2019 год № 2
Общие вопросы охраны здоровья населения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Здоровье человека занимает главное место в жизни, репродуктивное здоровье является важнейшей его частью. Сегодня в условиях резкого снижения жизненного уровня населения молодежь становится наиболее социально уязвимой группой. Сейчас молодое поколение предпочитают вступать в связь в раннем возрасте, а рождение детей откладывают на потом. Среди основных проблем молодого возраста остается проблема, связанная с риском заражения инфекциями, передающимися половым путем (далее - ИППП) и нежелательная беременность, которая приводит к абортам.
Все направления работы с молодежью в области репродуктивного здоровья в той или иной степени связаны с их информированностью по поводу физиологических изменений, происходящих в организме, взаимоотношений полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем и т.п. Несмотря на широкий доступ к различной соответствующей информации, в особенности благодаря интернету, молодые люди испытывают сложности в ее получении в достоверном и объективном виде [1]. Насколько эффективно осуществляется информирование подростков по перечисленным вопросам, можно судить по результатам проведенных исследований [2].
Цель исследования: изучить отношение студентов медицинского университета к репродуктивному здоровью, оценку уровня востребованности сексуального образования, знаний о репродуктивном здоровье.
Материалы и методы
|
|
Сотрудниками Центра медицинской профилактики КГКУЗ "МИАЦ" МЗ ХК была предложена студентам анкета социологического исследования "Моё репродуктивное здоровье", включающая ряд вопросов, которые касаются общих сведений о респондентах, уровнях информированности об ИППП, источников получения профильной информации и участия родных в вопросах формирования знаний о причинах заболеваний, передаваемых половым путем.
Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование путем анкетирования студентов 1-го и 4-го курсов Дальневосточного государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО ДВГМУ). Анкета состояла из 19 открытых, закрытых и полузакрытых вопросов.
В исследовании приняли участие 98 студентов, из них юношей 24% и 76% девушек (Рис. 1). Анкетируемые находились в возрасте от 18 до 25 лет. (Рис.2) Студентов 1-го курса приняло участие - 64 человека, 4-го курса - 34.
Рис. 1. Структура респондентов по полу (%).
Рис. 2. Структура респондентов по возрасту (%).
Обсуждение результатов
|
|
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения под репродуктивным здоровьем понимается состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосексуальных отношений на всех стадиях жизни [3].
В результате обработки анкеты "Моё репродуктивное здоровье" были выявлены следующие знания студентов медицинского университета о данном понятии: 90,8% респондентов связывают понятие с воспроизводством потомства и сексуальным здоровьем. Из них 83,6% убеждены, что это способность к воспроизводству потомства, 7,1% - удовлетворение и безопасная сексуальная жизнь. Только 12,2% считают репродуктивное здоровье состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Анализ вопроса показал низкий уровень владения информацией. Только небольшая часть респондентов понимают суть этого термина (Рис. 3).
Рис. 3. Анализ результатов по вопросу "Репродуктивное здоровье - это…".
Студенты это особая группа, для которой характерны "подростковая беременность, проблемы со здоровьем, вызванные употреблением алкоголя и табакокурения, ИППП". При правильном подходе к своему здоровью в этом возрасте зависит дальнейшая полноценная жизнь. Вовремя выявленное и вылеченное заболевание лишит молодого человека проблем с деторождением во взрослом возрасте. Большинство молодых людей сегодня более ответственно относятся к своему репродуктивному здоровью. В результате обработки данных ответов на вопрос "Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью?" 78,5% ответили, что регулярно проходят обследование. Из них 44,8% обследуются у врача каждые полгода, 34,6% - один раз в три года, 10,2% - один раз в году. Хочется обратить внимание что, 3% респондентов проходят обследование по необходимости, и 18,3% не считают нужным обследовать свое здоровье. (Рис. 4). Можно предположить, что проблема редкой обращаемости студентов в медицинские учреждения кроется в недостаточной информированности молодых людей о репродуктивном здоровье, не исключен также низкий уровень организации обеспеченности вузов здравпунктами и доступности бесплатной медицинской помощи.
