ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2024 год № 3

Из материалов V Дальневосточного международного медицинского конгресса


УДК 581.41
Г.С. Ткачук
Редкие виды растений темнохвойных лесов юга Тугурского полуострова
Институт водных и экологических проблем, г. Хабаровск.
Контактная информация: Г.С. Ткачук , e-mail: aroprd9@gmail.com
Резюме:
В статье приведены результаты исследования морфологии и особенностей мест произрастания редких видов растений, занесенных в красную книгу Хабаровского края и Российской Федерации, обнаруженных в ходе полевых работ в темнохвойных лесах юга Тугурского полуострова.
Ключевые слова:
Ключевые слова. Красная книга; темнохвойные леса; реликт; эндемик; временнокрыльник камчатский; триллиум камчатский; седлоцветник сахалинский; лобария легочная

G.S. Tkachuk
Rare plant species of dark coniferous forests of the south of the Tugur Peninsula
Institute of Water and Environmental Problems, Khabarovsk.
Summary:
The article presents the results of a study of the morphology and features of the habitats of rare plant species listed in the Red Book of the Khabarovsk Territory and the Russian Federation, discovered during field work in the dark coniferous forests of the south of the Tugur Peninsula.
Key words:
Key words. Red Book; dark coniferous forests; relic; endemic; Lysichiton camtschatcensis; Trillium camschatcense; Ephippianthus sachalinensis; Lobaria pulmonaria
Введение

Темнохвойные леса севера Хабаровского края являются малоизученными, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, большая удаленность и труднодоступность территории, связанная с отсутствием какой-либо инфраструктуры, создают серьезные препятствия для проведения исследований. Во-вторых, из-за суровых климатических условий, с продолжительной зимой и коротким летом, создаются узкие временные рамки для изучения растительности в период ее роста. Кроме того, такие леса обладают значительным биологическим разнообразием и множеством редких и уникальных видов.

Несмотря на все сложности, изучение темнохвойных лесов севера Хабаровского края является важной научной задачей, которая может привести к открытию новых знаний о природе и способах ее сохранения. Развитие научных исследований в этой области может помочь разработать эффективные методы лесоуправления и охраны природы в условиях изменения климата и угрозы биоразнообразию.

Цель исследования

С целью изучения редких и исчезающих видов растений в 2023 году в местах их обитания были заложены пробные площади, на которых происходил подсчет особей, выявление их возрастной структуры (виргинильные, генеративные и сенильные особи), а также измерение морфометрических параметров.

 
Материалы и методы

Полевые исследования проводились по общепринятым ботаническим, геоботаническим, популяционным исследованиям.

Территория исследования расположена на юго-западном побережье Охотского моря в Тугурском заливе, в 22 километрах к востоку от поселка Тугур, в междуречье верховьев Кутына и на всем протяжении Большой Дельи. Климат района носит ярко выраженный муссонный характер. Преобладающее влияние на температуру воздуха оказывает близость Охотского моря. Среднегодовая температура воздуха в районе метеостанции Тугур - минус 3,6°С.

Несмотря на все это полуостров является важным местом обитания редких видов растений, занесенных в Красную книгу Российской федерации и Хабаровского края.

 
Обсуждение результатов

Тесным образом с формациями охотско-камчатской пребореальной флоры связаны виды растений реликтового происхождения: временнокрыльник камчатский (Lysichiton camtschatcense) и триллиум камчатский (Trillium camschatcense) [1].

Временнокрыльник камчатский (Lysichiton camtschatcensis)

Впервые этот вид описал шведский естествоиспытатель Карл Линней во втором томе "Species plantarum".

Редкий уязвимый реликтовый вид, занесенный в Красную книгу Хабаровского края, охраняется на территориях национальных парков "Анюйский" и "Шантарские острова". Травянистый многолетник до 1,2 м высотой с толстым корневищем. Листья прикорневые, с продолговатыми или эллиптическими, в основании клиновидными пластинками до 30-100 см длиной и крылатыми черешками до 0,5 м длиной. Соцветие - початок, окруженный беловатым покрывалом. Плод - двугнездная ягода. Цветение - конец апреля, плодоношение - июль. Покрывало к моменту плодоношения обычно полностью разрушается [3].

Временнокрыльник камчатский - токсичное растение, особенно опасные его корневища и цветы, содержащие алкалоиды, отвечающие за ядовитость. В Японии это растение применяется для лечения заболеваний дыхательной системы, а также как потогонное и мочегонное средство.

