ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2023 год № 2

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 614.2 + 304.4 (571.62)
О.В. Ушакова
Здравоохранение Хабаровского края: современные вызовы для социальной политики
Законодательная Дума Хабаровского края, г. Хабаровск
Контактная информация: О.В. Ушакова, e-mail: oluschk@mail.ru
Резюме:
Система здравоохранения является одним из важнейших элементов социальной сферы, инструментом решения социальных проблем жизнедеятельности населения, поэтому в данной статье, основное внимание будет уделено обсуждению перспектив развития и решения проблем региональной медицины. Цель социальной политики в указанной сфере определяется, как сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения, увеличения продолжительности жизни и обеспечения активного долголетия. Именно в этом контексте ставится вопрос об эффективном здравоохранении, то есть создании системы, которая обеспечит оптимальную отдачу в плане сохранения здоровья населения. Географическая удаленность, сложные климатические условия, низкая плотность населения и значительная удаленность населенных пунктов от административного центра с недостаточным уровнем транспортной инфраструктуры ограничивают доступность в получении медицинской помощи. Кроме этого, серьёзным препятствием для достижения поставленной цели, обеспечения качественной медицинской помощью выступает дефицит медицинских кадров, состояние материльно-технической базы, отсутствие устойчивого финансирования отрасли. При выстраивании социальной политики в крае необходимо принимать и реализовывать комплекс мер, направленных на гарантированную поддержку медицинских работников, предупреждающих отток молодежи из края, обеспечение реализации мер по повышению рождаемости населения и социальной поддержки семей, имеющих детей, развитие социальной инфраструктуры в районах Хабаровского края, транспортной логистики к медицинским учреждениям для всех групп населения.
Ключевые слова:
здравоохранение, медицинские кадры, модернизация здравоохранения, национальные проекты, социальная политика

O.V. Ushakova
Healthcare of the Khabarovsk Territory: modern challenges for social policy
Legislative Duma of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Russia
Summary:
The health care system is one of the most important elements of the social sphere, a tool for solving social problems of the life of the population, therefore, in this article, the focus will be on discussing the prospects for the development and solution of problems of regional medicine. The purpose of social policy in this area is defined as the preservation and improvement of human health, as well as the reduction of direct and indirect losses of society by reducing morbidity and mortality of the population, increasing life expectancy and ensuring active longevity. It is in this context that the question of effective health care is raised, that is, the creation of a system that will ensure optimal returns in terms of preserving and increasing public health. Geographical remoteness, challenging climatic conditions, low population density, and significant remoteness of settlements from an administrative center with insufficient transport infrastructure limit accessibility in receiving health care. In addition, a serious obstacle to achieving the goal, providing high-quality medical care is a shortage of medical personnel, the state of the material and technical base, and the lack of sustainable financing of the industry. When building a social policy in the region, it is necessary to take and implement a set of measures aimed at guaranteed support for medical workers who prevent the outflow of youth from the region, ensuring the implementation of measures to increase the birth rate of the population and social support for families with children, the development of social infrastructure in the districts of the Khabarovsk Territory, transport logistics to medical institutions for all groups of the population.
Key words:
health care, medical personnel, health care modernization, national projects, social policy
Введение

Социально ориентированная политика в условиях рыночной экономики предполагает значительную активность государства в решении социальных проблем. Это обусловлено тем, что рыночное хозяйствование не гарантирует стандартное социальное обеспечение, поэтому важным является вмешательство государства в распределении доходов на развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и уровня жизни граждан, а также оказание им социальной поддержки, помощи и защиты. Основными направлениями социальной политики выделяют: улучшение социального климата в обществе, государственная поддержка семей, социальная интеграция инвалидов, "старшее поколение", развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитие социальной инфраструктуры. Необходимо отметить, что на реализацию социальной политики в Хабаровском крае доля финансирования составляет около 70% от всех расходов. Обозначенные направления взаимосвязаны между собой и ориентированы на повышение качества жизни населения, повышение уровня рождаемости, численности населения, особенно молодого и трудоспособного возраста, в т.ч. и за счет миграционного притока, так как он компенсирует естественную убыль населения и ставится источником дополнительных трудовых ресурсов.

