ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2020 год № 1

История медицины


УДК 614 : 001.895] : 94 (430 +47) : 327 "1922"
Ю.В. Кирик, П.Э.Ратманов
Трансфер идеи "социальная гигиена" из Германии в Советскую Россию при формировании учебной программы по социальной гигиене 1922 г.
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Кирик Ю.В., e mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Статья посвящена истории разработки и критическому анализу учебной программы по социальной гигиене, принятой в Советской России в 1922 г. Анализ российской и переводной зарубежной литературы первых двух десятилетий XX в., систематизация и обобщение знаний по формированию и раскрытию содержания советской программы социальной гигиены 1922 г. показывают, что эта программа не была создана заново, не имея первоосновы. Строительным материалом при ее формировании послужили знания и практический опыт российской общественной медицины, знания по становлению социальной гигиене и программах преподавания в западных странах, трудное социально экономическое положение послереволюционной страны и слабое здоровье населения
Ключевые слова:
социальная гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, история, Наркомздрав, международные связи, Советская Россия, Германия, медицинское образование, трансфер идей

Yu.V. Kirik, P.E. Ratmanov
Transfer of the "social hygiene" idea from Germany to Soviet Russia in the compilation of the curriculum on social hygiene in 1922
Far Eastern state medical University, Khabarovsk
Summary:
This article is devoted to the history of the development and critical analysis of the curriculum on social hygiene adopted in Soviet Russia in 1922. An analysis of Russian and translated foreign literature of the first two decades of the 20th century, systematization and generalization of knowledge on the compilation and disclosure of the contents of the Soviet social hygiene program 1922 shows that this program was compiled with a fundamental foundation. The building materials in its compilation ware the knowledge and practical experience of Russian public medicine, knowledge on the compilation of social hygiene and teaching programs in Western countries, the difficult socio economic situation of the post revolutionary country and the poor health of the population
Key words:
social hygiene, public health, healthcare, history, People's Commissariat of Health, international relations, Soviet Russia, Germany, medical education, transfer of ideas
Введение

История социальной гигиены в России до сих пор еще мало изучена. Для современных исследователей вызывают интерес только определенные темы и проблемы социальной гигиены: гигиеническое движение в России, социальная гигиена в системе государственных мероприятий, становление, развитие и упадок социальной гигиены как дисциплины и науки, подготовка медицинских кадров, переход социальной гигиены в общественное здоровье и здравоохранение и др. [1, 21, 22, 23, 28, 29, 30, 31].

В России социальной гигиене пришлось пройти сложный путь формирования и пополнения знаний, не получив от университетской науки, того что она должна была дать. История показывает, что в области социальной гигиены практика опережала науку. Для научного обоснования формирования социальной гигиены необходимо было, чтобы сама политика в обласи общественного здоровья получила необходимый путь развития. До начала 1920 х гг. академическая университетская работа в стране сводилась к задачам лечебной медицины, и эти задачи не связывались с вопросами общественной жизни населения [8].

Цель статьи

В области теоретического исследования и познания становление дисциплины социальной гигиены изучение учебной программы 1922 г. (утвержденной Государственным ученым советом при Наркомпросе РСФСР) заслуживает особого внимания. Для получения глубоких знаний требуется провести сравнительный анализ первой программы социальной гигиены с программами прежнего курса общественной медицины и программами новой науки в Германии.

В разных странах в различные периоды времени в термин "социальная гигиена" вкладывалось не всегда схожее содержание. В данной работе под социальной гигиеной мы понимаем науку, с одной стороны, описательную - о влиянии социальных условий на здоровье населения, с другой стороны, нормативную - о социальных мерах по укреплению здоровья населения. Так это понятие сформулировал в начале XX в. один из основоположников социальной гигиены в Германии А. Гротьян [2]. Один из авторов учебной программы по социальной гигиене А.Н. Сысин 1922 г. прямо указывал, что она впервые по объему и содержанию соответствует тому, "как это трактуется в Германии" [15].

"Общественной медициной" в России в начале XX в. называли "устройство медицинских учреждений силами всего общества или отдельных его групп" (в первую очередь, земствами), отделяя ее от государственной и частной медицины [20]. Под "медицинской полицией" тогда понималась деятельность именно государства по предупреждению болезней [3].

 
Обсуждение

Рождение социальной гигиены, как академической дисциплины

Потребность расширения преподавания медицинских профилактических дисциплин была осознана общественными кругами еще в первом десятилетии XX в. Об этом свидетельствует история постановки вопросов в докладах Пироговских съездах: о социально профилактическом и диспансерном подходах в медицине (З.П. Соловьев, Я.Ю. Кац, В.С. Лебедев); об общественной медицине, гигиене и врачебном быте; о преподавании общественной медицины и высших учебных заведениях быте (А.И. Шингарев); о необходимости учреждения кафедры социальной медицины (В.Е. Канель) [8, 17].