Рис. 4. Анализ результатов по вопросу "Как вы относитесь к своему репродуктивному здоровью?".
В подростковом возрасте завершается физическое и психическое развитие и половое созревание, формируется репродуктивный потенциал. Для этого возраста характерны также и основные дисфункциональные нарушения, в том числе и в репродуктивной сфере. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, в нашем случае для ответа на вопрос о причинах нарушения репродуктивного здоровья студентам было предоставлено четыре варианта ответа. У респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. Анализ показал, что уровень знаний о причинах нарушения репродуктивного здоровья у студентов достаточно высокий. Так 86,7% респондентов уверены, что основными причинами является заражение инфекциями, передающимися половым путем, 61,2% студентов утверждают, что "несоблюдение правил гигиены" может быть причиной нарушения репродуктивного здоровья и 40,8% считают, что всему виной является раннее начало половой жизни. (Рис. 5)
Рис. 5. Анализ результатов по вопросу "Причинами нарушения репродуктивного здоровья могут быть".
Право на доступ к качественной и достоверной информации должен иметь каждый молодой человек, особенно если это касается его здоровья. Особенно важно знать о безопасных, эффективных и доступных методах планирования семьи. Много вопросов возникает в связи с низким уровнем информированности у студентов в данной области, в то время как показатель информированности служит индикатором эффективности функционирования в отношении здоровья таких социальных институтов, как семья, здравоохранение, образовательные учреждения, средства массовой информации. На вопрос "Как вы считаете, молодежь в наше время хорошо информирована о репродуктивном здоровье?" 35,7% респондентов ответили положительно.
Несмотря на широкий доступ к различной информации, в особенности благодаря интернету, молодые люди испытывают дефицит в достоверной информации. Многие весьма критично оценивают уровень информированности, и 63,3% респондента считают, что сегодняшнее поколение очень мало знает о репродуктивном здоровье, из них 40,8% студентов сходятся во мнении, что можно лучше информировать учащихся, и 22,4% считают, что молодежь не информирована совсем. (Рис 6)
В студенческом возрасте важной особенностью является изменение поведения, для большинства на первое место выступает личностное общение со сверстниками. В этом периоде происходит жизненное самоопределение молодого человека, активное взаимодействие с противоположным полом, планирование своего будущего. Длительное, ежедневное нахождение студента среди сверстников, требует активного внедрения в учебный процесс формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью.
Рис. 6. Анализ результатов по вопросу "Как вы считаете, молодежь в наше время хорошо информирована о репродуктивном здоровье?".
Основным каналом передачи информации о здоровье является семья. Хорошие отношения с родителями, совместное времяпровождение, беседы, в том числе об отношениях между мужчинами и женщинами, может придать уверенности во взрослении. Только в этом случае, оказавшись в сложной жизненной ситуации, молодой человек может спокойно обратиться к взрослому, а не решать проблему самостоятельно не всегда наилучшим и безопасным способом.
Благоприятный климат в семье и доверительные отношения сложились у 49% респондентов, именно они на вопрос "Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье?" ответили положительно. Вопросы данного характера не обсуждались в семье с родителями у 31,6%, 17,3% - изучали информацию о самостоятельно (Рис. 7).
Рис. 7. Анализ результатов по вопросу "Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ИППП)?".
Важно заметить, что в подростковом возрасте у человека формируется сексуальность и активно вырабатывается свой образ жизни. Как показал анализ, основным источником информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений для молодых людей являются их сверстники. На вопрос "Заходит ли у вас в компании разговор о репродуктивном здоровье, о беременностях, абортах, половых контактах?" 28,5% респондентов ответили, что регулярно обсуждают эти вопросы, 55,1% - иногда заводят разговоры и 15,3% - не беседуют с друзьями на данные темы (Рис. 8).
Рис. 8. Анализ результатов по вопросу "Заходит ли у вас в компании разговор о репродуктивном здоровье, о беременностях, абортах, половых контактах?".
