительной работы данного подразделения можно назвать следующие:
- отсутствие штатного специалиста, занимающегося организацией и контролем работы отдела особо сложных экспертиз. Вся деятельность по организации и производству комиссионных и особо сложных экспертиз возложена на заместителя начальника по экспертной работе. С учетом малого количества сотрудников в штате Бюро, нет возможности использовать опыт других регионов, где проверку качества экспертиз может осуществлять целый кураторский отдел, который проводит выборочное или тотальное рецензирование экспертиз, в том числе из межрайонных подразделений, как например в Алтайском краевом бюро судебно-медицинской экспертизы [4];
- отсутствие, в течение долго времени, плана по расширению штата отдела комиссионных и особо сложных экспертиз;
- отсутствие рутинной практики привлечения экспертов других структурных подразделений Бюро для проведения комиссионных экспертиз. Большая часть экспертиз проводилась единолично заместителем начальника Бюро по экспертной работе;
- отсутствие коллективного разбора экспертных случаев, как на уровне проведения первичных экспертиз, так и в процессе проведения повторных, дополнительных, комиссионных экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. Рецензирование, при его наличии, проводится по формальным признакам, без разбора конкретных ошибок экспертным составом подразделений. Эти факторы ведут к повторению экспертных ошибок на этапе проведения первичных и дополнительных экспертиз в различных подразделениях;
- отсутствие на территории области медицинского ВУЗа, что затрудняет и ограничивает возможность привлечения узких специалистов, специалистов, имеющих опыт и навык для производства экспертиз по "врачебным делам";
- сложившийся кадровый дефицит врачей и их малая численность, на территории ЕАО в амбулаторном и стационарном звеньях. Это, в ряде случаев, исключает возможность привлечения врачей клинического профиля для производства экспертиз. В такой ситуации следственным органам приходится привлекать специалистов клинического профиля из соседних регионов, что увеличивает сроки производства экспертиз, лишает возможности коллективного обсуждения материалов экспертиз и формирование выводов комиссии экспертов;
- отсутствие двусторонних взаимодействий Бюро с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) области; незаинтересованность врачей клинического профиля в посещении судебно-медицинских исследований трупов, лиц умерших в стационарах; отсутствие разборов летальных случаев и клинико-анатомических конференций. Особенно актуален данный вопрос при возникновении расхождений клинического и судебно-медицинского диагнозов; отсутствие плана работы с ЛПУ в части значимости качественного оформления медицинских документов, в части необходимости полного описания имеющихся повреждений на теле пострадавших и возможных правовых последствий данных нарушений оформления медицинской документации;
- отсутствие в Бюро организационно-методического отдела;
- отсутствие в Бюро судебно-гистологической лаборатории с высокотехнологичным оборудованием. Это снижает качество проведения судебно-гистологических исследований, следовательно, ограничивает возможность эксперта достоверно высказываться о причинах смерти;
- отсутствие надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами; отсутствие ежегодно проводимых совещаний, конференций, семинаров по взаимодействию при проведении экспертиз. Не сформирована межведомственная комиссия по решению совместных вопросов. Редкое присутствие оперативных работников или следователя при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа;
- неукомплектованный штат среднего медицинского персонала, проводящего набор материалов экспертиз и их первичную обработку;
- отсутствие требований к привлекаемым специалистам клинического профиля является проблемой всех регионов страны. Отсутствие сформированного списка врачей на территории области, которых возможно привлечь к проведению экспертиз и документов, регламентирующих взаимодействие с ними. Врачи клинического профиля привлекаются эпизодически, что не позволяет сформировать у них навык и знания в области экспертной деятельности. Наличие высокой квалификации и опыт работы, сами по себе, не являются достаточными для участия в экспертном исследовании.
На данный момент, пути решения имеющихся проблем при организации работы отдела комиссионных и особо сложных и экспертиз мы видим следующим образом [5]:
- расширение штата в отделе комиссионных и особо-сложных экспертиз с выделением должности заведующего отделением;
- привлечение для производства экспертиз судебно-медицинских экспертов других структурных подразделений Бюро;
- внутренний контроль качества экспертиз на 3 уровнях: 1 уровень - заведующий экспертного подразделения, на этапе выполнения экспертизы во всех криминальных случаях; 2 уровень - заместитель начальника Бюро по экспертной работе; 3 уровень - начальник Бюро;
- при проведении повторных и дополнительных экспертиз, и, выявлении экспертных ошибок, проведение врачебно-экспертных и следственно-экспертных комиссий, с выявлением, разбором и предложением решения конкретных экспертных случаев и ошибок.
- обеспечение двустороннего взаимодействия с ЛПУ области, в части заинтересованности посещения судебно-медицинских исследований трупов, лиц умерших в стационаре; проведения совместных клинико-анатомических конференций; разработка методических рекомендаций для врачей клинического профиля, в том числе, с целью правильного описания повреждений на теле пострадавшего; проведение разъяснительных совещаний о правовых последствиях некачественного оформления медицинских документов и в части других вопросов, касающихся "врачебных" дел;
- создание организационно-методического отделения: выборка, систематизация экспертных ошибок и нахождение путей их решения и избегания; подборка методических рекомендаций для проведения конкретных видов экспертиз; мониторинг выхода новых методических рекомендаций и специальной литературы, с обсуждением на совещаниях внутри Бюро;
- оснащение судебно-гистологической лаборатории и повышение качества судебно-гистологических исследований, а также экспертиз и исследований в целом;
- обеспечение двустороннего взаимодействия с правоохранительными органами, проведения семинаров, конференций, совещаний по вопросам организации и проведения экспертиз.
Заключение
|
![]() |
![]() |
Описанные проблемы в Бюро на территории ЕАО не являются уникальными. Анализ публикаций об организации экспертной работы в других, особенно небольших по численности регионах, позволяет найти много общего. Решение таких сходных и важных проблем возможно только при едином подходе к организации судебно-медицинской службы на всей территории РФ, основанном на межструктурном, междисциплинарном взаимодействии, подкрепленным единой для Министерства Здравоохранения, правоохранительных органов, судебных органов нормативно-правовой базой. Повышение престижа специальности судебно-медицинского эксперта, значимости работы нашей службы, повышение уровня технического, методического и кадрового обеспечения будет способствовать раскрытию преступлений и улучшению качества оказания медицинской помощи населению.
Список литературы |
![]() |
1. Анализ комиссионных судебно-медицинских экспертиз по оценке качества оказания медицинской помощи / Долгова О.Б., Родина Н.В., Соколова С.Л., Кондрашов Д.Л. // Вестник уральской медицинской академической науки. - 2015. - № 4. - С. 7-11
2. Исламов Ш.Э. Пробелы при производстве комиссионных судебно-медицинских экспертиз по профессиональным правонарушениям медицинских работников / Сибирский медицинский журнал. - 2010. - № 5. - С. 140-143
3. Новоселов В.П. О некоторых проблемах территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы сибирского федерального округа / Вестник судебной медицины. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 5-10
4. Шадымов А.Б., Колесников А.О. Организация контроля качества экспертной работы в КГБУЗ "Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" / Вестник судебной медицины. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 6-8
5. Положение о системе контроля качества судебно-медицинских экспертиз в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы". Тюмень, 2018. - 11 с.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»