2019 год № 2
Учебно-исследовательская работа студентов
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Школьная стоматология - один из важнейших разделов детской стоматологии, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста на основе диспансеризации [7, 11]. Организация школьной стоматологии представляет собой стоматологическую помощь детям, основанную на раннем выявлении и устранении как самих заболеваний, так и факторов риска их возникновения, на основе совместной работы учреждений здравоохранения и просвещения в целях оздоровления детей [1]. В школе создаются условия для широкого охвата детей в возрасте от 6 до 18 лет диагностическими, профилактическими и лечебными стоматологическими мероприятиями [2].
Школьная стоматология обеспечивает равный доступ детей к профилактической и лечебной стоматологической помощи независимо от имущественного и социального положения их семей [5]. Многочисленные исследования показали [3, 9, 10], что до сегодняшнего дня школьная стоматология остается востребованным направлением профилактики заболеваний полости рта. Стоматологический статус ребенка является одним из основных показателей общего состояния организма [13, 11], и разработка системы мероприятий, направленных на снижение показателей стоматологической заболеваемости должна быть неотъемлемой частью программ по оздоровлению населения Российской Федерации [4, 8].
Цель исследования: определить роль школьного врача стоматолога в формировании стоматологического здоровья ребенка.
Задачи исследования:
1. Определить состояние полости рта и уровень у школьников 4 классов МОУ СОШ №33 и МБОУ Гимназии №8 г. Хабаровска.
2. Провести социологический опрос методом анкетирования с целью выявления исходного уровня гигиенических знаний школьников.
3. Выявить взаимосвязь исходного уровня гигиенических знаний и показателя интенсивности кариеса (КПУ+кп).
Материалы и методы
|
|
Объектом данного клинического обследования являлись 90 учеников начальной школы 4 "А" и 4 "Б" классов МБОУ Гимназии №8 г. Хабаровска, не имеющей школьного кабинета стоматологии, и 4 "А и 4 "Б" МБОУ СОШ № 33 г. Хабаровска, где работает школьный врач-стоматолог и осуществляет плановую санацию и профилактическую работу в течение длительного времени. На базе данных школ изучалась распространённость и интенсивность кариеса по показателю КПУ+кп и определения уровня гигиены с помощью упрощенного индекса гигиены ИГР-У (J.C.Green, J.R.Vermillion) [6]. Родители обследуемых были проинформированы о целях и задачах исследования, что подтверждалось письменным информированным согласием.
Проведено анкетирование 90 учеников для оценки уровня знаний о профилактике стоматологических заболеваний. Разработана специальная анкета, состоящая из 15 вопросов и условно разделена на 4 блока. Первый блок анкеты включал в себя вопросы о средствах и предметах гигиены полости рта, второй блок был посвящен правильному питанию школьников, третий блок включал вопросы непосредственно об отношении к работе стоматологического кабинета. Статистическая обработка и оценка в баллах результатов анкетирования проводились по формуле Г.И.Разумеевой, Е.В.Удовицкой. [13]. Обработка полученных материалов проводилась с использованием пакета программ MSOffice 2010. Сравнительный анализ частоты распределения оцениваемых показателей проводился с помощью пакетов статистических программ Statistica 7.0.
Обсуждение результатов
|
|
В ходе данного клинического обследования было установлено: распространённость кариеса в МБОУ Гимназии № 8 составила 91,7%±0,8, а в МОУ СОШ № 33 76,4%±0,4 (p<0,05). Показатель интенсивности кариеса в Гимназии №8 КПУ+кп=7,3±1,5, что соответствует субкомпенсированной форме кариеса, а в МОУ СОШ № 33 среди учеников 4-х классов показатель КПУ+кп=3,5±1,1 (p<0,05), который характеризуется как компенсированная форма кариеса
В результате определения упрощенного индекса гигиены по J.C.Green, J.R.Vermillion в Гимназии №8 результат среди школьников составил 2,3±0,6, что соответствует неудовлетворительной гигиене полости рта, а в МОУ СОШ №33 был зарегистрирован показатель в два раза ниже - 1,2 ±0,5 - удовлетворительная гигиена полости рта, (p<0,05).
