2022 год № 3
Медицинское образование
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
Вопросы развития среднего профессионального образования (СПО) занимают важное место в процессе модернизации российского образования [1, 7]. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах данного уровня государственная политика предусматривает опережающее развитие системы СПО, на государственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом [2, 3].
Перед СПО стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию с работодателями [7].
Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского (фармацевтического) образования (ВУЗы, колледжи), реализующих основные образовательные программы по 10 специальностям. В них обучается более 250 тысяч человек. В 2022 году дипломы специалистов получили около 70 тысяч выпускников.
К несомненным достоинствам СПО медицинского и фармацевтического профиля можно отнести:
- сохранение государственного сектора образовательных организаций;
- достаточный уровень государственного заказа (контрольных цифр бюджетного приёма) на подготовку специалистов;
- обновление содержания образования (новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
- оптимизация технологий обучения, упор на применение практико-ориентированных технологий;
- формирование системы непрерывного профессионального образования;
- внедрение систем оценки качества подготовки и менеджмента качества;
- создание и развитие информационной образовательной среды в образовательных организациях.
Обсуждение результатов
|
|
Подготовка специалистов среднего звена в ДВГМУ началась с 1999 года: был осуществлен набор 27 студентов для обучения по программе СПО Фармация, с 2007 года в университете реализуется специальность СПО Стоматология профилактическая (первый набор -17 студентов), с 2012 года - Стоматология ортопедическая (первый набор - 12 студентов).
За период 2018-2022 гг. наблюдается увеличение конкурса (человек на место) и рост количества поступивших абитуриентов на реализуемые в ДВГМУ специальности (Табл. 1).
Специальность СПО/период | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкурс (человек/ на место) | Зачислено (чел.) | Конкурс (человек/ на место) | Зачислено (чел.) | Конкурс (человек/ на место) | Зачислено (чел.) | Конкурс (человек/ на место) | Зачислено (чел.) | Конкурс (человек/ на место) | Зачислено (чел.) | |
Стоматология профилактическая | 5 | 29 | 5 | 31 | 5 | 33 | 5 | 36 | 7 | 42 |
Стоматология ортопедическая | 4 | 41 | 5 | 51 | 4 | 45 | 5 | 41 | 6 | 60 |
Фармация | 4 | 46 | 5 | 45 | 4 | 52 | 4 | 57 | 6 | 80 |
Фармация | 4 | 46 | 5 | 45 | 4 | 52 | 4 | 57 | 6 | 80 | Итого зачислено | 116 | 127 | 130 | 134 | 182 |
Наибольший рост абитуриентов наблюдается по специальностям "Фармация" (в 1,6 раза) и "Стоматология ортопедическая" (в 1,4 раза), а по количеству поданных заявлений на место - по специальности "Стоматология профилактическая" с 5 в 2018 году до 7 в 2022 году.
За данный временной период наблюдается и изменение качественного состава абитуриентов, показателем которого является проходной балл на бюджетные места - средний балл документа об образовании абитуриентов (аттестата, диплома), который наиболее максимальные значения по всем специальностям показал в 2022 году (Табл. 2).
Специальность СПО/период | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|
Стоматология профилактическая | 4,25 | 4,25 | 4,32 | 4,33 | 4,35 |
Стоматология ортопедическая | 4,25 | 4,57 | 4,41 | 4,5 | 4,57 |
Фармация | 4,48 | 4,49 | 4,52 | 4,41 | 4,53 |
Ежегодно увеличивается количество обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). За период с 2012 по 2022 годы, контингент вырос в 3,6 раза: со 105 до 378 студентов в медико-фармацевтическом колледже (Рис. 1).
Рис. 1. Анализ контингента обучающихся по специальностям СПО за 2012-2022 гг.
Контрольные цифры прима на бюджетные места с 2017 года остаются стабильными ( по 15 - на каждую специальность СПО). По состоянию на 1 октября 2022 года удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе в медико-фармацевтическом колледже составляет 32% (120 человек), на контрактно-договорной основе - 68% или 258 человек (Рис.2).
Рис. 2. Анализ контингента обучающихся в колледже по форме обучения (%).
За 2021-2022 годы Министерством просвещения РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ актуализированы все федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по медицинским (фармацевтическим) специальностям СПО. Изменились сроки обучения в сторону уменьшения на один год, содержание программ. С 1 сентября 2022 года по новому ФГОС (4 поколения) уже началась подготовка студентов по специальности 33.02.01 Фармация, квалификации фармацевт, сроком обучения 1 год 10 месяцев. Это сразу сказалось на повышенном спросе абитуриентов на обучение по данной специальности (зачислено 80 студентов), при этом у 67 % обучающихся - это второе образование. В медико-фармацевтическом колледже в контингенте обучающихся наибольший удельный вес (25%) составляют студенты в возрастной группе от 20 до 30 лет, но имеется тенденция к увеличению количества студентов в возрасте от 30 до 40 лет (20%), старше 40 лет (10%) (Рис.3).
Рис. 3. Анализ контингента обучающихся в колледже по возрасту
Значительное расширение функций среднего медицинского и фармацевтического персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных технологий, обосновывают необходимость обеспечения медицинских и фармацевтических организаций практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией и многофункциональными умениями, что требуют новых подходов к организации учебного процесса по программам СПО.
Анализ ППССЗ, в том числе учебных планов по специальностям СПО это доказывает весьма убедительно, объём времени, отводимый на практические (лабораторные занятия), практики - по всем специальностям выше 70% .
