2021 год № 4
Общие вопросы охраны здоровья населения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Здоровье - бесценное достояние человека. Важная роль в формировании и сохранении здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям и степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими его людьми.
Проблема здоровья студентов в последние годы привлекает все большее внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено ростом заболеваемости как населения России в целом, так и его отдельных групп, в том числе студенческой и учащейся молодежи [1, 4, 6].
Состояние здоровья студентов, как и населения в целом, - важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества, фактор и компонент благосостояния [3, 5].
Современное обучение, в частности, в медицинском образовательном учреждении, характеризуется динамичностью, высокой интенсивностью труда, возрастанием объема информации, что предъявляет высокие требования к студенческой молодежи, в том числе и к состоянию их здоровья [7].
На сегодняшний день у молодых людей преобладает безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низкое восприятие проблем здоровья как личностно значимых [2].
Данная проблема определяет как состояние здоровья подростков в настоящее время, так и здоровье и благополучие будущих поколений.
Цель исследования: изучить структуру заболеваемости студентов на примере учащихся Хабаровского государственного медицинского колледжа (ХГМК) при проведении профилактических медицинских осмотров и по обращаемости.
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
Объект исследования - учащиеся Хабаровского государственного медицинского колледжа 1-2 курсов, n = 81. Среди них 59 (73±5,3%) девушек, 18 (27±5,3%) юношей. Методы исследования: 1) анкетирование (для выявления индивидуальных особенностей каждого учащегося), 2)анализ данных из первичной отчетной документации ("медицинская карта студента") и по показателям обращаемости, 3) статистический метод подсчета числового и процентного соотношения наличия заболеваний или определенных особенностей учащихся.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
Как показывают полученные показатели, можно утверждать, что здоровье учащихся ХГМК вызывает серьезные опасения. Согласно данным медицинского осмотра в 2020/2021 учебном году у обучающихся первое ранговое место занимают болезни органов пищеварения (32%), второе - болезни органов дыхания (21%), третье - болезни нервной системы (15%), четверное - болезни глаза и его придаточного аппарата (11%), пятое - болезни эндокринной системы (10%) , шестое - болезни уха и сосцевидного отростка (8%), седьмое - болезни мочеполовой системы (3%). (Рис.1). Впервые патология выявлена у 15,6±4,0 % обследованных (Рис.1).

Рис. 1. Структура заболеваний учащихся ХГМК в 2019/2020 учебном году (%).
Здоровыми являются лишь 7,0±2,8% из обследованных студентов (p≥0,05). Сами учащиеся ХГМК дают характеристику своего состояния здоровья следующим образом: половина опрошенных (51±5,4%) считают, что оно хорошее, треть опрошенных (36±5,2%) считают его удовлетворительным и 13±3,6% респондентов - неудовлетворительным (Рис.2).

Рис. 2. Состояние здоровья глазами учащихся ХГМК (%).
Характерной особенностью заболеваний учащихся ХГМК является высокая степень частота сочетанных поражений, например, заболевания желудочно-кишечного тракта с изменениями костно-мышечной системы (61±5,3%), с аллергической патологией (12,3±3,6%), с нарушениями состояния нервно-психического здоровья (26,7±4,8%).
По данным проведенного исследования выявлено изменение характера заболеваний: отмечается рецидивирующее течение, хронизация патологического процесса, развиваются осложнения, уходит сезонность обострений, что снижает эффективность проводимой лекарственной терапии и ухудшает прогноз большинства заболеваний, способствуя формированию инвалидности.
В структуре заболеваний можно отметить самые различные заболевания желудочно-кишечного тракта - хронический гастродуоденит, язва желудка и 12-перстной кишки, дисфункция билиарного тракта; эндокринной системы - заболевания щитовидной железы, болезни поджелудочной железы; сердечно-сосудистой системы - функциональная миокардиопатия, нейроциркуляторная дистония; кожно-мышечной системы - сколиоз, остеохондроз; дыхательной системы - бронхиальная астма, бронхит, хронический ларингит, ЛОР-болезни.
Можно отметить тот факт, что даже учащиеся, считающие себя абсолютно здоровыми, отмечают, что их беспокоят головные боли (89±3,4%); слабость, утомляемость после занятий - 97±1,8%, нарушения сна - 61±5,3%; головокружение, неустойчивость при перемещении положения тела наблюдаются у 18±4,2%, у 9±3,0% - обморочное состояние, у 62±1,7% бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение, нарушение ритма. Повышение артериального давления отмечают 53±5,4% учащихся. 81,3±4,3 % студентов ХГМК жалуется на боли в животе (81,3±4,3 %), тошноту, изжогу (61±5,3%); дисфункцию кишечника - 49±5,4%. Боли в поясничной области беспокоят 84±4,0 % учащихся колледжа.
Учащиеся ХГМК, являясь частью общества, в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией; многие студенты, сменив привычную домашнюю среду, на жизнь в общежитии, съемной квартире, что существенно влияет на характер образа жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни.
Крайне высокая интенсивность современного учебного процесса, при котором студенты испытывают серьезный рост учебных нагрузок, происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствии сформированной приверженности к здоровому образу жизни.
Вышеуказанные факторы отрицательно сказываются на состоянии психического и физического здоровья учащихся колледжа.
Заключение
|
![]() |
![]() |
В результате проведения исследования на основании полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
1. В структуре заболеваемости учащихся ХГМК в большей степени преобладают болезни желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, центральной нервной системы, преимущественно у девушек с хронизацией патологического процесса.
2. Ухудшение состояния здоровья учащихся ХГМК идет на фоне крайне высокой интенсивности современного учебного процесса, при котором учащиеся колледжа испытывают серьезный рост учебных нагрузок; на фоне несбалансированного, нерационального питания при одновременном снижении физической активности и отсутствии сформированной приверженности к здоровому образу жизни.
3. Проведение профилактических медицинских осмотров, изучение общей заболеваемости по обращаемости послужили основанием для разработки предложений по укреплению здоровья учащихся ХГМУ и изменению приоритетов в направлениях профилактической работы с учетом лидирующей патологии.
Разработка практических рекомендаций, рекомендуемых в исследовательской работе на основе полученных данных, позволит сохранить здоровье учащихся колледжа и повысить качество их жизни.
Список литературы |
![]() |
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "Школа-вуз" / Н. П. Абаскалова. - автореф. докт. дис., Барнаул. - 2013. - 48 с.
2. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р.И. Айзман. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2012. - 214 С.19.
4. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Концепция сокращения, предотвратимых потерь здоровья детского населения // Вопр. совр. педиатрии. -2010 - 9.- №5. - С.5 - 9.
5. Гундаров, И.А. Реализация профилактической стратегии Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на региональном и муниципальном уровнях / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - №6. - С. 3-6
6. Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья / В.Н. Ирхин; Барнаул. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. К. Шалаев. - Барнаул: БГПУ, 2012. - 279 с.
7. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции студентов / Л.М. Иванов, Е.В.Конева//Вестник психологической и социально-реабилитационной работы, 2015. - № 2. -С.76-85.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»