 
Обсуждение результатов

Как и в целом по Дальнему Востоку, в крае не удается переломить неблагоприятную демографическую динамику, которая началась с 1992 года. По данным Федеральной службы государственной статисти на начало 1992 года численность населения края составляла 1 624,4 тыс. человек, на начало 2023 года - 1 284,1 тыс. человек. С 1992 года по 2022 год включительно край потерял свыше 340 тыс. человек (21 %). Только с 2000 года по 2022 год население края сократилось почти на 190 тыс. человек (12,9%), из них на 88 тыс. человек - за счет естественной убыли и на 102 тыс. человек - за счет миграционного оттока населения [1].

В связи с тем, что миграционный оборот "вымывает" в первую очередь трудоспособную часть населения, молодежь, средний возраст населения повышается. Наиболее подвержена миграции молодежь в возрасте от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет. С 2015 г. численность населения в возрасте от 20 до 24 лет сократилась на 38 957 человек (с 105 784 до 66 827 чел.), в возрасте от 25 до 29 лет - на 45 839 человек (с 124 613 до 78 774 чел.) [1].

Прогноз рождаемости в крае, исходя из ретроспективных данных, показывает сохранение отрицательной тенденции: в 2023 году - 11 101 человек, в 2035 году - 9 528 человек [1].

Кроме этого, в регионе в 2022 г. отмечается повышение уровня младенческой смертности с 4,1 в 2020 г. до 5,0 случая на 1000 родившихся живыми (в РФ - 4,4, в ДФО - 5,3) [2].

Географическая удаленность, сложные климатические условия, низкая плотность населения и значительная удаленность населенных пунктов от административного центра с недостаточным уровнем транспортной инфраструктуры ограничивают доступность к услугам социальной сферы, в т.ч. жизненно необходимых благ, в связи, с чем требуют повышенного внимания к созданию и реализации программных мер, направленных на стабилизацию численности населения, формированию предпосылок к последующему демографическому росту путем создания эффективной системы экономических и социальных мер по привлечению и закреплению в крае востребованных специалистов, особенно из молодежи. Поэтому важным направлением деятельности в социальной сфере является развитие профессионального образования в регионе, обеспечение трудовой самореализации молодежи, развитие образования, культуры, здравоохранения, спорта, социальной инфраструктуры.

Система здравоохранения является одним из важнейших элементов социальной сферы, инструментом решения социальных проблем жизнедеятельности населения, поэтому в данной статье, основное внимание будет уделено обсуждению перспектив развития и решения проблем региональной медицины.

Цель социальной политики в указанной сфере определяется, как сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения, увеличения продолжительности жизни и обеспечения активного долголетия. Именно в этом контексте ставится вопрос об эффективном здравоохранении, то есть создании системы, которая обеспечит оптимальную отдачу в плане сохранения здоровья населения.

Дополнительно, к представленным данным по демографии, указывающим на непростую демографическую ситуацию, необходимо выделить проблему неудовлетворённости населения, особенно проживающего в сельской местности, доступности и качества медицинских услуг. По данным социологического опроса современное состояние отрасли характеризуется низкой технической оснащенностью отрасли (62%), низким уровнем удовлетворенности и доступности медицинской помощи для всего населения (78 %) края.

Серьёзным препятствием для достижения поставленной цели, обеспечения качественной медицинской помощью выступает дефицит медицинских кадров, как с высшим, так и средним медицинским образованием при имеющейся ресурсной базе высших и средних специальных учебных заведений медицинского профиля, позволяющих осуществлять подготовку кадров, повышение профессиональной квалификации, проведения научно-исследовательской работы.

