ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2011 год № 2

Управление кадровыми ресурсами


УДК 61 : 378.661 (571.62)
Дьяченко В.Г., Костакова Т.А., Пригорнев В.Б.
Профессиональные мотивации будущих врачей
Контактная информация: В.Г. Дьяченко e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Проведен анализ мотиваций выбора профессии врача, который показал, что более чем 2/3 выпускников медицинских вузов сохранили стойкие профессиональные предпочтения в правильности выбора профессии. В качестве будущего места работы выпускники отдают предпочтение коммерческим медицинским учреждениям или федеральным и региональным больницам. Более 20% опрошенных студентов планируют выехать за пределы Дальнего Востока России.
Ключевые слова:
врачи, социологические исследования, мотивации, выбор профессии

V.G. Diatchenko, T.A. Kostakova, V.B. Prigornev
Professional motivations of future physicians
Summary:
The analysis of motivations of professional choice for physicians was held, which showed that more than two-thirds graduates of medical high schools saved resistant professional preferences in correctness of profession's choice. As a future work place graduates prefer commercial medical clinics or federal and regional hospitals. More than 20% of respondents plan to move from the FAR EAST of Russia.
Key words:
physicians, sociological investigations, motivations, choice to professions
Введение

Дальний Восток России продолжает испытывать трудности в обеспечении трудовыми ресурсами большинства отраслей хозяйства региона, в том числе и здравоохранения. Анализ кадровой ситуации в медицинских учреждениях различных государств [10, 11] указывает на сходство формирующихся проблем. Анализ ситуации в здравоохранении Дальневосточного федерального округа (ДФО) показывает, что в ЛПУ региона сохраняются значительные структурные диспропорции, которые заключаются в концентрации коечного фонда и кадровых ресурсов в ЛПУ федерального и регионального уровня, в результате чего сформировался дефицит врачей в ЛПУ районных центров, сельских участковых больницах и врачебных амбулаториях [2, 3]. Такие диспропорции являются отражением неадекватного планирования и расстановки врачебных кадров, а так же с общими проблемами рынка труда региона [4].

За период социально-экономических реформ Дальний Восток России потерял около 2 млн. населения, что сформировало дефицит ресурсов на рынках труда практически во всех отраслях народного хозяйства [8]. Но, если в нефтедобывающей, рыбной, лесной, перерабатывающих и других отраслях определенную часть кадровых проблем можно решать за счет организации вахтового метода работ [2], то в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) здравоохранении региона вахтовый метод не работает и сопряжен со значительными финансовыми затратами [7].

В то же время, кадровый дефицит в здравоохранении ставит на грань существования значительную часть ЛПУ сельских и отдаленных северных населенных пунктов ДФО, поскольку в большинстве из них уровень совместительства врачей уже превышает 2,0 ставки [4]. Существовавшие ранее иллюзии по решению проблем кадрового дефицита в отрасли за счет притока специалистов из республик бывшего СССР, таких, как Украина, Казахстан, Кыргызстан и др., так ею и осталась, поскольку по программам переселения на Дальний Восток России за истекшие годы приехали лишь единицы. В настоящее время ситуация на рынке труда здравоохранения в значительной мере зависит от мотивационных устремлений выпускников региональных медицинских вузов [5, 6].

Неблагоприятные тенденции формирования кадрового потенциала отрасли здравоохранения ДФО требует проведения изучения мотиваций студентов выпускных курсов [1], отражающего их устремления по будущей профессиональной деятельности, в связи с чем целью нашего исследования является анализ формирующихся тенденций в мотивациях поведения будущих врачей в ДФО.

 
Материал и методы исследования

Объектом исследования явились выпускники ГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет" Росздрава. В рамках проведенного социологического исследование по специальной программе было опрошено 618 студентов, 70 аспирантов и 126 врачей-интернов и ординаторов. Программа социологических опросов опиралась на рекомендации академика РАМН А.В. Решетникова [9]. Исследование осуществлено в период с 2008 по 2010 годы. Статистическая обработка материала проводилась на персональном компьютере IBM PC с использованием пакета статистических прикладных программ Statistica 6.0.

