ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2023 год № 3

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 340.6 (571.62)
А.В. Нестеров
Территориальные особенности организации работы дежурных экспертов, проблемы и пути их решения
КГБУЗ "Бюро СМЭ" министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск
Контактная информация: начальник "Бюро СМЭ", главный внештатный специалист в области судебно-медицинской экспертизы, к.м.н. А.В. Нестеров, е-mail: nesterov.khv@mail.ru
Резюме:
В статье описана сложившаяся практика в Бюро СМЭ Хабаровского края проведения судебно-медицинских экспертиз дежурными экспертами по постановлению следователя в отношении потерпевших, обвиняемых и других лиц в ночные часы, а также не надлежащее привлечение специалистов в области судебно-медицинской экспертизы к осмотру места обнаружения трупа. Принятые управленческие решения Бюро СМЭ по организации работы дежурных судебно-медицинских экспертов позволили снизить нагрузку, перераспределить объемы и повысить эффективность работы экспертов; дисциплинировать следователей; повысить процессуальную добротность действий экспертов; исключить несанкционированное длительное хранение и порчу биологических объектов.
Ключевые слова:
неотложные следственные действия, судебно-медицинская экспертиза живых лиц в ночные часы, организации работы дежурных экспертов, практический опыт Бюро судебно-медицинской экспертизы

A.V. Nesterov
Territorial aspects of the organization of the work of on-duty experts, problems and ways of their solution
Bureau of Forensic Medical Expertise of the Ministry of Health of Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Russia
Summary:
This article describes the current practice of the Khabarovsk Territory Forensic Medicine Expertise Bureau to conduct forensic medical examinations by experts on duty by order of the investigator for victims, defendants and other persons at night. The management decisions made by the Forensic Medicine Expertise Bureau to organize the work of on-duty forensic experts made it possible to reduce the workload, redistribute the volume and increase the efficiency of experts; discipline investigators; improve the procedural integrity of expert actions; exclude unauthorized long-term storage and deterioration of biological objects.
Key words:
urgent investigative actions, forensic examination of living persons at night, organization of the work of on-duty experts, practical experience of the Forensic Medicine Expertise Bureau
Введение

Штатное расписание КГБУЗ "Бюро СМЭ" министерства здравоохранения Хабаровского края (Далее - Бюро) включает в себя должности судебно-медицинских экспертов, которые, согласно положению о дежурной группе, обеспечивают судебно-медицинское сопровождение правоохранительных и следственных органов при осмотре места происшествия в случае обнаружения трупа.

Однако, сложившаяся в Бюро практика, так называемый деловой оборот, не ограничивалась участием судебного медика лишь привлечением его в качестве специалиста в области судебно-медицинской экспертизы при осмотре места происшествия в составе оперативно-следственной группы. Судебно-медицинские эксперты, практически, во всех случаях вызывались дежурными отделениями полиции УВД г. Хабаровска для осмотра трупов на местах их обнаружений. В связи с тем, что в последние годы количество умерших от насильственных причин смерти снизилось и в настоящее время составляет около 12%, то в подавляющем большинстве случаев следователи следственного управления Следственного комитета по Хабаровскому краю (далее - СУ СК) отказываются выезжать на места обнаружения трупов без внешних признаков насильственной смерти. В таких случаях судебный медик работал без участия следователя и оперативно-следственной группы. По результатам осмотра составлялся акт осмотра места происшествия (или акт осмотра трупа) участковым уполномоченным полицейским или оперативным уполномоченным работником. Приглашенному эксперту предлагалось подписать или уже заполненный сотрудником полиции бланк акта или осмотреть и описать труп. Данный документ был введен в практику Приказом № 1111/104/265 от 16 октября 2013 года УМВД России по Хабаровскому краю, СУ СК России по Хабаровскому краю и Прокуратурой Хабаровского края. Данным приказом была утверждена "Инструкция об организации рассмотрения заявлений (сообщений) в территориальных органах УМВД России по Хабаровскому краю" [4]. В подписании приказа приняли участи руководители УВД, СУСК и Прокуратуры по Хабаровскому краю. При этом, процессуальный статус приглашаемого врача судебно-медицинского эксперта отсутствовал.

 
Обсуждение результатов

На протяжении нескольких лет администрацией Бюро предпринимались попытки привести работу дежурных экспертов в процессуальное русло. При этом использовались различные площадки: совместные совещания руководителей краевой прокуратуры и УВД Хабаровского края, Академии следственного комитета, СУ СК по Хабаровскому краю, велась активная переписка по аргументации нашей позиции. По прошествии нескольких лет, после смены руководителей заинтересованных ведомств наши аргументы были всё-таки рассмотрены отделом процессуального контроля и отделом криминалистики СУ СК по Хабаровскому краю и им была дана процессуальная оценка.

