2025 год № 3
Социологические исследования
2АНО "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики", г. Хабаровск
Резюме:
Ключевые слова:
2ANO "Center for Public Health and Medical Prevention", Khabarovsk
Summary:
Key words:
Введение
|
![]() |
![]() |
Современное обучение в медицинском вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе, к состоянию их здоровья. Ухудшение здоровья студентов влечет за собой негативные последствия в виде снижения успеваемости, ограничения профессиональной пригодности, нарушения формирования репродуктивного потенциала.
Особый интерес представляет охрана здоровья и трудового потенциала студентов медицинских вузов, чья учебная нагрузка в среднем в два раза выше, чем у студентов других учебных заведений, а длительность и специфика обучения предъявляют высокие требования к состоянию их здоровья. Усвоение принципов здорового образа жизни важно не только для самосохранения учащихся, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование здорового образа жизни студентов-медиков является также одним из направлений профессиональной подготовки врачей, в чьи обязанности входит профилактическая работа с населением. При этом ценностное отношение к здоровью предполагает не только социально-гигиенические условия, но и мотивацию по формированию у студентов-медиков здорового образа жизни, необходима внутренняя готовность молодежи к ведению здорового образа жизни
С целью поиска вариантов по улучшению и поддержанию здоровьесберегающего формата нами изучены современные тенденции молодежи в части отношения к их здоровью [1, 2, 3, 4, 5].
Материалы и методы
|
![]() |
![]() |
Проведен онлайн-опрос (анкетирование) обучающихся в ДВГМУ в феврале-марте 2025 года. В структуру анкеты вошли основная информация (пол, возраст, муниципальное образование, тип учебного заведения, наименование образовательной организации, курс обучения); информированность о здоровом образе жизни; поведенческие факторы риска (курение и вейпинг, употребление алкоголя, употребление наркотических и токсических веществ, физическая активность и здоровое питание, психоэмоциональный стресс); репродуктивное здоровье; заболевания органов зрения.
Целевая аудитория представлена студентами ДВГМУ всех курсов, форм и направлений обучения (n=362). Статистическая обработка проводилась с использованием программного продукта "Statistica 6.0"; данные представлены экстенсивными показателями.
Обсуждение результатов
|
![]() |
![]() |
В рамках проекта "Здоровое студенчество" сотрудниками отдела мониторинга факторов риска АНО "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" при участии коллектива Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) был проведён онлайн-опрос среди студенческого контингента данного вуза. В исследовании приняли участие 362 студента, в основном с 1, 3, 5 и 6 курсов. Выборка характеризовалась сбалансированным гендерным составом, включая 182 юноши и 180 девушек, преимущественно в возрасте от 18 до 24 лет.
Важным результатом исследования стала демонстрация высокой степени осознанности и автономии студентов в сфере здоровья. Абсолютное большинство респондентов (94%) считают, что ответственность за своё здоровье несут они сами. При этом медицинские работники (5%) и родители (1%) практически не воспринимаются в качестве субъектов, ответственных за этот аспект их жизни.
| Как вы считаете, кто должен заботиться вашем здоровье? | Количество | Процент (от общей суммы) |
|---|---|---|
| Медицинские работники | 19 | 5,2±0,2 |
| Родители, семья | 2 | 0,5±0,4 |
| Я сам(а) | 341 | 94,1±0,1 |
Это может обусловлено уверенность в собственных знаниях (как будущих медиков) и критическим отношением к внешнему влиянию. 61% студентов признают, что не полностью соблюдают ЗОЖ, но стараются. Только 15% уверены в своём здоровом образе жизни, а 21% открыто признают его отсутствие, 4% считают ЗОЖ "выдумкой". Следовательно, осведомлённость о ЗОЖ не гарантирует его соблюдение. Проблемы могут быть связаны с нехваткой времени, стрессом, противоречивой информацией.
В части понимание компонентов ЗОЖ студенты выделяют ключевые аспекты (можно было выбрать несколько вариантов):85% - спорт и физкультура, 83% - правильное питание, 80% - отсутствие вредных привычек, 78% - эмоциональное состояние. Следовательно, предполагается комплексное понимание ЗОЖ, включающее физическое и ментальное здоровье. Акцент на питание и спорт может быть связан с медицинским образованием.
