ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2021 год № 1

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 614.2 :613 : 314 ] (571.64 ) "2020/2024"
Е.А. Столярова, Н.Н. Дуйсенбаев
Итоги реализации региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Сахалинской области на 2020-2024 годы" за 2020 год
Сахалинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики, г. Южно-Сахалинск
Контактная информация: Е.А. Столярова e-mail: elensanko59@yandex.ru
Резюме:
Статья посвящена итогам реализации региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Сахалинской области на 2020-2024 годы" за 2019-2020 годы, анализу индикаторов и показателей Региональной программы.
Ключевые слова:
национальный проект "Демография", формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, снижение потребления алкоголя, увеличение продолжительности жизни населения, модульные корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников

E.A. Stolyarova, N.N. Duysenbaev
Results of the implementation of the regional program "Strengthening the public health of the population of the Sakhalin region for 2020-2024" for 2020.
Sakhalin Regional Center for Public Health and Medical Prevention, Yuzhno-Sakhalinsk
Summary:
The article is devoted to the results of the implementation of the regional program "Strengthening the public health of the population of the Sakhalin region for 2020-2024" for 2019-2020, the analysis of indicators and indicators of the Regional program.
Key words:
the national project "Demography", the formation of a system of motivating citizens to a healthy lifestyle, including healthy eating and rejection of bad habits, reducing alcohol consumption, increasing the life expectancy of the population, modular corporate programs containing the best practices to improve the health of workers
Введение

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена общенациональная цель - увеличить ожидаемую продолжительность жизни с нынешних 72,7 года до 78 лет к 2024 года и для ее реализации сформировать национальные проекты. В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. еще раз подчеркнуто, что национальные проекты направлены на достижение нового качества жизни для всех поколений, сбережение народа и недопустимость отступления от намеченных рубежей. В части здравоохранения еще раз акцентировано внимание на необходимости повышения доступности первичного звена, в том числе ликвидации дефицита кадров, особенно в сельской местности, а также развитии медико-социальной помощи.

С целью обеспечения единого подхода к реализации национальных целей и стратегических задач 24 декабря 2018 года Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден национальный проект "Демография" [1].

Национальный проект "Демография" включает в себя 5 федеральных проектов, являющихся приоритетными векторами развития системы социальных гарантий на современном этапе развития, в т.ч. "Укрепление общественного здоровья". Срок реализации проекта 2019-2024 годы.

Непосредственно в паспорте национального проекта "Демография" выделены следующие целевые показатели:

1. Увеличить продолжительность здоровой жизни россиян до 67 лет.

2. Снизить показатель смертности пенсионеров с 38,1 на 1000 человек в 2017 году до 36,1 на 1000 к 2024 году.

3. Повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,62 на одну женщину в 2017 году до 1,7 к 2024 году.

4. Увеличить число граждан, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся спортом с 36,8% в 2017 году до 55% в 2024 году" [2].

Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" нацелен на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физкультурой и спортом.

Направления проекта:

1. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.

2. Организация мониторинга за состоянием питания различных групп населения, активное вовлечение гражданского общества, а также работодателей через корпоративные программы укрепления здоровья.

3. Оптимизация деятельности центров здоровья и отделений медицинской профилактики, их дооснащение и создание на их базе центров общественного здоровья [3].

 
Обсуждение результатов

В рамках национального Проекта "Демография" на территории Сахалинской области с 2019 года начата реализация регионального Проекта "Укрепление общественного здоровья". Распоряжением Правительства Сахалинской области от 27.02.2020 № 97-р утверждена региональная программа Сахалинской области "Укрепление общественного здоровья населения Сахалинской области на 2020 - 2024 годы" (далее Региональная программа).

Были проведены общественные слушания мероприятий Региональной программы среди жителей Сахалинской области 31.01.2020 года. Мероприятие состоялось в рамках областного Форума волонтеров "Территория общественного здоровья", с участием представителей Правительства Сахалинской области, министерства здравоохранения Сахалинской области, волонтерских организаций, представителей СОНКО, охват 270 человек.

В региональной Программе определены 9 основных задач: формирование культуры здорового питания населения; повышение уровня физической активности; улучшение окружающей среды региона; выявление и коррекция факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний; формирование основ здорового образа жизни среди детей и подростков; формирование культуры здоровья населения; мероприятия по сокращению уровня травматизма в результате ДТП; проведение мероприятий по ограничению потребления табака. Реализация данных задач обеспечивается 56 межведомственными программными мероприятиями.