За последние три года отмечается отрицательная динамика укомплектованности, как врачебных должностей, так и специалистами со средним медицинским образованием (таблица 1). Укомплектованность врачебных должностей без учета совместительства за последние три снизилась на 4,5% в сравнении с 2019 г., средними медицинскими работниками на 5,5% [2].

Таблица 1. Показатели кадрового обеспечения в учреждениях здравоохранения Хабаровского края за период 2020-2022 г.
ГруппаГодШтатные должностиФизические лицаУкомплектованность
Абс.числоЗанятые должностиБез учета совм. С учетом совм.
Специалисты с высшим медицинским образованием2019863950836704,558,877,6
2020924650766818,7554,973,7
20219097,549586687,7554,573,5
20228732,2547636407,554,375,4
Специалисты с высшим медицинским образованием201915471,5104761298867,784
202016201,7510539130306580,4
202116303,5101611300162,379,7
202215318,59532121,2562,279,5

За анализируемый период убыль специалистов здравоохранения составила 320 врачей и 944 средних медицинских работников. Потребность в специалистах с высшим медицинским образованием с учетом возможного совместительства составляет 1719 чел., без учета - 3991 чел., в специалистах со средним медицинским образованием - 2736 и 3497 чел. соответственно.

Таким образом, анализ кадрового обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения в крае за последние 4 года реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" и регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" указывает на существующие риски не достижения целевых значений проекта к 2024 году.

С целью изучения причин низкой укомплектованности кадрами в здравоохранении проанализированы результаты социологического исследования по выделению причин кадрового дефицита в социальной сфере на примере специалистов здравоохранения [2, 3, 4]. Анализ проведенного исследования показывает наличие серьезных проблем в области сохранения медицинских кадров в отрасли и миграции кадров. Наиболее существенными можно считать проблемы:

- высокого уровня неудовлетворенности специалистов отрасли условиями труда (включая материальное стимулирование), условиями жизни и возможностями профессионального роста. Наиболее ярко эти проблемы выражены в сельской местности, что делает работу в отдаленных и сельских районах малопривлекательной для медицинских работников;

- низкий уровень заработных плат является основной причиной нежелания молодежи работать по специальности. Эту причину в качестве основной назвали 71% студентов и 91% учащихся учреждений среднего профессионального образования;

- сложность работы на фоне низкой отдачи - это вторая причина нежелания работать по специальности, ее указали 54% опрошенных студентов и 47% учащихся медицинских училищ;

- препятствием для будущих медицинских работников являются также потенциальные сложности с устройством в престижные медицинские учреждения: 46% студентов и 42% учащихся медицинских училищ отметили это в качестве причины желания не работать по специальности.

На Рис. 1 представлен рейтинг причин смены региона: распределение ответов на вопрос: "С какими утверждениями вы согласны. Я планирую работать не в своем регионе, потому что....", в % от студентов и учащихся учреждений среднего медицинского образования, не планирующих возвращаться работать в свой регион.

Рис. 1. Рейтинг причин смены региона.

Представленные данные говорят о том, что 65% студентов не хотят возвращаться к себе в регион, поскольку хотят обеспечить себе профессиональный рост. При этом 75% учащихся учреждений среднего медицинского образования в связи с желанием обеспечить себе больший заработок.

Распределение ответов на вопрос: "Назовите, пожалуйста, основные причины, по которым Вы поменяли в последний раз место работы", представлены на рис. 2. Представленные данные показывают, что основной причиной смены места работы медицинскими работниками является более высокий заработок (41%). Об этом указали 47% сельских и 25% городских врачей.

На втором месте в общем рейтинге причин смены места работы - смена места жительства (32%). При этом чаще всего по этой причине меняли место работы сельские врачи (47%).

Из-за желания повысить свои профессиональные навыки сменили работу 32% от всех опрошенных врачей. Чаще эту причину смены работы указывали городские врачи - 29% городских врачей против 17% сельских.

Исследователями отмечено, что суммарно переход по причине профессионального и карьерного роста произошел для 47% медицинских работников.

