ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2019 год № 3

Медицинское образование


УДК 61:316.614-057.86
С.А. Литвинцева
Профессиональная социализация медицинских специалистов в современных условиях
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: С.А. Литвинцева, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Тенденция к снижению уровня здоровья населения в России обусловлена не только коммерциализацией системы здравоохранения и кадровым кризисом, но и трансформационными изменениями, происходящими в социальных институтах. В обществе назрел кризис доверия к официальной медицине и как следствие падение престижа профессии медицинского работника. Успешность профессиональной социализации медицинских специалистов сегодня, зависит не только от способности к овладению профессиональными компетенциями, практическими навыками и умениями, но и необходимости соответствовать требованиям предъявляемым обществом к представителям данной профессиональной группы. В статье на основании проведенного социологического опроса представлены результаты оценки уровня готовности молодых специалистов к самостоятельной трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения, как представителями профессионального медицинского сообщества (практикующими врачами), так и непосредственно будущими врачами (ординаторами 1-2 года обучения), а так же проанализированы особенности ценностно-мотивационной направленности процесса профессиональной социализации у медицинских специалистов.
Ключевые слова:
общество, профессиональная социализация, медицинские специалисты, ценности, мотивы

S.A. Litvintseva
Professional socialization of medical specialists in modern conditions
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The tendency to decrease the level of health of the population in Russia is caused not only by the commercialization of the health care system and the personnel crisis, but also by transformational changes taking place in social institutions. In society, there is a crisis of confidence in official medicine and, as a consequence, the decline in the prestige of the medical profession. The success of professional socialization of medical professionals today depends not only on the ability to acquire professional competencies, practical skills and abilities, but also the need to meet the requirements of society to the representatives of this professional group. The article presents the results of the assessment of the level of readiness of young specialists for self-employment in health care institutions, both by representatives of the professional medical community (practitioners) and directly by future doctors (residents of 1-2 years of training), as well as analyzes the features of the value-motivational orientation of the process of professional socialization in medical professionals.
Key words:
society, professional socialization, medical specialists, values, motives
Введение

Проводимая в течение длительного времени реформа отечественной системы здравоохранения в качестве основных и приоритетных направлений развития определила повышение доступности, качества и безопасности медицинской помощи, а так же достижение максимального уровня укомплектованности учреждений здравоохранения медицинскими специалистами. В то время, когда мировая практика организации медицинской помощи населению экономически развитых стран в условиях рынка, насчитывает многолетнюю историю, в России только в последние годы, пришло понимание актуальности трансформации профессионального института медицинских специалистов [8, 9].

Общество во все времена нуждалось в квалифицированных специалистах различных профессиональных сфер, наличием которых определяется качество жизни каждого из его членов. Уровень необходимого кадрового потенциала должен обеспечиваться путем воспроизводства специалистов в процессе профессиональной социализации. Поэтому на данном этапе развития российского общества, обусловленном процессом глобальных экономических и социокультурных изменений, остро назрела необходимость в специалистах с глубокими профессиональными знаниями и умениями, обладающих необходимым уровнем профессиональных компетенций и способных к реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности. Формируя социальный заказ на специалиста, обладающего необходимым набором профессиональных компетенций, общество посредством функционирования определенных профессиональных институтов создает условия, для его успешной реализации. Требования к процессу профессиональной социализации диктуются сформировавшимися под влиянием определенных факторов и условий ожиданиями от его результатов, соответствовать которым в свою очередь, стремится и сам индивид посредством усвоения определенных профессиональные роли, ценностей, нормы и профессиональной культуры.

Наиболее значимое влияние в процессе общей социализации личности отводится социальным институтам, и прежде всего, институту высшего профессионального образования. А организация жесткой стандартизации производства образовательных услуг в сочетании с современными методами управления медицинскими вузами должна быть направлена на удовлетворение в течение обозримого временного периода ожиданий общества укомплектованием медицинских организаций всех уровней квалифицированными специалистами [6, 7]. Высшее образование любого вида главной целью определяет формирование профессиональной составляющей в процессе профессиональной социализации, которая для любого специалиста начинается с этапа получения профессионального образования, в процессе которого индивид осваивает необходимые практические навыки, усваивает ценности и социально-культурные нормы профессии. Особенность процесса профессиональной социализации в системе высшего медицинского образования обусловлена, не только сложностью и многоэтапностью подготовки медицинских специалистов, но и взаимопроникновением медицинской науки в систему образования. Все это достаточно актуально, при нарастающих требованиях к уровню профессиональной компетентности медицинских работников и стремительному развитию научно - технического прогресса в сфере здравоохранения. Реалии сегодняшнего дня формируют общественный социальный заказ на специалиста обладающего глубокими разносторонними знаниями, способного успешно адаптироваться к быстроменяющимся общественным и профессиональным условиям, готового к постоянному самосовершенствованию и повышению уровня своих профессиональных навыков. Но анализ ситуации в профессиональном медицинском образовании показывает, что разобщенность целей конкретных индивидуумов, получающих образование, и ожиданий социума от результатов их подготовки, является главной проблемой, характеризующей неспособность образовательных организаций осуществлять свои функции [5].

