ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2025 год № 2

Медицинское образование


УДК 616 - 092 ; 378
О.В. Каплиева, О.В. Лемещенко, И.Г. Яковенко, О.И. Хен
Удовлетворенность студентов качеством преподавания дисциплины "патологическая физиология"


Контактная информация: О.В. Каплиева, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Удовлетворенность студентов обучением является одним из показателей качества образовательного процесса и, по мнению ряда авторов, отражает социальную эффективность высшего образования. Анализ удовлетворенности студентов различными аспектами учебной подготовки позволяет выявить актуальные проблемы в организации обучения и, по возможности, адаптировать образовательный процесс под потребности обучающихся, что, несомненно, повышает вовлеченность студентов в учебный процесс и положительным образом влияет на имидж вуза и его рейтинг, а некоторые из представленных студентами предложений и замечаний могут найти отражение при преподавании дисциплины.
Ключевые слова:
патологическая физиология, удовлетворенность, преподавание дисциплины, студент

O.V. Kaplieva, O.V. Lemeshchenko, I.G. Yakovenko, O.I. Khen
Student satisfaction with the quality of teaching the discipline "pathological physiology"
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Student satisfaction with learning is one of the indicators of the quality of the educational process and, according to some authors, reflects the social effectiveness of higher education. The analysis of student satisfaction with various aspects of training makes it possible to identify current problems in the organization of education and, if possible, adapt the educational process to the needs of students, which undoubtedly increases student engagement in the educational process and positively affects the image of the university and its rating, and some of the suggestions and comments submitted by students can be reflected in teaching disciplines.
Key words:
pathological physiology, satisfaction, teaching of discipline, student
Введение

На сегодняшний день патологическая физиология является одной из сложных и трудоемких дисциплин у студентов медицинских ВУЗов. Для преподавателя становится важной задачей формирование у студентов заинтересованности в изучении данной дисциплины, потребности в постоянном самообразовании, и оказании им помощи в поиске новой информации для их дальнейшего роста как специалиста. Ответственная и качественная работа преподавателей имеет прямую связь с качеством образования или получения на выходе востребованного специалиста [1].

Актуальной задачей современной системы образования является повышение его качества. Удовлетворенность студентов обучением является одним из показателей качества образовательного процесса и, по мнению ряда авторов, отражает социальную эффективность высшего образования [2].

В связи с этим, целью исследования стало изучение удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплины "Патологическая физиология". Анализ удовлетворенности студентов различными аспектами учебной подготовки позволяет выявить актуальные проблемы в организации обучения и, по возможности, адаптировать образовательный процесс под потребности обучающихся, что, несомненно, повышает вовлеченность студентов в учебный процесс и положительным образом влияет на имидж вуза и его рейтинг [3].

 
Материла и методы

В ходе исследования было проведено анкетирование студентов 4-5 курсов ДВГМУ лечебного и педиатрического факультетов, освоивших дисциплину "Патологическая физиология" и сдавших экзамен. Для опроса использовалась анкета, состоящая из 21 вопроса, включающая как закрытые (паспортная часть и оценка удовлетворенности), так и открытые (замечания, предложения, рекомендации) варианты ответов. Оценка удовлетворенности проводилась с использованием 5-балльной шкалы, где 5 - полностью удовлетворен, 1 - не удовлетворен.

Всего в опросе приняло участие 227 респондентов 4 (67,54%) и 5 (32,46%) курсов лечебного (53,07%) и педиатрического (46,93%) факультетов.

 
Обсуждение результатов

Как следует из ответов респондентов, большинство показателей получили среднюю оценку в районе 4,4 балла. Наименьший уровень удовлетворенности отмечен в категории "материально-техническое оснащение и обеспечение лабораторным оборудованием" - 3,94 балла, наибольший - условиями проведения экзамена - 4,57 балла (Рис. 1).

Рис. 1. Уровень удовлетворенности обучающихся на дисциплине "Патологическая физиология", баллы

Следует отметить, что больше половины обучающихся оценивали все представленные категории на 5 баллов (55,70-71,93%). Исключение составила удовлетворенность обеспечением дисциплины учебным и лабораторным оборудованием (муляжи, тренажеры, фантомы и т.д.) - здесь полностью удовлетворены остались лишь 45,18±3,30% (рис. 2).