Лояльное отношение к сексуальным связям в студенческом возрасте во многом определяет собственное сексуальное поведение. Для большинства молодых людей дебют сексуальных отношений должен быть в 16-18 лет, так считает 49,9% респондентов. Такой показатель можно объяснить тем, что этот возраст ассоциируется с взрослением, началом самостоятельной жизни. Для 37,7% респондентов оптимальный возраст дебюта сексуальных отношений - 19-21 год (Рис 9). Отношение молодых людей к половым связям становится всё более лёгким, всё проще игнорируются различные социальные запреты в этой области. Осознанная потребность, а также высокая самооценка собственного полового развития нашли свое отражение в реальном поведении студентов. На вопрос "Как вы относитесь к ранним половым контактам?" ответили 40,8% - категорически против, 34,6% - совершенно нормально (Рис. 10).
Интересный факт, что против ранних половых контактов юношей - 29,1%, девушек - 46%.
Рис. 9. Анализ результатов по вопросу "Какой оптимальный возраст вступления в сексуальные отношения?".
Рис. 10. Анализ результатов по вопросу "Как вы относитесь к ранним половым контактам?".
Начало ранней половой жизни молодых людей связано не столько с потребностью, сколько с любопытством и желанием казаться несколько взрослее на фоне своих сверстников. Но молодые люди не всегда задумываются, к чему могут привести сексуальные отношения. Очень часто это заканчивается абортом. 57,1% студентов уверены, что результатом увеличения количества абортов в наше время является безответственность молодых людей, 31,6% думают, что молодежь не владеет качественной информацией о сексуальных отношениях. Хочется обратить особое внимание на то, что 12,2% студентов считают, что на сегодняшний день, такой проблемы не существует. Такая позиция, как правило, приводит к проблемному исходу в сексуальных отношениях. Последние места в увеличении числа абортов занимают финансовая нестабильность -2% респондента, и страх общественного порицания -1% респондент (Рис. 11).
Рис. 11. Анализ результатов по вопросу "Как вы считаете, почему в наше время увеличилось число абортов?".
Причины аборта могут быть различными, но, как правило, это осознанное решение бывает вызвано не одной, а целым рядом причин. Девушки - студентки из-за ранней беременности вынуждены бросать учебу, лишая себя возможности на самореализацию. Так для 14,2% - социальные последствия оказываются значительно важнее медицинских и психических, т.е. готовы пойти на аборт в случае незапланированной беременности. Будут рожать - 44,8% респондента, 40,8%, в том числе большая часть юношей, не смогли ответить на этот вопрос (Рис. 12).
Если рассматривать отдельно студентов первого и четвертого курсов, то складывается следующий результат. Из 64 человек 1-го курса на аборт пойдут в случае незапланированной беременности - 7,8%, будут рожать - 51,5%. Из 34 человек 4-го курса, на аборт пойдут уже 26,4% студентов, а будут рожать только 32,3%. Чем выше интеллектуальный уровень молодого человека, тем он более независим и успешен в учебе и жизни, тем больше вопросов о смысле деторождения и ответственности будет им поставлено перед собой. Осознавая все проблемы, которые могут возникнуть при незапланированной беременности четверокурснику трудно решиться стать родителем.
Рис. 12. Анализ результатов по вопросу "Если у вас наступит беременность, чем она закончится?"
На аборт девушек вынуждает пойти много факторов, среди них, непланируемая беременность, возникшая в результате неэффективности контрацепции, изнасилования или при невозможности сохранить беременность в связи с расставанием с парнем. Нередки случаи познания "взрослой" жизни в алкогольном опьянении, что также приводит к нежелательным последствиям. По мнению большинства опрашиваемых студентов для 47,5% аборт является безвыходной ситуацией, 19,3% считают, что тем самым контролируется рождаемость, 3% считают аборт убийством (Рис. 13).
Особое внимание необходимо обратить на ответ 16,3% студентов, что аборт - это обычное дело.
Рис. 13 . Анализ результатов по вопросу "Чем для вас является аборт?".
Раннее начало половой жизни, большое количество и частая смена половых партнеров, незащищенные половые контакты являются факторами риска возникновения инфекций, предающихся половым путем.
