2019 год № 4
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Кадры здравоохранения - это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профессионального развития. На федеральном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы систем здравоохранения, а именно зависит качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. Сегодня кадровый кризис - это проблема всей страны, которая касается большинства регионов, в том числе и Республики Саха (Якутия). Состояние и перспективное развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения. Необходимым условием достижения качественной медицинской помощи является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению [1, 2, 3,4].
Обсуждение результатов
|
|
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г.№ 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" одной из задач стоящих перед российским здравоохранением является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также необходимого кадрового обеспечения профильными специалистами отрасли для достижения установленных результатов предусмотренных мероприятиями Национального проекта "Здравоохранение" по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, развитию детского здравоохранения, снижению смертности от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
По состоянию на 1 января 2019 года в здравоохранении Республики Саха (Якутия) утверждено 6489,5 штатных врачебных должностей, всего работает 4947 врачей, в том числе врачей, непосредственно оказывающих первичную медико-санитарную помощь - 2558 человек. Для средних медицинских работников утверждено 13414,5 штатных должностей. Всего работает на должностях среднего медицинского персонала 11044 специалиста, из них непосредственно оказывают первичную медико-санитарную помощь 4698 специалистов.
Отмечается положительная динамика численности врачей. По сравнению с 2015 годом она увеличилась на 330 врачей. Обеспеченность врачами выросла с 48,1 до 52,0 на 10 тыс. населения. Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения - 115,0 (2015 г. - 112,7).
На 1 января 2019 года укомплектованность врачами штатных должностей составила -77%, средним медицинским персоналом - 83%.
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Врачи | Сред.мед. | Врачи | Сред.мед | Врачи | Сред.мед | Врачи | Сред.мед | |
Штаты, шт.ед. | 6310,5 | 13409,5 | 6406,75 | 13477 | 6118,75 | 13035 | 6489,5 | 13414,5 |
Физические лица, чел. | 4617 | 10 816 | 4663 | 10753 | 4826 | 10802 | 4947 | 11044 |
Обеспеченность на 10 тыс. насел. РС(Я) | 48,1 | 112,7 | 48,6 | 112,0 | 50 | 112,0 | 52,0 | 115,0 |
Укомплектованность РС (Я) (%) | 73,2 | 80,7 | 72,8 | 79,7 | 78,8 | 82,9 | 77 | 83 |
Прибыло, чел. | 677 | 1069 | 555 | 1004 | 608 | 1125 | 610 | 1172 |
Выбыло, чел. | 469 | 984 | 509 | 1067 | 508 | 1233 | 489 | 1248 |
Принимаемые меры поэтапного устранения дефицита медицинских кадров по отдельным специальностям за счет реализации мер социальной поддержки позволили в 2018 году закрепить положительную динамику численности врачей по дефицитным специальностям.
Должности (физические лица) | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Темп прироста |
---|---|---|---|---|---|
Анестезиология-реаниматология | 247 | 256 | 270 | 276 | 12 % |
Рентгенология | 164 | 168 | 181 | 187 | 14 % |
Офтальмология | 129 | 131 | 132 | 141 | 10 % |
Онкология | 40 | 42 | 48 | 49 | 23 % |
Акушерство-гинекология | 272 | 279 | 279 | 284 | 5 % |
Ультразвуковая диагностика | 140 | 150 | 150 | 156 | 12 % |
Функциональная диагностика | 71 | 77 | 72 | 79 | 12 % |
Подготовка медицинских кадров и укомплектование медицинских организаций квалифицированными специалистами является одним из основных направлений в работе Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Врачебные кадры для республики готовятся в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в рамках федеральных контрольных цифр приема и государственного заказа Республики Саха (Якутия) на подготовку специалистов, а также целевой контрактной подготовки за пределами Республики Саха (Якутия).
В 2018 году на 1 курс было зачислено 250 студента за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе 96 целевых мест), 128 студентов за счет внебюджета и 139 ординаторов, из них 27 ординаторов на целевой основе, 58 человек в рамках контрольных цифр приема и 54 ординаторов на платной основе.
Квота целевого приема составляет в среднем ежегодно 30%. В медицинском институте СВФУ сегодня обучаются 1890 студентов, из которых 220 по целевому набору (12%).
Отмечается положительная динамика показателя эффективности целевой подготовки. Так, доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд республики, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские и фармацевтические организации системы здравоохранения в 2018 году составила 85,7 % (в 2017 году - 83,3 %). В целях создания условий для гарантированного труда и закрепления молодых специалистов в медицинских организациях республики Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) изданы следующие приказы: 1) "О трудоустройстве и закреплении врачей - молодых специалистов в медицинских организациях здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 01.12.2015г. № 07-8/1-628"; 2) "О целевом обучении и закреплении молодых специалистов в медицинских организациях здравоохранения Республики Саха (Якутия)" от 21.07.2016г. № 01-07/1567
Непрерывность обучения обеспечивается использованием инновационных образовательных технологий (электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства, электронных образовательных модулей и др.).