 
Обсуждение результатов

Анализ динамики мотивов выбора профессии врача за время обучения выпускников ДВГМУ показал следующее. У более чем 2/3 выпускников сохранились стойкие профессиональные предпочтения в правильности выбора профессии (69,50±2,86%), в то же время 30,50±2,12% выпускников высказали сомнение в правильности выбранной профессии, в частности 53,16±5,61 на 100 опрошенных указали на низкий уровень оплаты труда врача, 8,86±3,20 на 100 опрошенных - на низкий социальный статус врача в современном обществе, 3,80±2,15 на 100 опрошенных - на отсутствие перспектив профессионального роста на будущем рабочем месте, 3,80±2,15 на 100 опрошенных - на высокий уровень риска заболеть профессиональным заболеванием, а 30,38±5,17 на 100 опрошенных - затруднились ответить о причине сомнения в правильности выбора профессии врача (табл. 1).

Таблица 1. Динамика мотивов выбора профессии врача выпускниками ДВГМУ в процессе обучения (%)
Не изменилисьИзменились
Низкий уровень оплаты трудаНизкий социальный статус врачаОтсутствие перспектив профессионального ростаРиск формирования профзаболеванийЗатруднились ответить
Р±mР±mР±mР±mР±mР±m
69,50±2,8653,16±5,618,86±3,203,80±2,153,80±2,1530,38±5,17

По данным социологического опроса выпускников различных факультетов ДВГМУ только 58,69±3,06% уверенно указали на наличие стойкого интереса к овладению знаниями и умениями для успешного функционирования на различных врачебных должностях в медицинских учреждениях, 25,48±2,71% опрошенных затруднились с ответом, 3,47±1,14% указали на то, что учились в вузе без особого интереса, а 12,36±2,04% считают, что они учились "по необходимости" (табл. 2).

Таблица 2. Анализ оценок выпускников ДВГМУ мотиваций к обучению профессии врача (%)
№ п/пМотивации к профессиональному обучениюР±m
1.Учился с интересом58,69±3,06
2.Затрудняюсь ответить25,48±2,71
3.Учиться без особого интереса3,47±1,14
4.Учился по необходимости12,36±2,04

Проведенный в 2010 году в рамках программы исследования социологический опрос выпускников ДВГМУ позволил уточнить ряд формирующихся тенденций в мотивациях поведения будущих врачей. В этой связи хотелось бы отметить, что выпускники вуза с точки зрения структуры источников финансирования обучения весьма неоднородны (табл. 3).

Таблица 3. Структура источников финансирования подготовки выпускников ДВГМУ подвергнутых социологическому опросу (%)
№ п/пПринцип обученияР±m
1.Обучение по целевому набору на бюджетной основе32,82±2,92
2.Обучение в рамках конкурса на бюджетной основе32,43±2,91
3.Обучение за счет родителей (спонсоров)31,66±2,89
4.Обучение за счет личных средств3,09±1,08

Основной частью выпускников является группа студентов поступавших по направлениям ЛПУ и обучающаяся по целевому набору на бюджетной основе (32,82±2,92%), второе место занимают выпускники поступавших и обучавшиеся в рамках общего конкурса на бюджетной основе (32,43±2,91%), третье место - студенты обучавшиеся за счет личных средств родителей или спонсоров (31,66±2,89%) и незначительная часть выпускников (3,09±1,08%) обучалась за счет личных средств, т.е. студенты сочетающие учебу в вузе с работой. Анализ источников финансирования обучения выпускников показывает, что более 65% из них обучалось за счет средств налогоплательщиков.

Следует отметить, что основная часть выпускников ДВГМУ планируют заниматься профессиональной деятельностью по избранной при поступлении в вуз специальности (табл. 4).

Таблица 4. Структура направлений планирования своей деятельности после окончания обучения выпускниками ДВГМУ (в %)
№ п/пНаправление планированияР±m
1.Работать в коммерческих медицинских учреждениях27,41±2,77
2.Работать в региональных (краевых, областных) и федеральных ЛПУ ДФО22,78±2,61
3.Уехать с Дальнего Востока России в её центральные регионы и работать врачом20,08±2,49
4.Вернуться по месту постоянного жительства и работать в ЛПУ муниципального уровня12,36±2,04
5.Заниматься научной деятельностью после обучения в аспирантуре (ординатуре)8,11±1,70
6.Уехать на постоянное место жительства за рубеж и работать врачом4,63±1,31
7.Не планирую работать врачом2,70±1,01
8.Затрудняюсь ответить1,54±0,77
9.Не планирую работать вообще0,39±0,39

