ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2022 год № 3

Медицинское образование


УДК 61 : 377.5 (571.62-25)
С.Ю. Мешалкина
Актуальные вопросы современного образования при подготовке специалистов среднего звена в ДВГМУ
Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
Контактная информация: С.Ю. Мешалкина, e-mail: svetlana_mes@mail.ru
Резюме:
Система среднего профессионального образования призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. Престиж среднего профессионального образования неуклонно растет, увеличивается и количество обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в том числе по медицинским и фармацевтическим специальностям. Актуальной задачей является внедрение на уровне среднего профессионального образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, образовательные стандарты, компетенции, медицинские и фармацевтические специальности

S.Yu. Meshalkina
Topical issues of modern education in the training of mid-level specialists at the Far Eastern State Medical University
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The system of secondary vocational education is designed to provide the country's economy with qualified personnel, solving the main question: what kind of specialists to train, in what volume and by what time. The prestige of secondary vocational education is steadily growing, and the number of students enrolled in training programs for mid-level specialists, including those in medical and pharmaceutical specialties, is also increasing. An urgent task is the introduction at the level of secondary vocational education of new methods of training and education, educational technologies that ensure the development of general and professional competencies by students.
Key words:
secondary vocational education, educational standards, competencies, medical and pharmaceutical specialties
Введение

Вопросы развития среднего профессионального образования (СПО) занимают важное место в процессе модернизации российского образования [1, 7]. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах данного уровня государственная политика предусматривает опережающее развитие системы СПО, на государственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом [2, 3].

Перед СПО стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию с работодателями [7].

Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского (фармацевтического) образования (ВУЗы, колледжи), реализующих основные образовательные программы по 10 специальностям. В них обучается более 250 тысяч человек. В 2022 году дипломы специалистов получили около 70 тысяч выпускников.

К несомненным достоинствам СПО медицинского и фармацевтического профиля можно отнести:

- сохранение государственного сектора образовательных организаций;

- достаточный уровень государственного заказа (контрольных цифр бюджетного приёма) на подготовку специалистов;

- обновление содержания образования (новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

- оптимизация технологий обучения, упор на применение практико-ориентированных технологий;

- формирование системы непрерывного профессионального образования;

- внедрение систем оценки качества подготовки и менеджмента качества;

- создание и развитие информационной образовательной среды в образовательных организациях.

 
Обсуждение результатов

Подготовка специалистов среднего звена в ДВГМУ началась с 1999 года: был осуществлен набор 27 студентов для обучения по программе СПО Фармация, с 2007 года в университете реализуется специальность СПО Стоматология профилактическая (первый набор -17 студентов), с 2012 года - Стоматология ортопедическая (первый набор - 12 студентов).

За период 2018-2022 гг. наблюдается увеличение конкурса (человек на место) и рост количества поступивших абитуриентов на реализуемые в ДВГМУ специальности (Табл. 1).

Таблица 1. Анализ количества зачисленных абитуриентов и сложившегося конкурса по специальностям СПО за 2018-2022 гг.
Специальность СПО/период20182019202020212022
Конкурс (человек/ на место) Зачислено (чел.)Конкурс (человек/ на место)Зачислено (чел.)Конкурс (человек/ на место)Зачислено (чел.)Конкурс (человек/ на место)Зачислено (чел.)Конкурс (человек/ на место)Зачислено (чел.)
Стоматология профилактическая 529531533536742
Стоматология ортопедическая 441551445541660
Фармация 446545452457680
Фармация 446545452457680
Итого зачислено 116 127 130 134 182

Наибольший рост абитуриентов наблюдается по специальностям "Фармация" (в 1,6 раза) и "Стоматология ортопедическая" (в 1,4 раза), а по количеству поданных заявлений на место - по специальности "Стоматология профилактическая" с 5 в 2018 году до 7 в 2022 году.

