ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2022 год № 4

Учебно-исследовательская работа студентов


УДК 614.2; 17.022.1
О.В. Каплиева, Н.И. Каплиева
Динамика формирования отношения студентов медицинского ВУЗа к внешнему имиджу врача
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: О.В. Каплиева, mail: kiko@mail.fesmu.ru
Резюме:
Образ врача с психологической точки зрения - это инструмент для установления с пациентами и их родителями доверия и взаимопонимания, которые важны для удовлетворенности лечением и его исхода. Изучение отношения студентов медицинского ВУЗа к имиджу врача показало, что студенты, не зависимо от курса и факультета отмечают важность опрятного вида врача (выглаженная, чистая одежда без посторонних запахов). При этом дизайн медицинской одежды, ее цвет и фасон не имеют принципиального значения для обучающихся, также, как и прическа, макияж, пирсинг и татуировки у врача. Также студенты считают приемлемым наличие резкого запаха парфюмерии и допускают запах никотина. В ряде случаев, особенно на старших курсах, обучающиеся считают нормой употребление в речи с пациентом не медицинской сленговой лексики и некоторых нецензурных выражений
Ключевые слова:
имидж, облик врача, внешний вид, медицинская форма, студенты, лечебный факультет, педиатрический факультет

O.V. Kaplieva, N.I. Kaplieva
The dynamics of the formation of the attitude of students of a medical university to the external image of a doctor
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The psychological image of a doctor is a tool for establishing trust and understanding with patients and their parents, which are important for satisfaction with treatment and its outcome. The study of the attitude of students of a medical university to the image of a doctor showed that students, regardless of the course and faculty, note the importance of a neat appearance of a doctor (ironed, clean clothes without foreign odors). At the same time, the design of medical clothing, its color and style are not of fundamental importance for students, as well as the hairstyle, makeup, piercing and tattoos of a doctor. Students also consider the presence of a pungent smell of perfume to be acceptable and allow the smell of nicotine. In some cases, especially in senior courses, students consider it normal to use non-medical slang and some obscene expressions in speech with a patient.
Key words:
image, appearance of a doctor, appearance, medical uniform, students, medical faculty, pediatric faculty
Введение

В последнее время на смену консервативному поколению приходит молодежь, самовыражающаяся за счет необычного внешнего вида. Эта тенденция начинает проявляться и среди студентов-медиков. Сейчас уже никого не удивишь ни ярким цветом волос, ни экстравагантными прическами, ни фигурным маникюром. Все чаще студенты делают себе татуировки и пирсинг разнообразных форм и размеров.

Но отождествляют ли они себя с будущими врачами-специалистами? И готовы ли, позволяя себе экстравагантность во внешнем виде и одежде, принять такое же от врача, к которому придут на прием или вызовут на дом к себе или к своему ребенку? [1, 2].

В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение отношения студентов медицинского ВУЗа к имиджу врача.

Для реализации поставленной цели был определен ряд задач:

1. Изучить отношение студентов к внешнему облику врача.

2. Оценить динамику изменения отношения студентов к имиджу врача в зависимости курса обучения.

3. Сравнить отношение студентов к внешнему имиджу врача в зависимости от факультета.

Материалы исследования. Для опроса респондентов была разработана анкета из 25 вопросов. Методом случайного отбора для исследования были выбраны анкеты студентов 1, 4 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов, для оценки динамики изменения мнения студентов. Методом случайного отбора, основываясь на методиках расчета минимального числа наблюдений, из общего массива опрошенных было отобрано 438 респондентов с сохранением репрезентативности выборки по полу, возрасту, курсу обучения и факультету. Значимой разницы в структуре ответов среди юношей и девушек отмечено не было.

Образ врача с психологической точки зрения - это инструмент для установления с пациентами и их родителями доверия и взаимопонимания, которые важны для удовлетворенности лечением и его исхода [1, 2].

 
Обсуждение результатов

В целом,70,32±2,18% опрошенных отмечали важное значение внешнего вида врача при общении с пациентами, при этом студенты педиатрического факультета достоверно чаще уделяли внимание внешнему виду врача, чем студенты лечебного факультета, но значимость внешнего вида уменьшается к старшим курсам. Только 1,37±0,56% опрошенных отмечали значение внешнего вида только для самого врача. Для студентов лечебного факультета достоверно чаще внешний вид врача не имеет принципиального значения, не зависимо от курса (р<0,05). При этом, имеется тенденция к увеличению лиц, для которых внешний вид врача не имеет никакого значения, к старшим курсам, как на лечебном (rxy=0,96), так и на педиатрическом (rxy=0,82) факультетах.