В Региональной программе заложены показатели и индикаторы на 4 года:

1. Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах) базовое значение 9,8 литров со снижением к 2024 году до 8,9 литров.

2. Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет (на 100 тыс. населения) базовое значение 900,6 со снижением показателя к 2024 году до 644,2 на 100 тыс. населения.

3. Смертность женщин в возрасте 16-54 лет (на 100 тыс. населения) базовое значение 245,8 со снижением показателя к 2024 году до 220,7 на 100 тыс. населения.

4. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (%) базовое значение 48,3 с увеличением показателя до 56,7 к 2024 году.

5. Число работников, включенных в модельные корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья, к 2024 году должно достичь 50 тыс. человек.

Рис. 1. Финансовые средства региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Сахалинской области на 2020-2024 годы".

На реализацию Программы на 2020 -2024годы запланировано 20,1млрд. руб. из средств государственных программ Сахалинской области (Рис.1).

В реализации задач Программы принимают участие органы исполнительной власти Сахалинской области:

1. Министерство здравоохранения Сахалинской области;

2. Министерство социальной защиты Сахалинской области;

3. Министерство образования Сахалинской области;

4. Министерство спорта Сахалинской области;

5. Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области;

6. Министерство экологии Сахалинской области;

7. Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области;

8. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области;

9. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области;

10. Агентство по туризму Сахалинской области;

11. Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области;

12. Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области;

13. Агентство по делам молодежи Сахалинской области;

14. Главное управление МЧС России по Сахалинской области;

15. Общественная палата Сахалинской области;

16. Управление Министерства внутренних дел РФ по Сахалинской области;

17. Сахалинское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России";

18. Территориальный орган Росздравнадзора по Сахалинской области.

Один из показателей Региональной программы "Розничные продажи алкоголя (в литрах этанола) на душу населения". В 2019 году при плановом годовом показателе 9,5 л розничные продажи алкоголя составили 11,07 л (превышение на 14,3%). Сахалинская область среди регионов РФ по розничной продаже алкогольной продукции находится на 2 месте. За 6 месяцев 2020 года продажи алкоголя в регионе составили 5,4 л, при плановом индикаторе достижения показателей 4,6 (превышение на 13,5%). Розничные продажи алкоголя за 6 мес. по ДФО 3,517л, по РФ 2,936л. Показатель розничных продаж алкоголя в области за 6 месяцев 2020 года имел тенденцию к снижению на 2,9 %, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (Рис.2).

Рис. 2. Показатель розничных продаж алкоголя в Сахалинской области, л

В Сахалинской области с 26 апреля 2013 года действует Закон Сахалинской области № 33-ЗО "Об установлении на территории Сахалинской области дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции".

По инициативе главного врача ГБУЗ "Сахалинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" в Городскую Думу города Южно-Сахалинска был внесен законопроект "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об установлении на территории Сахалинской области дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции". Представленным проектом закона предлагалось внести следующие изменения и дополнения в статью 1 Закона:

1) часть 1 статьи 1 дополнить пунктами 5, 6 следующего содержания:

"5) во Всероссийский день трезвости (11 сентября); 6) во Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом (3 октября)"

2) пункт 1 части 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"1) с 8 часов до 9 часов, с 21 часов до 23 часов по местному времени,

Подпунктом "г-1" пункта 1 статьи 12 Закона № 168 предусмотрено, что при внесении законопроекта в Сахалинскую областную Думу, к законопроекту должно быть приложено заключение об оценке регулирующего воздействия (в случае внесения в областную Думу законопроекта, подлежащего оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 2 Закона Сахалинской области "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Сахалинской области и экспертизе нормативных правовых актов Сахалинской области").

Министерством экономического развития Сахалинской области 29 сентября 2020 года вынесено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта Закона Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об установлении на территории Сахалинской области дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции". Уполномоченным органом сделан вывод о неэффективности и отсутствии необходимости, также экономической нецелесообразности принятия данного НПА. Также существует вероятность недополучения доходов от акцизов на алкогольную продукцию для бюджетной системы Сахалинской области.

