2023 год № 3
Общие вопросы охраны здоровья населения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
В настоящее время человечество повсеместно сталкивается с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции, как в целом, так и для каждого отдельного пациента в постинфекционном периоде Новой коронавирусной инфекции (НКИ) COVID-19, именуемым как постковидный синдром или Post-COVID Condition [1,2]. Важным установленным фактом является то, что подавляющее число нарушений приходится на неврологические проблемы различного характера и степени выраженности [3,4]. Специалисты практического здравоохранения ежедневно диагностируют явления постинфекционной астении, связанной с перенесенной новой коронавирусной инфекцией, однако частота встречаемости и длительность жалоб у пациентов различных возрастных групп определенно выше, чем при других острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ) и имеет более широкий спектр клинических проявлений [5].
Неопровержимым фактом является то, что наличие когнитивного дефицита различной степени выраженности, как последствия COVID-19 - проблема, однозначно требующая повышенного внимания и углубленного изучения.
Обсуждение результатов
|
|
Зарубежные коллеги из Нидерландов, проводя комплексную оценку состояния здоровья взрослых пациентов через месяц после выздоровления, должное внимание уделили анализу когнитивного статуса и выявили нарушения мнестических функций у 15% реконвалесцентов [6]. В то же время, в Милане Ф. Алеманно и соавт. установили когнитивные нарушения различной степени выраженности у 80% пациентов, используя MMSE-тест для фиксирования данных расстройств [7].
В онлайн-тестировании, проведенном британскими нейропсихологами, приняли участие свыше 84 тыс. пациентов старше 16 лет [8], с абсолютно интактным когнитивным статусом до заболевания НКИ. Результаты полученных тестов достоверно отличались от возрастных нормативов, особенно в сферах памяти и внимания, при этом степень отклонения от нормы зависела от тяжести перенесенной коронавирусной инфекции, хотя такую зависимость чаще всего не удается установить.
В опубликованных исследованиях почти не встречается сведений полноценном изучении когнитивного статуса пациентов детского возраста, однако отмечается корреляционная зависимость между наличием расстройств памяти, внимания, речи и др. и более старшим возрастом реконвалесцентов, иными словами, интеллектуальная сохранность молодых пациентов гораздо лучше.
Значимым толчком для научного сообщества в изучении постковидных проявлений у детей стало одно из первых исследований, проведенных коллегами из Швеции. J.F. Ludvigsson в своей работе представил клинические случаи шведских детей в возрасте 9-15 лет [9]. Среди многих жалоб, укладывающихся в терминологию постковидного синдрома, отмечалась значительная доля детей, которых беспокоили трудности с концентрацией внимания и головокружения спустя 2 и 3 месяца после постановки диагноза COVID-19. Немного позднее D. Buonsenso с коллегами описали наблюдение за 129 итальянскими детьми, которые обследовались спустя 60, 120 ,и более чем через 120 дней после заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В этом исследовании также, помимо установленных жалоб со стороны различных систем органов, удалось выявить снижение концентрации внимания у 10,1% пациентов [10,11].
Группой испанских исследователей во главе с J. Izquierdo-Pujol описывалось наблюдение за 120 детьми в университетской больнице Триас-и-Пуйоль (Барселона, Испания) [12]. По полученным данным, у детей, перенесших COVID-19 (средний возраст 14 лет), довольно часто наблюдались когнитивные неврологические расстройства, в частности, снижение внимания - 44,0%. Причем, как отмечают авторы, эти симптомы могли оставаться достаточно продолжительно и выявлялись даже спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания (36,0% пациентов).
Помимо зарубежных авторов, в Российской Федерации (РФ) существует ряд исследовательских групп, занимающихся проблемами постинфекионного периода НКИ. Рандомизированный ретроспективный анализ 92 историй развития детей (из 1079 в возрасте 0 - 17 лет, перенесших COVID-19), проведенный в г. Санкт-Петербург Т.М. Черновой и др. показал, что наиболее часто нижеприведенные постковидные нарушения проявлялись через три месяца после заболевания. Второе и пятое место, соответственно, по популярности занимали психические (58,8%) и неврологические (45,3%) отклонения. Продолжив исследование, авторам удалось установить, что через 9 месяцев у 3,8% детей все еще сохранялись неврологические симптомы [13].