Социально политические условия до Февральской революции в России не позволяли рассчитывать на введение кафедр социальной гигиены на медицинских факультетах в университетах. В течение первых двух десятилетий XX в. читались курсы по общественной медицине и общественной статистики. Прежде чем проникнуть в медицинскую школу эти курсы начали существовать в непрофильных учебных заведениях. С 1908 г. общественная медицина и общественная статистика велись на Петербургских Высших коммерческих курсах, в Киевском Политехническом институте, на юридическом факультете Петербургского Психоневрологического института. И только через пять шесть лет курсы общественной медицины и общественной санитарии были учреждены на медицинских факультетах Психоневрологического института в Петербурге, медицинском факультете высших женских курсов в Москве [8, 17].

В период, когда в России в последнее десятилетие XIX в. и первого десятилетия XX в. на почве общественной организации медицинской помощи (в первую очередь, независимых от имперской власти в Санкт Петербурге - городской и земской медицины) развивалась так называемая "общественная медицина", отделяясь от общей гигиены. В Германии наметилось постепенное выделение социальной гигиены из общей гигиены в самостоятельную науку [17].

В XIX в. в западно европейских странах (Англия, Франция, Германия и др.) в эпоху развития естественных наук, возрастающей индустриализация стран, значительной перемене в области экономики, глубоких демографических и социальных изменений, увеличения скопления больших масс в крупных городах, проявление широких масс к культурному и социальному подъему, увеличения противоречия отдельных классов общества, обнаружились социально гигиенические недостатки новой экономической жизни и была установлена связь между неблагоприятными социальными условиями и болезнями [16, 17]. В этот период в предмет молодых наук (политическая экономия, социальные науки) входили преимущественно специальные вопросы еще не обособленной социальной гигиены - оздоровлении населенных мест по английскому образцу, постройки больниц, организация попечительств и др. [17]. В этот же период государства стали носителем социально гигиенических идей, и могли влиять на санитарно гигиенические условия [16].

В своей книге "Основы социальной гигиены" немецкий автор Альфонс Фишер (Alfons Fischer) пишет, что социальная гигиена как самостоятельная наука получила свое начало в 1899 г. после прошедшего I Международного туберкулезного конгресса в Берлине. В это время практики и теоретики приступили к изучению вопросов в области социальной гигиены. Большие заслуги принадлежат трудам А. Готштейна (Adolf Gottstein), А. Гротьяна (Alfred Grotjahn), И. Каупа (Ignaz Kaup), Ф. Принцинга (Friedrich Prinzing), Э. Ресле (Emil Roesle), В. Вейнберга (Wilhelm Weinberg), П. Майта (Paul Mayet), А. Эльстера (Alexander Elster) [16].

В России развитие социальная гигиена получила уже при смене государственного строя в условиях социалистического общества. С ведением в 1922 г. курса социальной гигиены на медицинских факультетах для трех московских государственных университетов сотрудниками нового курса была разработана программа преподавания. Программа социальной гигиены была утверждена Государственным ученым советом при Наркомпросе РСФСР 1 декабря 1922 г. и опубликована в периодическом сборнике "Социальная гигиена" [8, 11, 17].

Учебные программы курса общественной медицины до 1917 г.

Первые попытки разработки и внедрения в высшее медицинское образование курса общественной медицины в России предпринимались в России в конце XIX - начале XX вв. В 1905 г. А.В. Корчак Чепурковский опубликовал программу курса социальной гигиены в журнале "Труды общества киевских врачей", а в 1906 г. он читал курс основ социальной гигиены и общественной медицины на кафедре гигиены Университета св. Владимира в Киеве [1].

Из истории преподавания курса общественной медицины в высших учебных заведениях России до 1917 г. можно выделить три образовательные программы, заслуживающие внимания: 1) программа, разработанная для курса общественной медицины земским врачом, государственным деятелем А.И. Шингаревым и земским врачом, профессором гигиены Казанского университета, государственным деятелем М.Я. Капустиным; 2) программа общественной медицины, разработанная земскими и санитарными врачами, докторами медицины, общественными деятелями И.А. Дмитриевым, Д.П. Никольским, М.С. Уваровым (первый вариант); 3) программа общественной медицины, представленная И.А. Дмитриевым, Д.П. Никольским, М.С. Уваровым на XI Всероссийском Пироговском съезде в 1910 г. (второй вариант).

С 1908 по 1912 гг. в Киевском политехническом институте и Петербургских Высших коммерческих курсах непрофильных учебных заведениях А.И. Шингарев читал курс общественной медицины, по программе, разработанной им с участием проф. М.Я. Капустина. Программа охватывала вопросы санитарной статистики, социального страхования отдельных масс, основы и принципы лечебной медицины, общественной санитарии, общественного призрения, предупредительные мероприятия органами государственной власти по распространению инфекционных заболеваний, санитарное законодательство. По мнению З.Г. Френкеля программа имела формальную близость с предметом прежней "медицинской полицией" [17].

