2023 год № 2
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Правительством Российской Федерации к 2024 г. запланирована реализация двух глобальных проектов с использованием IT-технологий - Медицинских платформенных решений федерального уровня и создание единого цифрового контура, что должно обеспечить единый подход к оказанию медицинской помощи, внедрение контролирующих систем, а для управления системой здравоохранения - применение электронной документации [8].
Цифровизация системы здравоохранения реализуется согласно федеральному проекту "Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)". Из 8 федеральных проектов на данный проект выделено около 170 млрд. руб. [9].
Среди основных трендов развития цифрового здравоохранения обсуждается переход к аналитике на основе первичных данных и внедрению систем поддержки принятия врачебных решений, расширение дистанционного взаимодействия пациента с медицинскими организациями и подключение к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) всех, в том числе и частных, медицинских учреждений.
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения начала создаваться в России более 10 лет назад. Концепция создания ЕГИСЗ была утверждена в апреле 2011 г. Изначально обсуждалась базовая информатизация медицинских учреждений в рамках поставки вычислительной техники и подключения к интернету. Затем в медицинские учреждения "пришли" информационные системы и единые сервисы (на региональном уровне), самым растиражированным из них стала возможность удаленной записи на прием. Следующей задачей стало объединение этих систем и сервисов в единый информационный контур, функционирующий удаленно.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
В ЕГИСЗ должны быть включены данные персонифицированного учета и федеральных регистров в сфере здравоохранения, сведения о медицинских организациях и медицинской документации, обеспечении граждан льготными лекарствами и др. Система будет обеспечивать возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме через Единый портал госуслуг.
На данном этапе в состав ЕГИСЗ входит 13 подсистем, основными из который являются, электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта, реестр электронных медицинских документов, а также регистры медицинских работников, и медицинских организаций. Подсистемы позволяют также вести специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, систем мониторинга медикаментов в медицинских учреждениях, мониторинг организаций оказания высокотехнологичной медпомощи и санаторно-курортного лечения, контроль госзакупок лекарственных средств.
Плюсы внедрения цифровизации специалисты видят в экономической, социальной и профессиональной сферах медицинской деятельности. Среди основных положительных эффектов внедрения IT-технологий в здравоохранении обсуждается снижение расходов на обслуживание и содержание медицинского персонала, осуществляющего очные контакты врачей и пациентов; повышение качества и доступности оказания медицинской помощи, в том числе вследствие снижения количества врачебных ошибок, ускоренного развития и повышения доступности инновационных технологий, внедрения результатов клинических исследований [12].
В изначальный план информатизации входило подключение всех государственных медицинских организаций к ЕГИСЗ и получение доступа для пациентов в личном кабинете "Мое здоровье" к медицинским записям и медкартам через портал госуслуг к концу 2024 г. Окончательный вариант нормативного акта от 2021 г., одобренного Минздравом, правда, не предполагает возможность получения доступа гражданам к своей электронной медицинской карте на Едином портале государственных услуг [6].
Однако, если в Центральном регионе имелись изначально более подходящие условия по реализации данного проекта (достаточно высокий процент информатизации медучреждений, значительное покрытие широкополосной связью Интернета территорий региона, финансовые возможности и т.д.), то процесс информатизации здравоохранения в субъектах ДФО оставался плачевным длительное время. К 2014 г. уровень автоматизации рабочего места врачей в среднем по РФ составлял 54%. В Дальневосточном регионе широкополосной связью Интернета было покрыто лишь 30% территории: в двух субъектах ДФО отсутствовала система медицинской информатизации, четыре субъекта имели базовый уровень. Только один субъект (Приморский край) обеспечивал начальный уровень информатизации.