Социальные установки личности, формирование ценностных представлений и мотивы являются побуждающими факторами особенностей поведения в профессиональной деятельности любого вида, но особенно это актуально для медицинских работников. Мотивации поведения, соответствие ценностно-мотивационных установок роду деятельности и типу профессии имеют решающее значение у специалистов социометрических профессий, а несоответствие ожиданий результату деятельности резко отрицательно сказывается на ее качестве. Многочисленные исследования показали многомерность мотиваций медицинских работников. Детерминанты мотивации медицинских работников так же включают значительное число факторов, обуславливающих процесс их формирования. Это материальное и моральное вознаграждение, реализация профессионального развития, признание коллег, уважение пациентов и т.д. Значительная часть нефинансовых мотивационных детерминант по мере реализации рыночных механизмов девальвируется, рост реальной оплаты труда медицинских работников по мере реализации президентских указов в России и динамика показателей удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью подтверждают этот тезис [1]. Неоднозначность влияния вознаграждения, основанного на результатах, на мотивацию врача показывает важность продолжения изучения этой проблемы.

Профессиональное будущее медицинского специалиста, определяется сформированностью совокупности представлений о процессе реализации практической деятельности по сохранению жизни и здоровья пациентов, с опорой на приобретенные в процессе обучения знания, практические навыки и умения. Поэтому изучение и анализ процесса профессиональной социализации кадров по медицинским специальностям в современном обществе имеет немаловажное значение. Деформация классической профессиональной структуры общества под влиянием новейших компьютерных технологий и функционирование медицины в условиях рынка обусловливают изменение содержания ценностно-мотивационной направленности профессиональной деятельности врача и требований к личности медицинского специалиста.

Оценка уровня профессиональной готовности к осуществлению самостоятельной трудовой деятельности и анализ детерминирующих факторов процесса профессиональной социализации медицинских специалистов в условиях современного российского общества стало целью настоящего исследования.

 
Материалы и методы

В ходе исследования проведена оценка уровня профессиональной готовности будущих специалистов практического здравоохранения, проанализированы факторы, определяющие успешность процесса профессиональной социализации медицинских специалистов, а так же особенности его ценностно-мотивационной направленности в зависимости от этапа.

Объектом исследования стали медицинские специалисты Дальневосточного Федерального Округа, опрос проводился среди абитуриентов и ординаторов Дальневосточного государственного медицинского университета ФГБОУ ВО Минздрава России, а так же медицинских специалистов системы практического здравоохранения. Методом анкетирования опрошено в период с 2017-2019гг., 406 абитуриентов, 176 ординаторов первого и второго года обучения и 303 специалиста практического здравоохранения. Опрос проводился на территории Хабаровского края.

 
Обсуждение результатов

Сегодня в основу современной модели профессионального обучения положено обеспечение необходимого уровня профессиональных компетенций будущего врача. Модель профессионального обучения должна мотивировать у будущего врача способность функционирования в рамках реальной клинической практики, повышать чувство ответственности за здоровье пациента и стимулировать достижение высокого уровня профессиональных компетенций [10, 11]. Профессиональное развитие будущих медицинских специалистов состоит в реализации совокупности их установок и ожиданий по отношению к рынку труда и определения своего места в нем. Именно на этом этапе происходит проигрывание, оценка перспектив исполнения своей профессиональной роли, вариантов собственного профессионального пути. Важным аспектом этого этапа является готовность специалиста по мере реализации программы профессионального обучения, включающей в себя освоение глубоких теоретических знаний, к функционированию в рамках будущей трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

Будущие медицинские специалисты, следующим образом оценили свою готовность к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности (Табл. 1).

