ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2021 год № 1

Медицинское образование


УДК 614.252.3
А.Л. Дорофеев, Н.А. Невская, Н.А. Пестушко
Аккредитация специалистов здравоохранения: мифы, реальность, перспективы
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: А.Л.Дорофеев e-mail: fesmu-ovp@yandex.ru
Резюме:
Реформа дополнительного профессионального образования и переход от сертификации к аккредитации продолжает беспокоить профессиональное сообщество. Первичная специализированная аккредитация и периодическая аккредитация - эти понятия вводят в ступор добрую половину специалистов. Работа посвящена рассмотрению практических аспектов этих процессов. В статье представлены алгоритмы подготовки к аккредитации и проведен анализ нормативной документации и предложены рассуждения по указанному вопросу.
Ключевые слова:
аккредитация, специалисты здравоохранения, правовые акты, проблемы, перспективы

A.L. Dorofeev, N.A. Nevskaya, N.A. Pestushko
Accreditation of Healthcare Professionals: myths, reality, prospects
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The reform of additional professional education and the transition from certification to accreditation continue to worry the professional community. Primary specialized accreditation and periodic accreditation - these concepts confuse a good half of the specialists. The work is devoted to the consideration of the practical aspects of these processes. The article presents the algorithms for preparing for accreditation and analyzes the regulatory documentation and offers reasoning on this issue.
Key words:
accreditation, healthcare professionals, legal acts, problems, prospects
Введение

Вопросы изменения системы допуска к профессиональной деятельности в здравоохранении будоражат умы специалистов с 2016 года. Несмотря на это, в профессиональной среде нет четкого понимания: "Что? Зачем? Почему? Для чего?". В этой работе мы постараемся ответить на некоторые актуальные вопросы.

Аккредитация специалиста - как трактует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [1]. Другими словами - это допуск к профессиональной деятельности.

 
Обсуждение результатов

Заявления, которые появляются то здесь, то там о возврате сертификатов напрямую конфликтуют с положением части 2 статьи 100 Федерального закона № 323-ФЗ о том, сертификаты специалиста, что выдаются до 1 января 2021 года и действуют до истечения указанного в них срока [1]

Чем отличается сертификат специалиста от свидетельства об аккредитации? (Рис.1). С юридической точки зрения - ничем. Без этого документа медицинский или фармацевтический работник может занимать должность не выше врача (специалиста)- стажера. Исключением является период с 2020 по 2021 гг., когда на основании Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. №109 и приказа Минздрава России от 08.02.2021 №58н был разрешен официальный допуск к профессиональной деятельности без сертификата и без свидетельства об аккредитации [14, 2, 3, 8, 9]

Рис. 1. Полномочия и уровни ответственности.

Таким образом, Минздрав России делегирует право на осуществление контроля за результатами образовательной деятельности по программам высшего и среднего медицинского и фармацевтического профессионального образования, за качеством подготовки в ординатуре и по программам профессиональной переподготовки профессиональным некоммерческим организациям. К чему это может/должно привести? К повышению ответственности профессиональных некоммерческих организаций за выдачу разрешения на работу в рамках определенной специальности новым и действующим работникам.

Если предположить, что мы двигаемся в направлении США и Европы, то региональные особенности оказания медицинской помощи будут в достаточной степени отличаться и, возможно, приведет к формированию лицензий ограниченного действия в рамках определенной территории. Например, как лицензии на медицинскую деятельность в разных штатах Америки или ограничение на открытие новых врачебных практик. Если количество специалистов превышает определенный уровень, как в Германии.

Срок действия медицинских разрешительных документов (сертификат специалиста, свидетельство об аккредитации) и документов дополнительного профессионального образования ограничен пятилетним сроком [11, 12, 13]. И если программы ДПО реализуются образовательными организациями с ясной финансовой логистикой, то финансирование нарастающего, как снежный ком, процесса периодической аккредитации не запланировано ни в Минздраве России, ни в образовательных организациях, ни в медицинских ассоциациях. Качественный и ответственный документооборот требует финансирования.

В соответствии с положением об аккредитации специалистов, периодическая аккредитация должна проводиться не реже одного раза в квартал. Простой расчет на примере Хабаровского края - 5000 врачей по 25 специальностям 1 раз в квартал составляет примерно 50 дел в среднем. Для прохождения периодической аккредитации представляются: заявление; копия документа, удостоверяющего личность (паспорт); отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио); копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии); копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями); копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности (при наличии); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии). Проверить документы, подготовить комплект для анализа аккредитационной подкомиссии и для размещения в аккредитационной базе и федеральном регистре медицинских работников. Как правило, первичная специализированная аккредитация так же ложится нагрузкой на этих секретарей [4, 5, 8].

Серьезный вопрос, который требует проработки, это подтверждение лигитимности документов, поданных секретарям аккредитационных подкомиссий в электронном виде.

На наш взгляд, заявление о том, что аккредитация появилась нежданно-негаданно, не соответствует истине [6, 7, 10]. Подготовительным этапом являлся пилотный проект 2014 года, начало которому дал приказ МЗ РФ от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов…".

Переход к дистанционному образованию в рамках пилотного проекта 2014 года выявил ряд сложностей, связанных с обучением медицинских работников. Надлежащей организации учебного процесса мешало отсутствие у слушателей базовых навыков владения персональным компьютером, неумение пользоваться электронной почтой, интернет-телефонией и т.д. Следствием вышеизложенного нередко является нежелание слушателей старшего возраста принимать участие в дистанционном обучении. Несмотря на общее повышение уровня компьютерной грамотности и использование в повседневной работе автоматизированного (компьютеризированного) рабочего места, лишь от 59,1% до 72,7% (вместо необходимых 90%) медицинских работников свободно пользовались компьютером [14]. Но самое главное, такая форма требовала дополнительных усилий от обучающихся.