Соответствующие рекомендациям Минздрава к 2016 г. медицинские информационные системы (МИС) использовались в 65 регионах с подключением к ним 70,5% автоматизированных рабочих мест медработников. К интегрированной электронной медицинской карте подключились 7076 медицинских учреждений из 81 субъекта Федерации (40,5% от общего их количества). В 2016 г. также был разработан регистр электронных медицинских документов, который необходим для работы электронных архивов [4]. В ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в конце 2016 г. министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что к концу 2018 г. к ЕГИСЗ подключатся не менее 95% врачей, работающих в региональных медучреждениях нашей страны [4]. В 2017 г. исследование уровня "цифровизации" федеральных округов страны показало 3-й группы недостаток квалифицированных специалистов для внедрения передовых технологий в организациях Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного округов [3]. По итогам 2019 г. медицинские информационные системы использовали 65,6% структурных подразделений медицинских организаций. К региональным подсистемам ЕГИСЗ было подключено 24,3% подразделений, а 14% интегрированы с учреждениями медико-социальной экспертизы [2]. Согласно исследованиям Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", к 2020 г. широкополосный Интернет используют 95,4% организаций сферы здравоохранения; веб-сайт имеют 75% [1, 10]. Подавляющее большинство (92,1 %) медицинских организаций используют широкополосный Интернет. Телемедицинские коммуникации внедрили 25,8 % организаций [10].
Тем не менее эффективность по внедрению цифровизации в систему российского здравоохранения выглядит сомнительной. В данных условиях качество должно стать приоритетным над количеством: на смену соревнованию по количеству автоматизированных рабочих мест должны прийти сервисы помощи врачу в его работе и повышения производительности.
К 1 ноября 2020 г., по данным Счетной палаты, федеральный проект создания ЕГИСЗ был исполнен на 49,7% [2].
Среди функциональных направлений МИС для ее эффективной работы необходимо реализовать 3 основных. В направление регистрации, хранения и управления данными включена регистрация пациентов, внесение и изменение их данных. Все варианты оповещения пациента о предстоящем визите, формирование расписания специалистов, оформление листов ожидания на прием и процедуры. Функция делает более эффективной административную работу учреждения, в том числе предоставляя часть функций онлайн непосредственно пациентам. В медицинское направление входит работа с электронной картой пациента и различными функциональными модулями для диагностики и лечения, интеграции данных, оформление и учёт больничных листов, а также интегрированные программы медицинского статистического анализа. Финансово-экономическое и аналитическое направление включает инструменты организации и ведения управленческого учёта деятельности медицинских учреждений, включая развитие бизнес-процессов и маркетинговые инструменты.
В 2017 г. правительством был наконец-то одобрен закон о телемедицине, в котором определен порядок оказания медпомощи с применением удаленных технологий медицинских консультаций и консилиумов, проведение дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. Предполагается такой функционал, как встроенная телефония, интеграция с вебсайтом, фиксация данных от врачей, онлайн-контроль и отчёты, выдача электронных рецептов на лекарственные средства и интеграция с аптечной сетью, оформление удаленно определенных видов медицинской документации [5].
Однако, в законе не определяются правила ведения телемедицинских коммуникаций, ответственность врача, порядок оплаты его работы. Нет уверенности в устойчивый интернет-доступ в учреждениях отдаленных регионов для обеспечения защищенных каналов связи, т.к. "применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны".
По мнению IT-специалистов и администраторов данной сферы, в регионах страны наблюдается снижение эффективности внедрения IT-технологий. Это происходит за счет неготовности медицинского персонала (возрастных ограничений, ошибок при заполнении первичной и сводной документации, повышение нагрузки при дублировании информации на бумажных носителях), а также общей инертности отрасли здравоохранения в целом к нововведениям.
Нередко ни медперсонал, ни руководство не готовы работать с новыми информационными системами (нет желания, навыков, возможностей). "В решении этой проблемы ключевую роль, конечно, играет воля руководства медучреждения, четкое понимание ими целей и задач, решаемых с помощью IТ", - считает Дарья Голосова, первый заместитель генерального директора компании "Ай-Форс" (группа компаний "Форс") [2]. Однако до сих пор многими руководителями в системе здравоохранения отвергается возможность применения медицинской информационной системы для привлечения дополнительных ресурсов и сокращения общих издержек из-за недопонимания ее преимуществ.
