ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2024 год № 2

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 616.31 : 378 - 057.875 : 330.3
А.А. Антонова, М.И. Елистратова
Подготовка студентов и ординаторов на кафедре стоматологии детского возраста Дальневосточного государственного медицинского университета в формате государственно-частного партнерства
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: А.А. Антонова, e-mail: alex.antonova@rambler.ru
Резюме:
В статье представлен опыт подготовки студентов стоматологического факультета и ординаторов на кафедре стоматологии детского возраста Дальневосточного государственного медицинского университета на базе взаимодействия частных клиник и ВУЗа с целью повышения качества образования и подготовки к практической деятельности.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, детская стоматология, корпоративное социальное партнёрство, образовательный альянс

A.A. Antonova, M.I. Elistratova
Training of students and residents in the Department of Paediatric Dentistry at the Far Eastern State Medical University in a public-private partnership
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
This article presents the experience of training dental students and residents at the Department of Paediatric Dentistry, Far Eastern State Medical University, based on the interaction between private clinics and the university in order to improve the quality of education and preparation for practice.
Key words:
public-private partnership, paediatric dentistry, corporate social partnership, education alliance
Введение

Государственно-частным партнерством в области медицины и здравоохранения является комплексность взаимодействия государства и бизнеса (частных клиник) для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Государство приглашает бизнес к решению государственных задач. В настоящее время для Российской Федерации, как никогда важен фактор экономического роста. Партнерство государства с частным сектором при правильной организации может обеспечить благоприятные предпосылки для устойчивого внедрения инновационных разработок в области высшего медицинского образования. Заинтересованность сторон санкционирует ускорение развития рынка медицинских услуг, а также даёт возможность формировать эффективную конкурентную среду. Делегирование полномочий гарантирует оптимизацию управления финансовыми ресурсами, повышение качества образования и увеличение числа оказываемых услуг, что, несомненно, способствует развитию экономики [4].

Механизмы государственно-частного партнёрства регулируются в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [3] и Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [2]. В них регламентируются концепции создания площадки, механизмы, стимулирующие развитие научных медицинских платформ, мотивации к инновационной деятельности и участия в реализации государственных программ молодых специалистов.

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2016 года [1]. Новые модели образовательного альянса основываются на объединении ресурсов и распределении рисков партнеров и осуществляются на основе соглашений о партнерстве. В Законе закреплены основные понятия, принципы партнерства, требования к частному партнеру, объекты соглашения о партнерстве.

Корпоративное социальное партнёрство в образовании представляет собой юридически закрепленную на некоторый срок форму взаимодействия между государством и частным сектором. Суть государственно-частного партнерства заключается в том, что одним из его субъектов выступает государство, другой субъект - коммерческая структура. Объектом является общественная услуга (обучение практическим навыкам студентов стоматологов, клинических ординаторов-стоматологов), что имеет огромное социально ориентированное значение. Креативность в модели развития современного здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского образования.

Критика в адрес высшего образования бизнес-сообществом оторванности вузов от производственных, экономических и социальных процессов не всегда оправдана. Работодатели привыкли, что получают готовые молодые кадры без каких бы то ни было затрат со своей стороны. Государство с каждым годом все в большей степени перекладывает финансовые и экономические проблемы по ведению финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений (вуз) на сами вузы.

 
Обсуждение результатов

Сотрудничество Дальневосточного государственного медицинского университета (далее - ДВГМУ) с медицинскими учреждениями частного сектора способствует активному внедрению результатов научных исследований, инновационных разработок, патентов, рационализаторских предложений кафедры стоматологии детского возраста в медицинскую практику.

В течение последних десятилетий система высшего медицинского образования в Российской Федерации многократно изменялась. Процесс обучения настроился на комплектование необходимых профессиональных компетенций у будущих врачей. Возникла необходимость ориентировать учебные программы не только на формирование у студентов фундаментальных знаний, но и на усиление взаимосвязи теоретического и практического компонентов в подготовке молодого специалиста к профессиональной деятельности.

С момента организации кафедры стоматологии детского возраста, в течение 35 лет, система подготовки студентов и ординаторов была нацелена на практическое обучение и вначале базировалась на базе государственных стоматологических учреждений и школ (38, 73, 68, 33). В связи с активным развитием стоматологии, государственные клиники, а тем более школьные стоматологические кабинеты, не всегда успевают внедрить инновационные технологии, приобрести новейшие материалы и оборудование. В последние 20 лет позитивные изменения в Российском законодательстве в отношении развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в системе здравоохранения, положили начало бурному развитию частных стоматологических клиник и центров. Как правило, это общества с ограниченной ответственностью, которые могут быстро перестраиваться в условиях рынка. Они оснащены современным лечебным и диагностическим оборудованием, инструментарием, материалами. Рабочие места врачей компьютеризированы.