Алгоритм подготовки к первичной специализированной и периодической аккредитации достаточно простой (Рис.2).

Первым действием - необходимо зарегистрироваться на портале https://edu.rosminzdrav.ru, и подтвердить статус врача / среднего медицинского работника. Подтверждение проходит в автоматическом режиме после размещения информации о специалисте в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР). Однако есть категории, у которых это действие вызывает сложности. Например, военнослужащие-медики, сотрудники клинических кафедр медицинских ВУЗов, для которых есть вопросы по регистрации в ФРМР. Возможно подтверждение статуса медицинского работника в индивидуальном порядке через службу поддержки, но на наш взгляд должна быть прозрачная единая система.

Рис. 2. Алгоритм подготовки к первичной специализированной и периодической аккредитации.

Следующий этап - это формирование индивидуального 5-летнего плана по каждому сертификату (каждой специальности) [12, 13]. Общий рекомендуемый объем на 1 год плана состоит из 36 часов, полученных на цикле повышения квалификации в образовательной организации и 14 часов самостоятельной образовательной активности, которая складывается из участия в работе аккредитованных конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, вебинаров и прохождения аккредитованных учебных модулей.

По истечении 5 лет (срока действия сертификата / свидетельства об аккредитации) распечатать портфолио, дописать неучтенную в автоматическом режиме образовательную активность (циклы повышения квалификации с приложенными копиями удостоверений; сертификаты конференций/семинаров, сформировать пакет и направить его в аккредитационную подкомиссию по специальности.

Для прохождения периодической аккредитации специалиста аккредитуемый представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккредитационную подкомиссию документы. И после оценки портфолио, аккредитационная подкомиссия принимает решение о прохождении аккредитации и оформляет итоговый протокол.

Если мы рассмотри зоны ответственности участников аккредитации, то видно, что основная роль ложится на образовательную организацию (первичная и первична специализированная аккредитация) и на специалиста (все виды аккредитации) (Рис.3.).

Рис. 3. Уровни ответственности участников процесса аккредитации.

За что отвечает образовательная организация? За качественную подготовку в рамках специальности, подготовка и адаптация к процедуре аккредитации.

За что отвечает аккредитационная площадка? За достаточное оснащение в рамках выделенного финансирования, за приобретение расходного материала, и за непосредственное проведение аккредитации.

За что отвечает аккредитационная комиссия и подкомиссии? За своевременное проведение подготовительных мероприятий, за проведение аккредитации, за своевременное размещение информации на портале Минздрава.

За что отвечает специалист? В рамках первичной и первичной специализированной аккредитации самостоятельно проходит обучение на портале http://fmza.ru/. Достигает уверенного преодоления 70% барьера на тестировании и при решении задач. Изучает паспорта станций ОСКЭ. В рамках периодической аккредитации самостоятельно формирует пятилетний план, проходит обучение в соответствии с планом, формирует аккредитационное портфолио, отвечает за передачу информации в аккредитационную подкомиссию, несет персональную ответственность за корректность поданной информации. Работает с материалами и предложениями, размещенными на порталах http://www.sovetnmo.ru и https://edu.rosminzdrav.ru

 
Заключение

Необходимо отметить, что в ДВГМУ созданы условия для отработки навыка тестирования и решения ситуационных задач, контроля за результатами, адаптации к процедуре автоматизированной оценки.

Для прохождения станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) созданы условия для отработки практических навыков для обучающихся, осуществления контроля за результатами освоения, адаптации к прохождению симуляционно-тренингового обучения.

Определенно, аккредитация останется. Ряд открытых вопросов должен быть устранен изданием приказа Минздрава России о порядке формирования аккредитационного портфолио.

Не исключается возможность перенесения основной работы по документообороту, связанного с аккредитацией, на подведомственные Минздраву России ВУЗы с выделением финансирования.

И в заключение, хочется подчеркнуть, что процедура периодической аккредитации очень простая, чтобы ее бояться.

На наш взгляд, бояться надо неуправляемого образовательного потока, в результате чего часть врачей будет прогрессивно повышать свою квалификацию, а другая - формально собирать портфолио, теряя квалификацию.

 

Список литературы
 
  1. 1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. №440: постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. №109 // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных федеральным законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. №109 // СПС "Консультант Плюс".
  4. 4. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 № 334н // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2016 № 352н // СПС "Консультант Плюс".
  6. 6. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 № 837 // СПС "Консультант Плюс".
  7. 7. О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.02.2013 № 82 // СПС "Консультант Плюс".
  8. 8. Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 1159н // СПС "Консультант Плюс".
  9. 9. Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году (вместе с Случаями и условиями, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году): приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.02.2021 № 58н // СПС "Консультант Плюс".
  10. 10. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 № 1043н (ред. от 04.08.2020) // СПС "Консультант Плюс".
  11. 11. Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 982н (ред. от 10.02.2016) // СПС "Консультант Плюс".
  12. 12. Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н // СПС "Консультант Плюс".
  13. 13. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва // СПС "Консультант Плюс".
  14. 14. Дорофеев А.Л., Пестушко Н.А., Пятницкая С.В. Дистанционные образовательные технологии в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров // Якутский медицинский журнал. - 2014. - № 3 (47). - С. 51-54.