Коэффициент общей смертности в 2020 году ниже областного зарегистрирован в 6 муниципальных образованиях Сахалинской области: "Южно-Курильский ГО" (5,8 на 1 тыс.нас.); "Курильский ГО" (7,4 на 1 тыс. нас.); "Анивский ГО" (10,0 на 1 тыс.нас.); ГО "Город Южно-Сахалинск" (10,1 на 1 тыс.нас.); Северо-Курильский ГО (10,4 на 1 тыс.нас.); "ГО Ногликский" (12,2 на 1 тыс.нас.).

Рис. 3. Карта общей смертности Сахалинской области в 2020 г.на 1000 чел.

Коэффициент общей смертности в 2020 году равный уровню областного показателя зарегистрирован: в Корсаковском городском округе (13,6 на 1 тыс. нас.).

Коэффициент общей смертности в 2020 году выше областного зарегистрирован в 11 муниципальных образованиях: г "Долинский" (14,5 на 1 тыс.нас.); ГО "Смирныховский" (14,5 на 1 тыс.нас.); ГО "Охинский" (16,6 на 1 тыс.нас.); Поронайский ГО (18,3 на 1 тыс.нас.); "Тымовский ГО" (18,9 на 1 тыс.нас.); "Невельский ГО" (19,3 на 1 тыс.нас.); "Томаринский ГО" (19,6 на 1 тыс.нас.); "Холмский ГО" (20,2 на 1 тыс.нас.); "Макаровский ГО" (20,8 на 1 тыс.нас.); Углегорский ГО (22,7 на 1 тыс.нас.); ГО "Александровск-Сахалинский район" (23,3 на 1 тыс.нас.).

Показатель смертности населения трудоспособного возраста Сахалинской области за 2020 год имел тенденцию к увеличению на1,6% с 604,7 на 100 тыс. нас. в 2019 году до 614,9 на тыс. нас. в 2020 году.

В структуре смертности населения трудоспособного возраста Сахалинской области за 2020 год:

- на I месте - травмы, отравления и другие воздействия внешних причин - 30,2%;

- на II месте - болезни системы кровообращения - 18,6%;

- на III месте - болезни органов пищеварения - 17,8%;

- на IV месте - злокачественные новообразования - 12,3%.

Рис. 4. Структура смертности трудоспособного населения за 2020 годы, %

Показатель смертности от травм, отравлений и некоторых других последствий внешних причин составляет 185,8 на 100 тыс. населения, снижение составило 2,6% по сравнению с 2019 годом (показатель 190,7 на 100 тыс. нас.).

Показатель смертности от болезней системы кровообращения составляет 114,4 на 100 тыс. населения, увеличение составило 3,7% по сравнению с 2019 годом (показатель 110,3 на 100 тыс. нас.).

Показатель смертности от болезней системы пищеварения составляет 109,7 на 100 тыс. населения, увеличение составило 24,1% по сравнению с 2019 годом (показатель 88,3 на 100 тыс. нас.).

Показатель смертности населения трудоспособного возраста от злокачественных новообразований составляет 75,8 на 100 тыс. населения, снижение составляет 9,8% по сравнению с 2019 годом (показатель 84,0 на 100 тыс. нас.).

Показатель смертности мужчин трудоспособного возраста за 2020 год составил 890,9 на 100 тыс. нас., рост составил 2,9% по сравнению с 2019 годом (865,5 на 100 тыс. нас.), но данный показатель ниже на 3,0% индикатора смертности мужчин трудоспособного возраста региона на 2020 год (Рис.5).

Рис. 5. Показатель смертности мужчин трудоспособного возраста за 2019- 2020 годы на 100 тыс. чел

Показатель смертности женщин трудоспособного возраста за 2020 год составил 282,6 на 100 тыс. нас., снижение составило 3,2% по сравнению с 2019 годом (291,8 на 1000 нас.), но данный показатель выше на 3,2% индикатора смертности женщин трудоспособного возраста региона на 2020 год (Рис.6).

Рис. 6. Показатель смертности женщин трудоспособного возраста за 2019- 2020 годы на 100 тыс. чел

Новую модель центров общественного здоровья в РФ представил заместитель министра здравоохранения Олег Салагай на III Всероссийском форуме по общественному здоровью 14 октября 2019 года в Москве.