К XI Всероссийскому Пироговскому съезду, который состоялся в 1910 г. члены подкомиссии съезда И.А. Дмитриев, Д.П. Никольский, М.С. Уваров разработали программу для курса общественной медицины медицинских факультетах учебных заведений. Программа отличалась от программы, разработанной А.И. Шингаревым и М.Я. Капустиным. В эту программы вошли следующие разделы: 1) основная идея общественной медицины, интересы государства, общества, отдельных лиц в охране и восстановлении здоровья; 2) земская медицина, изучение распределения заболеваемости по разным группам населения, потребности населения в лечебной и санитарной помощи, участковая медицина, организация психиатрии; специальные вопросы: грудной возраст, школьный возраст, фабричная медицина, сифилис, скопление и передвижение народных масс, эпидемии, улучшение местных условий; 3) городская медицина, взаимоотношение между городским и сельским населением и распространение заразных форм, состав больных в городе, совместная работа и разграничение городов и земств, санитарная деятельность, лечебная деятельность; специальные вопросы (грудной возраст, школьный возраст, сифилис, туберкулез, питание, квартирный вопрос, охрана здоровья пришлого рабочего населения); 4) санитарное законодательство в России и иностранных государств; 5) железнодорожная, военная, морская медицина [17].

Необходимо сказать, что в общем историческом контексте понятие "общественная медицина" в стране в начале XX в. развивалось в эпоху коренных реформ. В программе И.А. Дмитриева, Д.П. Никольского, М.С. Уварова определены общие видения руководящих начал общественной медицины. Авторы под идиомой "общественная медицина" понимали исследование заболеваемости по группам населения и причин этого распределения в связи с местными условиями. На основе этих сведений обосновывалась необходимость организовать лечебную и санитарную помощь населению с помощью государства, органов самоуправления, общественных организаций охватив все специальные условия - земскую, городскую, фабричную, железнодорожную медицину, организация лечебного и санитарного дала народных масс, промысла, школ и т.д. Данная программа для курса общественной медицины группируется не по факторам, влияющим на здоровье человека, а по группе учреждений, предмет деятельности которых составляет изучаемые мероприятия и охватываемы круг явления - земства города, государство и его отдельные ведомства. Программа также имеет близкую связь с прежним курсом "медицинской полиции". Отличает ее то, что в ней "общественная медицина" в сравнении "медицинской полицией" предусматривает развитие начал самоуправления и перенесение задач охраны здоровья населения на органы местного самоуправления.

Для представления программы общественной медицины на XI Всероссийском Пироговскомом съезде разработанная программа И.А. Дмитриевым, Д.П. Никольским, М.С. Уваровым была доработана и изменена. Ее содержание было представлено в следующем виде: 1) медицинская география, особенности заболеваемости и движение населения в зависимости от климата, времени года, племенного состава и бытовых особенностей населения; 2) эпидемиология главных заразных болезней; 3) общественная борьба со смертностью, в том числе детской; 4) фабричная гигиена; 5) переселение, лечебно продовольственные пункты; 6) школьная гигиена; 7) санитарное законодательство главных европейских государств и России; 8) организация врачебной помощи населению; 9) гигиена городов; 10) военная и морская медицина; 11) специальные курсы: профессиональная гигиена, школьные гигиена, эпидемиология, статистика [17].

Программа, заявленная в 1910 г. на XI Всероссийском Пироговском съезде, оставила всю широту области общественной медицины предыдущей программы. Уделом "общественной медицины" оставалась охрана и сбережение здоровья населения с помощью деятельности земских и городских органов самоуправления путем организации лечебной и санитарной помощи.

Все перечисленные выше программы по общественной медицине не имели отчетливого формулирования предмета изучения, область материалов широкая с расплывчатыми границами. Обращает внимание, что в трех программах уделялось внимание изучению зарубежного опыта санитарного законодательства [17].

Программы преподавания социальной гигиены в Германии в начале XX в.

В конце XIX - начале XX вв. постепенно начавшиеся эра развития социальной гигиены в западных странах характеризуется возникновением специальных обществ и союзов; проведением секций, собраний, выставок, конференций, в том числе международных по социальной гигиене; организацией выставок и музеев; публикацией специальной литературы. В этот период Россия активно изучала положение развития социальной гигиены на Западе. В течение трех десятков лет XX столетия в стране было переведено значительное количество фундаментальных трудов зарубежной литературы по социальной гигиене, часть из которых со временем была опубликована. В этот период классикой по социальной гигиене в России стали труды: Эмиля Дюкло "Социальная гигиена" (1904), Александра Элстера "Систематизация социальной гигиены" (1914), Бенно Хайеса "Краткий курс социальной гигиены" (1923), Фридриха Принцинга "Методы санитарной статистики" (1925), Альфреда Гротьяна "Социальная патология" (1926), Пьера Нобекура "Социальная гигиена детского возраста" (1926), Альфонса Фишера "Основы социальной гигиены" (1929) и др. [4, 5, 6, 9, 10, 16, 17, 18, 19].