93,61±1,17% студентов, не зависимо от курса и факультета отметили важность опрятного вида врача (выглаженная, чистая одежда без посторонних запахов), на обязательное наличие медицинской формы указали порядка 89,50±1,46% опрошенных. При этом студенты 1 курса педиатрического факультета достоверно чаще высказывались за наличие медицинской формы - 96,20±2,15%, но при возрастании курса у респондентов важность наличия медицинской одежды снижалась и сравнивалась по значению с лечебным факультетом (86,67±5,07% и 88,10±3,53% соответственно).

Дизайн медицинской одежды (длина, крой, прозрачность) не имел значения для более, чем половины опрошенных с двух факультетов (57,99±2,36%). Также отмечалась тенденция к снижению важности дизайна к старшим курсам. Если на 1 курсах на вид и фасон медицинской одежды обращает внимание около 50% респондентов, то к 6 курсу этот показатель снижается в 1,5 раза - до 28,57±4,53%.

Для 38,81±2,33% респондентов цвет медицинской одежды не имеет принципиального значения, остальные отдают предпочтение белому халату -48,63±2,39% или медицинской одежде пастельных цветов - 32,42±2,24%. При этом студенты лечебного факультета достоверно чаще отдают предпочтение черному цвету медицинской одежды, чем студенты педиатры, не зависимо от курса обучения (р<0,05).

Студенты 1 курса обоих факультетов в 50% случаев считают обязательным наличие медицинской шапочки у врача на приеме. К 6 курсу так считают только 5,95±2,58% лечебников и 11,11±4,68% педиатров. Но при этом волосы должны быть убраны в прическу по мнению 76,26±2,03% респондентов, однако обязательное наличие сформированной прически больше отметили студенты 1 курса педиатрического факультета - 91,14±3,20%. Экстравагантность прически (дреды, ирокез, выбритые виски) допускает каждый второй респондент, причем к старшим курсам их количество увеличивается.

К наличию татуировок у врача безразлично относится 2/3 респондентов, причем студенты лечебного факультета достоверно более спокойно реагируют на наличие татуировок (р<0,05). Среди студентов педиатрического факультета достоверно больше лиц, приветствующих татуировки (13,14±2,55% против 8,75±1,74% у лечебного факультета).

Аналогичная ситуация наблюдается и по отношению к пирсингу. Большинство опрошенных равнодушны к наличию пирсинга у врача, больше на лечебном факультете (р<0,05). Недопустимым наличие пирсинга считает каждый 7 респондент с педиатрического и каждый 10 с лечебного факультета.

Наличие маникюра у врача допускает 85,16±1,70% опрошенных, при этом большинство - 64,38±2,29%, считают, что он должен быть аккуратным, коротким и не броским. Допускают наличие макияжа 98,61±0,56% респондентов, но половина из них указали на то, что он должен быть неярким и/или нюдовым (52,97±2,38%).

Не имеет значение наличие украшений у врача на приеме для 1/3 респондентов (36,53±2,30%), однако допустимы украшения небольших размеров для 45,66±2,38%. Достоверных различий между курсами и значимых различий между факультетами выявлено не было.

При оценке отношения студентов медицинского ВУЗа к запахам было выявлено: наличие запаха парфюма допускает 68,95±2,21% респондентов, запах никотина - 11,87±1,55%. Анализ динамики изменения отношения респондентов к запахам показал, что студенты педиатрического факультета 6 курсу положительно относятся к запаху парфюма в 80,00±5,96%, в то время как на 1 и 4 курсах таких студентов было порядка 60-65%. У студентов лечебного факультета наблюдается обратная тенденция. Так, если на 1 курсе положительно относились к парфюмерии 71,96±4,34% обучающихся, то к 6 курсу их количество снизилось до 64,29±5,23%.

Хотя отношение к запаху никотина на 1 курсам обоих факультетов практически одинаково и допустимо для 10% опрошенных, в дальнейшем ситуация меняется. Если на 4 и 6 курсах педиатрического факультета его считают допустимым менее 6% (5,88±3,29% и 4,44±3,07% соответственно), то на лечебном факультете допускает запах никотина каждый пятый студент старших курсов (20,24±4,38%).

Помимо этого, студенты лечебного факультета достоверно чаще считают нормальным употребление в разговоре с пациентами не медицинскую сленговую лексику и некоторые нецензурные выражения по сравнению с обучающимися педиатрического факультета (р<0,05). Особенно эта разница прослеживается на 6 курсах (23,81±4,65% лечебников против 8,89±4,24% на педиатрическом факультете).