Данный вид является эндемиком Дальнего Востока, встречается на Камчатке, в низовьях реки Амур, на Сахалине, а также на Шантарских и Курильских островах. За пределами России его можно найти на японских островах Хоккайдо и Хонсю.

Временнокрыльник предпочитает расти одиночно или небольшими группами в речных долинах, на болотах и заболоченных лугах. Он выбирает влажные, перегнойные аллювиальные почвы. Часто его можно встретить в сыроватых ольшаниках и на затопленных участках пойм рек и ручьев, а также в мелких низинах, где накапливаются дождевая или талая вода. Семена растения распространяются с помощью животных и воды.

На территории исследования Lysichiton camtschatcensis обнаружен в травяных ельниках с ольхой, произрастающий в поймах ручьев. Древесный ярус монодоминантный, основной ярус формирует ель аянская (Picea ajanensis), во втором ярусе вдоль водотока узкой полосой - Ольха пушистая (Alnus hirsuta), единично отмечена лиственница Каяндера (Larix cajanderi). Основные группировки травяного яруса: вейниково-смилационово-разнотравная, папоротниково-разнотравная, осоково-вейниковая с ирисом, мелкотравная, разнотравная с временнокрыльником. Мохово-лишайниковый ярус хорошо развит и занимает до 60 % проективного покрытия. Доминантом в ярусе является Sphagnum girgenzonii.

На заложенных пробных площадях средняя экологическая плотность временнокрыльника камчатского составила 5,5 шт./м2. По возрастной структуре преобладают виргинильные особи - 51%, немного меньшим числом представлены генеративные - 41%, которые имеют от одного до двух генеративных побегов и сенильные особи составили 8% от общего числа парциальных кустов. Всего измерено более 70 особей, все они имели от 5 до 10 листов с соотношением длины и ширины листа от 4х33 см. до 33х119 см.

Численность повсеместно низкая и продолжает снижаться в связи с вырубками долинных лесов, со строительством линейных сооружений, с мелиоративными работами и горнопромышленным освоением пойменных местообитаний.

Триллиум камчатский (Trillium camschatcense)

Первым этот вид описал английский ботаник Джон Белленден Кер Голер.

Травянистое многолетнее растение с прямостоячим стеблем до 50 см высотой. Листья неправильно-овально-ромбические, с оттянутой верхушкой, в мутовке, до 14 см длиной и до 12 см шириной. Цветки белые, 5-6 см в диаметре. Наружные листочки околоцветника продолговато-яйцевидные, внутренние - яйцевидные или широкояйцевидные. Завязи у основания с темно-малиновыми пятнами, плод буровато-зеленый, широкоовальный. Цветение длительное - до 15 дней. Цветение - июнь, плодоношение - июль - август [3].

На российском Дальнем Востоке встречается на Камчатке, Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях. В Хабаровском крае растет на побережье Охотского моря и Татарского пролива - в Тугуро-Чумиканском, Николаевском р-нах, а также в долине Нижнего Амура от низовьев реки Анюй, до Николаевска-на-Амуре. Также его можно встретить в Нанайском, Комсомольском и Ульчском р-нах. За пределами России - в Японии.

Эти растения предпочитают смешанные долинные леса, заросли травянистых растений, ольховники и каменноберезники, поднимаются до подгольцового пояса. Являются теневыносливыми растениями и предпочитают влажные, рыхлые почвы.

Встречаются спорадически, и их общее число остаётся крайне низким, по несколько экземпляров в каждой популяции. Основные угрозы для них - это нерегулируемая вырубка лесов, лесные пожары и интенсивная хозяйственная деятельность в регионах их обитания.

В настоящее время вид охраняется в национальных парках "Анюйский" и "Шантарские острова", и дальнейшее создание защищённых территорий будет иметь решающее значение для сохранения вида.

В ходе исследований триллиум встречался в ельниках разнотравно-мелкотравно-зеленомошных, папоротниково-зеленомошных, а также в разреженном каменноберезнике папоротниково-разнотравно-злаковом. На площадях в ельниках древесный ярус представлял себя как полидоминантный, состоящий из ели аянской (Picea ajanensis), пихты белокорой (Abies nephrolepis) и березы шерстистой (Betula lanata), так и был представлен двумя поколениями Picea ajanensis и Abies nephrolepis. Травяной ярус хорошо выражен, мозаичный, выделяются группировки - хохлатково-разнотравная, папоротниково-зеленомошная, папоротниково-злаково-разнотравная, мелкотравно-зеленомошная. Мохово-лишайниковый ярус на одних площадках практически не развит, на других занимает до 100 % проективного покрытия, где господствует Pleurozium schreberi с проективным покрытием до 80%.