В зарубежной литературе в течение этого периода обособления социальной гигиены в отельную науку авторы систематизировали материал и выстраивали его в логическую последовательность на основе научных исследований и выводов из практического опыта. В России изучались и анализировались программы и распределение содержания социальной гигиены таких немецких авторов как А. Гротьян, Т. Вейль (Theodor Weyl), В. Хайес, А. Фишер, А. Элстер и др. [24, 25, 26, 27, 32]. В данной публикации мы остановимся на анализе трех немецких социал гигиенистов того времени - А. Гротьяна, А. Фишера и Б. Хайеса, книги которых в 1920 х гг. были переведены на русский язык.

В 1902 г. в ежегодном обзоре "Социальная гигиена", выпускаемом в Германии Альфред Гротьян опубловал обширный материал, в котором классифицировал материал по социальной гигиене по следующим основным рубрикам: 1) метод и история социальной гигиены; 2) статистика населения и смертность; 3) заболеваемость населения, общественная профилактика и попечение о больных; 4) социальная гигиена труда; 5) социальная гигиена питания; 6) социальная гигиена жилища и одежды; 7) социальная гигиена детского и юношеского возраста; 8) организация общественного здравоохранения; 9) вопросы вырождения населения, социальная патология и половая гигиена; 10) прочие вопросы [18, 27].

В своем руководстве по социальной гигиене Бенно Хайес систематизировал социальную гигиену по следующим разделам: предмет социальной гигиены, медицинская статистика, социальная гигиена жилища, социальная гигиена питания, туберкулез, половые болезни, алкоголизм, социальная гигиена детского возраста, социальная гигиена труда, законодательная гигиена труда и социальное страхование, гигиена размножения [17, 19, 24].

В 1913 г. в Берлине выходит в свет пособие для врачей, экономистов, деятелей по управлению и по проведению социальных реформ Альфонса Фишера "Основы социальной гигиены". По мнению Г.Ф. Френкеля это издание по социальной гигиене, появившееся в немецкой литературе, лучшее из имеющего того времени руководств, уже вполне определившейся науки, с богатым фактическим материалом, хорошо обоснованными положениями и выводами [17, 26].

Альфонсу Фишеру принадлежит заслуга построения строго последовательной научной системы исследования и изложения, составляющих содержание социальной гигиены. Разработанная Фишером системная программа социальной гигиены состоит из четырех разделов. Первый раздел носит название "Общая часть", в которой описываются область и проблемы социальной гигиены, методы исследования и научные учреждения социальной гигиены, история социальной гигиены. Второй раздел называется "Главные и составные части социальной гигиены", к которым относятся - состав и движение населения, условия трудовой жизни в связи с профессиональным и социальным расслоением, высотой заработка и укладом жизни, продовольственное дело (потребление пищевых продуктов всем населением и отдельными его слоями, социальные мероприятия, направленные к улучшению народного питания), жилищные условия (их влияние на здоровье, современное их состояние и деятельность по их улучшению), одежда, уход за кожей (народные бани), отдых, физическая культура, продолжение рода (наследственность, борьба с пониженной рождаемостью, мероприятия по рождению здоровых лиц). В третьем разделе "Социально гигиеническое описывается состояние отдельных групп населения" описываются социально гигиенические особенности и охрана здоровья возрастных и профессиональных групп: матери, грудные дети, дети младшего возраста, дети школьного возраста, молодежь, рабочие разных профессий, служащие. Последний четвертый раздел озаглавлен "Влияние культурной среды на отдельные виды заболеваний", в нем рассматривается связь отдельных болезненных форм с социальными и экономическими условиями. Среди заболеваний выделены инфекционные заболевания, туберкулез, половые болезни, алкоголизм, нервные и душеные болезни, увечья (инвалиды). Завершается четвертый раздел государственными мероприятиями культурной гигиены [16, 17, 26].

Основной чертой, характеризующей поставленных задач перед социальной гигиеной на Западе в то время, служит сосредоточение на изучении влияния внешнего воздействия на состояние здоровья масс населения, которые схожи не только по социально экономическому положению, но и заключают в себе взаимодействие культурных факторов - народных нравов, обычаев, религии, мировоззрения, политических течений и т.д. Но культурно гигиенические изыскания не зашли далеко. Социальная гигиена стала рассматривать индивида как политическую и территориальную единицу, и здоровье индивида расценивалось с точки зрения его значения для государства. Социальная гигиена, как область практической деятельности, стала частью политики государства. С позиции необходимых для охраны здоровья государственных мер, социальная гигиена подходила к индивиду как к члену экономической и социальной группы.