 
Заключение

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1. Важность внешнего вида врача при общении с пациентами отмечают 70,32±2,18% респондентов, среди которых достоверно преобладают студенты педиатрического факультета (р<0,05). При этом имеется тенденция к увеличению лиц, для которых внешний вид врача не имеет никакого значения, к старшим курсам, как на лечебном (rxy=0,96), так и на педиатрическом (rxy=0,82) факультетах.

2. На необходимость наличия медицинской формы указали 89,50±1,46% респондентов, большинство из которых (93,61±1,17%) также отметили важность опрятного вида (выглаженная, чистая одежда без посторонних запахов). Что касается внешнего вида медицинской формы, мнения разделились: если на начальных курсах на это обращают внимание 48,60±4,83% студентов лечебного факультета, то к 6 курсу эти показатели снизились до 28,57±4,93%, а у студентов педиатрического факультета ситуация практически не изменилась - снижение произошло на 4% (с 50,63±5,62% до 46,67±7,44% соответственно).

3. Цвет медицинской формы не имеет значения для 22,85±1,54% респондентов, а оставшиеся отдают предпочтение белому цвету (66,77±2,64%) и пастельным тонам (55,69±3,11%).

4. В то время, как на первом курсе необходимость наличия у врача на приеме медицинской шапочки/колпака отмечала половина респондентов, к 6 курсу на это указывали лишь 5,95±2,58% обучающихся на лечебном факультете и 11,11±4,68% - на педиатрическом. При этом, большинство, тем не менее, считало, что длинные волосы должны быть убраны в прическу или в хвост (р<0,01). Экстравагантность в прическах (дреды, ирокез, выбритые виски и пр.) допускает каждый второй респондент, причем к старшим курсам их количество увеличивается на 25% вне зависимости от факультета. Это же относится и к наличию и виду бороды.

5. К наличию татуировок безразлично относится 67,12±2,24% респондентов вне зависимости от курса и факультета. Однако студенты педиатрического факультета чаще приветствуют наличие татуировок и узоров на теле (13,14±2,55% против 8,75±1,74% на лечебном факультете). Аналогичная ситуация наблюдается по отношению к пирсингу, где 63,01±2,31% относятся к его наличию безразлично или положительно. Следует отметить, что студенты-педиатры в этом случае чаще считают наличие пирсинга недопустимым (р<0,05).

6. Наличие маникюра у врача допускают 85,16±1,7%. При этом большинство (64,38±2,29%) считает, что он должен быть аккуратным, коротким и неброским (р<0,01).

7. В целом, респонденты допускают наличие посторонних запахов от врача (резкий запах парфюма, никотина), однако в зависимости от курса и факультета их выбор разнится. Так, если на 1 и 4 курсах более 2/3 респондентов допускают наличие резкого запах парфюма от врача, то к 6 курсу у студентов лечебного факультета отношение к этому ухудшается, вследствие чего лишь 64,29±5,23% положительно относятся к использованию парфюмерии, в то время, как у студентов педиатрического факультета их число наоборот возрастает до 80,00±5,96%. Практически каждый десятый студент первого курса не только курил сам, но и допускал запах никотина от врача. К старшим курсом эта ситуация изменилась. Так, на педиатрическом факультете на 4 и 6 курсах допускают запах табака менее 6%, а на лечебном - около 20%.

8. Анализ употребления в речи немедицинской сленговой лексики и нецензурных выражений при общении с пациентом показал, что каждый шестой студент, обучающийся на лечебном факультете, считает это нормальным, в то время, как на педиатрическом факультете таких лиц в 1,5 раза меньше. Особенно эта разница видна на 6 курсе, когда 23,81±4,65% студентов-лечебников не видят ничего предосудительного в использовании в речи ненормативной лексики. У педиатров же число таких лиц составляет на 6 курсе 8,89±4,24%.

Исследование выполнено под научным руководством к.м.н., доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения О.В. Лемещенко Information about authors: http://orcid.org/0000-0002-1051-0958

 
Список литературы
 
  1. 1. Зарипова Ю.Р., Подборная А.Р. Взгляд ребенка и его родителя на внешний имидж врача. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):124.
  2. 2. Церковский A.Л. / Психологические основы профессиональной деятельности врача. Курс лекций / А.Л. Церковский, В.П. Дуброва - Витебск, ВГМУ, 2007. - 365 с.