Рис. 2. Рейтинг причин смены работы.

На Рис. 3 представлен рейтинг причин, которые могут повлиять на решение не менять работу. Большинство медицинских работников, которые планируют сменить работу, готовы изменить свое решение в случае, если им повысят заработную плату (67%). Далее с большим отрывом следуют такие причины, как получение пакета социальных льгот (28%), изменение социального климата в коллективе (22%), а также создание прозрачных условий труда (19%).

Рис. 3. Рейтинг причин, которые могут повлиять на решение не менять работу.

С целью привлечения специалистов в отрасль Правительством РФ разработан и реализуется ряд государственных мер поддержки и гарантий, предоставляемых медицинским работникам.

1. Досрочное назначение страховой пенсии

В соответствии с пунктом 20 части 1 и частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости назначается независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С учетом положений части 1.1 статьи 30 и приложения 7 к указанному федеральному закону досрочная страховая пенсия по старости в 2023 году и последующие периоды назначается медицинским работникам не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на нее.

2. Особенности регулирования труда медицинских работников

В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени определена в постановлении Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности";

2) отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого установлена постановлениями Правительства РФ:

от 03.04.1996 № 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей";

от 06.06.2013 № 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников";

от 20.12.2021 № 2365 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям медицинских работников".

3. Права медицинских работников и меры их стимулирования

В соответствии со статьей 72 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Минздрава России от 22.11.2021 № 1083н "О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории"), а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

4. Осуществление в 2020 - 2025 годах денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения: 500 рублей - врачу (фельдшеру), ответственному за организацию и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, направившему пациента на осмотр (консультацию) к медицинскому работнику или врачу-онкологу; 250 рублей - медицинскому работнику, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога; 250 рублей - медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием [5,6].

5. Меры поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа)

1) предоставление медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, единовременной компенсационной выплаты в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (приложение № 5 к государственной программе "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640);

2) предоставление медицинским работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 1 200 рублей (постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1607);

3) предоставление медицинским работникам краевых учреждений здравоохранения, а также состоящим в штате краевых образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) края (с учетом нетрудоспособных членов их семей) ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере от 830 до 2 100 руб. на одного человека (Закон края от 25.11.2009 № 286 "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)");

4) предоставление жителям сельских территорий (в том числе медицинским работникам) кредита по программе льготной сельской ипотеки по ставке от 3 процентов годовых на строительство (приобретение строящегося) жилья в сельской территории (сельских агломерациях) (постановление Правительства РФ от 30.11.2019 № 1567).

С 14.07.2023 максимальный размер кредита увеличен с 3 до 6 млн. рублей. Средства кредита могут быть использованы на строительство жилого дома с использованием приобретенного за счет средств кредита домокомплекта (постановление Правительства РФ от 28.06.2023 № 1055).

6. Меры поддержки работников, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Положениями статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

7. Предоставление льготной ипотеки

Предоставление льготной ипотеки по ставке до 2 процентов годовых по программе "Дальневосточная ипотека" медицинским работникам, осуществляющим трудовую деятельность и имеющим стаж работы в государственной или муниципальной медицинской организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, не менее 5 лет [7].

В то же время с учетом представленных данных по кадровому обеспечению в отрасли следует признать, что принятые меры до настоящего времени радикально не изменили систему кадрового обеспечения в крае.

Для восполнения кадрового дефицита проводится ежегодное увеличение количества бюджетных мест в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России с 390 в 2023 до 580 к 2026 г. Увеличено количество на 175 бюджетных мест в КГБПОУ "Хабаровский государственный медицинский колледж" имени Г.С. Макарова министерства здравоохранения Хабаровского края. Кроме этого, возобновлен прием на обучение после 9 класса.

Необходимо также отметить, что в рамках флагманского проекта "Медицинские кадры решают всё" выделены субсидии на обучение ординаторов - врачей узких профилей.