Коренное различие между программами Гротьяна, Хайеса и Фишера заключается том, что Гротьян социальную гигиену рассматривал шире с позиции медицины. В своем руководстве Гротьян областью изучения определяет воздействие социально экономических условий на здоровье населения, изучение мероприятий социального и санитарного характера, способных уменьшить вредное воздействие на здоровье, устранить или свести к минимуму их влияние с помощью государственных мер, существенную часть которых составляет общественное здравоохранение. Хайес и Фишер в своих руководствах по социальной гигиене роль здравоохранения рассматривают ограничено, только в области социального страхования, так как организация медицинской помощи и лечение являются специальными социальными условиями, которые сами по себе оказывают благоприятное влияние на состояние здоровья всех групп населения.

Программа социальной гигиены Г.Ф. Френкеля

В 1919 1921 гг. в Петрограде профессор Г.Ф. Френкель читал частный курс лекций по "Общественной медицине и социальной гигиене" в Клиническом институте для усовершенствования врачей. На основе этого опыта Г.Ф. Френкель систематизировал материал по вопросам социальной гигиены, разработал и предложил программу преподавания.

В программу вошли следующие разделы: 1) определение предмета социальной гигиены и история ее развития в особую отрасль науки; 2) основной метод социальной гигиены и общественной медицины, медицинская, санитарная и демографическая статистика; 3) развитие в России прежней общественной медицины; 4) специальные формы развития общественной медицины в городах, городская медицина; 5) развитие специальных организаций в губерниях и городах; 6) советская организация врачебно санитарного дела и основы санитарного законодательства в России и других государствах; 7) социальное страхование на случай болезни, инвалидности и старости; 8) социальные условия в их влиянии на эпидемическое распространение заразных болезней; 9) отдельные эпидемические болезни в их взаимоотношениях с условиями социальной жизни; 10) общественная борьба с малярией; 11) туберкулез, как социальная болезнь; 12) сифилис и гонорея; 13) алкоголизм и другие распространенные в народных массах наркомании; 14) смертность грудных младенцев и ее социально патологическое значение, специальные заботы об охране подрастающего поколения; 15) влияние социальных условий на здоровье различных групп трудового населения и охрана труда; 16) жилищный вопрос и его значение с точки зрения социальной гигиены; 17) народное продовольствие и его влияние на состояние народного здоровья; 18) социальная гигиена и вопрос о вырождении населения [17,18], с. 54 66.

В основе программы Г.Ф. Френкеля лежит область изучения социальной гигиены, как науки о взаимоотношениях между социальными условиями и здоровьем населения. В программе отражается преемственность связи между "медицинской полицией", "общественной медициной" и немецкой социальной гигиеной. В развитии и построении социальной гигиены автор программы придает большое значение статистическому методу изучения состояния и изменения здоровья населения, условий социальной жизни, влияющих на здоровье общества, врачебно санитарной организации и врачебно санитарной деятельности в стране. Медико статистический метод служит фундаментом изучения социальной гигиены, на которых строятся выводы во всех последующих главах программы. В предлагаемой программе изучение развития врачебно санитарной организации определено на первом месте, а исследование влияние социальных условий на распространение заболеваемости и состояние здоровья населения на втором месте. В главах отражены вопросы формы, объемы врачебно санитарной деятельности, влияние социальных условий на проявление социальной патологии: туберкулез, сифилис, гонорея, алкоголизм, форм социальной борьбы с этими болезнями, охрана материнства, младенчества и последующих возрастных групп, а также вопросы охраны труда в промышленности, жилищный вопрос, питание и вырождение населения.

Резюмируя все вышеизложенное, мы пришли к выводу об активном интересе в России во втором десятилетии XX в. к немецкой социальной гигиене, как отдельной научной дисциплине. В программе преподавания Г.Ф. Френкеля отражены вопросы, как отечественной общественной медицины, так и европейской социальной гигиены. В социалистических условиях, в которых формировалась научная дисциплина в стране в основу теории социальной гигиены легли исследования зависимости состояния здоровья от общественных условий, социального положения, факторов социальной жизни и отброшены экономические факторы. По структуре программа Г.Ф. Френкеля имеет большее сходство с программой немецкого социал гигиениста Гротьяна. Френкель, также как и Гротьян, придерживался линии влияния практического здравоохранения на здоровье населения, на этих выводах строилась и "общественная медицина" в России.

Взаимосвязь между положениями программ немецких представителей социальной гигиены Фишера и Хайеса и программой Г.Ф. Френкеля заключается в рассмотрение индивида с точки зрения значения его здоровья для государства. Френкель в своей программе использует схожую систематизацию возрастных классов общества и социальных групп для изучения общественного здоровья, перечень окружающих факторов, которые влияют на общественное здоровье, классификацию социальных болезней.

Программа социальной гигиены 1922 г. (Наркомздрава РСФСР)

Переходя к кульминационному вопросу исследование первой одобренной государством программы социальной гигиены в России при обособлении ее в новую отдельную научную дисциплину в 1922 г., прежде всего, необходимо перечислить ее разделы.