"Центр общественного здоровья - это важный элемент индивидуальной профилактики, но при этом он имеет функции и популяционного здоровья. Это такая самостоятельная профилактическая единица, которая объединяет в себе оба эти элемента", - определил он суть структуры. Важно, что наряду с инфраструктурой необходимо обеспечить интеграцию общественного здоровья, профилактической активности и самых разных элементов социальной жизни человека, отметил Олег Салагай [4].

Минздрав России последовательно выстраивает систему укрепления общественного здоровья, привлекая к этой работе не только организаторов здравоохранения, предпринимателей, лидеров мнений, но и, конечно, самих граждан страны.

Донести до всех жителей страны информацию о базовых принципах заботы о здоровье, значимости иммунопрофилактики и вакцинации поможет выстраиваемая сегодня в России сеть центров общественного здоровья, каждый из которых будет нацелен на аудиторию численностью 180-200 тысяч человек. "Эти центры мы включим в нашу сеть, обладающую полной информацией обо всех аспектах ведения здорового образа жизни, укрепления здоровья и иммунитета", - объяснила суть инициативы Вероника Скворцова.

Региональные Центры медицинской профилактики уходят от работы в "теории", когда осуществлялась только разработка методик, стандартов, а также координация проектов. Теперь они берут на себя функции не только разработки, но и непосредственной реализации профилактических мероприятий. Представляется, что их деятельность в связи с этим станет более эффективной и продуктивной.

Функции Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики:

- участие в разработке и реализации программ укрепления общественного здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний на региональном уровне;

- организация межведомственного и межсекторального взаимодействия;

- мониторинг и анализ показателей распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний, смертности, ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

- проведение социологических исследований в сфере общественного здоровья;

- участие в разработке и мониторинге реализации муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья;

- проведение мероприятий по повышению грамотности в вопросах здоровья;

- взаимодействие со СМИ, участие в организации и проведении информационно-коммуникационной кампании;

- организационно-методическое сопровождение и анализ деятельности медицинских организаций по вопросам укрепления общественного здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний;

- взаимодействие с НКО и волонтерскими организациями.

ГБУЗ "Сахалинский центр медицинской профилактики" был преобразован ГБУЗ "Сахалинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики".

Структура Центра:

1. Отдел разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья, коммуникационных и общественных проектов.

2. Отдел анализа стратегического планирования и разработки, реализации мониторинга корпоративных программ укрепления здоровья.

3. Отдел организации медицинской профилактики и мониторинга факторов риска.

4. Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи.

5. Отдел административно-управленческого персонала.

Одним из важных направлений Региональной программы является поэтапное внедрение в муниципальных образованиях Сахалинской области муниципальных программ укрепления общественного здоровья. Целевые ориентиры устанавливались исходя из выбранных приоритетов муниципального образования в будущем плане муниципальных программ укрепления общественного здоровья. В 2020 году в г.Южно-Сахалинск, Корсаковском, Холмском, Долинском муниципальных образованиях началось внедрение муниципальных программ укрепления общественного здоровья населения.

1. Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.03.2020 № 945-па утверждена Программа мероприятий по укреплению общественного здоровья населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020-2024 годы.

2. Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 25.03.2020 № 411 утверждена муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья населения на 2020-2024 годы".

3. Постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.03.2020 № 269-ПА утвержден комплексный план мероприятий по укреплению общественного здоровья населения в муниципальном образовании городской округ "Долинский" на 2020-2021 годы;

4. Постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от 26.03.2020 № 270-ПА утверждена муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья населения в муниципальном образовании городской округ "Долинский".

5. Постановлением администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от 25.03.2020 № 361 утверждена муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья населения муниципального образования Холмский городской округ на 2020-2024 годы".

Проведены Общественные слушания "О внедрении муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья населения" в 4 муниципальных образованиях с 28.07.2020 года по20.08. 2020 года, охват 385 человек.

Мероприятия, предусмотренные в вышеперечисленных программах направлены на снижение смертности трудоспособного населения, снижение розничных продаж алкогольной продукции на душу населения, внедрение модульных корпоративных программ на предприятиях.

ГБУЗ "Сахалинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" провел анализ результативности муниципальных программ за 2020 год путем оценки выполнения индикаторов:

1. Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет, на 100 тыс. человек.

2. Смертность женщин в возрасте 16-54 года, на 100 тыс. человек.

3. Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола).

4. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом от общей численности жителей городского округа.