Что касается источников информации о ЗОЖ, то 75% студентов получают информацию через интернет, 47% - от специалистов, 38% - от родителей. Менее значимы телевидение (23%), друзья (24%), книги (24%). Следовательно, интернет - главный источник, что соответствует цифровой эпохе, но повышает риски дезинформации. Доверие к специалистам (47%) подтверждает важность экспертного мнения.
Наряду с вышеперечисленным нами сделан акцент на поведенческие факторы риска у обучающихся. Употребление табака молодыми людьми является для любого региона в мире важным предотвратимым фактором риска развития неинфекционных заболеваний и преждевременной смерти в будущем. В настоящее время доказано, что употребление табака приводит к развитию более 20 различных видов злокачественных новообразований и многих других заболеваний, приводящих к ранней инвалидизации.
Так, 69% студентов не курят и не используют альтернативные средства доставки никотина, 22% употребляют вейп, 15% курят сигареты, 3% - некурительные никотиновые смеси. Таким образом, каждый третий студент (31%) регулярно потребляет никотин, что противоречит их осведомлённости о ЗОЖ.
Среди студентов, не занимающихся курением/вейпингом на постоянной основе, 37% пробовали курить/заниматься вейпингом, но отказались, 32% никогда не пробовали (таб. 2). Среди начавших употреблять - 12% - в 17-18 лет (возраст поступления в вуз), 7% - в 15-16 лет. Следовательно, пик начала употребления совпадает с переходом во взрослую жизнь и поступлением в университет. Стресс от академических нагрузок и адаптации может быть триггером.
| Пробовали ли вы курить /заниматься вейпнгом? и в каком возрасте Вы начали курить / заниматься вейпнгом? | Количество | Процент (от общей суммы) |
|---|---|---|
| Раньше 10 лет | 3 | 1,0±0,5 |
| 10-12 лет | 11 | 3,0±0,9 |
| 13-14 лет | 23 | 6,0±1,2 |
| 15-16 лет | 27 | 7,0±1,3 |
| 17-18 лет | 45 | 12,0±1,7 |
| Позже 18 | 2 | 1,0±0,5 |
| Пробовал (а) не понравилось | 135 | 37,0±2,5 |
| Не пробовал (а) | 116 | 32,0±2,4 |
Среди причин курения 70% указывают на стресс, 67% - на влияние друзей ("за компанию"), 44% - на любопытство. Менее значимые причины - мода (29%), подражание взрослым (32%), влияние СМИ (20%).
Несмотря на понимание ЗОЖ, 31% студентов регулярно употребляют никотин. Это связано со стрессом и социальным давлением. Начало употребления часто совпадает с поступлением в вуз, что требует программ поддержки первокурсников.
47% студентов употребляют алкоголь раз в месяц и реже, 27% - никогда его не употребляли. 20% - употребляют 2-4 раза в месяц, 4% - 2-3 раза в неделю, 1% - 4 и более раз в неделю. Несмотря на медицинское образование, 73% студентов употребляют алкоголь (хотя бы эпизодически), что указывает на разрыв между знаниями о ЗОЖ и реальным поведением. 5% (часто употребляющие) - группа риска, требующая особого внимания.
Оценивая отношение к употребляющим алкоголь, 72% студентов относятся к таким людям нейтрально, 22% - отрицательно, 6% - положительно. Нейтральное отношение большинства может отражать нормальность умеренного употребления в обществе. Отрицательное отношение 22% связано с пониманием вреда алкоголя. Положительные оценки (6%) требуют изучения: возможно, это результат влияния субкультур или личных убеждений. Среди ведущих причин употребления алкоголя обучающиеся называют социальные факторы: 73% - влияние друзей ("за компанию"). 32% - подражание взрослым/родителям, а также - стресс, который в 65% случаев является ключевой причиной, что объяснимо для студентов-медиков (высокие нагрузки).
Второстепенные причины - стремление казаться "крутым" (33%), мода (17%), влияние СМИ (17%).