За данный временной период наблюдается и изменение качественного состава абитуриентов, показателем которого является проходной балл на бюджетные места - средний балл документа об образовании абитуриентов (аттестата, диплома), который наиболее максимальные значения по всем специальностям показал в 2022 году (Табл. 2).

Таблица 2. Анализ проходного балла по специальностям СПО за 2018-2022 гг.
Специальность СПО/период20182019202020212022
Стоматология профилактическая4,254,254,324,334,35
Стоматология ортопедическая4,254,574,414,54,57
Фармация4,484,494,524,414,53

Ежегодно увеличивается количество обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). За период с 2012 по 2022 годы, контингент вырос в 3,6 раза: со 105 до 378 студентов в медико-фармацевтическом колледже (Рис. 1).

Рис. 1. Анализ контингента обучающихся по специальностям СПО за 2012-2022 гг.

Контрольные цифры прима на бюджетные места с 2017 года остаются стабильными ( по 15 - на каждую специальность СПО). По состоянию на 1 октября 2022 года удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе в медико-фармацевтическом колледже составляет 32% (120 человек), на контрактно-договорной основе - 68% или 258 человек (Рис.2).

Рис. 2. Анализ контингента обучающихся в колледже по форме обучения (%).

За 2021-2022 годы Министерством просвещения РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ актуализированы все федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по медицинским (фармацевтическим) специальностям СПО. Изменились сроки обучения в сторону уменьшения на один год, содержание программ. С 1 сентября 2022 года по новому ФГОС (4 поколения) уже началась подготовка студентов по специальности 33.02.01 Фармация, квалификации фармацевт, сроком обучения 1 год 10 месяцев. Это сразу сказалось на повышенном спросе абитуриентов на обучение по данной специальности (зачислено 80 студентов), при этом у 67 % обучающихся - это второе образование. В медико-фармацевтическом колледже в контингенте обучающихся наибольший удельный вес (25%) составляют студенты в возрастной группе от 20 до 30 лет, но имеется тенденция к увеличению количества студентов в возрасте от 30 до 40 лет (20%), старше 40 лет (10%) (Рис.3).

Рис. 3. Анализ контингента обучающихся в колледже по возрасту

Значительное расширение функций среднего медицинского и фармацевтического персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных технологий, обосновывают необходимость обеспечения медицинских и фармацевтических организаций практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией и многофункциональными умениями, что требуют новых подходов к организации учебного процесса по программам СПО.

Анализ ППССЗ, в том числе учебных планов по специальностям СПО это доказывает весьма убедительно, объём времени, отводимый на практические (лабораторные занятия), практики - по всем специальностям выше 70% .

У будущих фармацевтов предусмотрено 9 видов практик: Учебная практика "Медицинская ознакомительная"; Учебная практика по ботанике; Производственная практика "Основы работы аптечных организаций"; Производственная практика по отпуску лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента; Учебная практика по фармакогнозии; Производственная практика лекарствоведению; Производственная практика по организации деятельности аптеки и ее структурных подразделений; Производственная по технологии лекарственных форм; Производственная практика (преддипломная).

Сферами профессиональной деятельности будущих фармацевтов являются: реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, изготовление лекарственных форм, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, изготовление лекарственных форм, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией [6].

У студентов специальности Стоматология профилактическая - 4 вида практики: Учебная практика "Гигиена полости рта"; Производственная практика "Профессиональная гигиена"; Производственная практика "Профилактика стоматологических заболеваний"; Производственная практика (преддипломная). Сферами профессиональной деятельности гигиенистов стоматологических являются: диагностика и профилактика стоматологических заболеваний; проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний [5].

Студенты по специальности Стоматология ортопедическая закрепляю компетенции, умения и навыки на практиках: Учебной практике по технологии изготовления съемных протезов и аппаратов; Производственной практике по технологии изготовления несъемных протезов Производственной практике (преддипломной). Сферами профессиональной деятельности зубных-техников являются: изготовление съемных пластиночных протезов; изготовление несъемных протезов; изготовление бюгельных протезов; изготовление ортодонтических аппаратов; изготовление челюстно-лицевых аппаратов [4].