Данная программа социальной гигиены в России включала в себя: 1) определение понятия о социальной гигиене, как научной дисциплине; предмете научного преподавания; социальная гигиена в системе медицинского образования; связь с социологией и политической экономией; 2) болезнь, как социальное явление; 3) статистика, как метод изучения санитарного состояния населения; 4) народные бедствия (войны, голод, эпидемии и пр.), их значение для санитарного состояния населения; 5) санитарное состояние России в ее историческом развитии; народонаселение; физическое развитие; заболеваемость; распределение болезненности населения по отдельным группам; 6) проблемы коллективной жизни; жилищный вопрос в его социально санитарном значении; 7) проблемы народного питания; 8) социальные болезни: туберкулез, венерические болезни, алкоголизм; лечебные диспансеры; 9) социальные задачи в области охраны материнства, младенчества и детства; 10) санитарная охрана труда; 11) социально профилактические задачи лечебной медицины; 12) санитарный строй и санитарное законодательство; 13) санитарное просвещение, как основа социально гигиенического мероприятия; 14) евгеника, как цель лечебно санитарных мероприятий [11, 17].

Авторами этой программы можно считать коллектив кафедры социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета во главе с Н.А. Семашко (С.И. Каплун, А.В. Мольков, А.Н. Сысин) [1, 7]. Профессор вновь утвержденной кафедры А.Н. Сысин в своей публикации 1922 г. отмечал, что курс социальной гигиены, в общем отвечал по своему содержанию и объему этой дисциплины, подобному тому, как это трактуется в Германии [15]. Заместитель наркома здравоохранения РСФСР З.П. Соловьев указывал, что в качестве основ для прорабатывания вопросов и методов преподавания используется как русская так зарубежная литература. Учебник немецкого профессора Хайеса "Краткий курс социальной гигиены" З.П. Соловьев в 1927 г. оценил как "плохенький", считая, что он должен подвергнуться обработке, модернизации, добавлениям, исправлениям и только потом использоваться в преподавании в высшей школы [1, 14]. Одним из таких первых таких "проработанных" изданий по социальной гигиене была брошюра Н.А. Семашко "Наука о здоровье общества" [13]. Лидеры советской социальной гигиены широко использовали зарубежную литературу, и никогда не опровергали этого факта.

Как уже отмечалось ранее, становление социальной гигиены как отдельной научной дисциплины в России в 1922 г., подготовка еденной образовательной программы высшей медицинской школы осуществлялась в трудный для страны период, после двух войн империалистической и гражданской, иностранной интервенции, смене государственного строя. В стране не было опыта преподавания социальной гигиены. Первая образовательная программа 1922 г., также как и программа по общественной медицине и социальной гигиене З.Г. Френкеля, стала синтезом дореволюционных программ общественной медицины в России и западных зарубежных программ социальной гигиены.

Коренное, принципиальное отличие программы социальной гигиены 1922 г. от вышеупомянутых программ определятся в сосредоточении ею преимущественного внимания на всестороннем освещении вопросов по санитарному состоянию населения, его "вырождения" под влиянием войны, социальным болезням, организации врачебно санитарного дела, санитарным условиям и формированию санитарного законодательства. Здоровье населения в программе рассматривается под углом зрения коллектива людей одного класса или бесклассового общества. В отличие от программы З.Г. Френкеля, в этой программе логическая последовательность систематизации материала наиболее продумана и согласована с определившимся содержанием. При условном разделении программы на части, первая часть характеризует сущность предмета социальной гигиены; вторая часть - санитарное состояние населения и статистический метод его изучения; третья - проблемы коллективной жизни людей (жилье, питание), социальные болезни, социальные задачи по охране возрастных и групп населения; четвертая - организация лечебной и санитарной помощи; пятая часть характеризует - евгенику. Первая, третья и пятая части программы по своему содержанию соответствуют немецким программам социальной гигиены, с той разницей, что здоровье населения обусловлено причинами социального характера, без влияния экономических факторов. Охрана здоровья населения определялась неотъемлемой функцией государства, а здоровье нации его экономической основой. Евгеника в постановке социальных проблем России считалась отдельной темой для научного изыскания.

 
Заключение

Анализ российской и переводной зарубежной литературы первых двух десятилетий XX в., систематизация и обобщение знаний по формированию и раскрытию содержания одобренной Наркомпросом РСФСР программы социальной гигиены 1922 г. показывают, что эта программа не была создана заново, не имея первоосновы. Строительным материалом при ее формировании послужили знания и практический опыт российской общественной медицины, знания по становлению социальной гигиене и программах преподавания в западных странах, трудное социально экономическое положение послереволюционной страны и слабое здоровье населения [30]. Круг вопросов, ставших перед социальной гигиеной и явившихся стрежнем программы преподавания, связывался с задачами общественной жизни в государстве.

