2024 год № 2
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Государственно-частным партнерством в области медицины и здравоохранения является комплексность взаимодействия государства и бизнеса (частных клиник) для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Государство приглашает бизнес к решению государственных задач. В настоящее время для Российской Федерации, как никогда важен фактор экономического роста. Партнерство государства с частным сектором при правильной организации может обеспечить благоприятные предпосылки для устойчивого внедрения инновационных разработок в области высшего медицинского образования. Заинтересованность сторон санкционирует ускорение развития рынка медицинских услуг, а также даёт возможность формировать эффективную конкурентную среду. Делегирование полномочий гарантирует оптимизацию управления финансовыми ресурсами, повышение качества образования и увеличение числа оказываемых услуг, что, несомненно, способствует развитию экономики [4].
Механизмы государственно-частного партнёрства регулируются в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [3] и Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [2]. В них регламентируются концепции создания площадки, механизмы, стимулирующие развитие научных медицинских платформ, мотивации к инновационной деятельности и участия в реализации государственных программ молодых специалистов.
Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2016 года [1]. Новые модели образовательного альянса основываются на объединении ресурсов и распределении рисков партнеров и осуществляются на основе соглашений о партнерстве. В Законе закреплены основные понятия, принципы партнерства, требования к частному партнеру, объекты соглашения о партнерстве.
Корпоративное социальное партнёрство в образовании представляет собой юридически закрепленную на некоторый срок форму взаимодействия между государством и частным сектором. Суть государственно-частного партнерства заключается в том, что одним из его субъектов выступает государство, другой субъект - коммерческая структура. Объектом является общественная услуга (обучение практическим навыкам студентов стоматологов, клинических ординаторов-стоматологов), что имеет огромное социально ориентированное значение. Креативность в модели развития современного здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского образования.
Критика в адрес высшего образования бизнес-сообществом оторванности вузов от производственных, экономических и социальных процессов не всегда оправдана. Работодатели привыкли, что получают готовые молодые кадры без каких бы то ни было затрат со своей стороны. Государство с каждым годом все в большей степени перекладывает финансовые и экономические проблемы по ведению финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений (вуз) на сами вузы.
Обсуждение результатов
|
|
Сотрудничество Дальневосточного государственного медицинского университета (далее - ДВГМУ) с медицинскими учреждениями частного сектора способствует активному внедрению результатов научных исследований, инновационных разработок, патентов, рационализаторских предложений кафедры стоматологии детского возраста в медицинскую практику.
В течение последних десятилетий система высшего медицинского образования в Российской Федерации многократно изменялась. Процесс обучения настроился на комплектование необходимых профессиональных компетенций у будущих врачей. Возникла необходимость ориентировать учебные программы не только на формирование у студентов фундаментальных знаний, но и на усиление взаимосвязи теоретического и практического компонентов в подготовке молодого специалиста к профессиональной деятельности.
С момента организации кафедры стоматологии детского возраста, в течение 35 лет, система подготовки студентов и ординаторов была нацелена на практическое обучение и вначале базировалась на базе государственных стоматологических учреждений и школ (38, 73, 68, 33). В связи с активным развитием стоматологии, государственные клиники, а тем более школьные стоматологические кабинеты, не всегда успевают внедрить инновационные технологии, приобрести новейшие материалы и оборудование. В последние 20 лет позитивные изменения в Российском законодательстве в отношении развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в системе здравоохранения, положили начало бурному развитию частных стоматологических клиник и центров. Как правило, это общества с ограниченной ответственностью, которые могут быстро перестраиваться в условиях рынка. Они оснащены современным лечебным и диагностическим оборудованием, инструментарием, материалами. Рабочие места врачей компьютеризированы.
За период с 1989 по 2023 г на базе ординатуры кафедры стоматологии детского возраста подготовлено высококвалифицированных специалистов: 66 стоматологов-детских и 128 врачей-ортодонтов. Основными клиническими базами подготовки стали не только государственные лечебные стоматологические учреждения федерального и регионального подчинения, но и клиники ООО "Стоматологический госпиталь", Центр "Премьер", "Доктор Стом", "Тубер", с которыми предварительно были заключены договора на взаимовыгодных условиях. Предоставляя базу для подготовки ординаторов и руководителя-наставника, работодатель адресно готовит будущего специалиста под конкретные условия, технологии и инновации в стоматологической клинике.
