2022 год № 4
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
В последнее время на смену консервативному поколению приходит молодежь, самовыражающаяся за счет необычного внешнего вида. Эта тенденция начинает проявляться и среди студентов-медиков. Сейчас уже никого не удивишь ни ярким цветом волос, ни экстравагантными прическами, ни фигурным маникюром. Все чаще студенты делают себе татуировки и пирсинг разнообразных форм и размеров.
Но отождествляют ли они себя с будущими врачами-специалистами? И готовы ли, позволяя себе экстравагантность во внешнем виде и одежде, принять такое же от врача, к которому придут на прием или вызовут на дом к себе или к своему ребенку? [1, 2].
В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение отношения студентов медицинского ВУЗа к имиджу врача.
Для реализации поставленной цели был определен ряд задач:
1. Изучить отношение студентов к внешнему облику врача.
2. Оценить динамику изменения отношения студентов к имиджу врача в зависимости курса обучения.
3. Сравнить отношение студентов к внешнему имиджу врача в зависимости от факультета.
Материалы исследования. Для опроса респондентов была разработана анкета из 25 вопросов. Методом случайного отбора для исследования были выбраны анкеты студентов 1, 4 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов, для оценки динамики изменения мнения студентов. Методом случайного отбора, основываясь на методиках расчета минимального числа наблюдений, из общего массива опрошенных было отобрано 438 респондентов с сохранением репрезентативности выборки по полу, возрасту, курсу обучения и факультету. Значимой разницы в структуре ответов среди юношей и девушек отмечено не было.
Образ врача с психологической точки зрения - это инструмент для установления с пациентами и их родителями доверия и взаимопонимания, которые важны для удовлетворенности лечением и его исхода [1, 2].
Обсуждение результатов
|
|
В целом,70,32±2,18% опрошенных отмечали важное значение внешнего вида врача при общении с пациентами, при этом студенты педиатрического факультета достоверно чаще уделяли внимание внешнему виду врача, чем студенты лечебного факультета, но значимость внешнего вида уменьшается к старшим курсам. Только 1,37±0,56% опрошенных отмечали значение внешнего вида только для самого врача. Для студентов лечебного факультета достоверно чаще внешний вид врача не имеет принципиального значения, не зависимо от курса (р<0,05). При этом, имеется тенденция к увеличению лиц, для которых внешний вид врача не имеет никакого значения, к старшим курсам, как на лечебном (rxy=0,96), так и на педиатрическом (rxy=0,82) факультетах.
93,61±1,17% студентов, не зависимо от курса и факультета отметили важность опрятного вида врача (выглаженная, чистая одежда без посторонних запахов), на обязательное наличие медицинской формы указали порядка 89,50±1,46% опрошенных. При этом студенты 1 курса педиатрического факультета достоверно чаще высказывались за наличие медицинской формы - 96,20±2,15%, но при возрастании курса у респондентов важность наличия медицинской одежды снижалась и сравнивалась по значению с лечебным факультетом (86,67±5,07% и 88,10±3,53% соответственно).
Дизайн медицинской одежды (длина, крой, прозрачность) не имел значения для более, чем половины опрошенных с двух факультетов (57,99±2,36%). Также отмечалась тенденция к снижению важности дизайна к старшим курсам. Если на 1 курсах на вид и фасон медицинской одежды обращает внимание около 50% респондентов, то к 6 курсу этот показатель снижается в 1,5 раза - до 28,57±4,53%.
Для 38,81±2,33% респондентов цвет медицинской одежды не имеет принципиального значения, остальные отдают предпочтение белому халату -48,63±2,39% или медицинской одежде пастельных цветов - 32,42±2,24%. При этом студенты лечебного факультета достоверно чаще отдают предпочтение черному цвету медицинской одежды, чем студенты педиатры, не зависимо от курса обучения (р<0,05).
Студенты 1 курса обоих факультетов в 50% случаев считают обязательным наличие медицинской шапочки у врача на приеме. К 6 курсу так считают только 5,95±2,58% лечебников и 11,11±4,68% педиатров. Но при этом волосы должны быть убраны в прическу по мнению 76,26±2,03% респондентов, однако обязательное наличие сформированной прически больше отметили студенты 1 курса педиатрического факультета - 91,14±3,20%. Экстравагантность прически (дреды, ирокез, выбритые виски) допускает каждый второй респондент, причем к старшим курсам их количество увеличивается.
К наличию татуировок у врача безразлично относится 2/3 респондентов, причем студенты лечебного факультета достоверно более спокойно реагируют на наличие татуировок (р<0,05). Среди студентов педиатрического факультета достоверно больше лиц, приветствующих татуировки (13,14±2,55% против 8,75±1,74% у лечебного факультета).
Аналогичная ситуация наблюдается и по отношению к пирсингу. Большинство опрошенных равнодушны к наличию пирсинга у врача, больше на лечебном факультете (р<0,05). Недопустимым наличие пирсинга считает каждый 7 респондент с педиатрического и каждый 10 с лечебного факультета.
Наличие маникюра у врача допускает 85,16±1,70% опрошенных, при этом большинство - 64,38±2,29%, считают, что он должен быть аккуратным, коротким и не броским. Допускают наличие макияжа 98,61±0,56% респондентов, но половина из них указали на то, что он должен быть неярким и/или нюдовым (52,97±2,38%).
Не имеет значение наличие украшений у врача на приеме для 1/3 респондентов (36,53±2,30%), однако допустимы украшения небольших размеров для 45,66±2,38%. Достоверных различий между курсами и значимых различий между факультетами выявлено не было.
