2022 год № 1
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и прошедшие процедуру аккредитации специалиста [1]. Процедура аккредитации медицинских специалистов включает три вида: первичная аккредитация (для лиц, освоивших образовательные программы специалитета, бакалавриата, СПО); первичная специализированная аккредитация (для лиц, освоивших образовательные программы ординатуры, профессиональной переподготовки); периодическая аккредитация (пришедшая на смену ранее существовавшей сертификации) [5]. Данные виды аккредитации медицинских специалистов были внедрены в РФ поэтапно в течение 2016 - 2021 гг. [2, 3, 4, 6]. Далее представлен опыт реализации первичной специализированной аккредитации в ДВГМУ.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
Федеральный аккредитационный центр ФГБОУ ВО Дальневосточного государственного медицинского университета МЗ РФ (далее - Центр) является многопрофильной аккредитационной площадкой. В том числе с 2019 года предоставляет возможность прохождения первичной специализированной аккредитации для лиц, освоивших образовательные программы ординатуры и профессиональной переподготовки (ДПО, высшее образование). Для вышеуказанной категории аккредитуемых в период 2019-2022 гг Центр является единственной аккредитационной площадкой в Хабаровском крае.
Первичная специализированная аккредитация проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым следующих этапов: тестирование, практико-ориентированный этап (включающий оценку практических навыков в симулированных условиях и/или решение ситуационных задач) [8].
В соответствии с нормативными организационно-техническими требованиями обеспечения процедуры аккредитации медицинских специалистов Центр располагает возможностью проведения ПСА по 80 специальностям [7]. В то же время, в связи с отсутствием необходимого материально-технического оснащения (высокотехнологичных симуляторов) Центр не предоставляет аккредитационную площадку по некоторым специальностям, а именно - урология, рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, офтальмология, пластическая хирургия, косметология. В 2022 г к этому списку добавятся еще несколько специальностей из-за введения в действие дополнительных аккредитационных станций по сдаче практических навыков - оториноларингология, сердечно-сосудистая хирургия. С целью расширения аккредитационных возможностей запланировано дооснащение Центра необходимыми для ПСА высокотехнологичными симуляторами.
За период 2019-2022 гг. на площадке Центра реализована первичная специализированная аккредитация по 50 специальностям. Суммарно были допущены к ПСА 876 специалистов. Из них 634 (72,37%) аккредитуемых - выпускники ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, а 242 (27,63%) - выпускники иных образовательных организаций. "Аккредитационная география" нашего центра охватывает следующие территории: основное количество аккредитуемых иных образовательных организаций (60-70%) представлено выпускниками Института повышения квалификации сотрудников здравоохранения Минздрава ХК (г. Хабаровск); среди остальных аккредитуемых чаще обращаются в Центр для прохождения ПСА Приморский край, Амурская область, ЕАО, Якутия, Сахалин, Магадан, Центральные регионы России. Из общего числа допущенных к ПСА успешно проходят аккредитацию 90-95% аккредитуемых; 5-10% аккредитуемых признаются не прошедшими аккредитацию.
Итоговое количество специальностей, по которым реализуется ПСА зависит не только от возможностей аккредитационной площадки, но и от наличия подкомиссий по специальностям в Аккредитационной комиссии Хабаровского края (АК ХК). Ежегодно в составе АК ХК удается сформировать 60-65 аккредитационных подкомиссий. По ряду специальностей не представляется возможным сформировать состав АПК ввиду отсутствия специалистов, либо отдаленности их географического проживания в ХК и невозможности прибытия на процедуру ПСА. В то же время в АК ХК есть подкомиссии по специальностям, по которым нет подкомиссий в других регионах и единичные аккредитационные площадки предоставляют возможность прохождения ПСА. Это увеличивает контингент лиц (выпускников иных образовательных организаций), желающих пройти ПСА в нашем Центре.
С момента начала внедрения аккредитации медицинских специалистов в РФ (2016 год) в Центре отработана логистика проведения процедуры, включая организационно-техническое сопровождение, взаимодействие с экспертами аккредитационной комиссии (АК), координация взаимодействия аккредитуемых с аккредитационной комиссией. Но с учетом ежегодного увеличения количества аккредитуемых, обновлением состава экспертов АК ХК более чем на 50%, особенностей взаимодействия с технической поддержкой аккредитационной системы возникает ряд сложных моментов.
Выявляемые проблемы требуют проведения определенных организационных мероприятий. Ежегодно сотрудниками Центра проводятся обучающие мероприятия с целью инструктажа экспертов АК ХК и непрерывное сопровождение работы экспертов АК в течение всей ПСА; усовершенствование технического обеспечения процесса ПСА; обучение сотрудников университета, привлекаемых в качестве технического персонала для сопровождения ПСА. Так как ПСА подразумевает оценку уровня профессиональной готовности медицинских специалистов к выполнению профессиональных обязанностей - внесены изменения в учебные планы ординатуры, ДПО, включающие занятия в Центре по тематике практических навыков, подлежащих демонстрации при прохождении ПСА в соответствии с трудовыми функциями; для аккредитуемых предусмотрены циклы повышения квалификации для дополнительной отработки практических навыков в соответствии с трудовыми функциями.
Всю финансовую нагрузку для материально-технического обеспечения ПСА (материально-технические затраты на оснащение, обучение и сопровождение ПСА, в т ч для выпускников иных образовательных организаций, оплата труда сотрудникам, привлекаемым к проведению ПСА и т д) образовательная организация, предоставляющая аккредитационную площадку, берет на себя.
Заключение
|
![]() |
![]() |
За весь период реализации процедуры аккредитации медицинских специалистов сформирована актуализированная нормативная база, регламентирующая эту процедуру. Однако, ПСА - процесс динамичный, развивающийся, совершенствующийся, поэтому в настоящее время остаются проблемные моменты, требующие разработки более детализированного регламента ПСА для всех участников первичной специализированной аккредитации.
Список литературы |
![]() |
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
2. О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 № 898н // СПС "Консультант Плюс".
3. О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н": приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.10.2019 № 903н // СПС "Консультант Плюс".
4. О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.08.2020 № 806н // СПС "Консультант Плюс".
5. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов: приказ Минздрава России от 22.11.2021 г. №1081н // СПС "Консультант Плюс".
6. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н // СПС "Консультант Плюс".
7. Инструкция для сотрудников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского и (или) фармацевтического образования, по организационному обеспечению первичной аккредитации или первичной специализированной аккредитации специалистов (Утверждена Протоколом заседания Методического центра аккредитации специалистов от 04.03.2022 г. №10). URL:
8. Медицинский центр аккредитации специалистов: официальный сайт // https://fmza.ru/upload/medialibrary/686/redaktsiya_04.03.22_instruktsiya_obraz.organiz..pdf
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Обсуждение результатов |
![]() |
Заключение |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»