ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2020 год № 4

Медицинское образование


УДК 614.253 + 378.184
И.В. Ткаченко, И.В. Крапивина
Формирование надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза через волонтерское движение
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: И.В. Ткаченко, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В данной статье авторы рассматривают волонтёрскую деятельность в медицинском вузе как формирование субъектной позиции студентов, как понимание волонтерской деятельности студентов в виде особой формы их отношения к миру, отражающей готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующую формированию их. При проведении общего анализа уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза по методу теоретического и эмпирического исследования авторами получены следующие результаты: увеличилось число студентов с высоким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций, участвующих в волонтерской деятельности, а число студентов со средним и низким уровнем надпрофессиональных компетенций уменьшилось, что указывает на эффективность внедрения программы волонтёрского движения в образовательный процесс медицинского вуза, так как она обеспечивает положительную динамику в формировании у студентов данных компетенций.
Ключевые слова:
студенты, волонтерская деятельность, формирование надпрофессиональных компетенций

I. V. Tkachenko, I.V. Krapivina
Formation of superprofessional competencies of medical university students through the volunteer movement
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Russian Translation in this article, the authors consider volunteer activity in medical schools as the formation of the students 'subjective position, as an understanding of students' volunteer activity in the form of a special form of their attitude to the world, reflecting the willingness and ability to spend personal resources for public purposes and contributing to their formation. When conducting a General analysis of the level of formation of professional competence of medical students by the method of theoretical and empirical research the authors obtained the following results: increased number of students with high level of formation of professional competencies involved in volunteer activities and the number of students with average and low level of formation of professional competence decreased, this indicates the effectiveness of the implementation of the volunteer movement program in the educational process of a medical University, as it provides positive dynamics in the formation of students ' superprofessional competencies.
Key words:
students, volunteer activities, formation of superprofessional competencies
Введение

Современное образование направлено на обучение адаптации к новым ситуациям в условиях социальных перемен. Центральным субъектом образования становится выпускник как личность, обладающая не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями, целями, интересами, мотивацией [1, 3, 4].

До настоящего времени нет целостной теории формирования над-профессиональных компетенций через волонтёрскую деятельность, однозначного определения механизмов и функций данной категории. Содержание, принципы, средства, условия ее формирования у студентов медицинского университета до сих пор не изучены [5, 7].

Большинство базовых теоретических работ указанного проблемного пространства [2, 6, 14] недостаточно полно исследуют возможности разных теоретико-методологических подходов к волонтёрской деятельности как средству формирования надпрофессиональных компетенций студентов медицинских вузов; не стало предметом изучения создание социально-ориентированной модели формирования данных компетенций, которая учитывала требования работодателей.

Современному обществу нужны люди, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения [6]. Именно поэтому работодатели предъявляют новые требования к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах [8, 9, 11].

Проблема поиска путей развития системы образования на сегодняшний день является одной из центральных социальных проблем [3]. Работодателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода "коктейль" навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда [10, 12, 15].

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия, способствующие формированию надпрофессиональных компетенций студентов медицинского университета в процессе их участия в волонтёрской деятельности.

 
Материалы и методы

В группу проведённого исследования вошли 80 студентов первых курсов медицинского университета (лечебный и педиатрический факультеты).

Основная группа включала 40 студентов вышеуказанных факультетов и группа сравнения - 40 представителей I курса медицинского вуза.

Для проведения исследования студенты были применены методы теоретического исследования (анализ литературы по вопросу исследования, обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция) и методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анализ, проведение опытно-экспериментальной работы, обработка материала исследования).

 
Результаты и обсуждения

Все данные по показателям уровня сформированности материальных, формальных и персональных компетенций, полученные в ходе исследования, были объединены для их распределения по уровню сформированности надпрофессиональных компетенций на три группы: креативный (высокий) уровень сформированности надпрофессиональных компетенций, трансформативный (средний), репродуктивный (низкий) уровень сформированности надпрофессиональных компетенций.

Проведя общий анализ исследования начального уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза на сравнительном этапе эксперимента получились следующие показатели: высокий уровень надпрофессиональных компетенций в экспериментальной группе составляет 16±4,0%, в контрольной группе 17±4,1%, средний уровень - 37±5,3% в основной группе, 34±5,2% - в группе сравнения, низкий уровень в основной группе - 48±5,5%, в группе сравнения - 50±5,5% студентов первых курсов медицинского вуза.

Рис. 1. Входящая диагностика уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского университета (%).

В группу студентов вуза с высоким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций попали обучающиеся, имеющие опыт участия и создания проектов до поступления в высшее учебное заведение, ведущие страницы информационных групп в социальных сетях, участие в волонтерской деятельности.

Обучающиеся со средним и низким показателем таким опытом не обладали.

При повторной диагностики уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза нами были получены следующие показатели: высокий уровень сформированности наблюдается у 80±4,4% студентов по сравнению с входящим уровнем - 20±4,4% студентов основной по полученным результатам группы. Количество студентов, имеющих средний уровень сформированности надпрофессиональных компетенций в экспериментальной группе снизилось с 35±5,2% до 20±4,4%, студентов с низким уровнем сформированности материальных компетенций в экспериментальной группе не выявлено.

Рис. 2. Итоговая диагностика уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза.

В группе сравнения количество студентов с высоким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций увеличилось на 10±3,3%, а количество студентов со средним и низким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций, снизилось на 5%.