Таблица 1. Результаты опроса ординаторов об уровне готовности к самостоятельной трудовой деятельности
Место по 10-ти бальной шкале12345678910
Результаты опроса ординаторов (%)1,11,72,93,414,012,922,524,64,59,6

Меньше половины опрошенных оценили уровень своей профессиональной готовности соответствовать предъявляемым требованиям к уровню освоения профессиональных компетенций и дальнейшей профессиональной деятельности по десятибалльной шкале выше среднего, 7 (22,5%) и 8 (24,7%) места соответственно. Только 32,6% респондентов считают себя достаточно подготовленными в профессиональном плане к самостоятельной трудовой деятельности в системе здравоохранения, затрудняются оценить свой профессиональный уровень 28,6% респондентов, и абсолютно не готовыми к самостоятельной трудовой деятельности считают себя 35,4% молодых специалистов. По их мнению, это связано с необходимостью внесения принципиальных изменений в систему подготовки медицинских кадров по программам подготовки специалистов системы здравоохранения третьего поколения (ФГОС-3), так думают 51,69±3,8% опрошенных. Направлениями подготовки, которые смогли бы существенно повысить уровень освоения профессиональных компетенций и получения соответствующих практических навыков, они считают увеличение количества часов на их изучение и получение возможности овладевать профессиональными компетенциями в клиниках под руководством практикующих врачей. Ведущими факторами, детерминирующими успешность освоения образовательного стандарта третьего поколения, будущие медицинские работники назвали организацию учебного процесса 39,89±3,7% и большую умственную нагрузку 30,34±3,5%.

Несоответствие уровня практической подготовки, требованиям предъявляемым пациентами, медицинским профессиональным сообществом и обществом в целом, на наш взгляд является фактором диструктивного влияния на процесс профессиональной социализации медицинских специалистов. Ведь большинство работодателей требуют от выпускников вузов не только обладания теоретическими знаниями, но и - соответствующими навыками и компетенциями, которые необходимо транслировать на весь период трудовой деятельности [12, 13].

Так врачи оценили уровень практической готовности молодых специалистов к самостоятельной трудовой деятельности по десятибалльной шкале следующим образом (Табл. 2).

Таблица 2. Результаты опроса врачей об уровне готовности молодых специалистов к самостоятельной трудовой деятельности.
Место по 10-ти бальной шкале12345678910
Результаты опроса врачей(%)1,71,710,010,723,518,313,113,84,82,1

В полной мере подготовленными в профессиональном плане признают молодых специалистов выходящих на рынок труда только 2,1% опрошенных специалистов практического здравоохранения. Остальные места в рейтинге распределились следующим образом: 13,8% - 8 место, 13,6% - 7 место, 18,3% - 6 место и 23,5% - 5 место соответственно, что не внушает оптимизма в скором решении вопроса, достижения необходимого уровня качества доступности и безопасности медицинской помощи, а так же укомплектования медицинских учреждений специалистами высокого класса. Кроме этого практикующие врачи выразили идентичное с молодыми специалистами мнение о необходимости внесения принципиальных изменений в процесс профессионально подготовки врачей, так думают 49,5±2,9% опрошенных.

Несоответствия уровня профессиональных компетенций, как ожиданиям молодых специалистов, профессиональной группы врачей, так и общества в целом обуславливает наличие кризиса переходного периода профессиональной социализации на этапе начала самостоятельной трудовой деятельности, что проецируется и на ее дальнейшую профессиональную продуктивность. Сложность социально-экономических и политических реформ в России, утверждающиеся рыночные отношения, трансформация ценностно-мотивационные ориентаций в жизни общества своеобразно отразились на профессиональной самооценке медицинских работников, формируя новые тенденции в системе взаимоотношений между врачом и пациентом.

Сами по себе мотивации медицинских работников нестабильны и могут существенно различаться на разных стадиях профессиональной социализации. Анализ выраженности мотивов выбора профессии врача среди абитуриентов ДВГМУ, подвергнутых социологическому опросу показал, что для большинства респондентов, приоритетным мотивом явилось "Желание помогать/лечить людей" (87,8±2,7%), второе место занимает "Интерес к специальности" (56,1±4,1%), третье место занимают "Склонность(призвание) к профессии" (47,3±4,1%) и "Востребованность профессии обществом (Престиж профессии)" (47,3±4,1%). Что же относительно мотива "Высокооплачиваемая работа", то он не являлся приоритетом выбора профессии врача (12,16± 2,69%). Наименьшее число респондентов (10,1±2,5%) воспользовались советом родителей по выбору профессии врача (Табл. 3).