Результаты социологического опроса подтвердили разный уровень знаний в этих учебных заведениях. Уровень гигиенических знаний среди учеников Гимназии №8 составил 0,56±0,03, что характеризуется средним уровнем знаний, а в МОУ СОШ №33 получен значительно лучший результат 0,85±0,06 (p<0,05), что соответствует высокому уровню знаний. Эти данные говорят о положительном результате санитарно-просветительской работе школьного врача стоматолога.
Количество правильных ответов в каждом блоке распределилось неравнозначно. В первом блоке о средствах и методах гигиены полости рта ученики МОУ СОШ №33 дали 86,5±0,6% правильных ответов, в Гимназии №8 всего 63,2±0,9% (p<0,05). Пробелы в знания у школьников были выявлены в таких вопросах, как "Сколько раз в день нужно чистить зубы?", "Как долго по времени нужно чистить зубы?", "Знаете ли вы чем полезен фтор?" и "Что такое ирригатор?". Во втором блоке, о правильном питании школьников, количество правильных ответов было примерно одинаково 87,3±0,5% в МОУ СОШ 33 и 86,8±0,3% в Гимназии №8 (p>0,05). Полученные практически равные значения можно объяснить тем, что вопросы о правильном питании детям рассказывают на уроках здоровья врачи-педиатры, и так же детям освещают вопросы о рациональном питании учителя на уроках биологии. Наиболее наглядным явился анализ блока, посвященного отношению детей к работе школьного врача-стоматолога (Рис.1). Практически все дети МОУ СОШ 33 дали 91,5±0,7% позитивных ответов и имеют положительный стоматологический опыт общения, в отличии от детей Гимназии №8, в которой количество позитивных ответов значительно меньше и составляет 72,3±0,4% (p<0,05). Таким образом, различия в уровне знаний у детей в разных школах обуславливают разную степень усвоения навыков индивидуального ухода, что отражается на уровне гигиены полости рта. Значительную роль в санитарном просвещении отводится врачу стоматологу в школьном стоматологическом кабинете.
Рис. 1. Отношение детей к работе школьного врача-стоматолога.
* - Статистически значимые различия (p<0,05).
На основании полученных результатов анкетирования и осмотра были разработаны и дифференцированно проведены уроки здоровья. В МОУ СОШ №33 доминирующее значение было уделено урокам о методах и средствах гигиены полости рта. В Гимназии №8 в связи с выявленными пробелами знаний урок здоровья охватывал все разделы по профилактике стоматологических заболеваний и включал в себя вопросы о профилактике, о методах и средствах гигиены полости рта, о правильном и рациональном питании школьников и о важности посещения врача стоматолога.
По результатам данного клинического обследования и социологического опроса было установлено, что ученики Гимназии №8 и МОУ СОШ №33 г. Хабаровска имеют не равнозначные показатели интенсивности кариеса и уровня гигиены полости рта, что подтверждается исследованием Т.И. Чебаковой [12]. Полученные клинические и социологические данные свидетельствуют о том, что различный стоматологический статус обуславливает неодинаковый уровень знаний школьников, что связано с просветительской работой школьного врача стоматолога. Разработанные уроки здоровья, с учетом выявленных пробелов в знаниях, позволяют повысить уровень знаний о профилактики стоматологических заболеваний и улучшить уровень мануальных навыков школьников [3, 5, 12]. Особая роль уделяется именно школьной стоматологии, которая способна выявить данные пробелы в знаниях и исправить ситуацию.
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает разработка и внедрение школьных стоматологических программ, как наиболее приспособленных к современным условиям и обладающих возможностями задействовать имеющиеся ресурсы школьных стоматологических кабинетов [6, 8]. Новые социально-экономические условия, современное развитие стоматологии диктует необходимость создания новой, современной концепции школьной стоматологии в России. Существует необходимость разработки четкой схемы и порядка работы, планирования объемов и спектра оказываемой помощи, а также квалифицированной оценки эффективности школьных программ [8, 12, 13].