По данным результата исследования в основной группе и группе сравнения оценивалась выраженность тяги к лидерству, а также определялось какой стиль лидерства демонстрируют студенты медицинского университета: высокий уровень сформированности формальных компетенций студентов медицинского вуза в экспериментальной группе был выявлен у 75±4,7% студентов, что в 2,5 раза превышает данный показатель на диагностическом этапе эксперимента (16±4,0%), т.е. в основной группе значительно увеличилось количество студентов, которые умеют организовать совместную деятельность, умеют увлечь людей, действовать убеждением, умеют стратегически мыслить, проявляют личная организованность в различных по степени сложности ситуациях. В то время, как в группе сравнения количество таких студентов изменилось незначительно (стало на 2% больше).

Обучающиеся со средним уровнем, которые данные качества проявляют эпизодически, в основной группе уменьшилось с 36±5,2% до 20±4,4%, в группе сравнения количество студентов со средним уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций увеличилось на 4%. Значительно уменьшилось в основной группе количество студентов, имеющих низкий уровень сформированности надпрофессиональных компетенций с 48±5,5% до 5%, в то время, как в группе сравнения количество таких студентов уменьшилось всего на 6%.

В результате полученных данных изучения уровня сформированности персональных компетенций студентов медицинского вуза было выявлено, что высокий уровень проявления толерантности, целеустремлённости, коммуникабельности, способности работать в команде в экспериментальной группе повысился, и выявлен с 21±4,4% до 80±4,4%, средний уровень с 39±5,3% понизился до 19±4,3%, а студентов с низким уровнем сформированности персональных компетенций в экспериментальный группе не оказалось. В группе сравнения хоть и незначительно, но увеличилось как количество студентов с низким уровнем сформированности персональных компетенций (с 43±5,4% до 45±5,4%), так количество студентов с уровнем сформированности персональных компетенций (с 22±4,5% до 25±4,7%), количество студентов со средним уровнем сформированности персональных компетенций (с 35±5,2% до 30±5,4%).

Проведя общий анализ уровня сформированности надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза на контрольном этапе исследования получены результаты, говорящие о том, что в экспериментальной группе заметен значительный рост количества студентов, имеющих высокий уровень сформированности надпрофессиональных компетенций.

Результаты исследования показывают, что количество таких студентов увеличилось с 16±4,0 до 78±4,5%, в то время, как в контрольной группе рост студентов, имеющих высокий уровень сформированности надпрофессиональных компетенций увеличилось всего на 5%. В контрольной группе на 3% снизилось количество студентов, имеющих низкий и средний уровни надпрофессиональных компетенций, в то время как в экспериментальной группе количество студентов, имеющих средний уровень сформированности надпрофессиональных компетенций уменьшилось на 17±4,1%, а имеющих низкий уровень сформированности надпрофессиональных компетенций уменьшилось на 46±5,5%.

По результатам полученных данных можно сделать вывод, что представленная нами система работы даёт положительные результаты: увеличилось число студентов медицинского университета с высоким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций, а число студентов вуза со средним и низким уровнем сформированности надпрофессиональных компетенций уменьшилось.

 
Заключение

1. Полученные данные служат практической основой для организации и проведения этапа формирующего эксперимента для формирования надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза.

2. Результаты исследования указывают на внедрение программы волонтёрского движения в образовательный процесс медицинского вуза, так как она обеспечивает положительную динамику в формировании у студентов надпрофессиональных компетенций.

 
Список литературы
 
  1. 1. Авраамова, Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Авраамова, Ю. Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - №4 - с. 37 - 46.
  2. 2. Азарова, Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е. С. Азарова, М. С. Яницкий // Вестник Томского Государственного Университета. - 2008. - № 306. - С.120-125.
  3. 3. Байденко В. И. Болонский процесс: результаты обучения и компетент-ностный подход /В.И.Байденко-М.: Исследовательский центр проблем качеств подготовки специалистов,2009. - 536 с.
  4. 4. Богданова Е. В. Формирование субъектной позиции студентов в волонтёрской деятельности: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02/ Е. В. Богданова. - Кострома, 2010.- 24 с.
  5. 5. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С.38.
  6. 6. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Университетская книга; Логос, 2009. - 328 с.
  7. 7. Дудукалов В. В. Формирование надпрофессиональной компетенции в негосударственном вузе / В. В. Дудукалов // Высшее образование в России. - 2008. - №1. - С.148-149.
  8. 8. Захарова С. М. Основные требования работодателя к качеству современных специалистов / С. М. Захарова // СИСП. - 2013. - №4 . - С.27-32.
  9. 9. Иванова И. К. Формирование модели специалиста на основе надпрофессиональной компетенции (НИРС) / И. К. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №12. - С.4-8.
  10. 10. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности /У. П. Косова// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - №2. - С. 23-29.
  11. 11. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / М. В. Певная - Екатеринбург, 2016. - 368 с.
  12. 12. Сырямкина Е. Г. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете / Е. Г. Сырямкина, Т. Б. Румянцева, Е. Ю. Ливенцова // Образование и наука. 2016. - №7 - С. 136-140.
  13. 13. About the Charitable Community [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.IndependentSector.org (дата обращения 10.03.2020).
  14. 14. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.org/details/competenceinquir0000shor (дата обращения 16.04.20).
  15. 15. Development and implementing local educational standards [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publishers.org/priorities-positions/educational-standards (дата обращения 16.05.20).