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|
Потребность во врачах, в т.ч. Северо Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова | 624 | 613 | 590 | 487 |
План приема в МИ СВФУ | 200 | 217 | 216 | 284 |
В т.ч.: - целевой набор федерального бюджета | 96 | 75 | 86 | 84 |
Выпуск мединститута СВФУ | ||||
Итого | 206 | 230 | 221 | 264 |
Прошли аккредитацию и трудоустроены | - | 7 | 95 | 70 |
Продолжают обучение в ординатуре, интернатуре | 206 | 223 | 126 | 145 |
Прибыли в распоряжение Минздрава после окончания интернатуры и ординатуры и трудоустроены | 179 | 221 | 195 | 37* |
Центральные медицинские ВУЗы (по линии Минпрофа целевая контрактная подготовка) | ||||
План приема | 56 | 97 | 110 | 74 |
Выпуск | 37 | 30 | 28 | 25 |
* С 1 сентября 2017 года ушла такая форма подготовки, как интернатура. Послевузовским профессиональным образованием в медицине с 01.09.2017 года является ординатура.
В динамике за период с 2015 по 2018 годы общая численность выпускников медицинских институтов увеличилась на 84 чел (42%) с 200 до 284 человек.
Целенаправленные действия по переподготовке врачей дали хорошие результаты: увеличился удельный вес наиболее значимых в оказании медицинской помощи специалистов, а также медицинских кадров, имеющих соответствующие сертификаты.
Ежегодно совместно с Медицинским институтом СВФУ и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) формируется государственный заказ на подготовку врачебных кадров в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив республики, который составляет основу планов целевого приема в МИ СВФУ и Минобразования и науки РС(Я). В свою очередь, Министерством здравоохранения РС (Я) распределяются целевые места для абитуриентов из улусов (районов) и медицинских организаций с низкой укомплектованностью медицинскими кадрами.
Целевая подготовка специалистов в республике разделяется на:
- целевой прием за счет федерального бюджета, квота которой устанавливается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно каждый учебный год и осуществляется на основе договора о целевом приеме, заключаемого образовательной организацией с заказчиками целевого приема.
- целевая контрактная подготовка за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сверх цифр контрольного приема на бюджетные места и устанавливается с указанием направления подготовки постановлением Правительства РС(Я), на основании среднесрочного прогноза потребности в медицинских кадрах Республики Саха (Якутия).
План набора на целевое обучение по программе специалитет ежегодно утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).
План набора на целевое обучение по программам интернатура и ординатура ежегодно формируется совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2015/2016 уч.год | 2016/2017 уч.год | 2017/2018 уч.год | 2018/2019 уч. год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Потребность | Утвержд.план | Потребность | Утвержд.план | Потребность | Утвержд.план | Потребность | Утвержд.план | |
Целевой прием | 75 | 96 | 120 | 75 | 120 | 86 | 120 | 84 |
Выделяются места в ведущие Центральные медицинские ВУЗы по линии Министерства образования и науки РС(Я) как уполномоченный орган республики по реализации единой государственной политики в области профессионального образования и целевого обучения.
Так, выделены целевые места в центральные медицинские ВУЗы в 2015 году - 86, в 2016 году - 95 мест, в 2017 - 110 мест, в 2018 г. - 74.
В республике подготовка среднего медицинского персонала проводится в трех медицинских государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) - в Якутском, Алданском и Нерюнгринском медицинском колледжах.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования республики осуществляют подготовку по следующим специальностям: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело", "Лабораторная диагностика", "Фармация", "Стоматология".
За последние пять лет увеличился план набора в медицинские колледжи на 95 мест с 435 в 2013 году до 540 в 2015 году, но в 2016 году сократилось до 525 мест и в течении последние 3 года выделяется 525 бюджетных мест, без изменений.
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|
Якутский, Алданский, Нерюнгринский медицинский колледжи | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Прием на учебный год по государственному заказу | 540 | 525 | 525 | 525 |
Выпуск | 354 | 363 | 512 | 558 |
Из них направлены в улусы (районы) | 184 | 192 | 211 | 333 |
Трудоустроены | 306 | 316 | 364 | 379 |
% трудоустроенных | 86,4 | 87% | 71% | 73% |
Заявка на средние мед. кадры | 702 | 702 | 726 | 608 |
Вместе с тем, потребность в СМП увеличивается ежегодно, а число плана набора в медицинских колледжах остается неизменной.
Число выпускников ежегодно до 2016 года составляло более 300 специалистов, а в 2018 году выпуск составил 558 среднего медицинского персонала (что примерно на 29% выше предыдущих лет), при этом процент трудоустроенных в медицинских организациях составляет 71-95 %.