Таблица 3. Мотивы выбора профессии врача абитуриентами ФГБОУ ВО ДВГМУ
Мотивы выбора профессии врачаР±m
Желание помогать/лечить людей87,8±2,7
По стопам родителей20,9 ±3,3
Склонность (призвание) к профессии47,3±4,1
Высокооплачиваемая работа12,2± 2,7
Интересовала специальность56,1±4,1
Востребованность профессии обществом47,3±4,1
Престижная профессия36,5±3,9
Посоветовали родители10,14± 2,5
Было все равно куда поступать0,7± 0,7
Получение высшего образования30,4±3,8

Однако в зависимости от этапа в процессе профессиональной социализации была выявлена тенденция к структурным изменениям ценностно-мотивационной направленности профессиональной сферы, что подтверждается данными социологического опроса ординаторов первого и второго года обучения ДВГМУ проведенного в 2018 году (Табл. 4). Ведущие места в структуре мотивации дальнейшей профессиональной деятельности начинают занимать индивидуальные ценности, такие как, "Расширения уровня своих профессиональных возможностей" 55,6±3,7%, "Повышение уровня дохода" 48,9±3,8%, "Самообразование" 47,8±3,7%, что свидетельствует об изменении отношения к избранной профессиональной сфере, утрате иллюзорного представления о профессиональной деятельности и переосмыслении ценностных ориентаций в процессе профессиональной социализации. Если первое место в структуре мотиваций у абитуриентов занимал мотив общегуманистической направленности "Желание помогать людям" 87,5±2,7%, то будущие медицинские специалисты мотив "Удовлетворения от самого процесса и его результатов", поставили только на четвертое место, так думают 46,07±3,74% опрошенных. Так же отмечается усиление ценностей социально-экономической направленности в структуре профессиональной мотивации. "Повышение уровня дохода" 48,9±3,8%, респондентов поставили на второе место, "Комфортные условия труда" 42,7±3,7% на пятое, что еще раз подтверждает, мотивация труда медицинских специалистов в условиях рыночной экономики за счет внутренних мотивов, работает недостаточно. Все больше внешних мотивов и индивидуальных ценностей формируют ценностно - мотивационную структуры будущего профессионала и являясь детерминирующего фактором успешной социализации.

Таблица 4. Мотивы профессионального роста медицинских специалистов по результатам опроса ординаторов ФГБОУ ВО ДВГМУ.
Мотивы профессионального роста Р±mРейтинг
Расширение уровня профессиональных возможностей55,6±3,71
Повышение уровня дохода48,9±3,82
Самообразование47,8±3,73
Удовлетворение от самого процесса работы и его результатов46,1±3,74
Комфортные условия труда42,7±3,75
Возможность продвижения по карьерной лестнице39,9±3,76
Внутренне стремление (призвание)36,5±3,67
Стремление соответствовать требованиям профессиональных стандартов31,5±3,58
Интерес к изменениям происходящим в профессиональной среде29,2±3,49
Получение высшего образования12,9±2,510
Требование администрации4,5±1,511

Труд врачей в рыночных условиях все чаще мотивируется за счет внешних факторов, а многие внутренние факторы работают недостаточно. В обществе продолжается эксплуатация таких профессиональных ценностей медицинских работников, как ответственность, чувство долга, верность врачебной клятве, любовь к своей работе и осознание значимости ее результатов для общества, внешняя же стимуляция со стороны самого общества и государства остается недостаточной [2, 3, 4]. Так опрошенные специалисты практического здравоохранения при достаточной степени удовлетворенности условиями труда: полностью удовлетворены 55,4±2,9%, не в полной мере удовлетворены 33,6±2,7%, и не удовлетворены 11,1±1,8%; взаимоотношениями в коллективе: полностью удовлетворены 82,1±2,2%, удовлетворены не в полной мере 4,6±1,2%, полностью не удовлетворены 13,2±1,9%; возможностью карьерного роста: полностью удовлетворены 58,33±2,85%, удовлетворены не в полной мере 14,7±2,1%, полностью не удовлетворены 27,0±2,6% и политикой руководства: полностью удовлетворены 70,8±2,7%, удовлетворены не в полной мере 6,8±1,5%, полностью не удовлетворены 22,5±2,4%. Высказали относительную неудовлетворенность уровнем оплаты труда: полностью не удовлетворены 40,9±2,8%, удовлетворены полностью 33,2±2,7%, удовлетворены не в полной мере 25,9±2,5% и уровнем престижа профессии в обществе: полностью удовлетворены 36,7±2,8%, удовлетворены не в полной мере 30,8±2,7%, полностью не удовлетворены 32,5±2,7%.