За период с 1989 по 2023 г на базе ординатуры кафедры стоматологии детского возраста подготовлено высококвалифицированных специалистов: 66 стоматологов-детских и 128 врачей-ортодонтов. Основными клиническими базами подготовки стали не только государственные лечебные стоматологические учреждения федерального и регионального подчинения, но и клиники ООО "Стоматологический госпиталь", Центр "Премьер", "Доктор Стом", "Тубер", с которыми предварительно были заключены договора на взаимовыгодных условиях. Предоставляя базу для подготовки ординаторов и руководителя-наставника, работодатель адресно готовит будущего специалиста под конкретные условия, технологии и инновации в стоматологической клинике.

Развитие науки, оптимизация материально-технической базы ДВГМУ, и, в частности, кафедры стоматологии детского возраста привело к тому, что подготовка молодых специалистов-стоматологов стала практико-ориентированной и осуществляется в три этапа. Первый этап - это теоретическая часть, которая проходит на теоретических кафедрах ВУЗа. Вторая часть - практическая, проходит на кафедре СДВ ДВГМУ в фантомном классе с применением симуляционных технологий. Студенты старших курсов стоматологического факультета занимаются в лечебных кабинетах базовых лечебно-профилактических учреждений - университетской клинике "Уни-Стом", КГБУЗ ДСП №22, КГБУЗ СП№19, где принимают участие в лечении маленьких пациентов в статусе помощника врача стоматолога детского под руководством профессора, доцентов, ассистентов, клинических ординаторов кафедры СДВ. Третья часть - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии" осуществляется в условиях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Такими являются не только муниципальные, но и клиники частного сектора.

Этот синергизм дает импульс к благоприятному развитию каждого партнера. Вуз получает инвестиции, притом не только в виде материальной поддержки, но и в виде технологического оснащения для, например, проведения конкурсов профессионального мастерства на кафедре СДВ ДВГМУ. А бизнес-сообщество получает кадры высокого профессионального уровня с заранее оговоренными компетенциями.

Целью производственной практики является профессионально- практическая подготовка, интегрирующая углубление теоретической подготовки, закрепление практических умений и компетенций по стоматологии детского возраста.

Требования к результатам практики - это овладение старшекурсниками профессиональными компетенциями (ПК) по детской стоматологии:

ПК-1: Способность к проведению диагностики у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, установлению диагноза.

ПК-2: Способность к назначению и проведению лечения детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, контролю его эффективности и безопасности.

ПК-4: Способность к проведению и контролю эффективности мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний у детей и взрослых, в том числе к проведению профилактических осмотров и диспансерного наблюдения.

ПК-8: Способность к ведению санитарно-гигиенического просвещения среди населения, обучению пациентов и медицинских работников с целью предупреждения возникновения (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития.

Работодатели по сложившейся традиции привыкли, что государство через вуз им безвозмездно передает в пользование интеллектуальный потенциал, уже готовые кадры, с определенным набором навыков, необходимых для продуктивной работы. Но в быстро изменяющихся экономических и технологических условиях с устаревшей и недостаточной материальной, технической и информационной базой вузы просто не способны выпускать квалифицированных работников должного уровня. Пока предприниматель не будет участвовать в образовательном процессе, корректировать те же учебные планы, учебные заведения не смогут своевременно реагировать на изменения на рынке труда. Одним из выходов из сложившейся ситуации является заключение договоров с нанимателем на целевое обучение студентов.

Будущий работодатель выполняет существенную роль в практико-ориентированном подходе обучения будущих стоматологов. Особенно это касается студентов, обучающихся по целевому направлению. Ежегодно выпускается около 30% молодых специалистов, подготовленных по государственному заказу. Производственную практику по детской стоматологии они проходят в тех медицинских учреждениях, которые являются их заказчиками. Это не только лечебные заведения г. Хабаровска, Хабаровского муниципального района, но и центры медицинской службы Сахалинской области, Приморского края, Амурской области, ЕАО, Камчатского края, Якутии, Бурятии, Магаданской области, Солнечного района, Совгаванского района, Вяземского района Хабаровского края.

ДВГМУ имеет свою университетскую клинику "Уни-Стом" и постоянно сотрудничает с КГБУЗ ДСП №22, КГБУЗ СП№19, "Регион", КГБОУ ДПО ИПКСЗ, "Дент-ал-из", а также с частными стоматологическими клиниками (около 20 клиник). Зачастую работодатели просят подобрать студентов для прохождения практики в своей организации с дальнейшим трудоустройством.