У будущих фармацевтов предусмотрено 9 видов практик: Учебная практика "Медицинская ознакомительная"; Учебная практика по ботанике; Производственная практика "Основы работы аптечных организаций"; Производственная практика по отпуску лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента; Учебная практика по фармакогнозии; Производственная практика лекарствоведению; Производственная практика по организации деятельности аптеки и ее структурных подразделений; Производственная по технологии лекарственных форм; Производственная практика (преддипломная).
Сферами профессиональной деятельности будущих фармацевтов являются: реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, изготовление лекарственных форм, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, изготовление лекарственных форм, организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией [6].
У студентов специальности Стоматология профилактическая - 4 вида практики: Учебная практика "Гигиена полости рта"; Производственная практика "Профессиональная гигиена"; Производственная практика "Профилактика стоматологических заболеваний"; Производственная практика (преддипломная). Сферами профессиональной деятельности гигиенистов стоматологических являются: диагностика и профилактика стоматологических заболеваний; проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний [5].
Студенты по специальности Стоматология ортопедическая закрепляю компетенции, умения и навыки на практиках: Учебной практике по технологии изготовления съемных протезов и аппаратов; Производственной практике по технологии изготовления несъемных протезов Производственной практике (преддипломной). Сферами профессиональной деятельности зубных-техников являются: изготовление съемных пластиночных протезов; изготовление несъемных протезов; изготовление бюгельных протезов; изготовление ортодонтических аппаратов; изготовление челюстно-лицевых аппаратов [4].
Практико-ориентированный подход к обучению в медико-фармацевтическом колледже ДВГМУ педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций, которые выпускники демонстрируют на государственной итоговой аттестации.
Анализ среднего балла и качества знаний по специальностям СПО за 2018-2022 годы приведены в таблице 3, средние значения находятся в пределах от 4,15 до 4,43 балла, качество знаний - от 75,7 % до 87% соответственно, что указывает на стабильные результаты подготовки и освоения программ СПО. Наиболее высокие средний балл (4,5) и качество знаний (100%) у выпускников по специальности Фармация. Государственная итоговая аттестация у выпускников СПО проходит в форме подготовки и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы. Ежегодно от 8 до 10 выпускников получают диплом с отличием.
Специальность СПО/период | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кач-во % | Ср. балл | Кач-во % | Ср. балл | Кач-во % | Ср. балл | Кач-во % | Ср. балл | Кач-во % | Ср. балл | |
Стоматология профилактическая | 67 | 3,8 | 80 | 4,1 | 74 | 4,2 | 76 | 4,2 | 88 | 4,3 |
Стоматология ортопедическая | 80 | 4,1 | 77 | 4,0 | 70 | 4,15 | 79 | 4,3 | 73 | 4,3 |
Фармация | 100 | 4,5 | 100 | 4,4 | 95 | 4,3 | 83 | 4,28 | 100 | 4,7 |
Среднее значение | 82 | 4,15 | 75,7 | 4,13 | 79,7 | 4,22 | 79,3 | 4,26 | 87 | 4,43 |
При реализации ППССЗ в учебном процессе задействовано 17 кафедр ДВГМУ, более 40 преподавателей, 15 из которых являются штатными, работающими в медико-фармацевтическом колледже на отделениях Фармации и Стоматологии. Все преподаватели колледжа имеют дипломы о профессиональной переподготовке "Преподаватель СПО", необходимое дополнительное профессиональное образование.
Целевое финансирование программ СПО позволило за период с 2016 по 2022 год обновить библиотечный фонд, приобрести для колледжа зуботехническую лабораторию в учебном корпусе №2, новое оборудование, материалы и инструменты, мебель, расходные материалы, необходимое для соответствия ФГОС по реализуемым специальностям.
По итогам мониторинга за 2018-2021 годы, проводимого по показателям: Уровень подготовки выпускников; Инфраструктура, Финансово-экономическая деятельность; Кадровый состав; Международная деятельность; Реализация программ ДПО; Социальная ответственность, - колледж ДВГМУ входит в рейтинг ТОП-500 по Российской Федерации (из 4676 образовательных организаций) и в рейтинг ТОП-5 субъекта РФ (из 41 образовательной организации), и в этом большой вклад практически каждого сотрудника ДВГМУ.
Заключение
|
|
Анализ современных тенденций СПО позволяет определить актуальные направления развития реализуемых в медико-фармацевтическом колледже программ, к которым можно отнести: внедрение информационных технологий и системы менеджмента качества в образовательный процесс; создание среды, максимально близкой к производственной, с ориентацией содержания образования на результаты, значимые в сфере труда, что, будет обеспечивать конкурентоспособность выпускников.
Реализация намеченного должна обеспечить дальнейшее развитие среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, улучшить его соответствие запросам практического здравоохранения и повысить качество образования.
Список литературы |
|
- 1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. // СПС "Консультант Плюс".
- 2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 // СПС "Консультант Плюс".
- 3. Об утверждении ведомственной целевой Программы "Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования: распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № Р-74 // СПС "Консультант Плюс"
- 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 972) // СПС "Консультант Плюс".
- 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности31.02.06 Стоматология профилактическая: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 973) // СПС "Консультант Плюс".
- 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация: приказ Министерства просвещения российской Федерации от 13 июля 2021 г. № 449) // СПС "Консультант Плюс".
- 7. Блинов В.И., Сергеев И.С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020-2035 // Образовательная политика. - 2020. - № 1(81). - С. 76-86.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»