Практико-ориентированный подход к обучению в медико-фармацевтическом колледже ДВГМУ педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций, которые выпускники демонстрируют на государственной итоговой аттестации.

Анализ среднего балла и качества знаний по специальностям СПО за 2018-2022 годы приведены в таблице 3, средние значения находятся в пределах от 4,15 до 4,43 балла, качество знаний - от 75,7 % до 87% соответственно, что указывает на стабильные результаты подготовки и освоения программ СПО. Наиболее высокие средний балл (4,5) и качество знаний (100%) у выпускников по специальности Фармация. Государственная итоговая аттестация у выпускников СПО проходит в форме подготовки и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы. Ежегодно от 8 до 10 выпускников получают диплом с отличием.

Таблица 3. Анализ среднего балла и качества знаний по результатам ГИА по специальностям СПО за 2018-2022 гг.
Специальность СПО/период2018 год2019 год2020 год2021 год2022 год
Кач-во %Ср. баллКач-во %Ср. баллКач-во %Ср. баллКач-во %Ср. баллКач-во %Ср. балл
Стоматология профилактическая 67 3,8 80 4,1 74 4,2 76 4,2 88 4,3
Стоматология ортопедическая 80 4,1 77 4,0 70 4,15 79 4,3 73 4,3
Фармация 100 4,5 100 4,4 95 4,3 83 4,28 100 4,7
Среднее значение824,1575,74,1379,74,2279,34,26874,43

При реализации ППССЗ в учебном процессе задействовано 17 кафедр ДВГМУ, более 40 преподавателей, 15 из которых являются штатными, работающими в медико-фармацевтическом колледже на отделениях Фармации и Стоматологии. Все преподаватели колледжа имеют дипломы о профессиональной переподготовке "Преподаватель СПО", необходимое дополнительное профессиональное образование.

Целевое финансирование программ СПО позволило за период с 2016 по 2022 год обновить библиотечный фонд, приобрести для колледжа зуботехническую лабораторию в учебном корпусе №2, новое оборудование, материалы и инструменты, мебель, расходные материалы, необходимое для соответствия ФГОС по реализуемым специальностям.

По итогам мониторинга за 2018-2021 годы, проводимого по показателям: Уровень подготовки выпускников; Инфраструктура, Финансово-экономическая деятельность; Кадровый состав; Международная деятельность; Реализация программ ДПО; Социальная ответственность, - колледж ДВГМУ входит в рейтинг ТОП-500 по Российской Федерации (из 4676 образовательных организаций) и в рейтинг ТОП-5 субъекта РФ (из 41 образовательной организации), и в этом большой вклад практически каждого сотрудника ДВГМУ.

 
Заключение

Анализ современных тенденций СПО позволяет определить актуальные направления развития реализуемых в медико-фармацевтическом колледже программ, к которым можно отнести: внедрение информационных технологий и системы менеджмента качества в образовательный процесс; создание среды, максимально близкой к производственной, с ориентацией содержания образования на результаты, значимые в сфере труда, что, будет обеспечивать конкурентоспособность выпускников.

Реализация намеченного должна обеспечить дальнейшее развитие среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, улучшить его соответствие запросам практического здравоохранения и повысить качество образования.

 
Список литературы
 
  1. 1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Об утверждении ведомственной целевой Программы "Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования: распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № Р-74 // СПС "Консультант Плюс"
  4. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 972) // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности31.02.06 Стоматология профилактическая: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 973) // СПС "Консультант Плюс".
  6. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация: приказ Министерства просвещения российской Федерации от 13 июля 2021 г. № 449) // СПС "Консультант Плюс".
  7. 7. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. - 2020. - № 1(81). - С. 76-86.