Детская стоматология - сложная и многогранная дисциплина, поэтому и практика по детской стоматологии является финальной из всех производственных практик на стоматологическом факультете и проходит на 5 курсе после завершения всего теоретического курса детской стоматологии. Полученные во время обучения теоретические знания старшекурсники могут применить в лечебно-профилактических учреждениях. Такая система обучения предусматривает выявление профессиональных интересов студентов и их склонностей, возможность предпочесть направление специализации в своей предстоящей работе: терапевтическое, хирургическое или ортодонтическое. Руководители частных клиник видят стремление будущих врачей, их склонности к тому или иному направлению и могут выбрать для себя специалиста, обеспечив ему рабочее место. Кроме того, в случае подготовки узкого специалиста (стоматолога детского) многие частные клиники сами инвестируют на договорной основе в обучение ординаторов по детской стоматологии на кафедре СДВ ДВГМУ.

По итогам прохождения практики на кафедре стоматологии детского возраста всегда проводится научно-практическая конференция, где студенты представляют свои научно-исследовательские работы, подбирая близкие для себя направления. В конференции принимают участие практические врачи не только из государственных, но и частных клиник, поскольку научно-исследовательские работы проводятся на указанных выше базах. За последние 10 лет доля частных компаний, взаимодействующих с кафедрой СДВ ДВГМУ, увеличилась на 50%. Такое взаимодействие позволяет подготовить для бизнеса грамотного, клинически мыслящего и прогнозирующего результаты своей работы будущего специалиста.

Подготовка к производственной практике по детской стоматологии - очень важный этап самой практики. Курсовой руководитель встречается с руководителями на базах практики (не только государственных, но и частных клиник) и доводит основные директивы до их сведения, включая новые практические разработки кафедры СДВ. Именно базовому руководителю и принадлежит роль того наставника, о котором говорил наш президент В.В. Путин: Вопросы обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему. Опираясь на знания, опыт, используя передовые технологии, продолжается формирование суверенной системы образования. Неслучайно 2023 год был объявлен годом педагога и наставничества. Ведь специалист, выходящий из стен ДВГМУ, должен быть хорошо подготовлен к будущей работе в условиях рыночной конкуренции.

В целевой подготовке студентов работодатели должны играть более значимую роль. Выпускник с первого курса обучения должен знать, где он в дальнейшем будет работать, на каких условиях и какие у него будут профессиональные и творческие перспективы роста.

Именно производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии позволяет студенту провести непосредственный контакт не только с маленьким пациентом, но и приобрести навык общения с его родителями, родственниками. Даётся возможность научиться скрупулёзно вести медицинскую документацию. Санкционируется выполнение стоматологических манипуляций под руководством врача-наставника. А всё это способствует формированию первого врачебного опыта. Практическая работа всегда вызывает живой интерес у студентов.

Из вышесказанного следует заключить, что во время прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии студенты и клинические ординаторы получают представление о многообразии задач стоматолога детского в конкурентных условиях. Они включаются в целостный рабочий процесс, учатся умению владеть собой, устанавливать отношения со всеми участниками рабочего процесса (пациентом, его родственниками, коллегами, руководителем, младшим медицинским персоналом), развивать клиническое мышление.

Таким образом, существенным фактором государственно-частного партнёрства в высшем медицинском образовании, (в частности, в области детской стоматологии), является целенаправленная подготовка специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений кафедры СДВ ДВГМУ. Такое сотрудничество позволяет обеспечить выпускников рабочими местами. Молодые врачи в дальнейшем применяют научные результаты в практике, тиражируют современные схемы терапии и ведения пациентов не только в государственном, но и в частном секторе здравоохранения.

Помимо этого, развитие государственно-частного партнерства влияет на повышение отдачи от вкладываемых в обучение средств, формирование благоприятного инвестиционного климата. На смену потребительского отношения к высшему образованию должно прийти понимание того, что без информационной, технологической и особенно материальной поддержки со стороны бизнес-сообщества дальнейшее прогрессивное развитие высшего образования вряд ли возможно.

 
Список литературы
 
  1. 1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. // СПС "Консультант плюс".
  2. 2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р // СПС "Консультант плюс".
  3. 3. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ № 2580-р от 28.12.2012 г. // СПС "Консультант плюс".
  4. 4. Чернова С.Г. Необходимость государственно-частного партнерства в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):76-84.