5. Число работников, включенных в модельные корпоративные программы по укреплению здоровья.

6. Доля граждан, охваченных профилактическими мероприятиями (диспансеризацией и профилактическими осмотрами).

7. Число баннеров в городе, пропагандирующих здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек и профилактику хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).

8. Число сюжетов на радио и телевидении, пропагандирующие здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек и профилактику ХНИЗ.

9. Число культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения среди детей, подростков и молодежи (акции, концерты, состязания и конкурсы, Ярмарки здоровья, беседы и встречи со специалистами)

10. Число проведенных мероприятий по информированию населения о формировании приверженности к здоровому образу жизни.

11. Число привлеченных волонтерских движений.

12. Число привлеченных социально ориентированных некоммерческих организаций.

13. Доля детей, охваченных летним отдыхом и оздоровительными мероприятиями.

14. Доля детей, охваченных качественным горячим питанием.

По итогам проведенного анализа муниципальных программ за 2020 год лучшей признана программа города Южно-Сахалинска. Мероприятия и подходы данной Программы рекомендованы муниципальным образованиям, планирующим внедрение муниципальной программы "Укрепления общественного здоровья населения Сахалинской области" в 2021 году (ГО "Охинский", ГО "Невельский", ГО "Тымовский", ГО Ногликский", ГО "Поронайский", ГО "Анивский", ГО "Томаринский", "Углегорский").

В региональной Программе уделено большое внимание внедрению корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников.

Под корпоративной программой укрепления здоровья работников понимают внедренную работодателем программу, включающую комплекс организационных, профилактических, оздоровительных, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников, повышение их работоспособности и качества жизни путем формирования у них здорового образа жизни и поведения, уменьшающего риски их профессиональному здоровью [5].

В основные задачи корпоративной программы входит внедрение оздоровительных мероприятий для работников в организации, выявление и коррекция факторов ХНИЗ, популяризация ЗОЖ. Корпоративные программы состоят из пяти модулей: "Повышение физической активности"; "Здоровое питание и рабочее место"; "Снижение потребления алкоголя с вредными последствиями"; "Профилактика потребления табака"; "Сохранение психологического здоровья и благополучия".

Заключены двусторонние соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между руководителями предприятий и руководителем Центра общественного здоровья и медицинской профилактики по внедрению корпоративных программ на 47 предприятиях, охват 11222 сотрудника на 31.12.2020 года.

На 37 предприятиях начата реализация модeльных программ по укреплению здоровья работников, на 10 предприятиях проводится анкетирование на выявление факторов риска ХНИЗ.

В рамках корпоративных модульных программ "Укрепление здоровья работников" на предприятиях Сахалинской области с участием Сахалинского областного Центра общественного здоровья и медицинской профилактики на 31.12.2020 года, проведено 30 акций "Моё здоровье" (в формате: викторина, индивидуальное профилактическое консультирование, лекции, скрининговое обследование), с охватом 720 сотрудников.

По направлению Региональной программы "Реализация программы по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений" в 2020 году Центр общественного здоровья заключил с семью социально ориентированными НКО соглашения о взаимном взаимодействии:

1. АНКО "Медицинский диагностический центр "Белая Роза-Сахалин";

2. АНКО "Центр поддержки материнства "Радость";

3. АНКО Центр социальной адаптации и реабилитации "Жизнь";

4. Благотворительный фонд "Радость жизни";

5. АНКО "Выбери жизнь";

6. Региональная общественная организация поддержки и защиты отцовства, материнства и детства "Семейная азбука";

7. АНКО"Трезвый Сахалин". За 2020 год с СОНКО проведено 30 совместных массовых профилактических мероприятия, с охватом 150 человек.

Министерством здравоохранения Сахалинской области направлены финансовые средства на предоставление субсидии некоммерческой организации при реализации регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Сахалинская область)". Заключено соглашение от 23.10.2020 № 4/2020 с "Медицинский диагностический центр "Белая роза - Сахалин", на сумму 4,3млн. руб.,1,8млн. рублей средства областного бюджета и 2,5млн. рублей средства федерального бюджета. Некоммерческой организацией в рамках предоставленной субсидии реализовано семь проектов по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни в регионе.