Канадская исследовательница С. Соломон (Susan Solomon) также ведет "родословную" советской социальной гигиены от немецкой социальной медицины и русской общественной медицины, но принимает во внимание господство коммунистической идеологии в ту эпоху [29], с. 609. В качестве доказательства идеологизации социальной гигиены С. Соломон приводит цитату Н.А. Семашко 1927 г.: "социальная гигиены в СССР - детище Октября" [12, 31]. Новизной советской дисциплины было не только сильное влияние коммунистической идеологии, но и "социальное жало" (выражение Н.А. Семашко) советской социальной гигиены, отсутствующее в буржуазных странах [12, 29]. По ее мнению отличием советской социальной гигиены от дореволюционных предшественников был акцент на социальных факторах болезней и их распространении [30]. Среди отличий советской социальной гигиены от немецкой она также выделяла патронаж Наркомздрава РСФСР - немецкие социал гигиенисты протралили несколько десятилетий на институализацию своей дисциплины [31].

В лучшей, по нашему мнению, работе по истории социальной гигиене в СССР ее авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис считали недостатками этой программы то, что определение социальной гигиены давалось по А. Гротьяну и Б. Хайесу без критического анализа их положений; ограниченность представления принципов советской медицины; описание профилактической работы органов здравоохранения только в разделе санитарного дела. По их мнению, увлечение составителей программы евгеникой было тому времени и отголоском "буржуазных теорий" [1].

Первая одобренная Наркомпросом РСФСР программа по социальной гигиене (1922 г.) в России имеет большую историческую ценность. Это программа дает данные для суждения о том, насколько она актуализировала вопросы преемственности программ общественной медицины, была связана с зарубежными программами по социальной гигиене, имела цельность с дисциплинами университетского гигиенического цикла, являлась отражением социально экономических условий и отвечала жизненным потребностям и практическим задачам страны того времени, реализована в будущем.

По нашему мнению, программа социальной гигиены 1922 г. имеет строгую проработанную последовательность научной системы исследования и изложения материала. Все разделы согласованы между собой, программа представляет собой единый документ. По своему содержанию разделы программы имеют индивидуальность, в отличие от ранее рассмотренных программ.

Основой области социальной гигиены и ее программы послужили вопросы по изучению санитарного состояния населения, "вырождение" населения под влиянием войны, социальных болезней, организации врачебно санитарного дела, санитарным условиям и формированию санитарного законодательства. Этот материал объединяет с программами "общественной медициной" и программой З.Г. Френкеля.

Связь с немецкими программами по социальной гигиене определяется при изложении вопросов предмета и определения социальной гигиены, измерение состояния здоровья с позиции возраста и пола, влияние социальных условий на здоровье населения, изучение социальных болезней, охрана здоровья отдельных возрастных (материнство, младенчество, дети младшего, старшего возраста, школьного возраста, молодёжь) и профессиональных групп, а также включении вопросов евгеники.

Таким образом, утвержденная Государственным ученым советом при Наркомпросе РСФСР 1 декабря 1922 г., первая программа по социальной гигиене в России, основанной в большей степени на немецких подходах, нежели на опыте дореволюционной "общественной медицины".

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19 18 00031).