При оценке отношения студентов медицинского ВУЗа к запахам было выявлено: наличие запаха парфюма допускает 68,95±2,21% респондентов, запах никотина - 11,87±1,55%. Анализ динамики изменения отношения респондентов к запахам показал, что студенты педиатрического факультета 6 курсу положительно относятся к запаху парфюма в 80,00±5,96%, в то время как на 1 и 4 курсах таких студентов было порядка 60-65%. У студентов лечебного факультета наблюдается обратная тенденция. Так, если на 1 курсе положительно относились к парфюмерии 71,96±4,34% обучающихся, то к 6 курсу их количество снизилось до 64,29±5,23%.
Хотя отношение к запаху никотина на 1 курсам обоих факультетов практически одинаково и допустимо для 10% опрошенных, в дальнейшем ситуация меняется. Если на 4 и 6 курсах педиатрического факультета его считают допустимым менее 6% (5,88±3,29% и 4,44±3,07% соответственно), то на лечебном факультете допускает запах никотина каждый пятый студент старших курсов (20,24±4,38%).
Помимо этого, студенты лечебного факультета достоверно чаще считают нормальным употребление в разговоре с пациентами не медицинскую сленговую лексику и некоторые нецензурные выражения по сравнению с обучающимися педиатрического факультета (р<0,05). Особенно эта разница прослеживается на 6 курсах (23,81±4,65% лечебников против 8,89±4,24% на педиатрическом факультете).
Заключение
|
|
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Важность внешнего вида врача при общении с пациентами отмечают 70,32±2,18% респондентов, среди которых достоверно преобладают студенты педиатрического факультета (р<0,05). При этом имеется тенденция к увеличению лиц, для которых внешний вид врача не имеет никакого значения, к старшим курсам, как на лечебном (rxy=0,96), так и на педиатрическом (rxy=0,82) факультетах.
2. На необходимость наличия медицинской формы указали 89,50±1,46% респондентов, большинство из которых (93,61±1,17%) также отметили важность опрятного вида (выглаженная, чистая одежда без посторонних запахов). Что касается внешнего вида медицинской формы, мнения разделились: если на начальных курсах на это обращают внимание 48,60±4,83% студентов лечебного факультета, то к 6 курсу эти показатели снизились до 28,57±4,93%, а у студентов педиатрического факультета ситуация практически не изменилась - снижение произошло на 4% (с 50,63±5,62% до 46,67±7,44% соответственно).
3. Цвет медицинской формы не имеет значения для 22,85±1,54% респондентов, а оставшиеся отдают предпочтение белому цвету (66,77±2,64%) и пастельным тонам (55,69±3,11%).
4. В то время, как на первом курсе необходимость наличия у врача на приеме медицинской шапочки/колпака отмечала половина респондентов, к 6 курсу на это указывали лишь 5,95±2,58% обучающихся на лечебном факультете и 11,11±4,68% - на педиатрическом. При этом, большинство, тем не менее, считало, что длинные волосы должны быть убраны в прическу или в хвост (р<0,01). Экстравагантность в прическах (дреды, ирокез, выбритые виски и пр.) допускает каждый второй респондент, причем к старшим курсам их количество увеличивается на 25% вне зависимости от факультета. Это же относится и к наличию и виду бороды.
5. К наличию татуировок безразлично относится 67,12±2,24% респондентов вне зависимости от курса и факультета. Однако студенты педиатрического факультета чаще приветствуют наличие татуировок и узоров на теле (13,14±2,55% против 8,75±1,74% на лечебном факультете). Аналогичная ситуация наблюдается по отношению к пирсингу, где 63,01±2,31% относятся к его наличию безразлично или положительно. Следует отметить, что студенты-педиатры в этом случае чаще считают наличие пирсинга недопустимым (р<0,05).
6. Наличие маникюра у врача допускают 85,16±1,7%. При этом большинство (64,38±2,29%) считает, что он должен быть аккуратным, коротким и неброским (р<0,01).
7. В целом, респонденты допускают наличие посторонних запахов от врача (резкий запах парфюма, никотина), однако в зависимости от курса и факультета их выбор разнится. Так, если на 1 и 4 курсах более 2/3 респондентов допускают наличие резкого запах парфюма от врача, то к 6 курсу у студентов лечебного факультета отношение к этому ухудшается, вследствие чего лишь 64,29±5,23% положительно относятся к использованию парфюмерии, в то время, как у студентов педиатрического факультета их число наоборот возрастает до 80,00±5,96%. Практически каждый десятый студент первого курса не только курил сам, но и допускал запах никотина от врача. К старшим курсом эта ситуация изменилась. Так, на педиатрическом факультете на 4 и 6 курсах допускают запах табака менее 6%, а на лечебном - около 20%.
8. Анализ употребления в речи немедицинской сленговой лексики и нецензурных выражений при общении с пациентом показал, что каждый шестой студент, обучающийся на лечебном факультете, считает это нормальным, в то время, как на педиатрическом факультете таких лиц в 1,5 раза меньше. Особенно эта разница видна на 6 курсе, когда 23,81±4,65% студентов-лечебников не видят ничего предосудительного в использовании в речи ненормативной лексики. У педиатров же число таких лиц составляет на 6 курсе 8,89±4,24%.
Исследование выполнено под научным руководством к.м.н., доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения О.В. Лемещенко Information about authors: http://orcid.org/0000-0002-1051-0958
Список литературы |
|
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»