В то же время, 14 апреля 2023 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан федеральный закон, принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ и одобренный Советом Федерации, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Данным Федеральным законом устанавливается, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик). Нормативным правовым актом определяются существенные условия договора о целевом обучении - обязательства заказчика по предоставлению гражданину мер поддержки и по его трудоустройству и обязательства гражданина по освоению образовательной программы и осуществлению трудовой деятельности, иные условия договора о целевом обучении, а также устанавливается ответственность за неисполнение обязательств. Кроме того, Федеральным законом определяется содержание предложений заказчика о заключении договора о целевом обучении, которые размещаются на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Эта информация является общедоступной.

Для выпускников средних образовательных учреждений расширяются возможности для выбора, как дальнейшего образования, так и места работы.

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости разработки программных мероприятий, направленных на предупреждение, как оттока молодежи, так и повышение привлекательности учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в крае, и их реализации в ближайшие несколько лет.

Одним из таких мероприятий будет являться проект межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского госуниверситета в Хабаровске - флагманская инициатива единой стратегии развития региона "Край инноваций и новых возможностей". Его цель - создать условия для получения качественного, конкурентоспособного высшего образования по приоритетным направлениям экономики субъекта, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проектом предусмотрено размещение во вновь возводимых учебных корпусах шести научно-образовательных кластеров - устойчивого развития (экология и биотехнологии), строительства и урбанистики, креативной индустрии, здоровьесбережения, гуманитарного и цифровых технологий.

Другим социально значимым проектом в крае должен стать "Центр опережающей профессиональной подготовки" разработанный в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет". Среди ключевых инициатив проекта - создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

Кроме этого, в центр внимания выдвигается поиск альтернативных вариантов функционирования и организации отрасли, в том числе дополнительных мер поддержки медицинских работников:

- предоставление служебного жилья, жилья по социальному найму, дальнейшей развитие льготной региональной ипотеки;

- рациональная модернизация и строительство учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, в том числе модульных;

- поддержка и развитие экономики в районах региона с уровнем развития ниже среднего и низкого уровня;

- изменение условий начислении максимальных надбавок к заработной плате при работе в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- решение вопроса по дифференциации оплаты труда.

Предлагаемые меры также предполагают оказать влияние на восполнение кадрового дефицита и повысить привлекательность края.

В здравоохранении довольно трудно определить прямую связь между вкладом и результатом. В связи со сложностью однозначного установления причинно-следственных связей в здравоохранении фактором, оказывающим влияние на создание эффективной системы оказания медицинской помощи, является состояние материально-технической базы отрасли. Обозначенная проблема особенно актуальна, поскольку с одной стороны материально-технические ресурсы обеспечивают качество и безопасность оказания медицинской помощи, с другой стороны влияют на решение задачи кадрового обеспечения [8,9].

С учетом обозначенных цели и задач процессы модернизации здравоохранения в крае необходимо осуществлять по трем направлениям:

- системы здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и стандартами;

- собственно медицинской деятельности и модернизация деятельности медицинских организаций: улучшение ресурсного обеспечения системы здравоохранения и совершенствование оказания медицинских услуг в соответствии с требованиями и стандартами;

- отношений врача и пациента: повышение ответственности врача в своей профессиональной деятельности, ответственности гражданина за свое здоровье; установление правовых отношений между врачом и пациентом.

В рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Хабаровского края[10] выделены четыре основных направления - строительство, капитальный ремонт, приобретение медицинского оборудования, приобретение автотранспорта, направленные на обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи с приоритетом в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах. За период с 2021 г. по 2022 г. объем финансирования программы составил 2713,53 млн. руб. Приобретено 47 санитарных машин, 838 единиц оборудования. Завершен капитальный ремонт в 25 медицинских учреждениях, проведена реконструкция и строительство 21 объектов здравоохранения.