Помимо проблемы пользователей отмечаются сложности и в предоставлении услуги. При росте числа задач повсеместное использование цифровых сервисов в медицине число сотрудников, на которых данные задачи возложены, зачастую остается прежним. Проблема избыточной загруженности этих специалистов острее всего наблюдается в регионах и замедляет развитие цифровизации в здравоохранении.
Отдельным острым вопросом стоит проблема защиты медицинских и персональных данных граждан в соответствии с федеральными законами "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. С одной стороны, сведения должны находиться в полном распоряжении пациента. С другой, интеграция данных в единое информационное медицинское пространство усугубляется необходимостью предоставления доступа к данным пациентов значительному количеству медицинских работников. Вопрос ограничения несанкционированного доступа, регулируемый механизмами законодательно установленных запретов и этических норм (особой отрасли медицинского права), обычно отдан на откуп для решения на местах и ограничивается выбором аппаратных и программных средств защиты персональных данных и пробелами нормативно-правовой базы. Безопасность данных должна быть реализована на всех уровнях работы медицинской информационной системы: сведения о пациентах и персонале, данные о медучреждении и системе здравоохранения в целом.
Также, по словам специалистов IТ-сферы, частые изменения нормативных требований, спецификаций интеграционных профилей, а также технические сбои среди ряда федеральных сервисов приводят к непланомерной работе и замедлению процесса внедрения всеобщей цифровизации. Отмечаются даже случаи замены успешно функционирующих региональных решений [2].
В условиях недостаточного уровня подключения к высокоскоростным сетям Интернета (особенно в сельских районах) проблема отсутствия интеграции в единую информационную сеть встает наиболее остро [10].
В информатизации государственного здравоохранения России применяется 260 различных программных продуктов [4]. Крупнейшими поставщиками IТ-технологий для здравоохранения стали следующие проекты внедрения: Пост Модерн Текнолоджи в Магаданской, Амурской областях, Хабаровском крае, БАРС Груп в Сахалинской обл., Нетрика и РТ Лабс в Забайкальском крае, СофТраст и Хост в Республике (Саха) Якутия, КМИС в ЕАО, СП.Арм в Камчатском крае [11]. В ряде учреждений ДФО используется также МИС "Медиалог", не упомянутая среди крупнейших поставщиков IТ для российского здравоохранения, участвующих в создании регионального сегмента ЕГИСЗ [11].
Уровень информатизации различных регионов существенно отличается. Разнообразные МИС в процессе своей эксплуатации выявили различный уровень технической недоработки. В целом же признано, что при множестве возможностей эффективно работает пока только удаленная запись на прием, что наглядно было продемонстрировано в условиях вынужденного активного использования удаленных сервисов в течение пандемии COVID-19.
Кроме того, в регионах обсуждаются такие проблемы, связанные с функционированием МИС, как проблема взаимодействия (отсутствие необходимой обратной связи между медицинскими работниками и разработчиками; сложности взаимодействия различных МИС и, как следствие, разобщенность не только в пределах региона, но и в пределах одного медицинского учреждения), проблемы технического характера (отсутствие в ряде МИС технической возможности интеграции DICOM стандартных цифровых медицинских изображений и документов).
Жалобы со стороны пациентов в регионах сводятся к тому, что телекоммуникация если и осуществляется, то преимущественно односторонне - от специалиста к пациенту.
Основным источником вышеописанных проблем специалисты видят в неравномерном распределении финансирования: недостатке финансирования цифровизации для отдаленных и труднодоступных районов [7].