Заключены в 2020 году соглашения о сотрудничестве с 6 волонтерскими организациями:

1. Сахалинское региональное отделение всероссийского общественного движения добровольцев "Волонтеры- медики";

2. Школа волонтеров ГБУЗ "Центр- СПИД";

3. Движение "Серебряные" волонтеры Сахалинской области;

4. Волонтеры МАОУ СОШ №32 г. Южно-Сахалинска. Агитбригада "Феникс";

5. Волонтеры МАУ "Центр молодежных инициатив" г. Южно- Сахалинск;

6. Профессиональное общество гигиенистов стоматологических г. Москва.

Активно реализовались мероприятия с волонтёрскими организациями, в 2020 году проведено 27 совместных мероприятий, с охватом 210 человек.

С 2020 года Центры общественного здоровья должны реализовывать информационное обеспечение населения по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний, осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации, информационными ресурсами в сети "Интернет" по вопросам общественного здоровья; привлекать к реализации Проектов по укреплению общественного здоровья лидеров общественного мнения; формировать местные сообщества активных граждан; организовывать и проводить общественные слушания по вопросам укрепления общественного здоровья.

В рамках мероприятий Региональной программы в 2020 году Центром общественного здоровья и медицинской профилактики проведен аукцион и заключен контракт на изготовление печатной продукции на сумму 1,2 млн. рублей, заказано 43 наименования буклетов и листовок в количестве 890 786 штук для реализации в 23 медицинские организации Сахалинской области.

В регионе активно проводилась информационно-коммуникационная кампания с использованием региональных телевизионных каналов, а также радиостанций по размещения аудио и видео материалов на тему профилактики неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. В 2020 году министерством здравоохранения заключены 4 контракта на сумму 3,5 млн. рублей. Обеспечена трансляция 19 роликов общим хронометражем 238,57 мин.

Отдельной задачей в Региональной программе стоит укрепление мужского репродуктивного здоровья. Запланировано дооснащение 5 кабинетов уролога и 2 межмуниципальных центров "Мужское здоровье" в медицинских организациях региона. В 2020 году доукомплектован кабинет уролога в ГБУЗ "Холмская ЦРБ" аппаратом УЗИ, спермографом, креслом урологическим, цистоскопом, урофлоометром на 2,2 млн. рублей. рублей. В 2021 году планируется дооснащение кабинета уролога в ГБУЗ "Охинская ЦРБ", заработают межмуниципальные центры "Мужское здоровье" в КДЦ г.Южно-Сахалинска и Поронайской ЦРБ.

Достижения ГБУЗ "Сахалинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики" в рамках реализации региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Сахалинской области на 2020-2024 годы" за 2020год:

1. Участие во Всероссийском форуме "Здоровье нации - основа процветания России" который состоялся в Москве 11-13 августа 2020 года. Участие было отмечено благодарственным письмом от президента "Лига наций" Лео Бокерия в адрес губернатора Сахалинской области.

2. ГБУЗ "СОЦОЗМП" 9 сентября 2020 года принял участие в конкурсе ФГБУ "НИЦ ТПМ" МЗ РФ "ЗОЖ - И КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХОРОШ!". По результатам конкурса видеоролик "Индекс здорового образа жизни" занял почетное второе место.

3. Приняли участие в конкурсе Общественной палаты РФ "Мой проект - моей стране" с проектом "Здоровые дети - здоровое общество". По итогам конкурса 3 ноября 2020 года Проект стал "Лучшим социальным проектом 2020" в номинации "Поддержка спорта и здорового образа жизни".

4. Приняли участие в конкурсе "Здоровые города России. Социальная модель укрепления общественного здоровья". Городской округ "Южно-Сахалинск" при поддержке ГБУЗ "СОЦОЗМП" принял участие в номинации "Лучшая муниципальная программа/проект укрепления общественного здоровья". По результатам конкурса заняли третье место.

 
Заключение

Сегодня сохранение и приумножение населения - это главный приоритет в развитии Сахалинской области.

С целью достижения показателей Региональной Программы предусматриваются на последующие года следующие мероприятия:

1. Для снижения розничных продаж алкоголя на душу населения:

- реализация индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в группе риска, социально-опасном положении, склонных к употреблению спиртосодержащей продукции.

- информирование населения о вредном воздействии на здоровье чрезмерного употребления алкоголя путём СМС рассылки и автообзвонов населения в предпраздничные дни.

