ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2022 год № 4

Учебно-исследовательская работа студентов


УДК 614.2; 316.47
О.А. Видюк
Особенности личностного адаптационного потенциала специалиста стоматологического профиля
Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
Контактная информация: О.А. Видюк, e-mail: kiko@mail.fesmu.ru
Резюме:
Профессиональный труд специалиста стоматологического профиля отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются ряда проблем, в том числе - изучения проблематики адаптации специалистов к профессиональной деятельности, поэтому изучение личностного адаптационного потенциала специалистов стоматологического профиля - является своевременной и актуальной задачей. Исследование показало более низкий уровень нервно-психической устойчивости у стоматологов-терапевтов при достаточно стабильных показателях коммуникативных способностей и приверженности к соблюдению моральных норм, в то время, как у стоматологов-хирургов наблюдалась обратная ситуация с преобладанием склонности к интернальности и максимальным стремлением к доминированию. У респондентов - стоматологов-гигиенистов оказался наиболее стабильный тип личности в контексте адаптационных возможностей как в рамках нервно-психического потенциала, так и по критериям социально-психологической адаптации.
Ключевые слова:
адаптация, поведенческая активность, адаптационный потенциал, стоматология

O.A. Vidyuk
Features of the personal adaptive potential of a dental specialist
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The professional work of a dental specialist is characterized by great emotional, mental and physical stress. Socio-psychological aspects in dental practice relate to a number of problems, including the study of the problems of adaptation of specialists to professional activities, therefore, the study of the personal adaptive potential of dental specialists is a timely and urgent task. The study showed a lower level of neuropsychic stability in dental therapists with fairly stable indicators of communication skills and adherence to moral standards, while dental surgeons showed the opposite situation with a predominance of a tendency to internality and a maximum desire for dominance. Respondents - dental hygienists turned out to have the most stable personality type in the context of adaptive capabilities both within the framework of the neuropsychic potential and according to the criteria of socio-psychological adaptation.
Key words:
adaptation, behavioral activity, adaptive potential, dentistry
Введение

Профессиональный труд специалиста стоматологического профиля отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В связи с радикальными изменениями в общественной жизни, с возрастанием объема и сложности социальных и психологических проблем в жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в профессиональной сфере, в современном обществе возрастает роль адаптации. Сотрудник с хорошим уровнем адаптации показывает хорошую продуктивность деятельности, удовлетворен своей профессией, способен к личностному и профессиональному развитию, стабилен, адекватно воспринимает себя в мире, мотивирован в работе [2].

Профессиональное самосознание побуждает специалистов к построению своего поведения соответственно целям организации и его функциям, сознательному подчинению поступков этическим и профессиональным требованиям, надлежащему владению собой, личными чувствами, устремлениями, эмоциями и переживаниями, поэтому изучение личностного адаптационного потенциала специалистов является своевременной и актуальной задачей [1].

Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются ряда проблем, в том числе - изучения проблематики адаптации специалистов к профессиональной деятельности, поэтому изучение личностного адаптационного потенциала специалистов стоматологического профиля - является своевременной и актуальной задачей [3].

В связи с этим, целью нашего исследования стало выявление особенностей личностного адаптационного потенциала специалистов стоматологического профиля (с высшим и средним специальным образованием) и обоснование его значимости с учетом их специализации.

Для реализации поставленной цели был определен ряд задач:

1. Определить адаптационный потенциал специалистов стоматологического профиля.

2. Сравнить особенности адаптации специалистов с высшим и средним специальным образованием.

3. Оценить способность специалиста стоматологического профиля к использованию личностного адаптационного потенциала

в профессиональной деятельности.

Материалами исследования стали анкеты, сформированные на основе опросников: Методика "Тип поведенческой активности", Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность", Методика диагностики социально-психологической адаптации.

Анализ литературных источников позволил выявить 3 вида адаптации специалистов: профессиональную, психологическую и физиолого-гигиеническую. На первом этапе исследования мы проводили анализ только психологической адаптации, которая заключается в освоении специалистом социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

В роли респондентов выступали врачи - стоматологи-хирурги и стоматологи-терапевты и гигиенисты стоматологические со средним специальным образованием. В рамках проводимого пилотного исследования методом случайного отбора было отобрано по 30 представителей каждой изучаемой специальности. Средний возраст респондентов составил порядка 31 года, средний стаж работы - около 11 лет. Среди стоматологов-хирургов преобладали лица мужского пола, в остальных группах гендерных различий не было, как и различий по возрасту и стажу.

 
Обсуждение результатов

Поведенческая активность индивидуумов подразделяется на три основных типа. Тип А - выраженная поведенческая активность. Личность гиперактивная, энергичная, нетерпеливая, импульсивная, стремящаяся к соревновательности, без амбициозности и агрессивности, с повышенной деловой активностью. Тип АВ - промежуточный (переходный) тип личностной активности. Личность сбалансированная, с неявной склонностью к доминированию, уверенная, эмоционально-стабильная. Тип В - выраженный поведенческий тип личностной активности. Личность неуверенная, сомневающаяся, избегающая ответственности, пассивная, рациональная, с умеренной активностью личность.

