2022 год № 4
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Профессиональный труд специалиста стоматологического профиля отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В связи с радикальными изменениями в общественной жизни, с возрастанием объема и сложности социальных и психологических проблем в жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в профессиональной сфере, в современном обществе возрастает роль адаптации. Сотрудник с хорошим уровнем адаптации показывает хорошую продуктивность деятельности, удовлетворен своей профессией, способен к личностному и профессиональному развитию, стабилен, адекватно воспринимает себя в мире, мотивирован в работе [2].
Профессиональное самосознание побуждает специалистов к построению своего поведения соответственно целям организации и его функциям, сознательному подчинению поступков этическим и профессиональным требованиям, надлежащему владению собой, личными чувствами, устремлениями, эмоциями и переживаниями, поэтому изучение личностного адаптационного потенциала специалистов является своевременной и актуальной задачей [1].
Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются ряда проблем, в том числе - изучения проблематики адаптации специалистов к профессиональной деятельности, поэтому изучение личностного адаптационного потенциала специалистов стоматологического профиля - является своевременной и актуальной задачей [3].
В связи с этим, целью нашего исследования стало выявление особенностей личностного адаптационного потенциала специалистов стоматологического профиля (с высшим и средним специальным образованием) и обоснование его значимости с учетом их специализации.
Для реализации поставленной цели был определен ряд задач:
1. Определить адаптационный потенциал специалистов стоматологического профиля.
2. Сравнить особенности адаптации специалистов с высшим и средним специальным образованием.
3. Оценить способность специалиста стоматологического профиля к использованию личностного адаптационного потенциала
в профессиональной деятельности.
Материалами исследования стали анкеты, сформированные на основе опросников: Методика "Тип поведенческой активности", Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность", Методика диагностики социально-психологической адаптации.
Анализ литературных источников позволил выявить 3 вида адаптации специалистов: профессиональную, психологическую и физиолого-гигиеническую. На первом этапе исследования мы проводили анализ только психологической адаптации, которая заключается в освоении специалистом социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.
В роли респондентов выступали врачи - стоматологи-хирурги и стоматологи-терапевты и гигиенисты стоматологические со средним специальным образованием. В рамках проводимого пилотного исследования методом случайного отбора было отобрано по 30 представителей каждой изучаемой специальности. Средний возраст респондентов составил порядка 31 года, средний стаж работы - около 11 лет. Среди стоматологов-хирургов преобладали лица мужского пола, в остальных группах гендерных различий не было, как и различий по возрасту и стажу.
Обсуждение результатов
|
|
Поведенческая активность индивидуумов подразделяется на три основных типа. Тип А - выраженная поведенческая активность. Личность гиперактивная, энергичная, нетерпеливая, импульсивная, стремящаяся к соревновательности, без амбициозности и агрессивности, с повышенной деловой активностью. Тип АВ - промежуточный (переходный) тип личностной активности. Личность сбалансированная, с неявной склонностью к доминированию, уверенная, эмоционально-стабильная. Тип В - выраженный поведенческий тип личностной активности. Личность неуверенная, сомневающаяся, избегающая ответственности, пассивная, рациональная, с умеренной активностью личность.
Анализ данного параметра у респондентов показал, что, несмотря на то, что большинство имеют промежуточный тип поведенческой активности, у стоматологов-хирургов достоверно чаще, чем у представителей других исследуемых специальностей, встречается В-тип поведенческой активности (р<0,05) (Рис. 1).
Рис. 1. Тип поведенческой активности личности (*р<0,05).
Также была определена высокая корреляционная зависимость стажа работы и поведенческой активности. Так, специалисты, проработавшие более 5 лет в профессии, значительно реже имеют полюсные типы А и В и более склонны к смешанному, АВ варианту (rxy = 0,72).