Развитие науки, оптимизация материально-технической базы ДВГМУ, и, в частности, кафедры стоматологии детского возраста привело к тому, что подготовка молодых специалистов-стоматологов стала практико-ориентированной и осуществляется в три этапа. Первый этап - это теоретическая часть, которая проходит на теоретических кафедрах ВУЗа. Вторая часть - практическая, проходит на кафедре СДВ ДВГМУ в фантомном классе с применением симуляционных технологий. Студенты старших курсов стоматологического факультета занимаются в лечебных кабинетах базовых лечебно-профилактических учреждений - университетской клинике "Уни-Стом", КГБУЗ ДСП №22, КГБУЗ СП№19, где принимают участие в лечении маленьких пациентов в статусе помощника врача стоматолога детского под руководством профессора, доцентов, ассистентов, клинических ординаторов кафедры СДВ. Третья часть - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии" осуществляется в условиях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Такими являются не только муниципальные, но и клиники частного сектора.
Этот синергизм дает импульс к благоприятному развитию каждого партнера. Вуз получает инвестиции, притом не только в виде материальной поддержки, но и в виде технологического оснащения для, например, проведения конкурсов профессионального мастерства на кафедре СДВ ДВГМУ. А бизнес-сообщество получает кадры высокого профессионального уровня с заранее оговоренными компетенциями.
Целью производственной практики является профессионально- практическая подготовка, интегрирующая углубление теоретической подготовки, закрепление практических умений и компетенций по стоматологии детского возраста.
Требования к результатам практики - это овладение старшекурсниками профессиональными компетенциями (ПК) по детской стоматологии:
ПК-1: Способность к проведению диагностики у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, установлению диагноза.
ПК-2: Способность к назначению и проведению лечения детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, контролю его эффективности и безопасности.
ПК-4: Способность к проведению и контролю эффективности мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний у детей и взрослых, в том числе к проведению профилактических осмотров и диспансерного наблюдения.
ПК-8: Способность к ведению санитарно-гигиенического просвещения среди населения, обучению пациентов и медицинских работников с целью предупреждения возникновения (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития.
Работодатели по сложившейся традиции привыкли, что государство через вуз им безвозмездно передает в пользование интеллектуальный потенциал, уже готовые кадры, с определенным набором навыков, необходимых для продуктивной работы. Но в быстро изменяющихся экономических и технологических условиях с устаревшей и недостаточной материальной, технической и информационной базой вузы просто не способны выпускать квалифицированных работников должного уровня. Пока предприниматель не будет участвовать в образовательном процессе, корректировать те же учебные планы, учебные заведения не смогут своевременно реагировать на изменения на рынке труда. Одним из выходов из сложившейся ситуации является заключение договоров с нанимателем на целевое обучение студентов.
Будущий работодатель выполняет существенную роль в практико-ориентированном подходе обучения будущих стоматологов. Особенно это касается студентов, обучающихся по целевому направлению. Ежегодно выпускается около 30% молодых специалистов, подготовленных по государственному заказу. Производственную практику по детской стоматологии они проходят в тех медицинских учреждениях, которые являются их заказчиками. Это не только лечебные заведения г. Хабаровска, Хабаровского муниципального района, но и центры медицинской службы Сахалинской области, Приморского края, Амурской области, ЕАО, Камчатского края, Якутии, Бурятии, Магаданской области, Солнечного района, Совгаванского района, Вяземского района Хабаровского края.
ДВГМУ имеет свою университетскую клинику "Уни-Стом" и постоянно сотрудничает с КГБУЗ ДСП №22, КГБУЗ СП№19, "Регион", КГБОУ ДПО ИПКСЗ, "Дент-ал-из", а также с частными стоматологическими клиниками (около 20 клиник). Зачастую работодатели просят подобрать студентов для прохождения практики в своей организации с дальнейшим трудоустройством.