Заключение
|
|
1. Выявлен высокий показатель распространённости кариеса среди учеников 4-х классов в МБОУ Гимназии № 8, который составил 91,7%±0,8, а в МОУ СОШ № 33 76,4%±0,4 (p<0,05). Показатели интенсивности кариеса: ученики Гимназии № 8 имеют КПУ+кп=7,3±1,5 (субкомпенсированная форму), а в МОУ СОШ № 33 средний показатель КПУ+кп=3,5±1,1 (компенсированная форма кариеса) (p<0,05). Показатели резко отличаются в связи с работой школьного врача стоматолога.
2. Данные анкетирования показали средний уровень гигиенических знаний среди учащихся 4 классов Гимназии №8, и который составил 0,56±0,03 , а в МОУ СОШ №33 получен результат высокого уровня гигиенических знаний 0,85±0,06(p<0,05).
3. Наиболее значимые пробелы знаний были выявлены у учеников МБОУ Гимназии №8. В блоке о предметах и методах средствах гигиены полости рта было получено всего 63,2±0,9% правильных ответов, а в МОУ СОШ 33 количество правильных ответов в данном блоке было 86,5±0,6%.
4. По результатам уровня знаний о гигиене полости рта были дифференцированно разработаны и проведены уроки здоровья в каждой школе, в зависимости от того по каким блокам было выявлено больше всего пробелов в знаниях.
Список литературы |
|
- 1. Баранов А.А., Кучма В.Р. "Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях"/ Баранов А.А., Кучма В.Р.// - Москва: 2009.
- 2. Боровая М.Л., Гулько Е.М. Обучение детей уходу за полостью рта, учитывая типы темперамента // Стоматология: наука и практика: сб.материалов "Утробинские чтения" под.ред.проф.А.В.Анохиной [и др.]. - Казань: Участок ротопринтной печати НБ КГМА, 2015.
- 3. Боровский Е.В. "Стоматологический уровень здоровья в наших руках"/ Е.В.Боровский, Л.М.Лукиных // Маэстро стоматологии - 2004. - №3. - с.17-19.
- 4. Кармалькова Е.А. Отношение школьников к посещению стоматологов / Интегративная медицина в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии: Сб.тр. науч.-практ. Конф. С междунар. Участием "Паринские чтения 2014" (Минск, 10-11 апр., 2014) / под общ.ред. И.О.Походенько-Чудаковой; редкол.: Д.С.Аветиков [и др.]. - Минск: Изд.центр БГУ, 2014. - С.429-430
- 5. Кисельникова Л.П., Чебакова Т.И. "Школьная стоматология"/ Кисельникова Л.П., Чебакова Т.И.// - ГЭОТАР-Медиа: 2019. - 439 с.
- 6. Леонтьев В.К., Кисельникова К.П. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. - 2-е изд., перераб. и доп. 2019 г., - 952 с.
- 7. Леус П.А. "Оптимизация программ стоматологической помощи детям школьного возраста" // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. -№2. - С. 59-64.
- 8. Нефедовская Л.В. "Пути оптимизации стационарной помощи детям"/ Нефедовская Л.В.// -Литтера: 2007.
- 9. Старкова С.Ю. Проблемы профилактики современной стоматологии. - 2002.- №3-4,- С.74-75.
- 10. Чебакова Т.И. Клиническая и кадровая эффективность внедрения гигиенистов стоматологических в школьную стоматологию Новосибирска-2015. - Т. 76 №4. -С. 4-6.
- 11. Шаковец Н.В., Кленовская М.И. Оценка риска кариеса зубов// Стоматологический журнал. - 2015. - №4. - С. 256-263
- 12. Шаковец Н.В., Терехова Т.Н. Особенности стоматологического обследования детей // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2014. - №4. - С. 13-17
- 13. Schwarz E. Global aspects of preventive dental care // Int. Dent. J. 2007.
- 14. Prevention of dental diseases// WHO, TRS-846. 1994.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»