2021 год № 4
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Сохранение здоровья граждан России, особенно населения трудоспособного возраста, в настоящее время является одним из приоритетов государственной социальной политики, как безусловной общественной ценности, основы национального богатства и национальной безопасности страны [1, 3]. При этом, здоровье студенческой молодежи влияет на качество их подготовки, уровень социальной и творческой активности, потребность в профессиональном росте, а, следовательно, на качество медицинской помощи населению. Здоровье студентов неразрывно связано с их качеством жизни, которое включает как объективные, так и субъективные характеристики [2]. В связи с этим, изучения качества жизни студентов является необходимым для разработки комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья студенческой молодежи.
Цель исследования: на основании социологического исследования изучить особенности качества жизни студентов ДВГМУ и их влияние на здоровье студенческой молодежи.
Материалы и метод
|
![]() |
![]() |
Объектом исследования явились студенты лечебного факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России. Совокупность формировалась на основе случайной выборки. Было опрошено 98 студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета ДВГМУ. Источником информации явилась разработанная авторами анкета. Методы исследования: статистический, сравнительного анализа, социологический. Для статистической обработки результатов исследования использовалась компьютерная база данных в табличном процессоре Excel, рассчитывались средние, относительные показатели, их ошибки; статистическая значимость показателей и их разности определялись при p<0,05.
Результаты и обсуждение
|
![]() |
![]() |
По результатам проведённого социологического исследования получили следующее распределение респондентов: 88 % - студенты 4 курса, 12 % - 6 курса среди которых 77 % - девушки, 23 % - юноши. Были проанкетированы студенты в возрасте от 20 до 24 лет (средний возраст 21,5 года).
Согласно полученным результатам, большая часть опрошенных (70,4±4,6%) живёт отдельно от родителей (р<0,01); каждый третий (29,6±4,6%) проживает в общежитии университета, в арендованной квартире - 26,5±4,4% и 14,3±3,5% - в собственной отдельной квартире. Получает стипендию только каждый второй респондент (49±5,0%). Большинство респондентов (64,0±4,8%) работает (р<0,01). Установлено, что работающие студенты могут потратить больше денег на питание, бытовые расходы, занятия спортом, а также на оплату интернета и приобретение учебной литературы (50,0±5,0%) (Рис. 1).

Рис. 1 . Распределение опрошенных по расходам в месяц (%).
Большая часть опрошенных учится на "хорошо и отлично" (49,0±5,0%) или на "хорошо и удовлетворительно" (35,7±4,8%), причём среди основных трудностей, мешающих успешному обучению, они отмечают организацию учебного процесса. Большинство студентов устраивает расписание занятий, но им хотелось бы внести в него корректировки, что связано с длительной дорогой до дома после учебного дня (половина опрошенных тратит на неё 1,5-2 часа, р<0,05), при этом на самоподготовку уходит 4-5 часов у 14,3±3,5% респондентов, у каждого учебного процесса (67±4,7%), сложность предметов (51,5±5,0%), материальные трудности (28,9±4,5%), отношения в группе (28,9±4,5%) и личные проблемы (33±4,7%).
Среди респондентов 76±4,3% считают, что за период обучения в университете состояние их здоровья ухудшилось (р<0,01), что чаще всего проявляется в нарушении сна (69,0±4,6%), снижении остроты зрения (67,9±4,7%), повышенной утомляемости (64,3±4,8%), частых простудных заболеваниях (31,1±4,7%), снижении массы тела (16,7±3,7%). Считают себя здоровыми 18,4±3,9% респондентов, страдают хроническими заболеваниями 19,4%±4,0%. На ухудшение своего здоровья в процессе обучения указали 75,5±4,3 % респондентов, сохранении на том же уровне - 21,4±4,3%.
Причиной ухудшения здоровья 87,4±3,3% респондентов считает психоэмоциональный стресс, нерациональное питание - 58,6 ±4,9%, недостаточную двигательную активность-49,4±5,0%. Необходимость психологической помощи студентам отметили 73,5±4,4% респондентов. Обращает на себя внимание низкая медицинская активность респондентов: за медицинской помощью обращаются только при очень плохом самочувствие 62,2±4,4% опрошенных, надеяться, что заболевание пройдет само 23,7±4,3%, самолечением занимается каждый второй (46,4±5,0%). Одной из причин не обращения за медицинской помощью 75,3±4,4% респондентов указали на сложности, возникающие при пропуске занятий.
Заключение
|
![]() |
![]() |
Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования физиологической и социальной зрелости, а значит, подверженная высокому риску развития нарушений в состоянии физического и психологического здоровья. Здоровье студентов медицинского института в процессе обучения ухудшается. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: большие интеллектуальные нагрузки, нарушение режима дня и режима питания, недостаточная двигательная активность, наличие вредных привычек, также необходимостью адаптации к новым условиям обучения, а у ряда студентов и к новым условиям проживания в общежитии. Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности вуза в сфере здоровьесбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни.
В связи с этим мы можем порекомендовать следующее :
1. Принять меры для облегчения адаптации первокурсников (санитарное просвещение по аспектам формирования режима дня, рационального питания; психологическая помощь; возможно обучение рациональному распределению денежных ресурсов).
2. Создать дополнительные возможности для занятий спортом студентов, проживающих в общежитии (обустройство в общежитии тренажёрных залов и спортивных площадок для физического воспитания студентов).
3. Предоставить большие возможности для улучшения питания студентов, проживающих в общежитии (увеличение графика работы кухонь, организация буфетов, работающих с 7:00 до 23:00).
4. Осуществлять материальные стимулирование: предоставлять билеты в кинотеатры, театры, концерты по льготным ценам для досуга студентов.
Список литературы |
![]() |
1. Кислицина О.А. О влиянии социально-экономических факторов на состояние здоровья // Журнал исследований социальной политики. - 2015. Т.2. - С.289-302.
2. Римашевская Н.М. Социальные приоритеты в условиях кризиса не меняются// Народонаселение. - 2015. - №2. С. 4-8.
3. Топилина В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения// Социологические исследования. - 2004. - №3. - С.126-137.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»