2023 год № 3
Общие вопросы охраны здоровья населения
2Консультативно-диагностическая поликлиника ДВГМУ, г. Хабаровск
Резюме:
Ключевые слова:
2Consultative and diagnostic clinic of the Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Key words:
Введение
|
|
В соответствии с перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года - удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится в 4 и более раз [6].
Проблема образа жизни и здоровья студентов является актуальной в современных социально-экономических условиях. От состояния здоровья в период обучения, сформированных привычек во многом зависит здоровье будущего поколения.
В настоящее время отечественное здравоохранение рассматривает проблему формирования здоровья и ЗОЖ как одно из приоритетных направлений развития, что отражено в нормативных документах государственного и ведомственного уровня. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака [5].
Здоровье обучающихся, наряду с их социальной зрелостью и экологическим поведением, является необходимым условием обучения в ВУЗе и формирования профессиональных компетенций. Студенты представляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, со своими ценностями, установками, эталонами поведения, которые вынуждены адаптироваться к комплексу новых, неизвестных факторов, среди которых не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать работу с учебой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Снижение общего уровня санитарно-гигиенической и общей культуры способствует распространению саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.
Показатели адаптации у вновь поступивших в ВУЗ отражают менее благоприятный тип реакции, и гематологические реакции совпадают с показателями заболеваемости студентов [2].
Известно, что несбалансированное питание и физиологические процессы у девушек являются одной из важнейших причин развития предлатентного и латентного дефицита железа, которое необходимо для обеспечения нормального функционирования нейрокогнитивных способностей влияющих на усвоение материала [7]. По прогнозам к 2025 г. с проблемой неполноценного питания столкнется каждый второй человек в мире, а в следующем десятилетии от ожирения или избыточной массы тела будут страдать около 40 миллионов детей [1].
По литературным данным среди студентов распространен микронутриентный дефицита (недостаток железа, йода, цинка, витамина А, фолиевой кислоты) [7, 8], психоэмоциональное напряжение, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, сидячие условия труда/обучения [2]. Огромное количество исследований позволяют с уверенностью говорить о значительном вкладе повышенного потребления пищевой соли в увеличение риска развития заболеваний ССС, ЖКТ, а также онкологической патологии [9].
Итоги многочисленных социологических исследований студенческой аудитории свидетельствуют, что к последнему курсу увеличивается подверженность студентов воздействию факторов риска, снижение мотивации на соблюдение принципов здорового образа жизни, увеличение груза хронических заболеваний.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В настоящее время выделены следующие основные его составляющие: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, окружающая среда, отказ от вредных привычек, здоровое питание, физически активная жизнь, личная и общественная гигиена (экологическое поведение) [4].
Обсуждение результатов
|
|
В ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России с целью анализа представлений студентов о здоровом образе жизни с 2012 по 2022 гг. было проведено анонимное анкетирование закрытого типа 1342 студентов. Из них 509 (37,92±0,17 %) - лиц мужского пола, 833 (62,07±0,21%) - женского.
Структура анкеты содержала следующие позиции: физическая активность, режим сна и бодрствования, характеристика обычного питания, вредные привычки.
Анализ данных опроса среди студентов первого и второго курсов медицинского университета показал, что: проходят пешком не менее 10000 шагов в день 109 (8,12±0,08 %) студентов; регулярно занимаются физической культурой (самостоятельные занятия, бассейн, спортивные секции более 30 минут не реже 2-х раз в неделю) - 578 (43,07±0,18 %) % человек. Режим сна в популяции обучающихся младших курсов каждый день нарушают 912 (67,95±0,22 %) студентов. На вопрос как часто вы употребляете фастфуд - 228 (16,99±0,11 %) студентов ответили, что каждый день, 469 (34,94±0,16 %) - не реже 2-х раз в неделю. Указали на регулярный отдых на природе только в 162 анкетах (12,07±0,09 %), 1036 анкетах (77,20±0,24 %) указали - "очень редко".
Вредным привычкам в большей или меньшей мере подвержены 1133 опрошенных студентов (84,42±0,25 %), из них курят (употребление сигарет, вейпинг, использование электронных сигарет, кальяна) - 24,21±0,13 % (325 чел.), употребляют спиртные напитки, в том числе и слабоалкогольные напитки, не реже 1 раза в неделю - 22,43±0,13 % (301 чел.), учащихся.
Обследование выпускников ДВГМУ показал наличие вестибулярной и общей физической детренированности, низкие показатели вегетативного обеспечения деятельности, средний уровень социальной адаптации, депрессии и стрессоустойчивости, при этом сам выпускник оценивает себя здоровым и вегетативно устойчивым [3].
