ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2022 год № 3

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 614.29+647-056.26
О.Г. Хмелевская
Взаимодействие Главного бюро медико-социальной экспертизы и медицинских организаций Хабаровского края по направлению граждан на медико-социальную экспертизу
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю, г. Хабаровск
Контактная информация: О.Г. Хмелевская, e-mail: expert@mse27.ru
Резюме:
Статья посвящена вопросам взаимодействия медицинских организаций и учреждения медико-социальной экспертизы. Новое законодательство по установлению инвалидности меняет формат работы с гражданами в медицинских организациях и учреждениях медико-социальной экспертизы.
Ключевые слова:
медико-социальная экспертиза, инвалиды, медицинские организации

O.G. Khmelevskaia
Interaction between the Main Bureau of Medical and Social Expertise and medical organizations of the Khabarovsk Territory in the direction of citizens for medical and social expertise
Main Bureau of Medical and Social Expertise, Khabarovsk
Summary:
The article devoted to the interaction of medical organizations and medical and social expertise. The new legislation on the establishment of disability is changing the format of work with citizens in medical organizations and medical and social expertise.
Key words:
medical and social expertise, disabled people, medical organizations
Введение

С 01.07.2022г. вступили в силу новые Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022г. № 588 (далее - Правила) [1]. Правилами значительно изменен порядок направления гражданин на медико-социальную экспертизу (МСЭ), расширены сферы взаимодействия между бюро МСЭ и медицинскими организациями, введены новые формы документов, оформляемых при проведении медико-социальной экспертизы, в том числе медицинскими организациями, а также определены виды информирования граждан на всех этапах подготовки и проведения освидетельствования.

Цель работы: ознакомить руководителей и специалистов медицинских организаций, с изменением с 01.07.2022г. порядка направления граждан на медико-социальную экспертизу.

 
Обсуждение результатов

Согласно новым Правилам гражданин может быть направлен на медико-социальную экспертизу исключительно медицинской организацией независимо от её организационно-правовой формы. Ранее имевшаяся возможность самостоятельного обращения гражданина в бюро МСЭ, а также направление органом социальной защиты населения теперь не предусмотрены.

Появился новый документ, оформляемый в медицинских организациях: согласие гражданина на направление и проведение медико-социальной экспертизы. Правилами определено, что гражданин направляется на освидетельствование в соответствие с решением врачебной комиссии с его письменного согласия. Форма согласия утверждена приказом Минздрава России от 07.06.2022г. № 385н [2]. В согласии указывается предпочтительная форма проведения экспертизы (с личным присутствием или без его личного участия), а также предпочтительный способ получения уведомления гражданина. Данная информация из согласия должна быть отражена в направлении на медико-социальную экспертизу (форма 088/у).

Направление на МСЭ формируется в информационной системе медицинской организации и передается в бюро МСЭ в форме электронного документа посредством единой государственной систем в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). При отсутствии у медицинской организации доступа к ЕГИСЗ направление формируется в виде бумажного документа и передается в бюро МСЭ курьером или почтовой связью в течение 3 рабочих дней со дня оформления. Определено, что с 01.06.2023г. направление на МСЭ формируется исключительно в форме электронного документа.

Медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после передачи в бюро МСЭ направления уведомляет об этом гражданина.

В случае если гражданину отказано в оформлении направления на МСЭ ему выдается заключение врачебной комиссии и гражданин вправе подать жалобу в орган, осуществляющий функцию учредителя, либо в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Формирование направления на МСЭ осуществляется в соответствие с положениями Перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Данный Перечень утвержден совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 10.03.2021г. № 402н/631н [3]. В случае если направление на МСЭ не содержит полного объема медицинских обследований, регламентированных приказом 402н/631н, бюро МСЭ вправе возвратить данное направление в медицинскую организацию с уведомлением гражданина о причинах возврата, территориальный ФОМС, а также орган, осуществляющий функцию учредителя. В этом случае медицинская организация в течение 14 рабочих дней дополняет направление сведениями о результатах медицинских обследований или проводит дополнительные обследования по Перечню. В последующем осуществляется повторная передача направления в бюро МСЭ.

Новыми Правилами изменен порядок проведения дополнительного обследования гражданина на этапе освидетельствования. Ранее при необходимости получения дополнительных данных составлялась программа дополнительного обследования (ПДО), которая передавалась гражданину для последующего обращения в медицинскую организацию. С 01.07.2022г. порядок изменен, приказом Минтруда России от 30.05.2022г. № 326н утверждена форма программы [4]. По новым правилам теперь ПДО сначала согласовывается с гражданином, а при его согласии направляется специалистами бюро МСЭ в медицинскую организацию на бумажном носителе. После проведения необходимых обследований медицинская организация передает результаты непосредственно в бюро МСЭ, а также информирует гражданина.

За 9 месяцев 2022г. в экспертные подразделения учреждения медицинскими организациями края переданы 10083 направления, из них в электронном виде 2632 - 26,1%. Доля электронных направлений в течение текущего года возрастала. Если в январе было передано только 60 электронных направлений или 11,1%, в июле (после вступления в действие новых Правил) - 382 или 26,3%, а в сентябре число электронных форм возросло до 1099, их доля составила 57,7%.

По итогам 9 месяцев принято в работу только 65,5% электронных направлений, остальные отклонены вследствие следующих причин: дублирование бумажного документа - 30,4%, повторное поступление электронной формы - 3,8%.

За 9 месяцев возвращены в медицинские организации вследствие несоответствия требованиям приказа № 402н/631н - 42 формы (0,5%). Следует отметить, что число направлений, имеющих не полный объем обследований, гораздо больше, чем фактически возвращенных в медицинские организации. Для получения необходимых сведений специалисты бюро МСЭ разрабатывают ПДО. За 9 месяцев текущего года в медицинские организации было направлено 1101 программа дополнительного обследования, что составило 11,4% от направлений, принятых в работу для проведения освидетельствования.

Выполнение требований приказа № 402н/631н не всегда возможно, особенно в районах края. В адрес Главного бюро поступали обращения главных врачей медицинских организациях об отсутствии необходимых специалистов и оборудования для выполнения полного объема обследований, регламентированных Перечнем. С целью недопущения ущемления прав граждан на получение мер социальной поддержки специалисты бюро МСЭ разумно подходят к полноте оформления направительных документов, и, тем не менее, в ряде случаев, представленная медицинскими организациями информация о состоянии здоровья гражданина не позволяет оценить виды и степень выраженности нарушенных функций организма. Такие направительные документы возвращаются в медицинскую организацию для проведения дообследования.

 
Заключение

Новые правила признания лица инвалидом во многом изменили порядок направления на МСЭ, процедуру проведения освидетельствования и установления инвалидности. Изменения коснулись организации работы, как медицинских организаций, так и учреждений медико-социальной экспертизы. Это было сделано с целью повышения прозрачности и доступности услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Эффективное взаимодействие лечащих врачей системы здравоохранения и врачей-экспертов позволит повысить качество вынесенных решений и сделать процедуру освидетельствования максимально комфортной для граждан.

 
Список литературы
 
  1. 1. Правила признания лица инвалидом: постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022г. № 588 // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2022г. № 385н // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2021г. № 402н/631н // СПС "Консультант Плюс".
  4. 4. Программа дополнительного обследования гражданина: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.05.2022г. № 326н // СПС "Консультант Плюс".