ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2021 год № 4

Общие вопросы охраны здоровья населения


УДК 371.7+378.661
И.В. Ткаченко, Т.П. Лебедева
Характеристика здоровья студента на примере учащихся Хабаровского государственного медицинского колледжа
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: И.В. Ткаченко, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Состояние здоровья подростков в настоящее время определяет здоровье и благополучие будущих поколений. Именно поэтому в данной статье авторы на основании данных профилактических медицинских осмотров и по обращаемости анализируют заболеваемость студентов на примере учащихся Хабаровского государственного медицинского колледжа (ХГМК). Крайне высокая интенсивность современного учебного процесса, при котором студенты испытывают увеличение учебных нагрузок, снижение физической активности, отсутствие сформированной приверженности к здоровому образу жизни отрицательно отражаются на состоянии психического и физического здоровья учащихся колледжа. По результатам проведенного исследования в структуре заболеваемости учащихся ХГМК в большей степени преобладают болезни желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, центральной нервной системы, преимущественно у девушек с хронизацией патологического процесса.
Ключевые слова:
студенты, здоровье, болезни

I.V. Tkachenko, T.P. Lebedeva
Characteristics of a student's health on the example of students of the Khabarovsk State Medical College
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The health status of adolescents currently determines the health and well-being of future generations. That is why in this article, the authors analyze the morbidity of students on the example of students of the Khabarovsk State Medical College (KHMMC) based on the data of preventive medical examinations and on the appeal. The extremely high intensity of the modern educational process, in which students experience a serious increase in academic loads, a decrease in physical activity, and the lack of a formed commitment to a healthy lifestyle negatively affect the state of mental and physical health of college students. According to the results of the study, diseases of the gastrointestinal tract, respiratory system, and central nervous system predominate to a greater extent in the structure of morbidity of students of HCMC, mainly in girls with chronic pathological process.
Key words:
students, health, diseases
Введение

Здоровье - бесценное достояние человека. Важная роль в формировании и сохранении здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям и степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими его людьми.

Проблема здоровья студентов в последние годы привлекает все большее внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено ростом заболеваемости как населения России в целом, так и его отдельных групп, в том числе студенческой и учащейся молодежи [1, 4, 6].

Состояние здоровья студентов, как и населения в целом, - важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества, фактор и компонент благосостояния [3, 5].

Современное обучение, в частности, в медицинском образовательном учреждении, характеризуется динамичностью, высокой интенсивностью труда, возрастанием объема информации, что предъявляет высокие требования к студенческой молодежи, в том числе и к состоянию их здоровья [7].

На сегодняшний день у молодых людей преобладает безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низкое восприятие проблем здоровья как личностно значимых [2].

Данная проблема определяет как состояние здоровья подростков в настоящее время, так и здоровье и благополучие будущих поколений.

Цель исследования: изучить структуру заболеваемости студентов на примере учащихся Хабаровского государственного медицинского колледжа (ХГМК) при проведении профилактических медицинских осмотров и по обращаемости.

 
Материалы и методы

Объект исследования - учащиеся Хабаровского государственного медицинского колледжа 1-2 курсов, n = 81. Среди них 59 (73±5,3%) девушек, 18 (27±5,3%) юношей. Методы исследования: 1) анкетирование (для выявления индивидуальных особенностей каждого учащегося), 2)анализ данных из первичной отчетной документации ("медицинская карта студента") и по показателям обращаемости, 3) статистический метод подсчета числового и процентного соотношения наличия заболеваний или определенных особенностей учащихся.

 
Обсуждение результатов

Как показывают полученные показатели, можно утверждать, что здоровье учащихся ХГМК вызывает серьезные опасения. Согласно данным медицинского осмотра в 2020/2021 учебном году у обучающихся первое ранговое место занимают болезни органов пищеварения (32%), второе - болезни органов дыхания (21%), третье - болезни нервной системы (15%), четверное - болезни глаза и его придаточного аппарата (11%), пятое - болезни эндокринной системы (10%) , шестое - болезни уха и сосцевидного отростка (8%), седьмое - болезни мочеполовой системы (3%). (Рис.1). Впервые патология выявлена у 15,6±4,0 % обследованных (Рис.1).

Рис. 1. Структура заболеваний учащихся ХГМК в 2019/2020 учебном году (%).

Здоровыми являются лишь 7,0±2,8% из обследованных студентов (p≥0,05). Сами учащиеся ХГМК дают характеристику своего состояния здоровья следующим образом: половина опрошенных (51±5,4%) считают, что оно хорошее, треть опрошенных (36±5,2%) считают его удовлетворительным и 13±3,6% респондентов - неудовлетворительным (Рис.2).