Детская стоматология - сложная и многогранная дисциплина, поэтому и практика по детской стоматологии является финальной из всех производственных практик на стоматологическом факультете и проходит на 5 курсе после завершения всего теоретического курса детской стоматологии. Полученные во время обучения теоретические знания старшекурсники могут применить в лечебно-профилактических учреждениях. Такая система обучения предусматривает выявление профессиональных интересов студентов и их склонностей, возможность предпочесть направление специализации в своей предстоящей работе: терапевтическое, хирургическое или ортодонтическое. Руководители частных клиник видят стремление будущих врачей, их склонности к тому или иному направлению и могут выбрать для себя специалиста, обеспечив ему рабочее место. Кроме того, в случае подготовки узкого специалиста (стоматолога детского) многие частные клиники сами инвестируют на договорной основе в обучение ординаторов по детской стоматологии на кафедре СДВ ДВГМУ.
По итогам прохождения практики на кафедре стоматологии детского возраста всегда проводится научно-практическая конференция, где студенты представляют свои научно-исследовательские работы, подбирая близкие для себя направления. В конференции принимают участие практические врачи не только из государственных, но и частных клиник, поскольку научно-исследовательские работы проводятся на указанных выше базах. За последние 10 лет доля частных компаний, взаимодействующих с кафедрой СДВ ДВГМУ, увеличилась на 50%. Такое взаимодействие позволяет подготовить для бизнеса грамотного, клинически мыслящего и прогнозирующего результаты своей работы будущего специалиста.
Подготовка к производственной практике по детской стоматологии - очень важный этап самой практики. Курсовой руководитель встречается с руководителями на базах практики (не только государственных, но и частных клиник) и доводит основные директивы до их сведения, включая новые практические разработки кафедры СДВ. Именно базовому руководителю и принадлежит роль того наставника, о котором говорил наш президент В.В. Путин: Вопросы обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему. Опираясь на знания, опыт, используя передовые технологии, продолжается формирование суверенной системы образования. Неслучайно 2023 год был объявлен годом педагога и наставничества. Ведь специалист, выходящий из стен ДВГМУ, должен быть хорошо подготовлен к будущей работе в условиях рыночной конкуренции.
В целевой подготовке студентов работодатели должны играть более значимую роль. Выпускник с первого курса обучения должен знать, где он в дальнейшем будет работать, на каких условиях и какие у него будут профессиональные и творческие перспективы роста.
Именно производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии позволяет студенту провести непосредственный контакт не только с маленьким пациентом, но и приобрести навык общения с его родителями, родственниками. Даётся возможность научиться скрупулёзно вести медицинскую документацию. Санкционируется выполнение стоматологических манипуляций под руководством врача-наставника. А всё это способствует формированию первого врачебного опыта. Практическая работа всегда вызывает живой интерес у студентов.
Из вышесказанного следует заключить, что во время прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии студенты и клинические ординаторы получают представление о многообразии задач стоматолога детского в конкурентных условиях. Они включаются в целостный рабочий процесс, учатся умению владеть собой, устанавливать отношения со всеми участниками рабочего процесса (пациентом, его родственниками, коллегами, руководителем, младшим медицинским персоналом), развивать клиническое мышление.
Таким образом, существенным фактором государственно-частного партнёрства в высшем медицинском образовании, (в частности, в области детской стоматологии), является целенаправленная подготовка специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений кафедры СДВ ДВГМУ. Такое сотрудничество позволяет обеспечить выпускников рабочими местами. Молодые врачи в дальнейшем применяют научные результаты в практике, тиражируют современные схемы терапии и ведения пациентов не только в государственном, но и в частном секторе здравоохранения.
Помимо этого, развитие государственно-частного партнерства влияет на повышение отдачи от вкладываемых в обучение средств, формирование благоприятного инвестиционного климата. На смену потребительского отношения к высшему образованию должно прийти понимание того, что без информационной, технологической и особенно материальной поддержки со стороны бизнес-сообщества дальнейшее прогрессивное развитие высшего образования вряд ли возможно.
Список литературы |
|
- 1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. // СПС "Консультант плюс".
- 2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р // СПС "Консультант плюс".
- 3. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ № 2580-р от 28.12.2012 г. // СПС "Консультант плюс".
- 4. Чернова С.Г. Необходимость государственно-частного партнерства в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):76-84.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»