Анализ личностного адаптационного потенциала показал, что во всех исследуемых группах основные шкалы (нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность) относятся к среднему уровню развития. Теме не менее, у стоматологов-терапевтов наблюдался более низкий уровень нервно-психической устойчивости при достаточно стабильных показателях коммуникативных способностей и приверженности к соблюдению моральных норм, а у стоматологов-хирургов - обратная ситуация. При этом у гигиенистов стоматологических показатели по всем трем шкалам были выше, чем в других группах, и находились на равном уровне (р<0,05) (Рис. 2).
Рис. 2. Личностный адаптационный потенциал (*р<0,05).
Результаты опроса по методике "Социально-психологическая адаптация", которые характеризуют адаптированность, позволили выявить статистически значимые межгрупповые различия по некоторым шкалам.
Несмотря на то, что всех групп респондентов были высокие параметры принятия себя и других и повышенные значения в блоке внутреннего контроля, у стоматологов-хирургов преобладала склонности к интернальности (р<0,05); также у данной группы специалистов наблюдалось максимальное стремление к доминированию (р<0,05).
Наибольшие различия обнаружены между специалистами хирургического и терапевтического профиля, в то время как различия между терапевтами и гигиенистами оказались минимальными. Таким образом, результаты сравнительного анализа позволяют говорить о разном уровне профессиональной адаптированности специалистов стоматологического профиля разных специализаций при достаточно однородном личностном адаптационном потенциале.
Также, корреляционный анализ выявил во всех модульных группах заметную положительную статистически значимую связь между адаптированностью и личностным адаптационным потенциалом (rxy = 0,74).
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что большинство респондентов имеют промежуточный тип поведенческой активности (АВ), у стоматологов-хирургов чаще, чем у представителей других исследуемых специальностей, встречается В-тип поведенческой активности (р<0,05). Также была определена высокая корреляционная зависимость стажа работы и типа поведенческой активности (rxy = 0,72).
2. Анализ личностного адаптационного потенциала показал более низкий уровень нервно-психической устойчивости у стоматологов-терапевтов при достаточно стабильных показателях коммуникативных способностей и приверженности к соблюдению моральных норм, в то время, как у стоматологов-хирургов наблюдалась обратная ситуация (р<0,05).
3. У всех групп респондентов были высокие параметры принятия себя и других и повышенные значения в блоке внутреннего контроля с преобладанием склонности к интернальности у стоматологов-хирургов; также у данной группы специалистов наблюдалось максимальное стремление к доминированию (р<0,05).
4. У респондентов - стоматологов-гигиенистов оказался наиболее стабильный тип личности в контексте адаптационных возможностей как в рамках нервно-психического потенциала, так и по критериям социально-психологической адаптации (р<0,05).
Заключение
|
|
Таким образом, полученные результаты, с одной стороны, могут говорить о природной обусловленности личностного адаптационного потенциала. С другой стороны, это не исключает тот факт, что он эволюционирует в процессе профессиональной деятельности специалиста стоматологического профиля, хотя и независимо от конкретной специализации. Вероятнее всего, не специализация определяет потенциал, а, напротив, природно-обусловленный потенциал определяет профессиональный выбор и вероятность профессионального "естественного отбора" среди специалистов стоматологического профиля.
Исследование выполнено под научным руководством к.м.н., доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения О.В. Лемещенко Information about authors: http://orcid.org/0000-0002-1051-0958
Список литературы |
|
- 1. Материалы 19-го Всероссийского стоматологического форума 10-11.02.2022, Москва, Россия. Российская стоматология. 2022;15(2):34-76.
- 2. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход :
- 3. монография / Ю.А. Токарева, Н.М. Глухенькая, А.Г. Токарев ; Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2021. - 216 с. ISBN 978-5-87818-602-5
- 4. Марков Д.О. Социально-психологическая адаптация обучающихся на высших ступенях непрерывного образования (теоретический анализ) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-obuchayuschihsya-na-vysshih-stupenyah-nepreryvnogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 01.12.2022).
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»