Таким образом, студенты осознают вред алкоголя, но 73% употребляют его, пусть и редко. 65% пьют из-за стресса, 73% - под влиянием друзей. Социальная среда и эмоциональные нагрузки сильнее образовательных установок. Нейтральное отношение к употреблению (72%) может снижать мотивацию к отказу от алкоголя. 5% часто употребляющих - потенциальная мишень для профилактических программ.
Физическая активность и здоровое питание является неотъемлимой частью здорового образа жизни. Однако, только 57% студентов считают физическую активность и здоровое питание необходимыми, 38% - важными, но не главными. 1% отрицает необходимость, 3% безразличны. Только треть студентов (30%) систематически тренируются, несмотря на медицинское образование. В качестве причин могут выступать высокая учебная нагрузка, стресс, отсутствие времени/мотивации. 34% обучающихся соблюдают норму по овощам/фруктам, 77% избегают фастфуда (14% никогда + 63% редко).
42% имеют нарушения сна, что предположительно связано с учебной нагрузкой, стрессом или неэффективным тайм-менеджментом. Недосып снижает когнитивные функции, иммунитет и повышает риск хронических заболеваний. Вместе с тем, 46% студентов испытывают стресс ежедневно, 29% - несколько раз в месяц. Только 5% не сталкиваются со стрессом. Более половины студентов (55%) испытывать трудности в контроле эмоций, что усугубляет стресс и межличностные конфликты.
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека. Факторами, обеспечивающими качественное репродуктивное здоровье, служат: создание стойкой мотивации будущих родителей на строительство полноценной и благополучной семьи, воспитание в себе качеств хорошего семьянина; формирование ответственности партнеров за воспитание детей, подготовка полноценных членов социума, что подразумевает контроль над состоянием их здоровья, получение образования, участие в их физическом, нравственном, психическом и духовном совершенствовании.
Как понимают репродуктивное здоровье наши студенты?
Большинство студентов не учитывают комплексный подход ВОЗ, фокусируясь только на физическом аспекте (табл. 3).
| Для Вас репродуктивное здоровье - это | Количество | Процент (от общей суммы) |
|---|---|---|
| Способность к воспроизводству | 234 | 63,0±2,1 |
| Состояние полного физического, умственного и социального благополучия | 134 | 37,0±2,1 |
| Удовольствие и безопасная сексуальная жизнь | 133 | 37,0±2,1 |
| Затрудняюсь ответить | 35 | 10,0±1,3 |
| Другое | 8 | 2,0±0,6 |
65% студентов определяют его как "способность к воспроизводству", что отражает узкое биологическое восприятие. 37% упоминают социально-психологическое благополучие (по определению ВОЗ), 37% - удовлетворенность сексуальной жизнью. 10% затрудняются ответить, 2% дали иные варианты. Таким образом, большинство студентов не учитывают комплексный подход ВОЗ, фокусируясь только на физическом аспекте.
В качестве мер по сохранению репродуктивного здоровья 87% считают важным медицинские обследования, 71% - ЗОЖ, 63% - отказ от вредных привычек. Только 47% отметили использование презервативов, 39% - сокращение числа партнёров, 6% - воздержание от половых контактов. Полученные результаты указывают на низкий процент акцента на безопасном сексуальном поведении, несмотря на медицинское образование.
В эпоху интенсивной информатизации общества электронные цифровые устройства становятся неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Широкое использование новых информационных технологий требует обеспечения безопасности для их здоровья. Нарушения зрения у обучающихся относятся к числу наиболее важных медико-социальных проблем молодежной среды.
Нами установлено, что 68% студентов проводят за экранами более 4 часов в день, 21% - 3-4 часа. Только 11% тратят на гаджеты менее 3 часов в сутки.
Таким образом, подавляющее большинство (89%) подвергают глаза значительной нагрузке, что превышает рекомендуемые нормы для сохранения здоровья зрения. 58% студентов имеют нарушения зрения, из них - 44% - близорукость (миопия), 13% - астигматизм, 4% - дальнозоркость. 25% респондентов с плохим зрением не знают свой диагноз, что указывает на недостаток диагностики или внимания к проблеме. Только 35% оценивают своё зрение как хорошее.