Для определения средних морфометрических показателей, экологической плотности и возрастной структуры на заложенных пробных площадях было измерено более 50 особей. Средняя экологическая плотность составила 3,3 шт./м2. Возрастная структура распределена следующим образом: генеративные особи - 60%, виргинильные - 20% и сенильные - 20%. Каждая особь имела от одного до трех побегов, причем все три могли быть генеративные. Средняя высота вегетативного побега составила 39 см., генеративного - 49 см. Соотношение длины и ширины всех листьев одного побега примерно равное 9х12 см. в среднем, но может варьироваться в большую или в меньшую сторону в зависимости от высоты растения.

Седлоцветник сахалинский (Ephippianthus sachalinensis)

Впервые этот вид описал немецкий ботаник-систематик Генрих Готлиб Людвиг Райхенбах.

Невысокий травянистый многолетник до 20 см высотой с тонким нитевидным и горизонтальным корневищем и одним широкояйцевидным прикорневым листом до 3 см длины и свыше 2 см ширины, на котором отчетливо выражено сетчатое жилкование. Соцветие - рыхлая кисть с 2-4 зеленовато-желтыми неправильной формы цветками. Плод - коробочка булавовидно-веретеновидной формы до 1 мм длиной. Цветение - июль, плодоношение - август - сентябрь. Редкий реликтовый вид на северо-восточной границе ареала. Включен в Красную книгу РФ [3].

В России этот вид встречается исключительно в южной части Дальнего Востока, охватывая Сахалинскую область, включая остров Сахалин и Курильские острова, а также Приморский и Хабаровский края. В Хабаровском крае он произрастает в центральной зоне Северного Сихотэ-Алиня и на побережье Татарского пролива, в долинах рек Ботчи и Хадя. Изолированные ареалы отмечены на севере, в устье Амура, вдоль побережья Охотского моря и на хребте Баджал (Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Нанайский, Хабаровский, Советско-Гаванский и им. Лазо районы). За пределами России его можно встретить на японском острове Хоккайдо.

Этот вид является характерным спутником тенистых и влажных подгольцовых ельников, предпочитая расти на моховом покрове, не выносит конкуренции с травянистыми растениями. В горных местностях встречается на высотах от 1100 до 1300 метров над уровнем моря, тогда как на побережье он поднимается на 300-500 метров. Проблемы в его распространении вызывают лесозаготовительные работы, которые приводят к уменьшению темнохвойных лесов и высыханию почвы.

Важные усилия по его охране сосредоточены на сохранении биоценозов в рамках государственного заповедника "Ботчинский" и заказников "Баджальский", "Чукенский" и "Мопау".

Ephippianthus sachalinensis на территории исследования произрастает в ельниках разнотравно-мелкотравно-зеленомошных и разнотравно-папоротниковых. Древостой представлен двумя возрастными генерациями в двух ярусах Picea ajanensis и Abies nephrolepis, а также Betula lanata во втором ярусе. Травяной ярус хорошо выражен, распространен мозаично, выделяются разнотравно-папоротниковая, мелкотравно-зеленомошная группировки. Мохово-лишайниковый ярус хорошо развит и занимает около 80 % проективного покрытия. Доминирует Pleurozium schreberi.

Для определения средних морфометрических показателей, экологической плотности и возрастной структуры на заложенных пробных площадях было измерено 150 особей, 97 % из них виргинильные, оставшиеся 3 % генеративные. Высота вегетативных побегов от 0,2 до 3,2 см., генеративных - от 4,2 до 11 см. Соотношение длины и ширины листа составило от 0,2х0,4 до 1,5х2,1 см. Средняя экологическая плотность по всем пробным площадям составила 28 шт/м2.

Лобария легочная (Lobaria pulmonaria)

Впервые этот вид описал немецкий и русский ботаник и лихенолог Георг Франц Гофман.

Уязвимый вид, сокращающийся в численности в результате изменения условий существования. В России и мире относится к числу редких, а в Европе - исчезающих видов. Включен в Красную книгу Российской Федерации.