 
Заключение

Реализуемая Программа модернизации системы здравоохранения выявила серьезные проблемы с обеспечением квалифицированными кадрами медицинских организаций. В условиях переоснащения медицинских организаций современным оборудованием, внедрения новых технологий, стандартов и протоколов лечения сформировался устойчивый дефицит профессионально подготовленных медицинских работников. Важность проблемы формирования профессиональных компетенций, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и ее результатам у выпускников медицинского вуза в процессе профессиональной социализации, на фоне трансформационных изменений в российском обществе не вызывает сомнения. Являясь особым субъектом института высшего профессионального образования, студенты медицинских специальностей характеризуются, как особая социальная группа, вовлечённая в процессы модернизации и стабилизации общества и являющаяся своеобразным и индикатором происходящих перемен. Усваивая принятые в обществе формы поведения в процессе общей социализации, особым типом социализации для них определяется профессиональная, как форма освоения профессиональных компетенций, усвоения профессионально - ценностных норм и формирования мотивации к обучению и трудовой деятельности. Обладая высокой изменчивостью ценностные ориентация, являются показателями динамизма и открытости общества, его социальных групп и индивидуумов, фактором успешной интеграции последних в профессиональное сообщество. В процессе профессиональной социализации происходит трансформация ценностно-мотивационной сферы профессиональной деятельности. Нарду с социально значимыми ценностями "Удовлетворение от самого процесса работы и его результатов", "Желание помогать людям" формируются мотивы и ценности связанные с его экономическим результатам, стремлением к карьерному росту и комфортным условиям труда, что свидетельствует о снижении осознания социальной значимости результатов профессиональной деятельности выпускниками медицинских специальности под влиянием социально-экономических и ценностно-мотивационных изменений происходящих в обществе и в профессиональных кругах.. И если у старшего поколения врачей ценностно-мотивационная сфера профессиональной деятельности сформирована и достаточно устойчива, то у будущих врачей она нуждается в задействовании механизмов усвоение ценностных норм и формировании положительной мотивации в процессе профессиональной социализации. Вызывает тревогу и уровень готовности будущих медицинских специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, только чуть более 30% опрошенных готовы реализовать себя как практикующие врачи, что наглядно свидетельствует, о проблемах модернизации высшего медицинского образования в современных условиях.

В конечном итоге, уровень профессиональной зрелости работника определяется его компетенциями, необходимыми для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Высшее медицинское образование, как институт первичной профессиональной социализации и основной агент подготовки кадров для системы здравоохранения в условиях рынка, призвано решить такие основные проблемы, как обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами, т.е. сотрудниками готовыми эффективно производить медицинские услуги, с одной стороны, и как обеспечить будущих врачей, получающих образование, достаточным уровнем профессиональных компетенциями, чтобы они могли быть конкурентоспособными не только на сегодняшнем, но и на завтрашнем рынке труда.

 
Список литературы
 
  1. 1. Будницкая М.В., Мамус М.А., Строменко О.А. Мотивация врачей как характеристика профессиональной группы // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1.;URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18005 (дата обращения: 22.04.2018).
  2. 2. Власюк Г.В. Демотивация персонала как фактор снижения организационной эффективности. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. № 07-08 2015. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn15-07/1550-a (по состоянию на 25.05.2018)
  3. 3. Григорьян М.Р. Системы мотивации персонала в медицинском учреждении // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7
  4. 4. Дьяков И. И. Мотивация персонала в условиях кризиса // Молодой ученый. - 2016. - №8.1. - С. 29-31.
  5. 5. Кагитина, И. В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 14.00.52 / Кагитина Ирина Викторовна; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т]. - Волгоград, 2008. - 28 с.
  6. 6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н "О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов".
  7. 7. Скворцова В.И. Выступление на расширенном заседании Коллегии Минздрава России 20.04.2016 г. дата обращения 12.12.2016)
  8. 8. Фитьмова, А.А. Мотивация: научно-теоретический анализ [Текст]: кол. монография / А.А. Фитьмова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровнего профессионального образования; под ред. Н.П. Клушиной. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С. 113 - 121 (лично автором 0,8 п. л.).
  9. 9. Цветкова, JI. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: автореф. дисс. . канд. психол. наук Текст. / J1. А. Цветкова. -СПб., 1994.-21 с.
  10. 10. Abdelmarouf H. Mohieldein Outcome-based approach to medical education towards academic programmes accreditation: A review article. JPMA Jornal of Pakistan medical association. March 2017 Р 454-460. URL: http://jpma.org.pk/full_article_text.php?article_id=8128F (дата обращения 22.04.2017)
  11. 11. Al Shawwa L A. The establishment and roles of the Medical Education Department in the faculty of Medicine, King Abdul Aziz University, Jeddah Saudi Arabia. Oman Med J. 2012; 27:4-9.
  12. 12. Bouslama F, Lansari A, Al-Rawi A, Abonamah A A. A Novel Outcome-Based Educational Model and its Effect on Student Learning, Curriculum Development, and Assessment. J Inf Technol Edu. 2003; 2:203- 214