 
Список литературы
 
  1. 1. Венгрова И.В. Социальная гигиена в СССР (очерки истории) / И.В. Венгрова, Ю.А. Шилинис; ред. Б.Д. Петров. - М.: Медицина, 1976. - 214 с.
  2. 2. Винтер К. Альфред Гротьян и его значение для нашего времени / К. Винтер // Здравоохранение Российской Федерации. - 1971. - № 6. - С. 30 32.
  3. 3. Герценштейн Г.М. Медицинская полиция / Г.М. Герценштейн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1896. - Т. XVIIIА. Малолетство - Мейшагола. - С. 891 893.
  4. 4. Гротьян А. Социальная патология. Вып.1 / А. Гротьян; ред. С.И. Каплун. - М.: Мосздравотдел, 1925. - 228 с.
  5. 5. Гротьян А. Социальная патология. Вып.2 / А. Гротьян; ред. С.И. Каплун. - М.: Мосздравотдел, 1926. - 229 472 с.
  6. 6. Дюкло П.Э. Социальная гигиена / П.Э. Дюкло; пер. Е.А. Предтеченская. - СПб.: Д.Голов и А.Большаков, 1904. - [4], 181 с.
  7. 7. Мольков А.В. Введение / А.В. Мольков // История гигиенических кафедр 1 Московского ордена Ленина медицинского института / ред. А.В. Мольков, С.И. Каплун. - М.: 1 Моск. ордена Ленина мед. ин т, 1941. - С. 3 7.
  8. 8. Мольков А.В. К вопросу о пересмотре общего плана преподавания гигиенических дисциплин в высшей медшколе / А.В. Мольков // Социальная гигиена. - 1923. - № 2. - С. 18 34.
  9. 9. Нобекур П.А.А. Социальная гигиена детского возраста / П.А.А. Нобекур, Г. Шрейбер; пер. А.С. Майзель. - М.: Работник просвещения, 1926. - 220 с.
  10. 10. Принцинг Ф. Методы санитарной статистики / Ф. Принцинг; пер. Н.А. Зимилова. - М.: Вопросы труда, 1925. - 272 с.
  11. 11. Программа курса социальной гигиены // Социальная гигиена. - 1922. - № 1. - С. 141 144.
  12. 12. Семашко Н.А. К десятилетию октября / Н.А. Семашко // Социальная гигиена. - 1927. - № 10. - С. 3 6.
  13. 13. Семашко Н.А. Наука о здоровье общества: (Социальная гигиена) : Рук. для преподавания в школах 2 й ступ. и для самообразования. Наука о здоровье общества / Н.А. Семашко. - 2 е изд. - М.: Наркомздрав, 1926. - 55 с.
  14. 14. Соловьев З.П. Строительство советского здравоохранения / З.П. Соловьев; ред. М. Ландис. - М.: Медгиз, 1932. - 336 с.
  15. 15. Сысин А.Н. К вопросу о программе преподавания гигиены на медицинских факультетах / А.Н. Сысин // Социальная гигиена. - 1922. - № 1. - С. 12 22.
  16. 16. Фишер А. Основы социальной гигиены / А. Фишер; ред. З.П. Соловьев. - М.: Государственное медицинское издательство, 1929. - 568 с.
  17. 17. Френкель З.Г. Общественная медицина и социальная гигиена / З.Г. Френкель. - Л.: П.П.Сойкин, 1926. - 168, VIII с.
  18. 18. Френкель З.Г. Социальная гигиена: Обществ. медицина и соц. гигиена, как наука и как предмет преподавания в высш. шк. Вып.1 : История, метод, определение и систематическая программа. Социальная гигиена / З.Г. Френкель. - Харьков: Науч. мысль, 1923. - 66 с.
  19. 19. Хайес Б. Краткий курс социальной гигиены / Б. Хайес; ред. С.И. Каплун. - М. Пг.: Гос. изд во, 1923. - 298, [1] с.
  20. 20. Шингарев А.И. Медицина общественная / А.И. Шингарев // Новый энциклопедический словарь : в 29 т. - Петроград: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1915. - Тт. 26 (Мацеевский Молочная кислота). - Новый энциклопедический словарь. - С. I XII.
  21. 21. Шишкин А.П. Государственный институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР и его роль в развитии теории и организации советского здравоохранения / А.П. Шишкин // Советское здравоохранение. - 1982. - № 6. - С. 59 62.
  22. 22. Шишкин А.П. Государственный институт социальной гигиены НКЗ РСФСР и его роль в развитии социальной гигиены (1919 1934 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / А.П. Шишкин. - М., 1972. - 285 с.
  23. 23. Шишкин А.П. Создание сети институтов здравоохранения и социальной гигиены в СССР в 20 х начале 30 х годов / А.П. Шишкин // Советское здравоохранение. - 1982. - № 10. - С. 57 61.
  24. 24. Chajes B. Kompendium der sozialen Hygiene: 63 Tabellen. Kompendium der sozialen Hygiene / B. Chajes. - Berlin: Kornfeld, 1923. - 212 p.
  25. 25. Elster A. Zur Systematik der sozialen Hygiene / A. Elster // Deutsche Vierteljahrsschrift für öffentliche Gesundheitspflege. - 1914. - № 2. - P. 254 260.
  26. 26. Fischer A. Grundriß der sozialen Hygiene: für Mediziner, Nationalökonomen, Verwaltungsbeamte und Sozialreformer. Grundriß der sozialen Hygiene / A. Fischer. - Berlin: Verlag von Julius Springer, 1913. - VIII, 448 p.
  27. 27. Jahresbericht über soziale Hygiene: Demographie und Medizinalstatistik. Band I: Bericht über die Jahre 1900 und 1901. Jahresbericht über soziale Hygiene / eds. A. Grotjahn, F. Kriegel. - Jena: Verlag von Gustav Fischer, 1902. - 393 p.
  28. 28. Solomon S.G. Social Hygiene and Soviet Public Health, 1921 1930 / S.G. Solomon // Health and Society in Revolutionary Russia / eds. S.G. Solomon, J.F. Hutchinson. - Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1990. - P. 175 199.
  29. 29. Solomon S.G. Social Hygiene in Soviet Medical Education, 1922 30 / S.G. Solomon // Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. - 1990. - Vol. 45. - № 4. - P. 607 643.
  30. 30. Solomon S.G. The expert and the state in Russian public health: continuities and changes across the revolutionary divide / S.G. Solomon // The History of Public Health and the Modern State / ed. D. Porter. - Amsterdam: Rodopi, 1994. - The expert and the state in Russian public health. - P. 183 223.
  31. 31. Solomon S.G. The Limits of Government Patronage of Sciences: Social Hygiene and the Soviet State, 1920-1930 / S.G. Solomon // Social History of Medicine. - 1990. - Vol. 3. - The Limits of Government Patronage of Sciences. - № 3. - P. 405 435.
  32. 32. Weyl T. Soziale Hygiene / T. Weyl. - Jena: G. Fischer, 1904. - XXIX, 1077 p.