Также в литературе описаны результаты глобального двухлетнего ретроспективного когортного исследования (n = 1 487 712 пациентов с зарегистрированным диагнозом COVID-19), которые показали, что у детей (n = 185 748 детей, 12,5% от общего числа) гораздо выше риск развития эпилепсии или судорог, энцефалита и расстройств нервов, нервных корешков и сплетений, чем в других возрастных группах и со временем этот риск возрастает [14]. У детей также выше риск когнитивного дефицита и бессонницы, но с ограниченным горизонтом риска (75 дней) и конечным временем его проявления - 491 день.
В исследовании R. Ng at al., пациенты (n = 18; 13,28±2,70 лет) через 280 дней после заражения COVID-19 все еще ощущали трудности с вниманием или концентрацией (83,3%), усталость (77,7%), нарушение сна (77,7%), головокружение (72,2%) и головные боли (72,2%). А в обзоре M. Gupta at al., содержащем исследовательские данных из Соединенного Королевства, Швеции, Норвегии, Дании, Соединенных Штатов, Италии, Франции, Танзании и Аргентины, показано, что после перенесенной инфекции SARS-CoV-2 у детей отмечались такие нарушения, как: дефицит концентрации (60,6%); трудности с запоминанием информации (45,9%) и выполнением повседневных действий (40,0%), а также обработкой полученной информации (32,7%) [15].
В работе F. Cocciolillo at al., представлены предварительные патофизиологические доказательства, что долгосрочные неврологические и нейрокогнитивные последствия заражения SARS-CoV-2 у детей обусловлены гипометаболизмом орбитофронтальной коры, что определённо требует дальнейшего изучения [16]. Кроме этого, уже появились публикации о демиелинизирующих расстройствах ЦНС в детском возрасте как проявления постковидных осложнений из-за нейротропного и нейроинвазивного потенциала вируса SARS-CoV-2. В частности, в исследовании A.M. Khair с коллегами, представили целую серию таких случаев: антимиелиновое расстройство олигодендроцитарного гликопротеина (MOG), рассеянный склероз (РС), острый диссеминированный энцефаломиелит (ADEM), расстройство нейромиелита оптического спектра (NMOSD) [17].
В дополнение к прямым биологическим последствиям инфекции SARS-CoV-2, соответствующим постковидному синдрому, необходимо также учитывать психосоциальные факторы, которые могут быть результатом мер, предпринятых для предупреждения распространения пандемии. Провоцирующие стрессовые триггеры, описанные в литературе - это последствия ситуаций, сопряженных с карантинными мерами, повышением разобщенности детского населения и сокращением контакта со сверстниками по причине длительного вынужденного пребывания дома, дистанционным режимом образовательной деятельности, а также двухлетней неопределённостью относительно дальнейшего развития эпидемиологической ситуации и перспективой экономических угроз для каждой отдельно взятой семьи. Кроме того, вынужденная изоляция населения в ряде случаев приводила к таким негативным ситуациям, как насилие в семье и семейные конфликты.
Негативные последствия пандемии и мер по ее сдерживанию были широко описаны специалистами в области охраны психического здоровья граждан для ряда психических заболеваний, например, тревожных расстройств, депрессии, панических атак и расстройств пищевого поведения. Однако, помимо пациентов, имеющих вышеуказанные заболевания до пандемии COVID-19, в 2021-2022 произошел рост дебюта таких жалоб, как повышенная тревожность, нарушение памяти и внимания, изменчивость настроения и панические атаки и среди интактных пациентов.
В октябре 2022 года Министерством здравоохранения РФ опубликованы сведения о когнитивных нарушениях у детей, базирующиеся на исследованиях российских и зарубежных коллег, где авторами делается акцент на стойких нарушениях концентрации внимания и памяти в постинфекционном периоде НКИ, однако точный процент выявляемости данных отклонений остается неизвестным.
Заключение
|
|
Несмотря на широкое и повсеместное изучение данной проблемы всё еще остается актуальной необходимость расширенного научного поиска, поскольку имеющиеся в литературе сведения относительно отклонений эмоционально-волевой и когнитивной сфер у детей и подростков представлены фрагментарно и полностью не раскрывают изучаемые нарушения.
Список литературы |
|
- 1. WHO/2019nCoV/Post_COVID19_condition/Clinical_case_definition/2021.1Клиническое определение случая состояния после COVID-19 методом дельфийского консенсуса, 6.10.2021
- 2. Коронавирус. Онлайн-карта распространения коронавируса в России и мире, 06.2022г. https://coronavirus-monitor.ru/coronavirus-v-rossii/
- 3. Соколовская Т.А. Постковидный синдром у детей: аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(6):2. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1430/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-6-2
- 4. Жмеренецкий, К. В. Психосоциальные аспекты самооценки здоровья подростков в измененных эпидемиологических условиях / К. В. Жмеренецкий, М. Ф. Рзянкина, К. Э. Потапова // Психическое здоровье. - 2022. - Т. 17, № 7. - С. 24-28. - DOI 10.25557/2074-014X.2022.07.24-28. - EDN BVEXEI.
