2024 год № 3
Из материалов V Дальневосточного международного медицинского конгресса
2 Медицинский центр "Обновление", г. Москва
Резюме:
Ключевые слова:
2 Renewal Medical Centre, Moscow
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Косметология является одной из быстро развивающихся отраслей медицины. Несмотря на стремительный рост индустрии красоты, пока существуют противоречивые научные данные о том, какие последствия оказывают косметологические процедуры на здоровье пациента.
Следует отметить, что инвазивные косметологические процедуры в большинстве случаев сопровождаются эмоциональным стрессом, который зависит от индивидуальных психофизиологических характеристик пациента [1, 2]. Оценка качества жизни людей в сфере косметологии играет важную роль в определении эффективности проводимых процедур и воздействия на общее благополучие пациентов. К врачу-косметологу обращаются как женщины, так и мужчины разных возрастов, что требует пристального внимания.
К сожалению, на сегодняшний день развитие косметологической практики в России сопряжено с рядом негативных тенденций, а часть клиник косметологического профиля не соответствуют нормативным требованиям, действующим на территории РФ. Многие методы, используемые в косметологии, не имеют официального разрешения на их применение. У некоторых специалистов отсутствует надлежащая профессиональная подготовка. Врачи-косметологи должны стремиться не только улучшить внешний вид пациентов, но и повысить их физическое и ментальное здоровье. Оценка качества жизни позволяет измерить удовлетворенность результатами лечения, а также помогает развивать и усовершенствовать практику косметологии. В данном контексте важно выделить факторы, влияющие на уровень удовлетворенности пациентов, и определить способы повышения качества оказываемых услуг [6, 8, 10].
Цель исследования - проанализировать качество жизни пациентов, обратившихся к врачу-косметологу.
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
Для реализации поставленной цели была разработана предварительная анкета, соответствующая требованиям социологического инструментария. В предварительном анкетировании приняли участие 175 человек в возрасте 18-25 лет (47,4%), 26-35 лет (17,1%), 36-45 лет (29,1%), 46-55 лет (6,3%). Основной этап исследования, участие в котором приняло 137 человек в возрасте от 18-55 лет, проводился в условиях косметологического кабинета Медицинского центра "Обновление", г. Москва индивидуально с каждым пациентом после получения информированного согласия на участие в нем. Основной этап включал в себя анкету на основе опросника качества жизни SF-36, который позволяет оценивать: физическое функционирование (PF), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), социальное функционирование (SF), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (RE), психическое (ментальное) здоровье (MH) [5, 11]. Интерпретация результатов тестирования основывалась на показателях, выраженных в процентах (%). Значение менее 60% считалось низким показателем качества жизни.
Результаты и обсуждение
|
![]() |
![]() |
По результатам предварительного анкетирования большинство пациентов врача-косметолога - женщины - 86,3%, тогда как количество респондентов мужского пола, обратившихся за помощью к врачу-косметологу, составляло 13,7%.
Около 43,7% респондентов отметили, что посещают врача-косметолога один раз в год, 26,7% раз в месяц, остальные - реже. 84,6% пациентов не боятся обращаться к врачу-косметологу, тогда как 15,4% испытывают страх и опасение. Перед посещением интересуются медицинскими документами и сертификатами самого врача только 56,5% пациентов. Недовольны же своей внешностью около 33,4% респондентов.
На вопрос об удовлетворённости своей внешностью около 55,4% ответили положительно - то есть удовлетворены своей внешностью, а 44,5% испытывают беспокойство по поводу своего внешнего вида.
После посещения косметологических процедур интенсивную боль, общие недомогания, снижение работоспособности, ограничение в повседневной жизни наблюдали у себя 38,6; 22,3; 24,5 и 32,7% опрошенных соответственно. Побочные эффекты после косметической процедуры, которые затрудняли поход на работу, встречу с близкими отметили 32,7% респондентов (Рис. 1).

Рис. 1. Самочувствие пациента после косметологических процедур (%)
В целом же после косметической процедуры 54,5% пациентов остаются удовлетворены своей внешностью, тогда как 43% отвечают, что удовлетворены частично и 2,4% не удовлетворены совсем.
Тестирование на основе SF-36 показало, что показатели PF, RP и GH были низкими у 12; 16,6 и 16 % опрошенных соответственно. Это свидетельствует о том, что повседневная деятельность, физическая жизненная активность ограничиваются состоянием здоровья, ухудшение которого могло быть, возможно, вызвано общей слабостью в связи с использованием косметологических препаратов. Однако, по результатам предварительного анкетирования на вопрос "Предупреждает ли Вас врач-косметолог об осложнениях, которые могут возникнуть во время или после процедуры?" - 70 % отвечают положительно, что позволяет сделать вывод о повышении качества оказываемых косметических услуг [7].
Низкий показатель BP отмечался у 18,6% респондентов, что говорит об ограничении их активности, возможно, в связи с болью, вызванной косметологической процедурой и её последствиями.
Лица старше 37 лет, а также респонденты с сопутствующими заболеваниями чаще отмечали ухудшение параметров физического и эмоционального здоровья. Важно учитывать более высокую интенсивность боли у респондентов зрелого возраста (37 - 42 лет). Это можно объяснить физиологическими особенностями этой возрастной группы. В данном возрасте могут происходить обострения хронических заболеваний, а также рецидивы заболеваний, что может привести к увеличению ощущений боли и дискомфорта. Такие факторы следует учитывать при разработке программ лечения и реабилитации для данной возрастной категории пациентов [4].
Показатель SF был низким у 32% пациентов. Это позволяет сделать вывод о значительном ограничении их социальных контактов и снижении уровня общения. Стоит отметить, что последствия косметологического вмешательства (отёчность, покраснение и другие временные изменения внешности) напрямую влияют на социальное функционирование пациента [1, 4]. При этом у пациенток женского пола, по сравнению с пациентами мужского пола, этот показатель был ниже на 34% (Рис. 2).

