2019 год № 2
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
В условиях реализации концепции пациент-ориентированного здравоохранения в России все большее значение приобретает оценка доступности и качества услуг медицинских организаций с позиции пациента. Показатель удовлетворенности является субъективным мнением, и отражает степень соответствия реальных условий оказания медицинской помощи ожиданиям пациента [1, 2, 3, 4].
Изучение показателей удовлетворенностью пациентов качеством медицинской помощи имеют свои достоинства. Показатели позволяют обнаружить ухудшение медицинского обслуживания населения, являются индикаторами эффективности различных медицинских вмешательств, относятся к системе мониторинга [5]. Показатели удовлетворённости пациентов медицинской помощью используются для принятия управленческих решений и разработки стратегии развития отечественного здравоохранения.
Цель данного исследования: провести сравнительный анализ субъективной оценки качества медицинской помощью пациентов хирургических отделений городского и областного стационаров.
Задачи исследования: 1) Определить медико-демографический статус участников опроса 2) Провести сравнительный анализ удовлетворенностьюусловиями оказания медицинскойпомощипациентов городского и областного стационаров; 3) Оценить удовлетворенность пациентов стационаров качеством оказания помощи медицинскими работниками.
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
В данном эмпирическом исследовании объектом наблюдения явились пациенты хирургических отделений городского и областного стационаров. Первичным элементом статистической совокупности - определен больной старше 18 лет, получающий помощь в хирургическом отделении стационара. Исследование проводилось в г. Южно-Сахалинск, городской больнице им. Ф.С. Анкудинова и областной клинической больнице. Сбор и регистрацию сведений статистического наблюдения осуществляли с июня по июль 2018 года. Обследованию подлежали все единицы изучаемой совокупности. Объем наблюдения составил 62 человека.
Способом получения статистической информации выбран анкетный опрос. Опрос проводился с помощью индивидуального анкетирования. Пациентам была гарантирована анонимность. Специально разработанная анкета включала15вопросов и состояла из вводной и основной частей. Во вводной части были определены вопросы, которые идентифицировали участника опроса (возраст, пол, образование, род деятельности и т.д.). В основной части программы определены вопросы качестве медицинской помощи. Вопросы в шкальной форме оценивались по пятибалльной шкале при условии, что наиболее низкий балл равен - единицы, самый высокий равен - пяти.
Полученные статистические данных обрабатывали с помощью вычисления относительных и средних величин. В исследовании уровень значимости был установлен на уровне 5% (p<0,05).
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
Медико-демографическая характеристика пациентов, принявших участие в социологическом исследовании, представлена следующими статистическими данными.
Среди всех участников опроса лица мужского пола составили 46,8%, женского 53,2%.Средний возраст респондентов 52,8±15,8 лет.

Рис. 1. Структура участников опроса по полу (%).
По социальному статусу участники опроса распределились следующим образом: 4,8% - учащиеся, 41,9% - работающие граждане трудоспособного возраста, 9,7% - неработающие лица трудоспособного возраста, 43,6 % - неработающие граждане пенсионного возраста. Доля городских жителей - 64,5%, доля сельских жителей - 35,4%.

Рис. 2. Структура респондентов по социальному статусу (%).
По данным социологического опроса впервые госпитализированы в городскую больницу 37,1±8,7%, в областную больницу 19,4±7,1%. Повторно госпитализированы в 1 группе респондентов 62,9±8,7%, во 2 группе- 80,6±7,1%. Таким образом, более половины респондентом лечатся второй раз.