Анализ результатов медицинских осмотров студентов первых и выпускных курсов демонстрирует отрицательную тенденцию по состоянию здоровья студентов.
Как видно из представленного Рис.1, по результатам медицинского осмотра признаны здоровыми и имеют первую группу здоровья только каждый третий студент. Отмечается тенденция к увеличению числа обучающихся отнесенных к 3 группе здоровья за счет студентов старших курсов имеющих по 2-3 хронических заболевания. При этом определяется четкая тенденция: по 1 курсу 1 группа здоровья составляет до 40%, по 5- 6 курсу показатель снижается до 30%.
Рис.1. Группы здоровья студентов (%).
Обращает на себя внимание (Рис.2) состояние здоровья студентов первого курса. Более 50,0% первокурсников имеют отклонения в состоянии здоровья. Эффективность медицинского осмотра косвенно отражает достаточно высокий показатель вновь выявленных заболеваний - 6%.
Рис. 2. Структура впервые выявленной заболеваемости (%).
В структуре заболеваний студентов ДВГМУ (Рис.3), преобладают: патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов дыхания.
Рис. 3. Динамика показателей патологической пораженности студентов ДВГМУ.
Заключение
|
|
По нашему мнению, комплексный подход в оказании лечебно-профилактической помощи студентам должен включает в себя следующие составляющие:
1. Оказание лечебно-консультативной помощи лицам младше 18 лет;
2. Оказание лечебно-консультативной помощи лицам 18 лет и старше;
3. Организация оказания неотложной врачебной помощи в общежитии (с учетом территориальной доступности);
4. Организация и проведение массовых профилактических мероприятий как на территории медицинской организации, так и на территориях образовательных организаций;
5. Разработка и реализация индивидуальных реабилитационных и профилактических программ для студентов;
6. Совместные проекты медицинских и образовательных организаций по информированию студенчества по актуальным медицинским темам и формированию здоровье сберегающего поведения, в том числе и в рамках программы "ВУЗ - Территория здорового образа жизни".
Перечисленные данные требуют изменения персонального и системного подхода к вопросам сохранения здоровья организованных (студенческих) коллективов. Совершенствование организации медицинской помощи студентам, переосмысление существующих организационных форм оказания медицинской помощи студенчеству с позиций ее доступности, качества, эффективности и других составляющих.
Список литературы |
|
- 1. ВОЗ 7 декабря 2021 г. Пресс-релиз Женева, Швейцария https://www.who.int/ru/news/item/07-12-2021-who-accelerates-work-on-nutrition-targets-with-new-commitments (дата обращения: 05.10.2023).
- 2. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / Гордашников В. А., Осин А. Я. ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, КГОУ СПО "Владивостокский базовый мед. колледж", ГОУ ВПО "Владивостокский гос. мед. ун-т". - Москва : Акад. Естествознания, 2009. - 395 с.
- 3. Дубинина В.В., Дорофеев А.Л., Гуринова Л.И., Галушко Н.А. Состояние функционального здоровья современного студента-выпускника медицинского вуза. - INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION № 8, 2014 URL. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5859&ysclid=lnmdtivc42982629364. (дата обращения: 05.10.2023)
- 4. Каприн А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни "РМЖ" №14 от 30.08.2017 URL: https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Mediko-socialynye_aspekty_formirovaniya_v_Rossii_koncepcii_zdorovogo_obraza_ghizni/?ysclid=lnme0iy84l795240942/ (дата обращения: 05.10.2023)
- 5. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
- 6. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система "Консультант плюс".
- 7. Селихова М.С., Солтыс П.А., Калачева Л.С. Профилактика и лечение железодефицитной анемии в практике акушера-гинеколога. РМЖ. Мать и дитя. 2020;3(4):276-281. DOI: 10.32364/2618-8430-2020-3-4-276-281. (Русский медицинский журнал): https://www.rmj.ru/articles/ginekologiya/Profilaktika_i_lechenie_ghelezodeficitnoy_anemii_v_praktike_akushera-ginekologa/#ixzz8FKfsk59A (дата обращения: 05.10.2023)
- 8. Старостина Л.С. Роль обеспеченности детей витаминами и минеральными веществами с позиции педиатра. Русский медицинский журнал. Мать и дитя. 2020;3(4):319-325. DOI: 10.32364/2618-8430-2020-3-4-319-325.
- 9. Salt: A Review of its Role in Food Science and Public Health. Edel Durack, Mercedes Alonso-Gomez and Martin G. Wilkinson Department of Life Sciences, University of Limerick, Castletroy , Limerick, Ireland Current Nutrition & Food Science, 2008, 4, 290-297.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»