Еще в конце 2016 г. министром здравоохранения Вероникой Скворцовой было заявлено, что к концу 2018 г. у всех граждан России на портале госуслуг появится личный кабинет "Мое здоровье", с помощью которого можно будет записаться на прием к врачу, проверить полис ОМС, прикрепиться к поликлинике, вызвать врача на дом, а также посмотреть записи в собственной электронной медицинской карте [4]. Из финального варианта Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. исчезло упоминание о возможности для пациентов получения доступа к медицинским записям и медкартам через портал Госуслуг [6].
Среди несколько неожиданных решений Минздрава оказалась также информация, что с 1 февраля 2021 г. медучреждения смогут отказаться от дублирования документов на бумаге. При этом за пациентом сохранится право выбора - в случае необходимости он сможет получить свои документы в бумажном виде [6].
Заключение
|
![]() |
![]() |
Существующие различия уровня информатизации отдельных медицинских учреждений между собой, а также между субъектами не позволяют на сегодняшний день в полной мере применить единые стандарты к созданию общей базы данных учета пациентов и оказания медицинских услуг, а также обеспечения информационного взаимодействия медицинских организаций ДФО. Ситуацию осложняет неравномерное финансирование внедрения информатизации здравоохранения в субъектах РФ, отсутствие единого подхода к сбору нормативно-справочной информации и органа, обеспечивающего организационное-методическое регулирование процесса информатизации.
Запланированные на 2017-2025 гг. задачи по организации электронного документооборота, внедрению экспертных систем и телемедицины способны улучшить работу врачей. Однако, отмечается недостаточная готовность регионов, в том числе субъектов ДФО, к переходу к стандартизированной медицинской информационной системе.
Предлагается автоматизировать сервисы поэтапно, начиная с наиболее востребованных и отлаженных в процессе реализации глобального проекта цифровизации системы здравоохранения в РФ.
Список литературы |
![]() |
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Волкова Г.Л., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: НИУ ВШЭ. 317 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2194-6
2. Государство замыкает здравоохранение в единый контур. Обзор: ИТ в здравоохранении 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/it_v_zdravoohranenii_2020/articles/proekt_sozdaniya_egisz_gotovitsya (дата обращения: 16.05.2023).
3. Дубинина М.Г. Неравномерность развития цифровой экономики в федеральных округах Российской Федерации. Управление наукой и наукометрия. 2019, 14 (3): 368-399. DOI: 10.33873/2686-6706.2019.14-3.368-399
4. Информатизация пока усложняет работу врача. Обзор: ИТ в здравоохранении 2017. [Электронный ресурс]. https://www.cnews.ru/reviews/it_v_zdravoohranenii_2017/articles/informatizatsiya_poka_uslozhnyaet_rabotu_vracha (дата обращения: 16.05.2023).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632844/ (дата обращения: 16.05.2023).
6. Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400083202/ (дата обращения: 16.05.2023).
7. Предложения по реформе здравоохранения РФ после завершения пика пандемии СОVID. РОСКОНГЕСС (2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/predlozheniya-po-reforme-zdravookhraneniya-rf-posle-zaversheniya-pika-pandemii-sovid-19/ (дата обращения: 17.05.2023).
8. Применение IT-технологий в здравоохранении. KARMA GROUP (2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.karma-group.ru/health/ (дата обращения: 16.05.2023).
9. Сидоров К. Цифровизация здравоохранения повысит качество и доступность медицинской помощи. Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/16/cifrovizaciia-zdravoohraneniia-povysit-dostupnost-medicinskoj-pomoshchi.html (дата обращения: 16.05.2023).
10. Соболева С.Ю., Голиков В.В., Тажибов А.А. Информационные технологии в здравоохранении: особенности отраслевого применения. E-Management. 2021. Т. 4, № 2. С. 37-43.
11. Участие в создании региональный сегмент Единой государственной информационной системы здравоохранения (РС ЕГИСЗ). CNews Analytics, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/it_v_zdravoohranenii_2017/review_table/670336b6dff880184644199b18cac01ca570ef90 (дата обращения: 16.05.2023).
12. Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4278264 (дата обращения: 16.05.2023).
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Обсуждение результатов |
![]() |
Заключение |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»