Высокая распространённость близорукости (44%) может быть связана с длительным использованием гаджетов, особенно среди студентов, проводящих за экранами более 4 часов в день (68%). Существуют риски прогрессирования миопии, синдром сухого глаза, цифровое зрительное напряжение. Отмечается противоречие между знаниями и поведением: студенты-медики осведомлены о вреде длительного использования гаджетов, но 68% игнорируют профилактические меры.
Отмечается недостаточная забота о здоровье глаз: 25% с нарушениями зрения не знают свой диагноз, что свидетельствует о пренебрежении регулярными осмотрами.
Высокая нагрузка на глаза - сочетание академической нагрузки и экранного времени - создаёт риск ухудшения зрения, особенно для группы с миопией.
Таким образом, студенты-медики демонстрируют высокую информированность о ЗОЖ, но их поведение определяется стрессом, социальным окружением и отсутствием ресурсов для реализации знаний. Хронический стресс, недосып и эмоциональная нестабильность формируют порочный круг, усугубляющий риски (курение, алкоголь, нездоровое питание). Будущие врачи игнорируют профилактику своих заболеваний (зрение, стресс) и демонстрируют рискованное поведение (низкая контрацепция, фастфуд).
Студенты-медики - группа с высоким потенциалом для пропаганды ЗОЖ, но их собственное поведение требует коррекции через системные изменения в образовании, инфраструктуре и поддержке психического здоровья. Университет может стать площадкой для формирования нового поколения врачей, сочетающих профессиональные знания с личным примером.
Заключение
|
![]() |
![]() |
Практические рекомендации. Для гармоничного развития студентов важно комплексно интегрировать принципы здорового образа жизни в повседневную учебную практику. Начать стоит с образовательной составляющей: введение в учебные планы курсов по управлению стрессом, тайм-менеджменту и критическому мышлению даст студентам реальные инструменты для борьбы с учебными перегрузками и информационным шумом.
Однако знаний недостаточно без поддерживающей среды. Здесь ключевую роль сыграет создание инфраструктуры благополучия - открытие центров психологической помощи, уютных антистрессовых зон для отдыха, а также организация доступных спортивных секций и столовых, где можно будет позавтракать или пообедать, выбирая из полезных и разнообразных вариантов.
Не менее важным направлением является постоянная профилактика и просвещение. Регулярные офтальмологические осмотры и лекции о цифровой гигиене помогут сохранить физическое здоровье в условиях высокой учебной нагрузки. Параллельно стоит запустить программы, освещающие вопросы безопасного сексуального поведения и репродуктивного здоровья, что является неотъемлемой частью ответственного отношения к себе.
А чтобы поддерживать интерес и вовлеченность, можно активно развивать сообщества по интересам. Создание студенческих клубов ЗОЖ при поддержке менторов из числа старшекурсников создаст атмосферу взаимопомощи. А такие инициативы, как тематические конкурсы и челленджи - например, "Месяц без гаджетов после 22:00" - превратят заботу о здоровье в увлекательный и объединяющий процесс.
Список литературы |
![]() |
1. Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся : монография / под ред. В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. - Москва : Издательство "Научная книга", 2020. - 448 с.
2. Герасименко Н.Ф. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография : в 5 т. / Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко [и др.] ; под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубовой, В. А. Тутельяна. - Москва : Издательство "Научная книга", 2019. - Т. 1. - С. 8-17.
3. Глыбочко П.В. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования : монография / П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попов, Т. Н. Петрова. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2017. - 132 с.
4. Никонова В. Г. Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов в системе высшего образования / В.Г. Никонова, В.Л. Калманович // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - С. 116-118.
5. Рзянкина М. Ф. Распространенность факторов риска социально-значимых заболеваний среди обучающихся в медицинском ВУЗе / М. Ф. Рзянкина, А. В. Горбачев // Журнал научных статей "Здоровье и образование в XXI веке". - 2017. - Т. 19, № 12. - С. 122-127.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»