Анализ данного параметра у респондентов показал, что, несмотря на то, что большинство имеют промежуточный тип поведенческой активности, у стоматологов-хирургов достоверно чаще, чем у представителей других исследуемых специальностей, встречается В-тип поведенческой активности (р<0,05) (Рис. 1).

Рис. 1. Тип поведенческой активности личности (*р<0,05).

Также была определена высокая корреляционная зависимость стажа работы и поведенческой активности. Так, специалисты, проработавшие более 5 лет в профессии, значительно реже имеют полюсные типы А и В и более склонны к смешанному, АВ варианту (rxy = 0,72).

Анализ личностного адаптационного потенциала показал, что во всех исследуемых группах основные шкалы (нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность) относятся к среднему уровню развития. Теме не менее, у стоматологов-терапевтов наблюдался более низкий уровень нервно-психической устойчивости при достаточно стабильных показателях коммуникативных способностей и приверженности к соблюдению моральных норм, а у стоматологов-хирургов - обратная ситуация. При этом у гигиенистов стоматологических показатели по всем трем шкалам были выше, чем в других группах, и находились на равном уровне (р<0,05) (Рис. 2).

Рис. 2. Личностный адаптационный потенциал (*р<0,05).

Результаты опроса по методике "Социально-психологическая адаптация", которые характеризуют адаптированность, позволили выявить статистически значимые межгрупповые различия по некоторым шкалам.

Несмотря на то, что всех групп респондентов были высокие параметры принятия себя и других и повышенные значения в блоке внутреннего контроля, у стоматологов-хирургов преобладала склонности к интернальности (р<0,05); также у данной группы специалистов наблюдалось максимальное стремление к доминированию (р<0,05).

Наибольшие различия обнаружены между специалистами хирургического и терапевтического профиля, в то время как различия между терапевтами и гигиенистами оказались минимальными. Таким образом, результаты сравнительного анализа позволяют говорить о разном уровне профессиональной адаптированности специалистов стоматологического профиля разных специализаций при достаточно однородном личностном адаптационном потенциале.

Также, корреляционный анализ выявил во всех модульных группах заметную положительную статистически значимую связь между адаптированностью и личностным адаптационным потенциалом (rxy = 0,74).

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на то, что большинство респондентов имеют промежуточный тип поведенческой активности (АВ), у стоматологов-хирургов чаще, чем у представителей других исследуемых специальностей, встречается В-тип поведенческой активности (р<0,05). Также была определена высокая корреляционная зависимость стажа работы и типа поведенческой активности (rxy = 0,72).

2. Анализ личностного адаптационного потенциала показал более низкий уровень нервно-психической устойчивости у стоматологов-терапевтов при достаточно стабильных показателях коммуникативных способностей и приверженности к соблюдению моральных норм, в то время, как у стоматологов-хирургов наблюдалась обратная ситуация (р<0,05).

3. У всех групп респондентов были высокие параметры принятия себя и других и повышенные значения в блоке внутреннего контроля с преобладанием склонности к интернальности у стоматологов-хирургов; также у данной группы специалистов наблюдалось максимальное стремление к доминированию (р<0,05).

4. У респондентов - стоматологов-гигиенистов оказался наиболее стабильный тип личности в контексте адаптационных возможностей как в рамках нервно-психического потенциала, так и по критериям социально-психологической адаптации (р<0,05).

 
Заключение

Таким образом, полученные результаты, с одной стороны, могут говорить о природной обусловленности личностного адаптационного потенциала. С другой стороны, это не исключает тот факт, что он эволюционирует в процессе профессиональной деятельности специалиста стоматологического профиля, хотя и независимо от конкретной специализации. Вероятнее всего, не специализация определяет потенциал, а, напротив, природно-обусловленный потенциал определяет профессиональный выбор и вероятность профессионального "естественного отбора" среди специалистов стоматологического профиля.

Исследование выполнено под научным руководством к.м.н., доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения О.В. Лемещенко Information about authors: http://orcid.org/0000-0002-1051-0958

 
Список литературы
 
  1. 1. Материалы 19-го Всероссийского стоматологического форума 10-11.02.2022, Москва, Россия. Российская стоматология. 2022;15(2):34-76.
  2. 2. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход :
  3. 3. монография / Ю.А. Токарева, Н.М. Глухенькая, А.Г. Токарев ; Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2021. - 216 с. ISBN 978-5-87818-602-5
  4. 4. Марков Д.О. Социально-психологическая адаптация обучающихся на высших ступенях непрерывного образования (теоретический анализ) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-obuchayuschihsya-na-vysshih-stupenyah-nepreryvnogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 01.12.2022).