- 5. Медведев В.Э., Фролова В.И., Гушанская Е.В. и соавт. Астенические расстройства неврологии в рамках постковидного синдрома. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021г; С 121(4):152-158.
- 6. Ballering AV, van Zon SKR, Olde Hartman TC. Lifelines Corona Research Initiative. Persistence of somatic symptoms after COVID-19 in the Netherlands: an observational cohort study. Lancet. 2022 Aug 6;400(10350):452-461. doi: 10.1016/S0140-6736(22)01214-4. PMID: 35934007; PMCID: PMC9352274.
- 7. Alemanno F, Houdayer E, Parma A, et al. COVID-19 cognitive deficits after respiratory assistance in the subacute phase: A COVID-rehabilitation unit experience. PLoS One. 2021 Feb 8;16(2):e0246590. doi: 10.1371/journal.pone.0246590. PMID: 33556127; PMCID: PMC7870071.
- 8. Ellul M.A., Benjamin L., Singh B. et al. Neurological associations of COVID-19 // Lancet Neurol. 2020. Vol. 19. № 9. P. 767-783.
- 9. Ludvigsson JF. Case report and systematic review suggest that children may experience similar long-term effects to adults after clinical COVID-19. Acta Paediatr. 2021 Mar;110(3):914-921. doi: 10.1111/apa.15673. Epub 2020 Dec 3. PMID: 33205450; PMCID: PMC7753397.
- 10. Buonsenso D, Munblit D, De Rose C, et. al. Preliminary evidence on long COVID in children. Acta Paediatr. 2021 Jul;110(7):2208-2211. DOI: 10.1111/apa.15870. Epub 2021 Apr 18. PMID: 33835507; PMCID: PMC8251440.
- 11. Buonsenso D, Di Gennaro L, De Rose C, et al. Long-term outcomes of pediatric infections: from traditional infectious diseases to long Covid. Future Microbiol. 2022 May;17:551-571. DOI: 10.2217/fmb-2022-0031. Epub 2022 Mar 10. PMID: 35264003; PMCID: PMC8910780.
- 12. Izquierdo-Pujol J., Moron-Lopez S., Dalmau J., et al. Post COVID-19 Condition in Children and Adolescents: An Emerging Problem. Front Pediatr. 2022 May 11;10:894204. DOI: 10.3389/fped.2022.894204. PMID: 35633949; PMCID: PMC9130634.
- 13. Чернова Т.М., Тимченко В.Н., Баракина Е.В. и др. Последствия COVID-19 у детей: результаты 12-месячного наблюдения. Журнал инфектологии. 2022;14(2):96-106. DOI 10.22625/2072-6732-2022-14-2-96-106.
- 14. Taquet M, Sillett R, Zhu L, Mendel J, Camplisson I, Dercon Q, et al. Neurological and psychiatric risk trajectories after SARS-CoV-2 infection: an analysis of 2-year retrospective cohort studies including 1284437 patients. Lancet Psychiatry. 2022 Aug 17:S2215-0366(22)00260-7. DOI: 10.1016/S2215-0366(22)00260-7. Epub ahead of print. PMID: 35987197; PMCID: PMC9385200.
- 15. Gupta M., Gupta N., Esang M. Long COVID in Children and Adolescents. Prim Care Companion CNS Disord. 2022 Apr 26;24(2):21r03218. DOI: 10.4088/PCC.21r03218. PMID: 35486940.
- 16. Cocciolillo F, Di Giuda D, Morello R, De Rose C, Valentini P, Buonsenso D. Orbito-Frontal Cortex Hypometabolism in Children With Post-COVID Condition (Long COVID): A Preliminary Experience. Pediatr Infect Dis J. 2022 Aug 1;41(8):663-665. DOI: 10.1097/INF.0000000000003578. Epub 2022 Jul 13. PMID: 35839175; PMCID: PMC9281418.
- 17. Khair AM, Nikam R, Husain S, Ortiz M, Kaur G. Para and Post-COVID-19 CNS Acute Demyelinating Disorders in Children: A Case Series on Expanding the Spectrum of Clinical and Radiological Characteristics. Cureus. 2022 Mar 22;14(3):e23405. DOI: 10.7759/cureus.23405. PMID: 35475081; PMCID: PMC9023167.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»