2. Для снижения смертности трудоспособного населения от внешних причин:

- повышение качества дорожной инфраструктуры, улучшения дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на всех ее этапах.

- внедрение в рамках корпоративных модельных программ "Укрепление здоровья работников" на предприятиях Сахалинской области проекта "Герой нашего времени", направленного на сохранение и укрепление мужчин.

3. Для снижения показателя смертности населения от онкологических заболеваний:

- внедрение мер по мотивации населения к своевременному прохождению диспансеризации и скрининговых программ;

- проведение качественной диспансеризации населения направленной на выявление факторов риска онкологических заболеваний;

- выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях путём внедрения дополнительных методов диагностики в процесс диспансеризации.

4. Проведение информационных кампаний по наиболее эффективным коммуникационным ресурсам (онлайн: телевидение, социальные сети, тематические сайты, мессенджеры, популярные мобильные приложения; оффлайн: брендирование городского транспорта, городские видеоэкраны, билборды), интенсивных (частых и многообразных):

- мотивирующих приверженность к здоровому образу жизни;

- создающих четко сформированное чувство ответственности за свое здоровье и за здоровье своих близких;

- однозначно связывающих успешность в жизни со здоровьем;

- создающих отрицательный имидж лиц, следующих вредным привычкам;

5. Для обеспечения условий занятия повседневной физической активностью необходимо:

- внедрить в информационную среду расширенное толкование физической активности, подразумевающее под этим термином не только физкультуру и спорт, но и ходьбу, работу по дому, в саду, на огороде, плавание, езду на велосипеде, самокате, активные игры, т.е. все формы периодической социально-позитивной активности, требующие повышенной траты энергии по сравнению с обычным состоянием покоя;

- расширить требования к рекреационным нормативам градостроения и внегородского зонирования, строительства и создания соответствующей инфраструктуры с обязательным наличием:

- протяженных и непрерывных зеленых зон (необходима их дефиниция) с пешеходными и велосипедными дорожками, искусственными водными объектами, соединяющими жилые районы, микрорайоны, пригородные зоны, культурно-развлекательные и торгово-промышленные объекты друг с другом и другими объектами инфраструктуры повышенного спроса населения;

- достаточного количества и качества дворовых тренажеров (необходима их дефиниция) и плоскостных спортивно-физкультурных сооружений (площадки, секторы, локальные зоны) с информацией об их размещении, правилах использования, рекомендуемых комплексах упражнений, технике безопасности и контактных данных ответственных за техническое состояние и эксплуатацию объекта;

6. Для обеспечения здорового питания необходимо:

- добиваться единообразия универсальных рекомендаций по употреблению нежелательных (подлежащих ограничению легкоусвояемых углеводов, насыщенных жирных кислот, трансненасыщенных жирных кислот, поваренной соли) и рекомендуемых (не менее норматива - пищевые волокна, овощи, фрукты, рыба, несоленые орехи) компонентов пищи;

- внедрить обязательную систему яркой фронтальной маркировки продуктов питания по относительному содержанию нежелательных и рекомендуемых компонентов пищевых продуктов (условным уровням вреда/пользы для организма) и калорийности;

- разработать меры по повышению ответственности недобросовестных производителей и поставщиков продуктов питания, а также сотрудников контролирующих органов, пропустивших нарушения [6].

 
Список литературы
 
  1. 1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, о21.07.2020 № 474): указ президента Российской Федерации // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Паспорт национального проекта "Демография" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Бондаренко, И. Е. Национальный проект "Демография" - стратегический вектор развития страны / И. Е. Бондаренко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 193-196. - URL: https://moluch.ru/archive/257/58831/.
  4. 4. Обзор Российского законодательства № 58 Портал российского врача Медвестник [Электронный ресурс]. - URL: https://medvestnik.ru/content/articles/Obzor-zakonodatelstva-58.html.
  5. 5. Корпоративные программы укрепления профессионального здоровья работников в Российской Федерации / С.П. Ковалев, Е.Р. Яшина, И.Б. Ушаков, П.С. Турзин, К.Е. Лукичев, А.В.Генералов // Экология человека. - 2020. - № 10. - С. 31-37.
  6. 6. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году / Г. Э. Улумбекова, Н. Ф. Прохоренко, А. В. Калашникова, А. Б. Гиноянa // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - № 2. - С. 19-30.