Рис. 3. Кратность госпитализации (%).
Среди больных степень удовлетворенности пребыванием в приемном покое в городской больнице составил 3,8±0,77 баллов, в областной больнице 3,5±0,67 баллов. Выявлены достоверные отличия в группах сравнения. По результатам полученных данных пациенты городской больницы уровень удовлетворенности выше,чем в областной больнице (t≥3,89).
Среди пациентов городской больницы оценка качества лечебного питания составила 4,0±0,86 баллов, среди респондентов областной больницы результат составил 3,6±07 баллов. Таким образом, по мнению опрошенных лиц, питание в городской больнице лучше (t≥3,24).
В городской больнице оценка качества температурного режима составила 3,9±0,14 баллов, в областной - 3,4±0,15 баллов. Разница результатов может быть оправдана расположением медицинских учреждений в разных районах города и типом застройки помещения (t≥5,3).
Пациенты городской больницы оценили качество врачебного отношения на 4,0±0,14 балла. В областной больнице данные составили 3,9±0,13 баллов. Полученные результаты свидетельствуют о высоком профессионализме врачей в обеих медицинских организациях(t≥1,2).
Оценка удовлетворенности отношением медицинских сестер распределилась следующим образом: в городской больнице- 3,8±0,16 баллов, в областной- 2,7±0,23 баллов. Выявлены достоверные отличия двух групп сравнения. Оценка качества работы среднего медицинского персонала в первой группе выше, чем во второй (t≥7,75).
Среди опрошенных групп пациентов при оценке качества проставляемых медицинских услуг достоверных отличий не выявлено и результаты составили: в городской больнице- 3,9±0,15 баллов, областной больнице- 4,0±0,12 баллов. Оценку качества проставляемых медицинских услуг по данным субъективного мнения респондентов можно оценить хорошего уровня (t≥0,67).
Критерий | Городская больница M±m | Областная больница M±m | Критерий Стьюдента |
---|---|---|---|
Пребывание в приемном покое | 3,8±0,77 | 3,5±0,67 | t = 3,89 |
Питание | 4,0±0,86 | 3,6±0,7 | t =3,24 |
Температурный режим | 3,9±0,14 | 3,4±0,15 | t =5,3 |
Работа врачей | 4,0±0,14 | 3,9±0,13 | t =1,2 |
Сестринский уход | 3,8±0,16 | 2,7±0,23 | t =7,75 |
Качество медицинских услуг | 3,9±0,15 | 4,0±0,12 | t =0,67 |
Заключение
|
![]() |
![]() |
Завершая медико-социологический анализ субъективной оценки пациентов хирургических отделений городского и областного стационарово качестве медицинской помощи, можно сделать следующие выводы:
1) Участники опроса это лица преимущественно предпенсионного возраста, с небольшим преобладанием женщин по отношению к мужчинам, по социальному статусу в равной доле работающие и неработающие, более половины проживали в городе, на лечении в стационаре не первый раз.
2) Уровень удовлетворенности качеством медицинского обслуживания респондентов городской больнице достоверно выше, чем респондентов областной больницы.
3) Общая субъективная оценка медицинского обслуживания респондентами городской больницы составила - 3,9 баллов, оценка респондентами областной больницы - 3,5 баллов.
4) Респонденты двух групп исследования оценили работу врачей хорошего уровня, что свидетельствует о высоком уровне доверия к врачам. В свою очередь качество работы среднего медицинского персонала среднего и низкого уровня.
5) Полученные фактические результаты данного медико-социологического исследования помогают понять проблемы в медицинских организациях и могут быть использованы для принятия важных решений и разработки стратегии развития больниц.
Список литературы |
![]() |
1. Бойцов С.А, Деев А.Д, Шальнова С.А. Смертность и факторы риска неинфекционных заболеваний в России: особенности, динамика, прогноз. Терапевтический архив 2017; 89(1): 5-13.
2. Бойцов С.А, Деев А.Д, Шальнова С.А. Смертность и факторы риска неинфекционных заболеваний в России: особенности, динамика, прогноз. Терапевтический архив 2017; 89(1): 5-13.
3. Орлов А.Е. Научное обоснование системы обеспечения качества в условиях многопрофильной больницы. // Автореф. дис. док. мед. наук. 2015. М. 44 с. M.
4. Петров М.В., Полюкова М.В., Дронова А.А. Социологические опросы как важный инструмент менеджмента качества медицинской помощи. // Вопросы экономики и права. 2012. №2: 116-120.
5. Natasa M. Mihailovic, Sanja S. Kocic, GoranTrajkovic, Mihajlo Jakovljevic. Satisfaction with Health Services among the Citizens of Serbia // Front Pharmacol. 2017; 8: 50.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»