Рис. 2. Состояние здоровья глазами учащихся ХГМК (%).

Характерной особенностью заболеваний учащихся ХГМК является высокая степень частота сочетанных поражений, например, заболевания желудочно-кишечного тракта с изменениями костно-мышечной системы (61±5,3%), с аллергической патологией (12,3±3,6%), с нарушениями состояния нервно-психического здоровья (26,7±4,8%).

По данным проведенного исследования выявлено изменение характера заболеваний: отмечается рецидивирующее течение, хронизация патологического процесса, развиваются осложнения, уходит сезонность обострений, что снижает эффективность проводимой лекарственной терапии и ухудшает прогноз большинства заболеваний, способствуя формированию инвалидности.

В структуре заболеваний можно отметить самые различные заболевания желудочно-кишечного тракта - хронический гастродуоденит, язва желудка и 12-перстной кишки, дисфункция билиарного тракта; эндокринной системы - заболевания щитовидной железы, болезни поджелудочной железы; сердечно-сосудистой системы - функциональная миокардиопатия, нейроциркуляторная дистония; кожно-мышечной системы - сколиоз, остеохондроз; дыхательной системы - бронхиальная астма, бронхит, хронический ларингит, ЛОР-болезни.

Можно отметить тот факт, что даже учащиеся, считающие себя абсолютно здоровыми, отмечают, что их беспокоят головные боли (89±3,4%); слабость, утомляемость после занятий - 97±1,8%, нарушения сна - 61±5,3%; головокружение, неустойчивость при перемещении положения тела наблюдаются у 18±4,2%, у 9±3,0% - обморочное состояние, у 62±1,7% бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение, нарушение ритма. Повышение артериального давления отмечают 53±5,4% учащихся. 81,3±4,3 % студентов ХГМК жалуется на боли в животе (81,3±4,3 %), тошноту, изжогу (61±5,3%); дисфункцию кишечника - 49±5,4%. Боли в поясничной области беспокоят 84±4,0 % учащихся колледжа.

Учащиеся ХГМК, являясь частью общества, в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией; многие студенты, сменив привычную домашнюю среду, на жизнь в общежитии, съемной квартире, что существенно влияет на характер образа жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни.

Крайне высокая интенсивность современного учебного процесса, при котором студенты испытывают серьезный рост учебных нагрузок, происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствии сформированной приверженности к здоровому образу жизни.

Вышеуказанные факторы отрицательно сказываются на состоянии психического и физического здоровья учащихся колледжа.

 
Заключение

В результате проведения исследования на основании полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:

1. В структуре заболеваемости учащихся ХГМК в большей степени преобладают болезни желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, центральной нервной системы, преимущественно у девушек с хронизацией патологического процесса.

2. Ухудшение состояния здоровья учащихся ХГМК идет на фоне крайне высокой интенсивности современного учебного процесса, при котором учащиеся колледжа испытывают серьезный рост учебных нагрузок; на фоне несбалансированного, нерационального питания при одновременном снижении физической активности и отсутствии сформированной приверженности к здоровому образу жизни.

3. Проведение профилактических медицинских осмотров, изучение общей заболеваемости по обращаемости послужили основанием для разработки предложений по укреплению здоровья учащихся ХГМУ и изменению приоритетов в направлениях профилактической работы с учетом лидирующей патологии.

Разработка практических рекомендаций, рекомендуемых в исследовательской работе на основе полученных данных, позволит сохранить здоровье учащихся колледжа и повысить качество их жизни.

 
Список литературы
 
  1. 1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "Школа-вуз" / Н. П. Абаскалова. - автореф. докт. дис., Барнаул. - 2013. - 48 с.
  2. 2. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
  3. 3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р.И. Айзман. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2012. - 214 С.19.
  4. 4. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Концепция сокращения, предотвратимых потерь здоровья детского населения // Вопр. совр. педиатрии. -2010 - 9.- №5. - С.5 - 9.
  5. 5. Гундаров, И.А. Реализация профилактической стратегии Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на региональном и муниципальном уровнях / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - №6. - С. 3-6
  6. 6. Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья / В.Н. Ирхин; Барнаул. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. К. Шалаев. - Барнаул: БГПУ, 2012. - 279 с.
  7. 7. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции студентов / Л.М. Иванов, Е.В.Конева//Вестник психологической и социально-реабилитационной работы, 2015. - № 2. -С.76-85.