В 2023 году общий объем финансирования проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" составит 1354,7 млн. руб. Планируется выполнить капитальный ремонт 16 объектов здравоохранения, приобрести 17 единиц автотранспорта, 169 единиц оборудования и строительство 9 объектов здравоохранения, из них 8 вводных [10].

В Хабаровском крае также в рамках национального проекта "Здравоохранения" реализуется ряд региональных проектов: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения". Общие расходы на реализацию Национального проекта "Здравоохранение" в 2022 году составили 2 788,9 млн. руб. (план на 2023 год - 2 209,55 млн. руб.).

Проводимые мероприятия в рамках перечисленных позволили поддержать отрасль для возможности оказания медицинской помощи населению края, в т.ч. в отдаленных районах, повышения ее качества.

За период с 2021-го по 2022 годы, после завершения пандемии коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в крае наметилась положительная тенденция в виде снижения общей смертности на 16,7 % . В крае в 2022 году также произошло снижение смертности населения в трудоспособном возрасте на 1,8 %. Увеличилась и продолжительность жизни на 1,7 года (с 67,85 до 69,6 года).

Несмотря на положительную динамику представленных показателей, необходимо отметить, что целевые значения по показателям смертности, летальности от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, ранней выявляемости злокачественных новообразований не достигнуты.

Модернизационные процессы рассчитаны на отдаленные позитивные социальные последствия. В то же время, полученные промежуточные результаты указывают на необходимость внесения изменений для возможности решения поставленных задач перед отраслью, обусловлено это тем, что планирование программ осуществлялось в 2018-2019 гг.

Анализ реализации в целом национального проекта "Здравоохранение" в Хабаровском крае позволил провести SWOT-анализ регионального развития первичного звена и выявить общие научные, кадровые, технологические и управленческие приоритеты (Табл. 2).

Таблица 2 SWOT-анализ организации деятельности первичного звена в Хабаровском крае.
ПараметрыСильные стороныСлабые стороныВозможностиРиски
Организация- наличие политической воли Правительства Хабаровского края в приоритетном решении вопросов демографии, здравоохранения, цифрового развития;
- начавшаяся модернизация первичного звена;
- развитие 3-уровневой системы оказания медицинской помощи, специализированных центров;
- развитие цифровизации отрасли, телемедицины;
- организация работы центров компетентности;
- организация работы выездных форм оказания медицинской помощи в отдаленных районах края
- необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции большинства медицинских учреждений;
- географическая удаленность населенных пунктов, низкая плотность населения;
- отсутствие мобильной связи, сети "Интернет" в отдаленных районах края;
- необходимость содержания сверхнормативизации количества медицинских учреждений;
- низкий уровень цифровой грамотности населения и медицинского персонала;
- выстраивание модели сети первичного звена по типу медицинского холдинга (по оказанию специализированных видов медицинской помощи), выделения на функциональной основе головного учреждения;
- организация работы мобильного фельдшерско-акушерского пункта;
- подготовка управленческого персонала, менеджеров отрасли;
- проведение научно-практической работы
- отток молодежи из края;
- неравномерная цифровизация отрасли, осложнённая цифровым неравенством между учреждениями здравоохранения, муниципальными образованиями края.
Производство - приобретение современного оборудования, позволяющего предоставление, как комплексного лечения, так и отдельных услуг;
- строительство новых современных объектов здравоохранения
- внедрение стационар замещающих технологий;
- организация выездных форм оказания медицинской помощи;
- возможность подготовки медицинских кадров
- кадровый дефицит, в том числе и по цифровым технологиям;
* высокий уровень миграции молодежи;
- недостаточный уровень/отсутствия подготовки менеджеров для отрасли здравоохранения, управленческого персонала;
- планирование строительства новых объектов здравоохранения без прогноза его рисков и дальнейшего содержания
- возможности внедрения новых технологий в соответствии с порядками оказании медицинской помощи;
- использование в отдаленных районах региона при отсутствии сети "Интернет" возможности МЧС;
- заключение договоров на подготовку проектно-сметной документации и строительство с одним подрядчиком;
- заключение договоров на закупку дорогостоящего оборудования "в рамках контрактного жизненного цикла"
Финансовое обеспечение - финансирование из федерального бюджета национального проекта "Здравоохранение";
- финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
- дефицит краевого бюджета;
- уровень коэффициента ценовой дифференциации медицинских услуг в системе ОМС ниже 2
- снижение уровня финансирования из федерального бюджета национального проекта "Здравоохранение"
- недостаточное и неравномерное финансовое обеспечение отрасли на региональном уровне