С целью повышения укомплектования и закрепления на местах медицинских кадров республики Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) необходимо реализовывать следующие меры:
1). Как известно, с 2012 года реализовывается федеральная программа "Земский доктор".
В результате реализации данной программы был, достигнут рост числа трудоустроенных врачей в районах республики после окончания интернатуры и ординатуры, тем самым вырос уровень обеспеченности врачами в районах. Отмечается положительная динамика численности врачей по республике, по сравнению с 2015 годом увеличилась на 330 врачей, что составляет 8%. Следовательно, укомплектованность врачебными кадрами поднялась с 73,2% (2015г.) до 77% (2018г.), а обеспеченность врачами на 10 тыс. населения выросла с 48,1 (2015г.) до 52 (2018г.). Для сравнения: обеспеченность населения врачебными кадрами в ДФО - 39,8, в РФ - 37,1 на 10 тыс. населения. Благодаря программе "Земский доктор" в 2012-2018 годах получили выплаты 728 молодых специалистов (в 2015 г. - 87 врачей, в 2016г. - 70 врачей, в 2017 году - 70 врачей, в 2018 году - 139 врачей), что позволило укомплектовать медицинские организации врачебными кадрами
Согласно этой программе в 2018 году также предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на софинансирование расходных обязательств на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам фельдшерам "Земский фельдшер" в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. В 2018 году получили 25 специалистов среднего звена.
2). Ежегодно проводится плановая работа по предварительному трудоустройству выпускников медицинских ВУЗов и колледжей республики. Согласно плана совместных мероприятий Министерства здравоохранения РС (Я) ежегодно проводится ярмарка вакансий для выпускников и студентов МИ СВФУ, медицинских колледжей. В данной встрече принимают участие главы муниципальных образований районов (по желанию), руководители медицинских учреждений, которые дают информацию о больнице, будущей работе, о предоставлении социальных гарантий. Во время проведения ярмарки организовываются стендовые представления медицинских учреждений. Ярмарка вакансий завершается подписанием трехстороннего договора (Медицинское учреждение - ВУЗ/СПО - Студент).
3) Министерством здравоохранения РС (Я) выделяются целевые места для абитуриентов из улусов (районов) с низкой укомплектованностью кадрами, в соответствии с Постановлением Правительства от 27.11.2013 года № 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении". Начиная с марта мес. руководителям медицинских организаций направляются информационные письма "О квотах целевых мест" для профориентационной работы с абитуриентами и заключения предварительных договоров.
4) Для привлечения молодых специалистов на работу расширяется практика заключения целевых договоров между обучающимися, образовательными учреждениями и работодателем с гарантиями трудоустройства выпускников. Согласно заключенному договору работодатель обязуется принять после завершения обучения по целевой контрактной подготовке специалиста на постоянную работу с указанием должности, обеспечить жилой площадью, соответствующей жилищным и санитарным нормам, произвести обучающемуся и членам его семьи оплату проезда к месту работы и компенсацию стоимости провоза багажа в пределах территории Республики Саха (Якутия) с места постоянного места жительства до места работы в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечить работой соответствующей квалификации и специальности в течение 3-х лет с момента трудоустройства.
А также после окончания обучения Работодателями осуществляется оплата проездных, багажных, подъемных (в размере 2-х месячного оклада) и решаются вопросы оказания материальной помощи молодым специалистам. Со стороны глав администраций муниципальных образований и руководителей медицинских учреждений решаются вопросы обеспечения жильем и других социальных гарантий на местах.
5) В целях привлечения специалистов, закрепления на рабочих местах медицинскими кадрами по инициативе Минздрава РС(Я) подписано соглашение между Минздравом РС(Я) и муниципальными образованиями, где рассматривается возможность выделения единовременной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в район, социальной гарантии в виде предоставления места в детском саду или в школе, частичная компенсация по оплате за коммунальные услуги или аренде жилья.
Заключение
|
|
Таким образом, совершенствование деятельности Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по кадровой политике должно быть нацелено, прежде всего, на: повышение обеспеченности медицинскими кадрами, укомплектованности медицинскими кадрами.
Список литературы |
|
- 1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 20 4 // Собр. Законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817
- 2. Михайлова Ю.В. Актуальные вопросы кадрового обеспечения организаций системы здравоохранения: Справочник - М., 2008. - 125 с.;
- 3. Присяжнюк, Д.И. Социальный статус врача поликлиники в условиях реализации национального проекта "Здоровье" // IX Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества/Под ред. Е.Г. Ясина. М. Издательский дом Высшей школы экономики. - Т.2. - 2011. - С. 31-39;
- 4. Солохина, Л.В. Управление персоналом как фактор устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в условиях рынка медицинских услуг /Л.В. Солохина, К.Р. Аветян, В.М. Салашник //Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2010.- №1.- Режим доствпа URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20101/2010113.aspx.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»