Вовлеченные в сексуальную жизнь молодые люди, зачастую еще не готовы к ней. Одним из нарушений репродуктивного здоровья являются ИППП. Некоторые молодые люди не знают о заболеваниях до тех пор, пока не столкнутся с ними в реальности. Как показало анкетирование, молодежь информирована о причинах заражения, большинство 87% ответили, что заражение происходит при незащищенном контакте, 36% считают, что заразиться можно при переливании крови (Рис 14).
При анализе информированности студентов первого и четвертого курса о способах заражения можно увидеть следующие результаты: 12% студентов первого курса на вопрос "ИППП можно заразиться во время?" выбрали - через купание в бассейне, 8% - через рукопожатие, 36% - через переливание крови и 94% - при незащищённом половом контакте. Студенты четвертого курса показали большую информированность в этом вопросе и выбрали 35,2% - через переливание крови, 73,5% - при незащищенном половом контакте. Остальных вариантов ответов выбрано не было.
Рис. 14. Анализ результатов по вопросу "ИППП можно заразиться во время"
При оценке уровня знаний инфекций, передающихся половым путем, наиболее часто упоминаемым заболеванием был сифилис - 51%. Это можно объяснить настороженностью и количеством информации в СМИ об этом заболевании. 49% к ИППП отнесли ВИЧ, 37% - гонорею, 26,5% - СПИД, 24,4% - гепатиты В и С. Самыми малоизвестными заболеваниями для студентов оказались хламидиоз - 17,3%, кандидоз и герпес -3% (Рис 15).
Рис. 15. Анализ результатов по вопросу "Перечислите инфекции, передающиеся половыми путём (ИППП)".
Хочется обратить внимание на тот факт, что не все студенты владеют информацией о том, как избежать заражения ИППП. Что касается используемых методов контрацепции, то наиболее популярным методом 78,5% является латексный презерватив, 47% - воздержание от сексуальных контактов, 9,1% - спринцевание после полового акта, 5,1% - использование внутриматочной спирали (Рис 16).
Крайне важным представляется профилактика заражения, а также незапланированной беременности посредством распространения сведений о контрацепции, принципах выбора метода, так как сексуальное поведение и контрацептивный выбор являются одними из факторов, определяющими конечный уровень репродуктивного здоровья, т.е. рождения ребенка. Студенты медицинского вуза должны быть особенно подробно информированы в вопросах контрацепции, им необходимо разбираться в достоинствах и недостатках различных методов контрацепции с позиции сохранения и улучшения, как своего репродуктивного здоровья, так и всей молодежи (как будущих пациентов) в целом.
Наличие образования в значительной степени влияет на информированность студентов в вопросах, связанных с репродуктивным здоровьем и степенью осведомленности о заболеваниях. На сегодняшний день у студентов младших курсов наблюдается низкая осведомленность в половых вопросах, в том числе вопросах профилактики ИППП.
При анализе ответов об информированности студентами первого и четвертого курсов о предотвращении заражения заболеваний, можно сделать вывод, что студенты старшего курса более грамотны в данном вопросе. Это видно при сравнении ответов на вопрос "Заражение ИППП можно предотвратить, используя": 7,8% студентов первого курса выбрали - внутриматочную спираль, 86% - латексный презерватив, 54,6% - выбрали воздержание от сексуальных контактов и 11% - спринцевание после полового акта. Студенты четвертого курса на вопрос о мерах предотвращения заражения ответили, что использовали бы: 65% - латексный презерватив, 32,3% - воздержание от сексуальных контактов, 5,8% - спринцевание после полового акта.
Рис. 16. Анализ результатов по вопросу "Заражение ИППП можно предотвратить, используя".
Подростки вступают в интимные отношения с противоположным полом, считая себя достаточно взрослыми. Но они забывают о том, что взрослый человек умеет нести ответственность за свои поступки. В отношениях на первый план у молодых людей обычно выходят чувства и эмоции, а заботе о своем здоровье места не находится. Это способствует распространению половых инфекций.