В Хабаровском крае сеть медицинских учреждений представлена 55 учреждениями, имеющими стационары, 29 амбулаторно-поликлиническими организациями, 180 фельдшерско-акушерскими пунктами.

Особенностью региона является необходимость содержания сверхнормативного количества медицинских организаций: 3 центральных районных больницы, 15 амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.

Кроме этого, необходимо отметить, что большинство из медицинских учреждений построено в 1940-х годах и чуть позже, существует дефицит площадей в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Потребность посещений в одну смену для взрослого населения по г. Хабаровску составляет 8329. В настоящее время мощность 9 амбулаторно-поликлинических учреждений города, оказывающих помощь взрослому населению, составляет 4820 посещений в смену. Имеется потребность в дополнительных площадях и для обеспечения выполнения порядка оказания медицинской по помощи по профилю "геронтология", "паллиативная помощь", "медицинская реабилитация", для организации амбулаторных центров онкологической помощи. Таким образом, все медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, требуют проведения капитального ремонта и реконструкцию. При этом с целью эффективного использования финансовых ресурсов и получения медицинской эффективности должна быть заложена единая логика и политика, необходима подготовка менеджеров для управления.

В районах городских округов края на функциональной основе должны быть выделены головные учреждения и их филиалы с определенной структурой, стандартом оснащения и штатным расписанием.

Кроме этого, с учетом процессов хронизации, комплексности и сочетании патологических состояний у пациентов, особенно пожилого возраста, необходимо внедрять и развивать отдельное направление в оказании медицинской помощи - диспансерное наблюдение за данной категорией пациентов.

Аналогично с учетом транспортной доступностью, географической удаленностью необходимо рассмотреть модернизацию в муниципальных районах, разделив на соответствующие зоны Хабаровский край.

В рамках территориального планирования важным является предусмотрение дополнительных транспортных маршрутов.

Для обеспечения оказания медицинской помощи населению в отдаленных районах обязательно развитие выездной (мобильной) формы, включая фельдшерско-акушерские пункты, снижая уровень сверхнормативного количества учреждений здравоохранения.

В крае, где вопросы оказания медицинской помощи сопряжены с обеспечением своевременного ее получения, эффективного использования ресурсов системы, внедрение новых организационных и информационно-технологических инноваций на основе развития единого цифрового контура формирование центра телемедицинских услуг, а также интеграция полученных данных в единую информационную базу единого цифрового поля позволят во многом решить "слабые стороны" в первичном звене, в целом в отрасли [11].

С целью обеспечения прав жителей края на получение качественной медицинской помощи в крае реализуется Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Важнейшей задачей программы является обеспечение сбалансированности по видам и источникам финансирования. Благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям края на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов лечения и применения, современных организационно-управленческих мер по управлению здравоохранением фактические объемные показатели реализации Территориальной программы в целом по краю объемы медицинской помощи сбалансированы. Одним из важных направлений деятельности является формирование полного тарифа на оплату медицинской помощи

Утвержденная стоимость Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в трехлетний период увеличилась на 13,9 %, в т.ч. за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) - на 16,9 %. Подушевой норматив в указанный период увеличился на 21,3 % (таб. 3) [1].

В то же время, согласно распределению субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий, на 2023 год Хабаровскому краю субвенция предусмотрена в размере 31 593 850,3 тыс. рублей с ростом на 9,5 процентов к уровню 2022 года.