Рис. 2. Доля обучающихся, полностью удовлетворенных качеством преподавания и организацией учебного процесса по дисциплине "Патологическая физиология", %

В целом, значимых различий в оценках в зависимости от факультета выявлено не было (р>0,05). Но отмечено, что студенты лечебного факультета обращают больше внимания и менее удовлетворены обеспеченностью материалами, позволяющими подготовиться к занятиям и провести его (обеспечение дисциплины учебным и лабораторным оборудованием, наличие учебно-методических пособий, дополнительной литературы для подготовки к занятиям и отработкам), а студенты педиатрического факультета более требовательно относятся к организации процесса, к личности и стилю работы лекторов и преподавателей (р<0,05).

Также отмечена прямая заметная связь оценок по ряду изучаемых показателей (r=0,67) - обучающиеся, полностью удовлетворенные общением с преподавателем и лекционным курсом, также всегда ставили отличные оценки и по другим разделам.

Анализ успеваемости респондентов по дисциплине показал, что большинство успешно закрыли сессию, были допущены до экзамена и сдали его вовремя в июне (82,89±2,49%), 6,14±1,59% - на первой, а 10,96±2,07% - на второй пересдаче. Средний балл по дисциплине составил 4,00 балла при качестве знаний 67,11%, что соответствует критериям оценки эффективности. Однако, у опрошенных студентов педиатрического факультета эти показатели были достоверно ниже, чем у респондентов с лечебного факультета (р<0,05) (средний балл 4,12 и качество знаний 75,21% на лечебном факультете против 3,88 и 57,94% - на педиатрическом) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение оценок по дисциплине у респондентов в зависимости от факультета, %

Уровень знаний по дисциплине определяется многими факторами, в том числе, качеством лекционного курса, работой с преподавателем на занятии, глубиной проработки вопросов на самоподготовке.

Большинство обучающихся (93,42%) отметили, что посетили все лекции, однако 6,14% пропустили не менее четверти лекционного курса (средний балл этой группы за экзамен составил 3,5), а один человек написал, что не ходил и на половину, но сдал с первого раза на отлично. Также, 92,98% респондентов не пропускали занятия по дисциплине, а оставшиеся отметили, что пропустили менее 25% и сразу старались отрабатывать темы (средний балл за экзамен - 3,88).

На основании анализа всех представленных разделов, в конце респондентами давалась итоговая оценка удовлетворенности качеством преподавания дисциплины. Средний балл составил 4,49 балла, достоверно не различаясь по факультетам (4,49 на лечебном и 4,46 на педиатрическом соответственно). Тем не менее, 10,53% респондентов оценили его на 3 балла и ниже (средний балл за экзамен - 3,97) (рис. 4).

Рис. 4. Распределение итоговых оценок удовлетворенности качеством преподавания дисциплины, %

Кроме вышеизложенного, респондентов попросили указать наиболее ценный раздел дисциплины для дальнейшего обучения и применения в последующей практической деятельности. Большинство студентов ответили, что все разделы патофизиологии важны для дальнейшего обучения.

Далее респондентов попросили указать замечания, предложения и рекомендации для улучшения качества преподавания по дисциплине патологическая физиология. В качестве замечаний и рекомендаций были указаны:

- необходимость добавить больше экспериментальных и лабораторных занятий, клинических задач,

- увеличение времени обсуждения темы занятия и уменьшение контроля домашнего задания,

- уменьшение количества тестовых заданий и коррекция их оценки с учетом количества правильно выбранных ответов (при нескольких вариантах),

- перевод лекций в дистанционный режим.

 
Заключение

Таким образом, большинство студентов удовлетворены качеством образования по дисциплине, а некоторые из представленных ими предложений и замечаний могут найти отражение при преподавании дисциплины и обновлении банка тестов и задач.

 
Список литературы
 
  1. 1. Велько О.А. Социологические индикаторы уровня удовлетворенности студентов качеством образования. Социологический альманах. 2022; 13: С. 27-38.
  2. 2. Клоктунова Н.А., Князев Е.Б., Кудашева З.Э. и др. Особенности субъективной оценки удовлетворенности качеством образования в зависимости от степени выраженности мотивов обучения. Высшее образование сегодня. 2021; 3: С. 55-63.
  3. 3. Усачев Е.В. Качество образовательных услуг как фактор повышения конкурентоспособности вуза. Вестник Московской международной академии. 2023; 1: С. 153-156.