Однако первое место в предпочтении выпускников занимает работа в коммерческих медицинских учреждениях (27,41±2,77%), на втором месте среди предпочтений выпускников находится работа в федеральных или региональных ЛПУ (22,78±2,61%), т.е. именно там, где кадровая ситуация весьма далека от критической. Третье место в рейтинге занимают 20,08±2,49% респондентов, которые планируют вообще покинуть Дальний Восток России и работать по избранной специальности в центральных регионах России или столичных городах (Москва и С.Петербург) Только 12,36±2,04% опрошенных выпускников строят планы трудоустройства по месту постоянного жительства в муниципальных медицинских учреждениях, но по узкой врачебной специальности и желательно в стационаре. Пятое место занимает относительно небольшая группа выпускников (8,11±1,70%), которые планируют продолжить образование и затем заниматься научной деятельностью, а шестое (4,63±1,31%) - группа наиболее подготовленных студентов, изучающих иностранные языки (английский и реже японский), строящие планы связанные с отъездом на постоянное место жительства за рубеж (США, Австралия, Ю. Корея и КНР)

На седьмом месте выпускники вуза (2,70±1,01%), которые после получения диплома врача (провизора) не планируют работать по избранной специальности и использовать полученные профессиональные знания. Исключение составляют выпускники стоматологического факультета, где все, без исключения респонденты однозначно указали на свои планы продолжать профессиональную карьеру врача-стоматолога. Только 6,25±2,71% выпускников лечебного факультета планируют работать участковым (семейным) врачом, на педиатрическом факультете таких несколько больше - 8,33±3,57%. Что же относительно выпускников стоматологического факультета, то врачом-стоматологом общей практики ни один из опрошенных не собирается работать, хотя именно она будет указана в сертификате выпускника после окончания интернатуры по стоматологии.

 
Заключение

Региональное кадровое планирование проводится без учета изменения мотиваций будущих врачей в условиях рынка труда, что отрицательно сказывается на уровне обеспеченности врачами ЛПУ сельских и отдаленных районов ДФО. Анализ мотиваций выбора профессии врача показал, что у более чем ? выпускников медицинских вузов региона сохранились стойкие профессиональные предпочтения в правильности выбора профессии (69,50±2,86%), в то же время 1/3 (30,50±2,12%) выпускников высказали сомнение в правильности выбранной профессии. Ведущим в выборе будущего места работы среди выпускников занимает работа в коммерческих медицинских учреждениях (27,41±2,77%), на втором месте среди предпочтений выпускников находится работа в федеральных или региональных ЛПУ (22,78±2,61%), но более 20% респондентов планируют работать за пределами Дальнего Востока России.

 
Список литературы
 
  1. Горбач Н.А., Гончарова Г.Н., Большакова И.А. Сравнительный анализ медико-социального и психологического портрета студентов // Здравоохранение РФ. - 2003. - №2. - с.38-40.
  2. Дьяченко В.Г., Пригорнев В.Б. О совершенствовании кадрового обеспечения здравоохранения Дальнего Востока. //Власть и управление на Дальнем Востоке России". 2003. - № 3. - С. 40-48.
  3. Дьяченко, В. Г., Пригорнев В.Б., Костакова Т.А. Кадровый кризис системы здравоохранения Дальнего Востока России // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. - 2009. -№ 3 (11). - С. 100-108.
  4. Дьяченко, В. Г., Костакова Т.А. Проблемы кадровой политики здравоохранения Дальневосточного федерального округа // I Медицинский форум Сибири : сборник материалов конференции. - Новосибирск, 2011. - С. 50-52.
  5. Кузьменко М.М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты (современное состояние проблемы) // Проблемы социальной гигиены и истории медицины - 1996 - №4 - с.42-46.
  6. Новиков Ю.В., Агамов А.Г., Кайкова Л.В. О работе с выпускниками по содействию их занятости на рынке труда / Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Научная конференция к 80-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. Сеченова. М., 2002.- с. 209-213.
  7. Пригорнев В.Б., Дьяченко В.Г., Сулейманов С.Ш. Некоторые оценки и характеристики профессиональных намерений выпускников ДВГМУ // Материалы второй научно-практической конференции "Семейная медицина: проблемы и перспективы". - Хабаровск, 2001. - С. 26-29.
  8. Пригорнев В.Б., Щепин В.О., Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А. Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы. - Хабаровск, 2003. - 368с.
  9. Решетников А.В. Социология медицины. М., 2002. 975 с.
  10. Чжоу Маньшэн. Выход государства на международный рынок образовательных услуг и перспективы китайско-российского сотрудничества//Россия-Китай: Образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. Сравнительный анализ//Под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова и Чжу Сяомань. М., 2007. С. 453.
  11. Dumont JC, Zurn P. Immigrant health workers in OECD countries: an assessment of the situation in the broader context of highly skilled migration. In: International Migration Outlook 2007. Paris, Organization for Economic Co-operation and Development, 2007.