В то же время, согласно распределению субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий, на 2023 год Хабаровскому краю субвенция предусмотрена в размере 31 593 850,3 тыс. рублей с ростом на 9,5 процентов к уровню 2022 года.

Вместе с тем, рост субвенции в указанном размере обеспечивается за счет увеличения норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования для всех субъектов Российской Федерации и не учитывает в полном объеме особенности северных территорий, большие расстояния и совокупность климатических и географических особенностей региона.

Таблица 3 Динамика утвержденной стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Финансирование2021 г.2022 г.2023 г.2023 г. к 2021 г. ( %).
Утвержденная стоимость Территориальной программы (млн. руб.)
, в т. ч
34 141,535 998,938 892,7113,9
За счет средств ОМС(млн. руб.)26 764,728 609,631 593,85118,2
За счет средств краевого бюджета (млн. руб.)7 376,97 389,37 589,7102,9
Подушевой норматив, (руб.)24 894,527 541,330 128,0121,3

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 2130 "О внесении изменения в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" предельное значение коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг увеличено с 5,5 до 6,5. Указанное изменение имело отношение только к ряду субъектов Дальневосточного федерального округа и не привело к дополнительному увеличению размера субвенции ФФОМС для Хабаровского края.

Коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг для Хабаровского края составлял на 2022 год - 1,353, на 2023 год - 1,337, в связи с изменением данный коэффициент дифференциации для расчета субвенции для Хабаровского края составил: 2022 год - 1,555, 2023 год - 1,549.

В результате вопрос содержания необходимой инфраструктуры для обеспечения социальных гарантий по оказанию доступной и качественной медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности в Хабаровском крае остается нерешенным, что определяет слабую сторону для первичного звена краевого здравоохранения и составляет угрозу для его развития.

 
Заключение

Таким образом, региональное здравоохранение сталкивается с новыми вызовами, которые необходимо учитывать при формировании социальной политики в крае.

В то же время, при выстраивании социальной политики в крае необходимо принимать и реализовывать комплекс мер, направленных на гарантированную поддержку медицинских работников, предупреждающих отток молодежи из края, обеспечение реализации мер по повышению рождаемости населения и социальной поддержки семей, имеющих детей, развитие социальной инфраструктуры в районах Хабаровского края, транспортной логистики к медицинским учреждениям для всех групп населения  

Список литературы
 
  1. 1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статисти// rosstat.gov.ru
  2. 2. По материалам выступления министра здравоохранения Хабаровского края Бойченко Ю.Я на коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края 28 апреля 2023 г.//Здравоохранение Дальнего Востока. - 2023- № 2 - С. 4 -12.
  3. 3. Методические рекомендации по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения Министерства Здравоохранения РФ от 9 апреля 2013 года № 16-5/10/2-2540
  4. 4. Петрова С.А. 1, Алексенцева Ю.А. 1, Ясинская И.А., Володько А.К. Проблемы формирования кадрового потенциала организаций социальной сферы// Экономика и труд - Том 8 № - 2021 - С 823- 840.
  5. 5. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" часть 28 статьи 51
  6. 6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 № 1940 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения" (с изменениями и дополнениями)
  7. 7. Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 № 1609 "Об утверждении условий программы "Дальневосточная ипотека", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" .
  8. 8. Коншина Е. Е., Огнева Е. Ю.,. Савченко Н. А О реализации программы по модернизации первичного звена российской системы здравоохранения // Менеджмент качества в медицине. - 2021. - № 1. - С. 4-7.
  9. 9. Санина Н. П., Кравцова М. В. Аспекты программы модернизации первичного звена здравоохранения: проблемы и решения// Экономика и управление. - 2021. - Т. 27, № 6 (188). - С. 396-409.
  10. 10. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 15.12.2020 № 1344-рп "Об утверждении программы Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края".
  11. 11. Морозова Ю. А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 2. - С. 36-47. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-2-36