В соответствии со ст. 168, 164, 178 и 58 УПК РФ было указано на то, в каких случаях привлекается специалист, что есть следственное действие, кто уполномочен наделять таким статусом участников следственных действиях [1].

Учитывая то, что следователи СУ СК выезжают на места происшествия в исключительных случаях: при подозрении на насильственную смерть, в случаях обнаружения трупов неустановленных лиц, младенцев и детей, то и судебно-медицинские эксперты дежурной группы перестали выезжать по звонку дежурных отделов полиции вне оперативно-следственной группы.

Таким образом, был решен вопрос законности привлечения к участию судебного медика при осмотрах трупов, исключено заполнение не процессуальных протоколов, уменьшилось количество выездов экспертов. Так, в 2021 году эксперты выезжали на осмотр места происшествия (ОМП) 834 раза, а в 2022 году, - 500 раз, т.е. количество выездов уменьшилось на 40%.

Другой территориальной особенностью, сложившейся в Бюро, являлась деятельность, связанная с проведением судебно-медицинских экспертиз дежурными экспертами по постановлению следователя в отношении потерпевших, обвиняемых и других лиц в ночные часы. Таких судебно-медицинских экспертиз, например, в 2021 году было выполнено 336.

При этом, в случаях, связанных с половыми преступлениями, убийствами, причинением тяжких телесных повреждений, повлекших смерть следователями давалось поручение эксперту о заборе биологических объектов в рамках назначенной экспертизы, в соответствии со ст.ст. 10 и 19 ФЗ № 73 от 31.05.2001 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [2]. И лишь в единичных случаях данные объекты изымались следователями на месте, так как, как правило, лица для проведения осмотра и судебно-медицинской экспертизы доставлялись без следователя оперативными работниками, а в некоторых случаях вообще потерпевшие с постановлением самостоятельно направлялись к дежурному судебно-медицинскому эксперту. В связи с этим из года в год у экспертов на хранении оставалось большое количество невостребованных биологических объектов, взятых по указанию следователя.

Это дало толчок к проработке нормативной документации, многочисленным письменным обращениям к руководству СУ СК по Хабаровскому краю, обсуждениям на семинарах сложившейся практики.

В связи с тем, что назначение и проведение судебно-медицинской экспертизы не относится к неотложным следственным действиям, а является плановым процессуальным мероприятием, экспертиза не может проводиться в ночные часы, которые обозначены в УПК РФ в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут [1].

Помимо этого, функциональные обязанности врача судебно-медицинского эксперта дежурной группы предусматривают его участие в качестве специалиста при ОМП и не предполагают выполнение им судебно-медицинской экспертизы. В связи с тем, что штатами Бюро не предусмотрена должность дежурного среднего медицинского работника, единоличное обследование лица женского пола является нарушением требований п. 70.1 Приказа от 12 мая 2010 года № 346н "Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях" [3]. В соответствии с данным пунктом, при единоличном проведении экспертом экспертизы лица женского пола должен присутствовать работающий с экспертом штатный средний медицинский работник. В связи с этим, такой вид судебно-медицинских экспертиз обязательно проводится в рабочие часы в отделе судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. В случаях нетерпящих отлагательства необходимо привлекать дежурных судебно-медицинских экспертов в качестве специалистов для освидетельствования и забора необходимого биологического материала в порядке ст. 179 УПК РФ [1].

Результатом проведенной работы явилось информационное письмо отдела криминалистики СУ СК по Хабаровскому краю, в котором следователям было указано на обязательное составление протокола освидетельствования с привлечением специалиста в области судебно-медицинской экспертизы в случаях не терпящих отлагательств при необходимости фиксации повреждений, индивидуальных особенностей у потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также забора биологического материала у них. Это позволило полностью исключить из практики производство дежурными экспертами судебно-медицинских экспертиз в отношении живых лиц. В 2022 году всего было выполнено 196 таких освидетельствований.

 
Заключение

Реализация данных управленческих решений по организации работы дежурных экспертов в Бюро позволила:

- повысить процессуальную добротность действий экспертов;

- исключить несанкционированное длительное хранение и порчу биологических объектов у экспертов по причине их не востребованности;

- снизить нагрузку на дежурных экспертов и перераспределить объемы выполняемой работы в пользу плановых показателей отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

- дисциплинировать следователей, исключив неоправданное использование дежурных экспертов в проведении экспертиз по случаям, связанным с помещением подозреваемых в изолятор временного содержания.

 
Список литературы
 
  1. 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.06.2023) // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. № 249.
  2. 2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
  3. 3. Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года № 346н [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
  4. 4. Инструкция об организации рассмотрения заявлений (сообщений) в территориальных органах УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденная Приказом № 1111/104/265 от 16 октября 2013 года УМВД России по Хабаровскому краю.