Слоевище листоватое, крупное, формирует розетки 15-30 (50) см в диаметре. Лопасти дихотомически ветвящиеся, глубоко вырезанные, на верхушках выемчато-обрубленные, притупленные, сетчато-ребристые, ямчатые. Верхняя поверхность слоевища блестящая, серо-зеленоватая, зеленовато-оливковая до коричневатой, усеянная по ребрам и по краям слоевища белыми, буровато-белыми до сероватых округлыми соралями. Соредии иногда прорастают в палочковидные соредиозные изидии. Нижняя поверхность светлая до желтовато-коричневой, окрашена неравномерно: выпуклые участки более светлые и голые, в желобках между голыми вздутиями с коротким желтовато-коричневым опушением иногда буреющим. Апотеции редки, с красно-коричневым диском до 2-5 мм в диаметре [3].

Чаще всего талломы лобарии на территории исследования встречались в пихтово-еловых разнотравно-папоротниковых лесах с березой шерстистой, но были обнаружены и в ложнотополевнике травяном с елью, ольхой и ивой. Возраст ельников, в которых была обнаружена лобария, в среднем составляет 130 лет, это подтверждает, что лобария предпочитает старовозрастные насаждения. В ложнотополевнике в первом ярусе доминирует ложнотополь сердцелистный (Toisusu cardiophylla), по мере удаления от воды в составе древостоя отмечается ель аянская (Picea ajanensis), во втором ярусе отмечены ольха пушистая (Alnus hirsuta), черемуха обыкновенная (Padus avium), береза шерстистая (Betula lanata). На пробных площадях лобария измерялась следующим образом: на стволах деревьев, на высоте до двух метров измерялись длина, ширина и площадь талломов. В еловых насаждениях, среди измеренных 50 талломов, минимальный размер составлял 10х10 мм (1 см2), а максимальный 240х140 мм (336 см2). В ложнотополевнике обнаружено лишь 5 талломов лобарии легочной, в данных условиях максимальный размер не превышал 50х50 мм (25 см2).

В условиях глобальных климатических изменений и устойчивого антропогенного воздействия на экосистемы важно акцентировать внимание на исследовании и сохранении редких видов растений в том числе и в темнохвойных лесах. Эти экосистемы обладают высоким биологическим разнообразием, играя ключевую роль в поддержании экологического баланса и функционирования природных систем.

Проведенные исследования в темнохвойных лесах севера Хабаровского края позволили не только выявить редкие и уникальные виды растений, но и определить места их обитания. Наибольшая их концентрация приурочена к пихтово-еловым, еловым разнотравно-папоротниковым лесам в долинах рек Большая Делья, Иурский Итыли.

Полученные в ходе исследования данные создают основу для разработки стратегий по охране редких видов растений и устойчивому лесоуправлению.

 
Заключение

Таким образом, дальнейшие исследования должны быть направлены на мониторинг состояния популяций, оценку воздействия климатических факторов и антропогенной деятельности, а также на разработку адаптивных мер по их сохранению. Обеспечение защищенности этих уникальных экосистем является одной из первоочередных задач в контексте сохранения биоразнообразия и экосистемной устойчивости.

Автор выражает благодарность Крюковой Марии Викторовне, Купцовой Виктории Алексеевне, Великому Александру Станиславовичу за помощь в проведении исследования  

Список литературы
 
  1. 1. Воронов Б.А., Крюкова М.В., Шлотгауэр С.Д., Куликов А.Н. Функциональное зонирование национального парка "Шантарские острова" // География и природные ресурсы. - 2016. - №2. - С. 46-52.
  2. 2. Корякин В.Н. Справочник для учета лесных ресурсов Дальнего Востока. / В.Н. Корякин. - Хабаровск: Издательство ФГУ "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства", 2010г. - 526с.
  3. 3. Красная книга Хабаровского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, грибов и животных: официальное издание Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. - Воронеж : ООО "МИР", 2019. - 604 с. : ил.
  4. 4. Крюкова М.В. Красная книга Хабаровского края как основа мониторинга и сохранения редких и исчезающих видов сосудистых растений // Региональные проблемы. - 2018. - №3. - С. 55-62.
  5. 5. Крюкова М.В. Реликтовые элементы флоры нижнего Приамурья: история развития, научные основы охраны // Современные проблемы регионального развития. - Биробиджан: Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН, 2016. - С. 237-240.
  6. 6. Шлотгауэр С.Д., Крюкова М.В., Антонова Л.А. Сосудистые растения Хабаровского края и их охрана. Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2001. 195 с.