Рис. 2. Показатель SF (социальное функционирование)
Можно предположить, что низкий показатель SF наблюдался у женщин со сниженной индивидуальной устойчивостью к эмоциональному стрессу, являющемуся следствием однократного или курсового проведения инвазивных косметологических процедур [5, 9].
Становиться возможным сделать вывод, что женщинам с низким показателем социального функционирования необходимо оказать психологическую поддержку по прохождении каждой косметологической процедуры [2, 3].
Показатели RE, VT и MH имели низкие значения у 5,5; 9,3 и 7,6%, что свидетельствует о незначительном ухудшении выполнения повседневной работы в связи с появлением расстройств депрессивного спектра, вызванных, возможно, ограничением социальной активности.

Рис. 3. Количество потребителей косметических услуг с низкими показателями опросника качества жизни SF-36.
Последствия косметологических вмешательств, такие как отёчность, покраснение, описанные выше, могут оказать значительное влияние на социальное функционирование пациента, что впоследствии окажет влияние на психическое здоровье: вызовет у пациента чувство неуверенности, стеснения и дискомфорта в общении с окружающими. В результате пациент может предпочесть избегать социальных событий или ограничить свои общественные контакты.
Заключение
|
![]() |
![]() |
1. Усреднённый показатель качества жизни у 77,3% пациентов врача-косметолога был высоким, что позволяет сделать вывод о хорошем качестве оказываемых косметологических услуг. Однако, стоит обратить внимание на отдельные низкие показатели качества жизни - необходимо уделить большее внимание индивидуальному подходу к каждому пациенту (Рис. 3).
2. Большее внимание необходимо особенно пациенткам, ведь у женщин с низким показателем ментального здоровья (MH) психологическая устойчивость к эмоциональному стрессу, вызванному проведением инвазивных косметологических процедур, намного ниже. Вероятно, такие пациентки нуждаются в психологической поддержке при каждой косметологической процедуре, в связи с этим врачу-косметологу важно обеспечить психологическую помощь во время и после прохождения косметологической процедуры.
3. Стоить также обратить внимание на интенсивность боли во время и после косметологических процедур у пациентов зрелого возраста (46-55 лет) - возможны обострения хронических заболеваний, рецидивы заболеваний, как следствие, усиление болевых ощущений. При разработке программы лечения для этой возрастной группы важно учитывать эти физиологические факторы.
4. Повышение самооценки, удовлетворенность своей внешностью являются конечной целью косметологического вмешательства. Полученные данные могут быть полезны для улучшения качества услуг в сфере косметологии, что пойдёт на пользу не только пациентам, но и врачам-косметологам.
5. Будущие исследования должны также уделить внимание разработке и внедрению надежных инструментов оценки качества жизни у потребителей косметологических процедур. Это позволит более полноценно изучить влияние таких процедур на физическое и эмоциональное здоровье и общее самочувствие пациентов. Такие инструменты могут включать в себя опросники, шкалы оценки эмоционального благополучия и другие методики.
Список литературы |
![]() |
1. Асимакопулу Э., Завридес Х., Аскитис Т. Пластическая хирургия, влияющая на образ тела, удовлетворенность своим телом и самооценку / Acta chirurgiae plasticae. - 2020. - № 1-4. - С. 3-9.
2. Багненко Е.С. Психологические особенности пациенток косметологической клиники: результаты сопоставления с нормативными данными / Психология. Психофизиология. - 2023. - № 4. - С. 33-46
3. Багненко Е.С. Психосоциальные характеристики пациенток косметологической клиники: результаты исследования на сплошной выборке / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2023. - С. 48-60.
4. Власова А.В., Мартынов А.А. Дерматозы в практике врача-гериатра / Клиническая геронтология. - 2018. - № 1-2. - С. 43-44.
5. Клаучек С.В., Воробьева Н.А., Рахимулина О.А. Экспресс-определение психофизиологической устойчивости женщин к стрессогенному воздействию при косметологических процедурах / Вестник ВолгГМУ. - 2013 - № 2(46). - С. 63-64.
6. Колсанова О.А., Кубанов А.А., Чертухина О.Б., Суслин С.А. Формирование и развитие косметологии в России / Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2022. - № 3. - С. 493-515.
7. Манакина Е.С., Медведева О.В., Манакин И.И. Оценка качества оказания медицинской помощи по профилю "Косметология" в медицинских организациях различных форм собственности / Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. - № 4 - С. 445-455.
8. Потемина Т.Е., Кузнецова С.В., Перешеин А.В. [и др.] Качество жизни в здравоохранении: критерии, цели, перспективы / Российский остеопатический журнал. - 2018. - № 3-4(42-43). - С. 98-106.
9. Рахимуллина О.А., Клаучек С.В., Воробьева Н.А. Применение опросников для экспресс-определения психофизиологической устойчивости женщин - потребителей услуг эстетической медицины / Социология медицины. - 2013. - № 1(22). - С. 21-22.
10. Рахимуллина О.А. Оценка удовлетворенности пациента современными методами лечения, применяемыми в косметологии / Социология медицины. - 2009. - №1. - С. 9-40.
11. Юцковская Я.А., Бирко О.Н., Чепурнова Н.С. [и др.] Влияние эстетических процедур на биологический возраст и качество жизни женщин / Современные проблемы науки и образования. - 2017. URL: https://science-education.ru/ru/article/viewid=26176 (дата обращения: 10.06.2024).
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»