Заразиться ИППП может любой человек, живущий половой жизнью. Чем чаще он меняет партнеров и не предохраняется, тем больше он рискует заразиться сам и заразить других. Для того что бы увидеть как студенты поступили, если бы вдруг узнали что их друг или партнёр заболел, мы проанализировали их варианты ответов.
Большинство студентов 64,2% поддержали бы друга, если у него выявили заболевание. Важно обратить внимание, что поддержка это не решение данной проблемы, и только 2% посоветовали бы обратиться к врачу. Не малая часть опрошенных студентов не знают, как поступили бы в этом случае (Рис 17).
Рис. 17. Анализ результатов по вопросу "Если бы у вашего друга выявили ИППП, то вы".
Раннему началу половой жизни нередко способствует употребление алкоголя. Стимулируя половое возбуждение, алкоголь делает подростков развязнее, снимает барьер застенчивости, опасности, угнетает волевые инстинкты. Часто в половые отношения вступают мало знакомые люди. Отношения студентов к алкоголю в результате опроса показали, что 65,3% молодых людей употребляют спиртные напитки, в то время как 34,6% не имеют пагубной привычки (Рис 18).
Рис. 18. Анализ результатов по вопросу "Вы употребляете спиртные напитки?"
Самым популярным алкогольным напитком для всех респондентов является пиво - его пьют 23,4% респондентов. В немалой степени такому активному потреблению пива способствуют целенаправленные акции его производителей. Некоторое лидерство у респондентов отмечается также в употреблении крепких напитков: вино - 11,2%, виски - 9,1%, водка -9,1%, коньяк - 7,1%, вино, шампанское - 3,1%, употребляют все выше перечисленное - 2,1% (Рис 19).
Рис. 19. Анализ результатов по вопросу "Какие спиртные напитки вы употребляете?"
Заключение
|
|
Проведенное анкетирование студентов ДВГМУ в возрасте 18-25 лет показало, что уровень владения информацией о репродуктивном здоровье студентами является низким. Только небольшая часть респондентов (12,2%) понимают суть этого термина, да и сами студенты отмечают свой низкий уровень осведомленности (63,3%). Опрос об источниках получения информации о репродуктивном здоровье показал, что в большинстве случаев студенты получали знания от друзей (55,1%), и меньше половины опрошенных (48,9%) ответили, что родители беседовали с ними на эту тему. В связи с этим у студентов прослеживается неверное понимание проблемы сохранения репродуктивного здоровья. Так, значительная часть опрошенных не видят опасностей раннего начала вступления в сексуальные отношения, считают это нормальным явлением, многие называют возраст дебюта "16-18 лет". Все более раннее начало сексуальной жизни при низком уровне соматического здоровья и недостаточной культуре населения в области планирования семьи обусловливает высокую распространенность абортов.
Некоторые студенты продемонстрировали низкую информированность по видам инфекций, хотя и считают, что они осведомлены.
Также стоит отметить негативную тенденцию в плане употребления спиртных напитков. Большая часть опрошенных регулярно употребляет алкоголь (65,3 % всех респондентов).
Теоретические выводы позволили разработать предложения:
1. Повысить уровень информированности молодежи и преподавателей вуза по проблемам, связанным с нарушением репродуктивного здоровья.
2. Внедрять циклы образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здоровья с первого курса обучения.
3. Сформировать отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков, усилить пропаганду здорового образа жизни.
4. Обеспечить доступность для студентов бесплатной медицинской помощи, в том числе на территории вузов.
5. Организовать динамичное наблюдение за здоровьем студенческой молодежи во время обучения.
Список литературы |
|
- 1. Репродуктивное здоровье населения России 2011: резюме отчета. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Министерство здравоохранения Российской Федерации, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и др. Сентябрь, 2012. - С. 44.
- 2. Журавлева И.В. Социология здоровья и медицины // Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения. 2004 г.
- 3. Всемирная Организация Здравоохранения, Пятьдесят Седьмая Сессия A57/13 Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, 15 апреля 2004 г. Пункт 12.10 предварительной повестки дня. Репродуктивное здоровье. С. 5.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»